26 октября состоялся выездной семинар «Опыт музейного проектирования в государственных музеях Ростовской области» на базе Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.
В ходе семинара поднимались вопросы о реализации и проектирования новых музейных экспозиций; об использовании потенциала общественных проектов «Без срока давности» и «Трибунал» в мероприятиях по защите российских традиционных духовно-нравственных ценностей, а также противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны и героизации нацизма; о музейном проекте «Гимназический сад»; об этапах создания музейной экспозиции; о подготовке отчетности за 2023 год.
Практическая часть программы включила посещение Историко-краеведческого музея (Дворец Алфераки) по вопросам работы музея в условиях отсутствия постоянной экспозиции.
Приняли участие представители 16 областных музеев, а также специалист-эксперт министерства культуры Ростовской области – Елена Ивановна Шевченко, директор Таганрогского музея-заповедника – Елизавета Васильевна Липовенко, заведующий информационно методическим отделом ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения» - Ирина Владимировна Моисеева и сотрудники музея-заповедника.
Октябрь для семьи Чеховых был месяцем двух знаменательных событий. 6 октября праздновали день рождения младшего сына Миши, а 29 октября – день свадьбы родителей (даты даны по старому стилю).
Познакомили 29-летнего приказчика Павла Чехова с 24-летней девицей Евгенией Морозовой их братья, Митрофан Чехов и Яков Морозов, знавшие друг друга еще по службе у ростовского купца Байдалакова. Они же, вероятно, были шаферами на свадьбе.
Подробностей этих событий мы не знаем, но можем предположить, что все традиции были соблюдены. Родственники со стороны жениха убедились, что невеста сравнительно красива, здорова, работяща и смирна нравом. В доме Александры Ивановны Морозовой, маменьки невесты, состоялось сватовство, затем заручение и благословение будущей семейной пары. Судя по сохранившимся письмам, на свадьбу в числе других гостей были приглашены из Моршанска крестная мать невесты и родственники жениха из Калуги.
Молодые обвенчались в таганрогской Успенской соборной церкви 29 октября 1854 года. На свадьбу сына из платовского имения приехали родители жениха, Егор и Евфросинья Чеховы.
В своей записной книжке молодой супруг сделал пометку: «29 октября 1854 г. Совершился брак.» А много позднее, в 1892 году, живя в подмосковном Мелихове, Павел Егорович начал писать дневник и вновь вернулся к давним событиям, которые записывал уже по памяти: «1854. Вступил в брак с девицею Е.Я. Морозовою 29 октября».
Бокалы, из которых пили молодые на свадьбе, в семье бережно хранили все годы. И сегодня они экспонируются в Доме-музее А.П. Чехова в Ялте.
В этом году исполняется 150 лет с тех пор, как величайший в мире драматург (не считая В. Шекспира) А.П. Чехов впервые побывал в театре и узнал, что это такое. Пришел, увидел, полюбил.
Нам неизвестен не только день, но и месяц, в который произошло судьбоносное событие. Ведь первый в жизни Антона спектакль одна и та же труппа показала и в сентябре, и в октябре. В экспозиции Литературного музея А.П. Чехова представлена афиша комической оперы Ж. Оффенбаха «Елена Прекрасная». На ней указана дата - 4 октября 1873 года. Возможно, в этот день и случилось знакомство будущего драматурга с драматическим искусством.
В России в то время были очень популярны мелодрамы, комедии, водевили, оперетты, значительная часть которых пришла из Франции и Германии. Переводили модные новинки все, кому не лень — антрепренеры, режиссеры, актеры. Ведь им постоянно требовались новые пьесы. А в театральных труппах встречались люди, получившие хорошее образование, знавшие языки. Среди них были дворяне и дети богатых купцов, выступавшие под псевдонимами. У некоторых способности к языкам имелись, а вот писательские отсутствовали. Какие-то из переводных пьес оказывались в итоге забытыми однодневками, а другие десятилетиями не сходили со сцен русских городов. К последним относилась «Прекрасная Елена».
Французский композитор Жак Оффенбах написал эту комическую оперу в 1864 году. Она и созданный в 1858 году «Орфей в аду» ознаменовали рождение нового жанра – оперетты.
