«История – наука будущего»
К. Кушнер
12 мая 2023 г. сотрудники культурно-образовательного отдела ТГЛИАМЗ провели 4 экскурсии для школьников по экспозициям Литературного музея А.П. Чехова и музея «Домик Чехова»*.
Чем удивить современного подростка? Чем увлечь? Вопросы сложные, объёмные, и в тоже время – ответ ни них лежит на поверхности.
Ранее мы касались темы сотрудничества школ и музеев. Учитель и экскурсовод – это действительно смежные профессии. Работая с детьми, недостаточно бросаться умными фразами. Прописные истины, лишённые реального жизненного опыта, бесполезны. Опыта человека, который произносит их в наши дни.
Знание возрастной психологии и базовые педагогические навыки – верные спутники любого экскурсовода. Умение легко и с юмором отреагировать на провокации, достойно выйти из конфликта и при этом подать привычный материал с неожиданной для ученика (а порой и для себя) стороны – искусство, которому учатся годами. И одним из важнейших показателей «выдержки» такого специалиста может стать полное отсутствие «плясок с бубном». И (как ни странно) тихий, спокойный голос. Голос, за которым идут.
Дети – наше будущее. Это будущее создаётся в моменте, когда взрослый наставник подаёт пример зрелости. Будем делиться с молодёжью накопленным опытом, продолжим учиться сами.
У кого? У семьи Чеховых, которая неразрывно связанна с профессией УЧИТЕЛЬ!
*Экскурсии проведены в рамках грантового проекта «ВАМ ПИСЬМО!» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Записаться на экскурсии можно по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел)
Цирковые артисты всегда гримируются сами не пользуясь помощью профессиональных гримёров и знают множество секретов красоты.
Грим необходим, прежде всего, вследствие технических причин: в виду отдаленного расстояния арены от зрителей требуется подчеркнуть черты лица яркой краской. Перед представлением грим (хотя бы лёгкий) наносят на лицо все артисты и мужчины, и женщины, и дети, даже если они не имеют определённого образа. К тому же при искусственном освещении, особенно при электрическом, незагримированное лицо будет казаться мертвенно бледным или темным. Что же касается художественных требований, то грим не только уместен в цирке, но и необходим, раз он способствует наилучшему выражению внутреннего состояния (эмоциональных движений) и основных свойств характера изображаемого лица. Еще до произнесения слова, еще при самом первом появлении на манеже или сцене перед зрителем - артист должен одним своим внешним обликом предрасположить к себе зрителя, предопределить его отношение к себе, должен при первом своем появлении произвести на зрителя соответствующее впечатление.
На выставке «Мир Цирка» в музее А.А. Дурова вы сможете увидеть коробку легендарного жирового грима производства «ФТК», и другие интересные косметические аксессуары 1930-х годов, принадлежавшие известной артистке цирка, родоначальнику жанра «Диаболо» Ольге Цупак. Нужно отметить, что Каких именно, вы сможете узнать, посетив нашу выставку8 мая, в преддверии праздника Великой Победы, в Таганрогском музее-заповеднике состоялась экскурсия по фотовыставке «Донбасс. Дорога домой» с участием авторов - известных таганрогских фотографов Сергея Копылова и Радомира Корякина.
В экспозицию входят более 40 снимков, сделанных в период с 2014 года и по июль 2022 года на территории Донецкой и Луганской республик. Более половины снимков принадлежит таганрожцам. Часть фотографий выполнена сотрудниками Донецкого республиканского краеведческого музея Юрием Бухаревым и Владиславом Лемянским. Кадры рассказывает о жизни людей в разрушенных городах и поселках – Мариуполь, Волноваха, Степановка, Авдеевка и других, а также о героях, которые их защищают.
Гости выставки смогли не только увидеть трудные будни военного Донбасса в лицах и картинках, изображенных на фотоснимках, но и услышать рассказы очевидцев этих событий, познакомиться с экспонатами – обмундированием воинов российской армии и спецтехникой, попробовать себя в плетении маскировочной сети, предоставленных общественными организациями «СКИФ» и «Молодежная цифровая лига «Движение вверх».
По окончании осмотра основной экспозиции сотрудники отдела фондов Таганрогского музея-заповедника продемонстрировали всем присутствующим «Меч Победы».
Напомним о том, что 2 февраля, в день 80-летия окончания Сталинградской битвы, триумф в которой стал коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны, в двусветном зале Историко-краеведческого музея состоялась торжественная передача Меча Победы в фонды музея-заповедника.
На экскурсии присутствовали представители СМИ из г. Ростова-на-Дону.
5 мая - Всемирный праздник карикатуристов. В этот день мы можем вспомнить мастеров этого весёлого жанра и их талантливые работы, наполненные тонкой наблюдательностью и юмором.
В России этот жанр зародился в XVIIIв. и достиг своего расцвета в XIX - ХХ вв. Он развивался как в рамках печатной графики (лубок, книжная и журнальная гравюра), так и в бытовом рисунке. Последнее направление имеет особую ценность для воссоздания духа эпохи, так как непосредственно связаны с повседневной жизнью.
Очаровательные "моментальные" зарисовки могут поспорить по своему значению с историческими документами и фотографиями. Они необыкновенно интересны в своей непосредственности и способны "оживить" историю, сделав нас её непосредственными участниками. Острые шаржи и карикатуры, незатейливые шарады и каламбуры помогают стать свидетелями давно ушедшей жизни, знакомят с людьми прошлого, позволяют увидеть исторические персонажи глазами современников.
Одним из уникальных собраний, хранящихся в фондах Таганрогского музея - заповедника является коллекция бытового рисунка, насчитывающая три сотни листов, на которых карандашом и тушью выполнены карикатуры и шаржи на жителей города.
Шутники из таганрогского общества предпочитали оставаться анонимными, но судя по сюжетам и изображённым персонажам большинство рисунков созданы членами семьи Алфераки. Особым талантом среди них отличался Ахиллес Николаевич Алфераки. Именно ему принадлежал альбом, в котором помещены наиболее интересные карикатуры, выполненные в 1860- 1870-е гг. На рисунках мы видим "героев" светской хроники Таганрога второй половины XIX века. Это члены семей Алфераки, Авьерино, Бенардаки, Варваци, Орем, Ландер.
Персонажи карикатур музицируют, танцуют на балах, флиртуют, охотятся и отдыхают в своих имениях, совершают конные прогулки, пытаются наладить бизнес: создают акционерные общества спускают на воду новые пароходы, "прессуют" кредиторов, клеймят бычков...
Альбом семьи Алфераки уникальный документ эпохи, отразивший различные стороны жизни таганрогского общества. Над его страницами словно витает дух иронии, воплотившейся позднее в творчестве Чехова.