Наши публикации 

Вышивка Северо-Восточного Приазовья из коллекции рушников. Первая половина XIX века – 70-е годы XX века

История музейного предмета из коллекции  «Ткани».
Вышивка – издревле была на Руси одним из самых любимых и распространенных видов народного творчества. Каждая женщина должна была владеть этим умением. Искусству вышивания девочек начинали обучать с раннего детства. Вышивали одежду и предметы быта (постельные принадлежности, скатерти, занавески).

Особняком в этом ряду стоят рушники. Они имели не столько утилитарное значение, сколько являлись незаменимым атрибутом многих обрядов: свадебного, родильного, поминального, служа своеобразными оберегами, то есть сопровождали человека с рождения и до смерти. Вышивка на рушниках имела много символов и скрытого смысла, восходящего к древним славянским традициям, связанным с культом плодородия и культом предков.

   Рушник. Девичье очарование.jpg   Рушник. Мураевенская вышивка.jpg     

Именно рушники и составляют основу нашей коллекции «Вышивка Северо-Восточного Приазовья».

Коллекция рушников в фонде «Ткани» одна из самых многочисленных –  свыше 150 единиц хранения. Начало ее комплектования было положено в 20-е годы прошлого века. Большинство предметов собрано во время историко-бытовых экспедиций по окрестным селам. Хронологические рамки коллекции – первая половина XIX века – 70-е годы XX века.

Техника вышивания, сюжеты и мотивы вышивки весьма разнообразны. Это обусловлено историей нашего края.   

В начале 70-х годов ХVIII века, после заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнарджийского мирного договора, Россия превратилась в Черноморскую державу и развернула энергичное заселение и активное освоение обширных пространств плодородных приазовских степей. В результате миграционной политики Екатерины II стал складываться определенный этнический образ города и его окрестностей: это донские казаки, украинские семьи, расселение которых было оформлено указом от 24 мая 1779 года, албанцы, греки, армяне, выходцы из средней полосы России. Компактное проживание народов с разными культурными традициями способствовало взаимопроникновению обрядов и обычаев и повлияло на развитие народного декоративно-прикладного искусства, в том числе и на вышивку. Мастерицы-вышивальщицы учились друг у друга, заимствовали техники, стили.

Рушники в нашей коллекции украшены вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевами, выполненными в разных техниках, тесьмой.

Большинство рушников вышиты крестом. Крест всегда рассматривался нашими предками, как оберег, защищающий от злых сил. Для вышивания использовались в основном нитки красного и черного цвета. Ряд рушников вышит гладью. Присутствует также строчевая вышивка, шитье белым по белому. Кружево выполнено в разных техниках. Это и игольное кружево очень тонкой работы, и кружево, связанное крючком, и машинное кружево. Орнаменты вышивки тоже весьма разнообразны: растительные, геометрические, геометризованные, орнаменты с изображением животных.

      Рушник. Пахарь.jpg   Рушник. Пляска (2).jpg

Особый интерес представляют сюжетные рушники, такие как «Пляска» и «Пахарь».

Материал подготовили хранители отдела фондов Таганрогского музея-заповедника С.П.Тартанова и И.Б.Сидорова, телефон 61-14-76. 


Возврат к списку