Наши публикации 

"В.Д.Поленов."Пруд с вётлами". Возвращение."

   "В.Д.Поленов."Пруд с вётлами". Возвращение."

                      (История одной картины.)

                                                 "... искусство выше временных треволнений;

                                                  они, как бы ужасны ни были, проходят,

                                                 а искусство остаётся."

                                                                                          Василий Поленов.

 

Третий год в выставочном зале ЮРНКЦ им. А.П. Чехова Таганрогского музея - заповедника работает уникальная выставка "В.Д.Поленов."Пруд с вётлами". Возвращение."  

            Цель этой экспозиции, раскрыть историю музейного предмета, судьба которого, не менее захватывающая и интересная, чем жизнь человека. В ней - рождение и обретение успеха, служение красоте и людям, похищения и странствия, торжество доброй воли и человеческого благородства и, наконец, триумфальное возвращение на родину.

         Обратимся к её "одиссее", которую по праву можно считать удивительной историей со счастливым финалом.

        "Ветловый пруд» , так первоначально называлась полотно, был создан В.Д.Поленовым в 1880году и продолжил серию работ, посвящённых столь любимым художником "тихим неприметным озерам". Хорошо известны семь полотен В.Поленова, на которых художник запечатлел небольшие заросшие пруды. Они находятся в крупнейших художественных музеях нашей страны.

         Таганрогская картина "Вётлов пруд", в связи со своей трагической историей выпала из поля зрения искусствоведов, изучавших творчество художника. Рассматривая её сейчас в контексте пейзажной живописи мастера, мы видим, что автор остаётся верен себе в стремлении постичь и запечатлеть спокойную и гармоничную картину природы, единение человека и мироздания.

        Тихая ранняя осень, в лесных зарослях затерян небольшой лесной пруд. Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. Даже силуэт маленькой цапли на берегу, не сразу приметный глазу, ничем не нарушает этот покой и тишину, а лишь напоминает нам о том, что всюду жизнь.

         Когда всматриваешься в полотно, вспоминаются строки известного поэта Н.Ф.Щербины, уроженца Таганрога

 

"Верь мне, одна без различия жизнь, и людей и природы.

Всюду единая царствует мысль, и душа обитает

В глыбах камней бездыханных и в радужных листьях растений."

 

        Картина "Пруд с вётлами" построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков,, лишь кое-где уступая палитру другим цветам. Темная стена могучих деревьев возвышается на заднем плане. Через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темно зеленые кроны открывается — маленьким кусочком, словно осколком, жемчужно серое небо. Светлое небо и темнота лесной чащи соединяются затем в зеркальной поверхности пруда, с  плавающими по его поверхности желтыми осенними листьями.

          Здесь мы видим продолжение тех приёмов, которые художник использовал при создании знаменитой картины "Заросший пруд", которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. "Пруд с вётлами" также демонстрирует высокое мастерство В.Поленова в работе с оттенками зеленой гаммы, которая обретает исключительную красоту и богатством нюансировки.

В 1879 году В.Д.Поленов вошёл в Товарищество передвижных художественных выставок. Уже упоминалось, что картина "Вётловый пруд" была создан в 1880году. Под этим названием она впервые упоминалась в каталоге 10-й выставки Товарищества передвижников 1882 года.

С середины 1880-х годов передвижники начинают проводить параллельные выставки, разъезжавшие по городам России. На нескольких таких выставках демонстрировалась работа В. Поленова, в том числе она участвовала в параллельной выставке Товарищества передвижников, проходившей в городах юга (Воронеж, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог) весной 1887г.

Второй раз "Вётлов пруд" побывал в Таганроге во время приезда ХVII выставки Товарищества передвижных художественных выставок в 1890 г. Выставка была размещена в здании универмага Майкопар, на главной улице города - Петровской. В этот приезд картина и была приобретена Антоном Захаровичем Хандриным представителем состоятельного греческого рода, с конца ХVIII века, проживавшего в Таганроге. Мировой судья, городской голова Таганрога (1909-1911 гг., 1918г.) он активно участвовал не только в общественной, но и культурной жизни города.
        В конце ХIХ- нач. ХХ в.в. традиции передвижничества распространяются и в провинции. В это время в Таганроге работала группа талантливых художников, выпускников Академии художеств (С.И Блонская, Д.М Синоди - Попов, Б.Н Кубицкий, Л.Е.Егоров). Они проводили выставки своих работ, а также, объединялись с коллекционерами, покупавшими как их работы, так и произведения известных мастеров.

Одна из таких выставок состоялась в 1913 г., на ней А.З Хандрин представил шесть живописных полотен, среди которых была картина В.Д. Поленова «Ветлов пруд».

         После 1920 г. работа Поленова была национализирована и передана в городской музей. В 1930 г. Городской музей был пере­именован в Таганрогский краеведческий музей и переведён в здание бывшего Коммерческого клуба(дворец Н.Д.Алфераки). К концу 30-х гг. его коллекции, в комплектовании которых принимали участие выдающиеся деятели литературы, искусства и науки (А. П. Чехов, К. А. Савицкий, братья Миллеры, И. Я. Павловский п многие дру­гие), насчитывали девятнадцать с половиной тысяч единиц хранения, были размещены в залах этого здания.