Авторами либретто стали Людовик Галеви и Анри Мельяк, хорошо знавшие античную мифологию. Они решили отойти от темы Троянской войны (им были хорошо известны скандальные военные авантюры французского императора). Зато основное внимание было уделено античным героям. Классические образы, сделавшись персонажами оперетты превратились в свою полную противоположность. Ахилл стал трусом, жрец Калхас – плутом и лицемером, Орест, мстящий за отца – столичным шалопаем с моноклем в глазу. В спектакле перемешались острая сатира на современное общество и лирические сцены, бульварные песенки и нежнейшие мелодии.
Часть зрителей шокировало это, по их мнению, форменное издевательство над кумирами древности, античными святынями. Но большинство парижан было в восторге.
Журналист Н.К. Михайловский в 1871 году, в журнале «Русское богатство», писал: «Смех Оффенбаха есть отголосок хохота Вольтера, отголосок, достойный большого внимания по своей общедоступности».
В России «Прекрасную Елену» увидели через два года после парижской премьеры. В Санкт-Петербурге, в Михайловском театре, она была показана гастролирующими французскими артистами. Весь Петербург распевал арии из нее. В 1868году комическая опера шла на сцене Александринского театра на русском языке, в переводе В.А. Крылова. Она пользовалась таким успехом, что в первый же сезон было показано 42 представления.
Довольно скоро пьеса разлетелась из столицы по всей Российской империи. Труппы, ставившие оперетту в провинциальных городах, добавляли в реплики персонажей остроты на местные «злобы дня». К большой радости местных жителей.
В некоторых труппах были собственные переводы текста. Тот вариант перевода, который слушал гимназист Чехов, был сделан ростовчанином Григорием Ставровичем Вальяно – дворянином, актером, режиссером-постановщиком, антрепренером. Назывался спектакль немного иначе, «Елена Прекрасная».
9 сентября 1873 года таганрогская газета «Азовский вестник» (№ 72) сообщила о новом театральном представлении. «Г-н Вальяно начал нынешний сезон «Еленою Прекрасною». В роли Елены дебютировала петербургская оперная певица г-жа Кольцова. Голос у нее достаточно сильный, но неприятный и на высоких нотах режет ухо. … Парис (г-жа Полонская) и Калхас (г-н Вальяно) были более чем хороши. Менелай (г-н Степанов) напрасно придал себе такой бодрый вид... ведь Менелай Оффенбаха – старик, хилый, сгорбленный, едва дышащий, словом – он должен представлять разительный контраст своей жене Елене, полной жизни и силы. Театр на «Елене» был полон».
Следующее представление, о котором мы знаем, состоялось 4 октября. Афиша гласила, что «труппою русских артистов под управлением Г.С. Вальяно представлено будет Елена Прекрасная фантастико-комическая опера в 3-х действиях».
Можно представить, как волновался гимназист Антон Чехов, впервые вступив в театральное фойе. Он в форме, как положено в общественных местах, чинно шел рядом с матерью. У него с собой имелось письменное разрешение классного наставника – именно этому ученику, именно на это число и именно на этот спектакль. А вдруг еще раз воспользуется документом? Все было предусмотрено, но мальчик, наверное, нервничал. Ведь вокруг было столько учителей, которые могли отследить любой промах в поведении!
Затем, когда Евгения Яковлевна и Антон заняли свои места в партере, мир вокруг перестал существовать. В антракте публика устремилась в театральный буфет. Но Антону, как учащемуся гимназии, это «воспрещалось».
Когда представление закончилось, мальчик был переполнен впечатлениями. А то, что в оперетте подшучивали над древнегреческими героями, про которых надо было рассказывать на уроках, юному насмешнику Чехову, несомненно, понравилось. Ведь он и сам придумывал пародии на учителей.
