9 ноября в «Археологическом музее-заповедники «Танаис» начала свою работу научная конференция «Танаис и археология Нижнего Подонья», посвященная 200-летию открытия местонахождения Танаиса и 170-летию начала его археологического изучения. Стартом научного форума стала торжественная церемония открытия памятной доски.
С приветственным словом от лица Министра культуры Ростовской области А.А. Дмитриевой к коллективу музея-заповедника и всем присутствующим обратилась Е.И Шевченко., специалист-эксперт отдела управления музеями, библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями. Поздравили сотрудников музея-заповедника с юбилейными датами заместитель главы администрации Мясниковского района Л.Г. Чубарова, исполнительный директор РОО культурно-просветительского общества Донских и Приазовских греков «Танаис» М.П. Леонова.
Свои доклады в первый день работы конференции представили директор ГБУК РО «Археологический музей-заповедник «Танаис» В.И. Перевозчиков, кандидат исторических наук И.В. Толочко (ГБУК РО «Археологический музей-заповедник «Танаис»), кандидат исторических наук А.Л. Бойко (ГБУК РО «Новочеркасский музей истории Донского казачества», старший научны сотрудник Н.И. Суворова (ГБУК РО «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник», кандидат исторических наук Е.В. Вдовченков (ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»), археолог В.К. Гугуев (НАУК РО «Донское наследие») и другие.
В работе конференции прияли участие главный хранитель фондов Таганрогского музея-заповедника Т.В. Зеленская и хранитель фондовой коллекции «Археологические памятники» О.Г. Олих.
Коллектив Таганрогского музея-заповедника выражает свои искренние поздравления коллегам из музея-заповедника «Танаис» с юбилейными датами.
9 ноября (28 октября) 1818 — 3 сентября (22 августа) 1883
Иван Сергеевич Тургенев в Таганроге никогда не бывал. По крайней мере, данных об этом в нашем распоряжении нет. Но в душах и сердцах интеллигентных таганрожцев он занимал весьма почетное место. О Тургеневе нельзя было не знать.
Написанное им обсуждалось в обществе, на домашних вечерах и в дружеских компаниях гимназистов. В газетах публиковались критические статьи, а в книжных магазинах продавались фотографии писателя. Так, 30 июня 1862 г. в газете «Полицейский Листок Таганрогского градоначальства» поместил объявление владелец книжного магазина К.Д. Данилов.Он сообщил о поступлении в продажу фотографических карточек известных русских писателей — Чернышевского, Добролюбова, Гончарова, Островского, Некрасова, Тургенева и др. Стоили карточки дорого, 80 копеек серебром, но многие старались заполучить изображения кумиров. Все названные авторы входили в обойму обязательного чтения передовой молодежи.
Учащиеся гимназий, обоего пола, считали тех, кто не интересовался Тургеневым или Добролюбовым — неразвитыми, не доросшими до понимания серьезной литературы. В школьную программу произведения Тургенева не разрешалось вводить. И это еще больше подогревало желание прочесть. В городской общественной библиотеке книги писателя и журналы с его публикациями имелись. Антон Чехов, как следует из сохранившихся библиотечных записей, Тургенева читал. Как читали «модного» писателя и те, кто его совсем не понимал.
В ранних рассказах Чехова показаны самые разнообразные читатели. Одна из таких юморесок — «Каникулярные работы институтки Наденьки N.» В сочинении «Как я провела лето?» (вечная тема школьных работ!) Наденька хвастается: «Я прочла много книг и между прочим... Дюму, Тургенева и Ломоносова». Насчет Тургенева чеховская героиня не врет. В ее наивном и неуклюжем сочинении вдруг инородным телом возникает кусок с дивным описанием молодого леса. Чехонте, якобы представивший эту работу к публикации, поясняет в скобках: «Похищено из «Затишья» Тургенева». Видимо, Антон Чехов знал случаи, когда знакомые барышни поступали так же.
Новоиспеченная супруга Леля из рассказа «Дачница» (1884) мечтала, «что выйдя из стен института, она неминуемо столкнется с
тургеневскими и иными героями, борцами за правду и прогресс, о которых вперегонку трактуют все романы». А ее муж красив, богат, молод, но … «Он никогда ничего не читает — ни книг, ни газет. Тургенева смешивает с Достоевским».
Изнывающий от скуки герой рассказа «Безнадежный» (1885) берет роман Тургенева «Дворянское гнездо»: «Читал... Помню... Забыл, в чем тут дело, стало быть, еще раз можно почитать... Тургенев отлично пишет». Вскоре он уже храпел: его тоскующая душа нашла успокоение в великом писателе».
Обсуждают произведения писателя двое: «- Великолепные у него есть места! - Еще бы, Тургенев ведь! Мы с Вами так не напишем» музыкантов («Контрабас и флейта» (1885)).