     17 октября 1941 г. Таганрог был занят немецко - фашистскими войсками. Его оккупация продолжа­лась 683 дня. В это время музей продолжал работать. Сотрудники музея предпринимали всё возможное для сохранения экспонатов. Но их усилия в условиях оккупационного режима были трагически обречены. Во время Великой Отечественной войны, коллекции музея был нанесён значительный урон. Особенно пострадала коллекция живописи .

          В феврале 1943 г., после победы советских войск под Сталинградом, фронт стал стре­мительно приближаться к Таганрогу. Отдел пропаганды VI танкового полка, опережая специальные службы Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга, приступил к «спа­сению» и конфискации культурных ценнос­тей Таганрогского музея. Часть его экспонатов была вывезена. 27 августа 1943 г., за три дня до освобождения Таганрога войсками Южного фронта, немецкое командование, покидая город, вновь изъяло часть музейных ценностей из фондов музея.

            В числе изъятых экспонатов были полот­на Айвазовского, Богданова-Бельского, По­ленова, Леонтовского, Шишкина и др. Согласно акту от 27 августа 1943 г., составленному сотрудниками музея, картина В.Поленова «Пруд с ветлами» числится в группе музейных предметов, похищенных и вывезенных немецкими войсками при отступлении. Сразу после освобождения Таганрога сотрудниками музея были составлены списки похищенного, которые уже в наше время сыграли свою решающую роль в возвращении картин в Таганрог.

         В 2005-2006 гг. сотрудники Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника приняли участие в издательском проекте Министерства культуры РФ - «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Каталог издавался по решению Государственной комиссии по реституции культурных ценностей от 13 января 1997 г. Его тринадцатый том посвящен предметам из таганрогского музея, утраченным в 1941-1943 годы. В ходе работы было установлено, что за время оккупации Таганрогский музей утратил 4624 музейных предмета, более трети своего предметного фонда. На страницах каталога даны описания 248 похищенных музейных предметов, впервые опубликовали редкие документальные источники, фотографии. Среди утраченных экспонатов, внесённых в каталог указана и картина В.Поленова.

            Спустя десять лет, в ноябре 2016 г., в адрес директора музея-заповедника Елизаветы Васильевны Липовенко пришло письмо из Германии от руководителя проекта «Германо-российский музейный диалог» ответственного референта культурного фонда федеральных земель доктора Бритты Кайзер-Шустер и доктора Регины Денель. В нем они рассказали о деятельности группы немецких ученых по поиску в немецких собраниях экспонатов, похищенных из российских музеев в годы Второй мировой войны и обратились в связи с одной из картин, вывезенных немецкой армией из Таганрога в 1943 г. - «Пруд с ветлами» В.Д. Поленова, о которой они узнали, познакомившись со «Сводным каталогом утраченных ценностей Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника».

           Доктор Бритта Кайзер-Шустер, рассказала о том, как сложилась судьба картины после окончания войны, а также сообщила, что «…исследования коллег из «Германо-Российского музейного Диалога» показали, что картина из Киля является, по всей вероятности, утраченным Вашим музеем произведением искусств… проведенная нами работа сделала возможной передачу картины из Кунстхалле Киля обратно Вам в Таганрог».

           Более семидесяти лет работа В.Д.Поленова странствовала по Германии. С 1959-х года она попала в поле коллекционеров живописи, несколько раз сменила хозяев. Спустя почти 30 лет, в 1986 году, полотно В. Поленова "Пруд с ветлами" было выкуплено за 40 000 немецких марок у наследников коллекционера Георга Шефера Художественным музеем Киля на средства Культурного фонда земли Шлезвиг – Гольштейн.

                Директора выставочного зала города Киля доктор Анетте Хюш, после переписки с таганрогскими коллегами и получения дополнительной информации и документов, сообщила, что Кунстхалле Киль хочет вернуть Таганрогскому музею-заповеднику данную картину в соответствии с действующим международным правом и в соответствии с «Немецко-Русским Соглашением о культурном сотрудничестве» 1992 г.

26 сентября в Киле прошла торжественная церемония передачи, в которой с российской стороны приняли участие первый советник посла РФ в Германии, руководитель отдела культуры посольства РФ О.Ю. Ксенофонтов, министр общего и профессионального образования Ростовской области Л.В Балина, директор Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Е.В. Липовенко.

Представители Германии в своих выступлениях не раз подчеркивали, как дорога им картина, которой предстояло вернуться в Россию. «Это потеря для нашего собрания значительная, но произведение «Пруд с ветлами» по закону принадлежит Вашему музею», - сказала директор выставочного зала Киля Анетте Хюш.

       Возвращение шедевра стало значительным событием культурной жизни не только для нашего города, но и всей страны. Его судьба несёт на себе печать сложной, трагической истории России. И в то же время служит ярким подтверждением того, что истинное искусство всегда служит идеалам добра и красоты, торжествующими над всеми горестями и бедами человеческого бытия.

                                             

А.А.Цымбал, старший научный сотрудник ТГЛИАМЗ

                                                    


Возврат к списку