9 декабря 1873 года «Азовский вестник» напечатал заметку местного театрала. Автор рассказал о партиях «красных и голубых». «Партии эти возникли среди молодежи. Эта молодежь разделилась на два враждебных лагеря: приверженцев Кольцовой и приверженцев Полонской, из которых первая украсила свои шеи голубыми, а вторя красными галстухами. В последнее представление Елены Прекрасной, как нам сообщили, три ложи были набиты этими юными ценителями искусства и таланта Кольцовой. Неумолкаемое “Bravo” и “Да здравствует Кольцова” слышалось весь вечер из этих лож, а после окончания спектакля эти же крики долго раздавались вслед за экипажем, уезжающей Кольцовой». «На галерее партией Кольцовой руководил 15-летний мальчик, неустанно, до седьмого пота, выкрикивающий “бис” и “браво” по адресу своего кумира и шикающий столь же неистово по адресу Полонской. Этот мальчик – Эйгорн, однокашник Чехова – будущий известный оперный артист А.Я. Чернов» (Камнев В. Театральные воспоминания. Одесса, 1895).
Антон Чехов был поклонником Полонской. Однажды он явился в гимназию в красном галстуке поверх мундира. Это было нарушением гимназических правил о ношении формы (остальные, вероятно, носили галстуки в театре и дома). Педагог стал развязывать, а Чехов, по словам одноклассника, защищал этот атрибут поклонника руками и говорил: «Она же прекрасно поет!»
После знакомства с театром у Антона появилась настоятельная потребность писать. Как известно, в доме на углу Ярмарочного переулка и Монастырской улицы, который П.Е. Чехов арендовал у купца И. Моисеева (ныне музей «Лавка Чеховых») впервые были поставлены сценки его сочинения. Артистами были Антон и его братья, а зрителями – родственники и соседи.
Впоследствии, писатель Антон Павлович Чехов не раз обращался в своем творчестве к теме театра. Не забывал и «Прекрасную Елену». В 1886 году им был создан рассказ «Калхас», переделанный в следующем году в одноактный драматический этюд «Лебединая песня». Главный герой – старый актер, исполняющий в бенефис роль жреца Калхаса. В других рассказах мелькают популярные в то время, легко узнаваемые его современниками строчки из арий и песенок, исполняемых в «Прекрасной Елене».
В фондах таганрогского музея-заповедника, среди прекрасной коллекции афиш, хранятся афиши оперетт Ж. Оффенбаха – «Прекрасная Елена», «Итальянские бандиты», сыгранных в сезон 1873 года. Они напоминают нам об одной из страниц таганрогской юности Чехова и о том, как начинался Чехов-драматург.
Фотография из фондов ТГЛИАМЗ.
25 октября 2023 года состоялась торжественная церемония подписания договора пожертвования, предусматривающего безвозмездную передачу некоммерческой организацией «Благотворительный фонд Ивана Игнатьевича Саввиди» недвижимого имущества, в целях создания музея народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской в государственную собственность Ростовской области.
Соглашение подписали, с одной стороны, от Ростовской области Липовенко Елизавета Васильевна, директор Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, и с другой - Татанова Лидия Валентиновна, Президент фонда «Благотворительный фонд Ивана Игнатьевича Саввиди». Подписание завершилось символично: Л.В.Татанова передала директору ТГЛИАМЗ Е.В.Липовенко ключи от дома Фаины Георгиевны Раневской.
Министерством культуры региона утверждена дорожная карта, согласно которой музей народной артистки СССР Фаины Раневской станет структурным подразделением Таганрогского музея-заповедника. Планируется, что для жителей и гостей региона свои двери новый музей распахнет в 2028 году.
Как отметила в своем выступлении Министр культуры РО Анна Анатольевна Дмитриевна, с торжественного момента подписания договора пожертвования начинается новая интересная страница в жизни Таганрогского музея-заповедника. Этого события очень долго ждали многие поклонники великой актрисы.
В музее И.Д. Василенко продолжает свою работу выставка художника-микроминиатюриста Владимира Анискина. Мастер создаёт красоту столь маленького размера, что для большинства людей такая работа кажется просто невероятной, и они удивляются, откуда у художника столько терпения.
Владимир Анискин поистине уникальный художник и единственный в мире человек, который смог написать на рисовом зерне 2027 букв, провести караван верблюдов по внутреннему ободку игольного ушка и даже вырезать новогоднюю елку в лошадином волосе.
Мы знаем, что Владимир Анискин буквально с замиранием сердца, между ударами которого наносит самые сложные штрихи, чтобы рука не дрогнула, создаёт свои шедевры под мощным электронным микроскопом.