Ивана Сергеевича не стало 22 августа 1883 года. 28 августа «Таганрогский Вестник» (№ 74, 1883) поместил некролог. «Иван Сергеевич Тургенев родился 28 сентября 1818 года... с половины 50-хгг. и до половины 60-х им были написаны лучшие его произведения: «Рудин» (1855) и «Дворянское гнездо» (1858). Благодаря этим своим произведениям, а также еще и всем памятным «Запискам охотника», Тургенев приобрел такую популярность как ни один почти из русских писателей...
Как наши читатели уже знают из недавних газетных сообщений, Тургенев почти до последней минуты продолжал писать, так что можно сказать, что он умер с пером в руках...»
В следующем номере газеты сообщалось: «1 сентября, в 12 часов дня в местном Успенском соборе будет отслужена торжественная панихида по умершем во Франции знаменитом Русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе.»
Отнюдь не каждому известному писателю в Таганроге оказывалась такая честь.
А в Москве молодой писатель А.П. Чехов отозвался на печальное событие рассказом «В ландо». Он ярко показал, как значительная часть русского общества на самом деле относится к И.С. Тургеневу.
Некий барон Дронкель сопровождает барышень-сестер, которые катаются в ландо по Невскому. Он замечает: «Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневу, а я по вашей милости не поехал. Неловко, знаете ли. Комедия, а все-таки следовало бы поехать, показать свое сочувствие идеям».
Он интересуется у спутниц: «Скажите мне откровенно, приложа руку к серлцу, нравится вам Тургенев?»
«- О да... понятно! Тургенев ведь». Это «ведь», вероятно, означает недоумение — как может не нравиться то, что общество постановило считать гениальным.
Дронкель не согласен: «Пишет, как и все русские писаки... Пишет гладко, слог местами даже боек, юмор есть, но... ничего особенного».
Девушки пытаются защитить Тургенева: «Он очень хороший писатель! ... А природу как он описывал!» И даже приводят весомые аргументы: « А Вы читали его «Обломова»? Там он против крепостного права».
Барон отвечает: «Не люблю я читать описания природы. Тянет, тянет... Я всегда пропускаю эти прелести». Ему кажется смешной «вся эта галиматья, поднятая из-за Тургенева». И тут не выдерживает юная провинциалка — кузина столичных барышень: «Попросите его, чтоб он замолчал! Ради Бога!» Она, вероятно, единственная из присутствующих в ландо, искренне сопереживала героям любимого писателя и близко к сердцу приняла весть о его кончине.. Что же она слышит от сестер? «Неприлично, Марфуша! У Вас слезы!»
28-летний А.П. Чехов писал старшему коллеге-литератору Д.В. Григоровичу: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики, плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева...» (12 января 1888).
А 24 февраля 1893 года Чехов, в письме к издателю А.С. Суворину, восхищается: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так, что я ослабел и было такое чувство, что я заразился от него.А конец Базарова? А старички?...Это черт знает как сделано. Просто гениально».
Антон Павлович оказался прав. Тургенева действительно не забыли. В экспозиции Литературного музея А.П. Чехова представлена фотография Тургенева, подлинник которой хранится в фондах музея-заповедника. Такие снимки на паспарту покупали когда-то в книжных магазинах гимназисты. И сегодня писателя узнают не только взрослые, но и школьники, прочитавшие замечательный «Бежин луг
Выставка «Донбасс. Дорога домой» работает в Информационно-выставочном центре музея «Самбекские высоты». Выставка состоит из 38 снимков, сделанных в период с 2014 года по июль 2022 года на территории Донецкой и Луганской республик. Часть фотографий выполнена сотрудниками Донецкого республиканского краеведческого музея Юрием Бухаревым и Владиславом Лемянским. Кадры рассказывают о жизни людей в разрушенных городах и поселках – Мариуполь, Волноваха, Степановка, Авдеевка и других, а также о героях, которые их защищают.
Гости выставки смогут увидеть трудные будни военного Донбасса в лицах и картинках, изображенных на фотоснимках.
В двусветном зале состоялся историко-музыкальный «Вечер английской музыки».
Гости услышали произведения выдающихся мастеров английской классической музыки – Генри Пёрселла, Эдварда Элгара, Бенджамина Бриттена, Карла Дженкинса. Их сочинения – неотъемлемая часть британского и международного концертного репертуара, а творчество – гордость английской музыкальной культуры.
Классику английской музыки исполнил Таганрогский муниципальный камерный оркестр под управлением Александра Гуревича.
Благодарная публика наградила артистов бурными овациями.
4 ноября в Литературном музее А.П.Чехова состоялась литературно-музыкальная программа «Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!», приуроченная к Всероссийской акции «Ночь искусств». В ходе мероприятия велась речь о феномене искусства, музыкального и литературного. Это было показано прежде всего на примере русского романса как одного из наиболее демократичных и «эмоционально открытых» жанров музыкального искусства. Гости мероприятия познакомились с особым видом романса, получившего развитие в XIX столетии в профессиональном академическом музыкальном искусстве, а в XX веке проникшего в массовую музыку, в виде городского и казачьего романса.
