Наши публикации 

Вазы ритуальные, парные. Бронза. Литье. ХIХ век. Китай. Высота 42 см

Наружная поверхность основания поверхность тулова декорирована рельефным цветочным орнаментом и картушем в обрамлении растительного орнамента («вьющаяся ветвь») , в центре - сюжетная сцена, изображающая двух идентичных крылатых мифических животных, напоминающих единорога. Это архаическое существо из древнекитайской мифологии Ци-линь, один из четырех живых существ несущих благо (единорог, дракон, черепаха, феникс). 


Единорог считается главным из 360 существ живущих на суше. У него туловище оленя, хвост быка, копыта лошади. Рог имеет короткий, мягкий (иногда два) — из мяса, по легенде, обитал в Китае за 22 в. до н.э., служит при дворе императора по судебным делам, имеет шесть разновидностей. Внешний вид Ци-линя менялся. С 5 века нашей эры у него появляются крылья, тело льва, он становится носителем власти и силы, что говорит о влиянии мифологии Ближнего Востока. Ци — линь живет 1000 (по некоторым источникам до 3000 лет) и олицетворяет абсолютное добро, душевное величие, плодовитость и долголетие, питается только палой листвой. Его кротость такова, что он все время оглядывается, что бы не раздавить какой-нибудь козявки. В последствии, в 15 в. до н.э., этот образ был перенят японцами во время развития учения об «инь» и «янь» под именем Кирим ( в современном японском языке - это слово означает «жираф»). Ци (или «ки») — мужское начало, линь — женское. В Японии он передвигается с камня на камень, чтобы не мять даже траву. В Китае и Японии считается посланником, передающим богам просьбы людей об обильном урожае, мире и т.д. Ци-линь также является аналогом нашего аиста, но приносит исключительно мальчиков, если ребенок очень умен, говорят, что он «сын ци-линя».


Ножки вазы фигурные, верхняя часть их выполнена в виде рельефного изображение стилизованных птиц с раскрытыми крыльями, клювом петуха. Это также архаический символ — фэнхуан (аналог птицы феникс, павлина). Гребень птицы символизирует восход солнца и говорит о его солярной природе. В древнекитайской мифологии птица имеет клюв петуха, хвост рыбы, зоб ласточки, шею змеи, спину черепахи, рисунок на тулове, как у дракона - чешуйчатый. Но чаще ее изображение похоже на павлина. Существует поверье, если увидишь фэнхуан - наступит мир. В период средневековья этот символ означал супружескую верность, благоденствие, а также являлся символом невест и императриц. Сосуды с ее изображением появляются с эпохи династии Шан-Инь (1600 по 1027 г.г. до н.э.)


Поверхность горловины вазы декорирована в нижней части растительным («вьющаяся ветвь») и срединной части цветочным рельефным поясным орнаментом. Ручки - держаки крепятся к горловине, выполнены в форме змее подобных драконов. Дракон в верованиях Китая и Японии считается всемогущим существом — единственное мифотворческое существо в восточных гороскопах. В Китае — символ жизни, света, могущества, обладает космической энергией, повелевает землей, воздухом, водой и огнем.


Разновидностей драконов много. Они отличаются по цвету (желтый например — символ китайской императорской семьи), по внешнему виду и функциям, которые они выполняют. В данном случае, скорее всего, изображен Чиа — дракон, обитающий в горах или болотах — змее подобный, имеет четыре лапы, голова маленькая, безрогая. Изображение дракона и птицы считается отпугивают злых духов. В комплексе изображения на вазах, а также логика их размещения говорят о том, что возможно данный предмет имеет отношение к свадебной церемонии, символизирует семейное благополучие, так как вся символика связана с мужским и женским началом, детьми, супружеской верностью и благополучием. На свадьбах лун и фен соединяются, и тогда рождаются дети. При рождении сына - говорили «у меня родился маленький лун», если рождалась девочка — «красавица фэн».


В растительном орнаменте присутствуют изображения цветка пиона, как символ богатства, весны и любви, и лотоса 

 символ безупречной чистоты. Цветок лотоса, так же способствует созданию покоя в семье.



Древнекитайские мифы и их последующая трансформация, говорят о взаимодействии нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры.


Возврат к списку