В нашем музее представлена 31 микроминиатюра, среди которых можно увидеть акварельные работы на срезе яблочных косточек.
Однажды Анискин попробовал нарисовать изображения птиц с помощью миниатюрной палочки и прикреплёнными на ней двумя волосками с беличьей кисточки.
«Мне стало нравиться рисовать на микроуровне. За вечер нарисовал синичку, а воробушка за два дня», - говорит Анискин.
По словам мастера, затем он решил сделать целую серию рисунков птиц на яблочных косточках.
Есть в его коллекции акварельный портрет конструктора Сергея Королева и изображение Белки и Стрелки на срезе яблочной косточки, а ещё в этой технике микроминиатюрист изобразил эмблему нового российского экипажа Международной космической станции. Все члены экипажа — Олег Артемьев, Денис Матвеев и Сергей Корсаков — выпускники Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Поэтому Анискин выполнил эмблему в форме логотипа этого вуза.
Несколько акварельных работ на срезе яблочной косточки можно увидеть в музее И.Д. Василенко по адресу: ул. Чехова, 88.
Телефон для справок: 61-36-73.
Фото из открытых источников.
В многодетной чеховской семье почти в каждом месяце был именинник. Октябрь- месяц младшего сына, Михаила.
Живя в большой семье и в тесном общении, Миша рос очень развитым мальчиком. Он рано и бойко заговорил и с тех пор, казалось, не умолкал, за что получил домашнее прозвище «Шкворец».
О таганрогском детстве, о дарованиях Михаила Павловича, о его увлекательной книге «Вокруг Чехова» узнали гости музея «Домик Чехова», посетившие тематическую экскурсию «Шкворец Миша».
Предварительная запись на тематические экскурсии по телефону: 39-42-76.
Если вы всегда спешите, вы можете пропустить чудо. Льюис Кэрролл
«Любая дорога ведет к храму. Длиною в шаг… или в километры… Потратив день… а порою – годы… Через тревоги и непогоды» (М. Фридман)
Одно из древнейших высказываний гласит: «Каждая дорога ведёт к храму». В этом сочетании так много смыслов, также много, как и путей, ведущих к вере. У каждого он свой. Для кого-то этот путь прям, короток и несомненен, а для иных это расстояние длиною в годы, десятилетия, а порою в целую жизнь. И в этом убедились гости, совершив путешествие по святым местам Таганрога, 19 октября 2023 года.
Экскурсанты были погружены в историю религиозной культуры нашего города, православных святынь, узнали многое об архитектурных особенностях «южной жемчужины».
Группа посетила Свято-Никольский храм, келью святого Павла Таганрогского, храм «Всех Святых» на Старом кладбище, открытую часовню Павла Таганрогского и другие знаковые объекты города, получив возможность прикоснуться к былому времени и ощутив на себе
его веяние. Каждая остановка маршрута была по-своему колоритна и необычна.
Участниками мероприятия стали члены общественных организаций инвалидов ВОИ, ВОГ, ВОС, «Мы есть», ВОРДИ, «Созидание» и получатели социальных услуг ГБУСОН РО «Таганрогский дом инвалидов».
*Экскурсию провела заведующий культурно-образовательным отделом Таганрогского музея-заповедника – Матковская Ангелина Владимировна.
Записаться на мероприятие можно по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел).
20 октября 2023 года состоялась торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Таганрогским государственным литературным и историко-архитектурным музеем-заповедником и частным образовательным учреждением высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики» (ТИУиЭ).
Елизавета Васильевна Липовенко и Сергей Юрьевич Аваков договорились о будущих совместных проектах по патриотическому, историко-культурному и нравственному воспитанию молодежи. Особое внимание было уделено обсуждению идей по реализации совместных проектов в области креативных индустрий.
Символично, что соглашение о сотрудничестве было подписано в день 30-летия ТИУиЭ. В знак развития партнерских отношений директору института С.Ю.Авакову был преподнесен подарок: монография М. Григорян, В. Решетникова «Таганрог. История архитектуры и градостроительства конца XVII - начала XX».
Коллектив музея-заповедника сердечно поздравляет руководство и преподавателей института, желает профессиональных успехов, крепкого здоровья и талантливых студентов.