Не случайно гостям Литературного музея А.П. Чехова в Ночь Искусств и в День народного единства была предложена тема романса. Этот жанр является уникальным социальным и художественным явлением, отражающим историю общекультурного развития России.
Произведения прозвучали в исполнении Ивана Резанова, заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества.
В двусветном зале состоялся историко-музыкальный вечер «Шедевры русских гениев», посвящённый двум великим российским композиторам – Петру Ильичу Чайковскому и Сергею Васильевичу Рахманинову.
Молодой Сергей Рахманинов боготворил своего кумира Петра Чайковского, а последний отвечал высокой оценкой одаренного студента, внимательно следил за его успехами, поддерживал и однажды сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».
Гости услышали знаменитые произведения классиков, среди которых романсы «Сирень», «Не пой, красавица, при мне», «Вокализ», «Колыбельная», «Горними тихо летела душа небесами», пьесы из фортепианного цикла «Времена года» и «Ария Ленского» из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского в обработке для кларнета.
Шедевры исполнили лауреаты международных конкурсов: доцент РГК им. С.В. Рахманинова Екатерина Добровольская (фортепиано), солистка Ростовской филармонии Кнарик Закарьян (сопрано), преподаватель Ростовского колледжа искусств Александр Пашков (кларнет).
"Здесь пёстрая толпа различных наций…» /А. М. Жемчужников/
Таганрог -город, который стал родным для людей более чем 100 национальностей. И в День народного единства, в музее «Лавка Чеховых» посетители вновь убедились в том, что добрососедские партнёрские отношения были залогом процветания международного порта на берегу Азовского моря. Тематическая экскурсия «Здесь пёстрая толпа различных наций…» помогла гостям музея увидеть город, где прошли детство и юность великого Чехова, глазами его современников, понять почему писатель так заботился о Таганроге.
В Историко-краеведческом музее (Дворец Н.Д. Алфераки) состоялась тематическая экскурсия «В семье единой», посвященная Дню народного единства.
Этот праздник был учрежден в конце 2004 года, впервые отпразднован через год, но своими корнями уходит в далекий XVII век.
Гости прошли по залам дворца Н.Д. Алфераки и узнали о вкладе представителей разных народов в строительство Таганрога, в его экономическое, политическое и культурное развитие. Как показывает отечественная история, от единства соседствующих друг с другом народов зависит судьба нашей Родины.
В День народного единства в музее "Домик Чехова" особенно много гостей из разных уголков нашей огромной страны. Это Москва, Петербург, Самара, Ставрополь, новые территории ДНР и ДНР и конечно же наши ближайшие соседи - жители Ростовской области.
На тематической экскурсии "Как богата Россия хорошими людьми!" побывали четыре поколения Ростовской семьи Ворон.
В канву экскурсии по музею, интересной представителям разных возрастов, органично вплетался рассказ о встречах Антона Павловича с разными людьми в России, которая всегда была страной многонациональной, много конфессиональной, стержнем которой всегда было единение населявших ее народов.
«Ручьи сольются — будут реки, люди соединятся - будет сила!»
Любая эпоха богата выдающимися личностями. В России много талантливых людей с сильным характером и несгибаемой волей. Эти качества особенно необходимы в переломные моменты истории. Не удивительно, что особым уважением у нашего народа всегда пользовались подвижники – люди, способные пожертвовать собой ради благополучия большинства: врачи, спасатели, воины…
4 ноября 2023 года в Литературном музее А.П. Чехова состоялась литературно-музыкальная композиция «Духом боевым едины!». В День народного единства сотрудники культурно-образовательного отдела вместе с учащимися МАОУ лицея №28 вспомнили советских людей, давших отпор врагу в 40-е годы ХХ века.
Известна фраза «Когда грохочут пушки, музы молчат». Вопреки этому убеждению творчество поддерживало и вдохновляло бойцов на фронте, напоминало им о доме. Поэзия стала лирической летописью исторического подвига всего советского народа и выражением личных авторских переживаний. На фронт ушли 1215 писателей и поэтов, 400 из них не вернулись, 500 получили награды. Своим искусством они «участвовали» в народной войне.
Гости музея познакомились с интересными фактами из биографий поэтов-фронтовиков; услышали стихи А. Фатьянова, Ю. Друниной, А. Суркова, О. Берггольц, К. Симонова, И. Френкеля, а также записи интервью и чтения авторских произведений Ю.В. Друниной и О. Берггольц.
Ярче прочувствовать творчество военных лет позволил Иван Резанов – руководитель клуба авторской и бардовской песни «Арвентур». В его исполнении прозвучали композиции «Давай закурим», «Тёмная ночь», «Лизавета», «В землянке».
На мероприятии были представлены издания стихов военных лет, пластинки с записями известных фронтовых композиций и редкие фотографии ВОВ из фондов ТГЛИАМЗ.
☎Справки и запись по телефону: 8 (8634)-38-36-97 (культурно-образовательный отдел Таганрогского музея-заповедника)
#тглиамз#4_ноября#ДеньНародногоЕдинства