ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ    

улица Фрунзе, 41

Расположен в бывшем доме одного из крупнейших домовладельцев Таганрога Н.Д. Алфераки. Памятник архитектуры. Построен в 1848 году по проекту известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Фасад дома украшает лепнина и четыре коринфские колонны, что придает ему облик дворца. Фамилия Алфераки появляется в России в конце XVIII века. Отец Николая Дмитриевича Дмитрий Ильич Алфераки во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов участвовал в военных действиях на стороне России, за что императрица Екатерина II даровала ему обширные земли в Таганроге. Семейство Алфераки подарило России известных политических деятелей, ученых, композиторов. Оно также пользовалось уважением и играло большую роль в жизни Таганрога, в частности, Ахиллес Николаевич Алфераки был городским головой (1880–1888 гг.). В конце 70-х годов XIX века наследники Н.Д. Алфераки про- дали дом Н.Д. Негропонте, который распродал земли квартала по частям, а дворец сперва сдал в аренду, а потом продал городу под клуб Коммерческого собрания. Дворец Николая Дмитриевича был центром культурной жизни города как при его жизни, так и после его смерти. В гостях у Алфераки останавливались М.П. Мусоргский и М.С. Щепкин, захаживали Н.Ф. Щербина и Н.В. Кукольник, здесь проводился прием в честь посещения Таганрога наследником престола будущим императором Александром III. В клубе Коммерческого собрания бывали известные политические и культурные деятели России, такие как князь М. Голицын, братья Поляковы, П.И. Чайковский. В большом двусветном зале дворца устраивались балы и концерты как местных исполнителей, так и приезжих знаменитостей, на которых А.П. Чехов бывал гимназистом и в годы приездов в Таганрог. 9 марта 1876 года Антон Павлович писал своему брату Александру: «Я был вчера в доме Алфераки и видел там твою Марию Файст и ее сестру Луизу <…>. Билет на концерт профессора Ауэра в доме Алфераки дал мне директор. Мария Федоровна не пошла, так я билет получил и пошел». Современник Антона Павловича К. Народин вспоминал: «Это не здание, а дворец. Когда-то этот дворец принадлежал известному богачу и сановнику Алфераки. Громадный двусветный зал с хорами для музы- кантов, поражающая лепка, тяжелые люстры, одна из гостиных расписана итальянскими художниками, царская роспись <…>. А.П. Чехов был в последнем классе гимназии, когда этот дворец превратился в клуб таганрогских купцов, собственностью которых и является это здание сейчас. Как странно здесь в обстановке старого барского уюта официанты, буфетная стойка, эти типичные физиономии игроков!.. Какой глубокий след на юную душу должен был оставить переход этого дворца в руки таганрогских коммерсантов, превращение уютного барского особняка, обвеянного поэзией страны, в кабак и игорный дом». Далее Народин предполагает, что этот клуб «Лопахиных» навел Антона Павловича на мысль о написании «Вишневого сада». И если это гипотеза, то достоверно можно утверждать, что действия многих сцен рассказов Чехова «Маска» и «Ионыч» происходят в клубе Коммерческого собрания. Но не только рестораном и организацией досуга жителей города славился клуб. Здесь отмечались самые важные события, происходившие в городе, в том числе торжества, посвященные 200-летнему юбилею Таганрога. В 1927 году здание было передано музею. В течение ХХ века экспозиция музея, да и само здание претерпели изменения. В 1989–1996 годах были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первозданный облик дворца. В 1995–1996 годах открыта ныне действующая экспозиция. Автором художественного решения является ростовский художник, заслуженный работник культуры Российской Федерации П.А. Ибалаков. За научную разработку данной экспозиции коллектив музея был удостоен премии Министерства культуры России. В 2000-е годы экспозиция музея и его интерьер приобрели новое звучание. Обновлены многие залы, по-новому раскрыты тема «История заселения края XV – н. XX вв.», «Император Александр I. Царствование, закончившееся в Таганроге». Появился выставочный зал с воплощенным проектом «400-летие дома Романовых». Используя новые технологии, посетители музея имеют возможность получить полную информацию о коллекциях музея. В настоящее время музей является центром музыкальной культуры Таганрога. В двусветном зале звучит музыка от Баха и Вивальди до современных авторов России и зарубежья. Здесь начинали свой творческий путь многие известные сегодня исполнители.