Это интересно

18.04.2024

ДЕНЬ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

Ежегодно 18 апреля в России и многих странах мира отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест (День всемирного наследия).

Сегодня мы хотим рассказать о редком в архитектурной истории Таганрога примере восстановления практически полностью утраченного объекта – Никольского храма.

Случай почти уникальный, ведь храмовая застройка нашего города была уничтожена в 1930–1940-е гг. без возможности восстановления, поскольку на месте церквей образовалась плотная капитальная застройка.

1..jpg          2..jpg

Но сначала немного истории. Деревянная церковь Св. Николая, небесного покровителя моряков, была возведена в 1778 г. Согласно легенде, участок, на котором строился храм, выбрали там, где при первом посещении Петром мыса Таган-Рог располагалась его походная палатка (1696 г.). Стены деревянного храма выполнили из корпусов отслуживших свою службу кораблей.

Долгое время церковь оставалась деревянной; лишь в 1845 г. к ней пристроили кирпичную колокольню. Спустя десять лет, в годы Крымской войны, храм значительно пострадал: несмотря на то, что осаждавшие город англо-французы утверждали, что артиллеристы стремились избегать попадания в церкви, практически все храмы в центре города были подвергнуты «сопутствующему ущербу». Нижние ярусы Никольской церкви до сих пор «украшены» английскими и французскими ядрами.

В 1860-е гг. храм потребовал расширения и ремонта. Архитектор Трусов составил проект нового декоративного фасада и расширения придела во имя Св. Параскевы. Вид обновленной церкви, украшенной наружными росписями, запечатлен на одной из фотографий из фондов музея.

Во время ВОВ деревянная часть церкви сгорела, а в 1957 г. взорвали верхние ярусы колокольни. С 1960-х гг. здание храма использовали как спортзал общества «Буревестник»; прилегающая территория служила для размещения автоколонны, позднее в храме находился склад рыбного кооператива.

5..jpg       6..jpg

К концу 1980-х гг., когда приняли решение о восстановлении храма, основной объем церкви был полностью утрачен, от колокольни сохранилось только основание. Дореволюционные проекты и фотографии послужили основой для масштабных работ, в ходе которых храм фактически воссоздали заново. С 1989 г. в освященной церкви возобновились богослужения.

8..jpg    7..jpg

12.04.2024

13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя

В этом мире

пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.

Чарлз Диккенс

Продолжаем наше знакомство с коллекциями Таганрогского музея-заповедника повествованием о нагрудных отличительных и поощрительных знаках Российской империи для людей, выбравших в своей жизни служение обществу, «дела благие».

С 2005 г. в России существует праздник ДЕНЬ МЕЦЕНАТА И БЛАГОТВОРИТЕЛЯ. Он не является государственным, и возник благодаря общественной инициативе. Дата праздника имеет символическое значение, 13 апреля - день рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената в 70 году до нашей эры. Он поддерживал поэтов и деятелей культуры, проявлял себя миротворцем, его имя стало нарицательным.

Напомним, что Россия имеет большой исторический опыт благотворительности и меценатства. Первые больницы при монастырях, дома призрения* для сирот и беспризорников во времена правления Фёдора III Алексеевича Романова, приюты и больницы Петра Великого, воспитательные дома Екатерины II и «работные дома», где предоставлялись пища и кров страждущим в обмен на их труд. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, племянник Николая I, вошел в историю как известный меценат и благотворитель: в 30-е гг. ХIХ в. создал новое юридическое училище, вкладывая свои деньги, открыл больницу для бедных и лучшую в Европе детскую больницу, приют для сирот. Его сын Александр Петрович Ольденбургский, приобрел за свой счет участок земли на Аптекарском острове, где был создан Институт экспериментальной медицины.

В конце века набрали популярность вклады меценатов в развитие культуры и искусства. Морозовы, Строгановы, Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин и Демидовы: их фамилии навсегда вошли в историю. Благодаря им русская культура расцвела на рубеже XIX и XX веков.

В начале 60-х годов ХХ в. в книге поступлений Таганрогского музея был зарегистрирован нагрудный именной знак с вензелем "М", обрамленным лентой голубой эмали, на которой золотыми буквами выполнена надпись: "И ВЫ ЖИВИ БУДЕТЕ", в верхней части знака – корона Российской империи, изготовлен из серебра.

1 (2).JPG 2.JPG

Надпись является цитатой из Библии (Евангелие от Иоанна). В переводе на русский язык: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам. Еще недолго, и уже мир Меня не видит; но вы видите Меня, потому что Я живу, и вы жить будете. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».

Знак был утвержден 14 августа 1894 г. и предназначался для попечителей и попечительниц приютов, их помощников и помощниц, директоров детских приютов, почетных членов советов и попечительств.

Вензель «М» указывает на принадлежность знака к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны существовавшему с 1797 до 1917 г. как государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи. С именем императрицы Марии Федоровны (1759-1828), супруги Павла I, связано становление благотворительности как системы, включающей три направления: народное просвещение, социальное обеспечение и здравоохранение. Главное направление деятельности Ведомства — воспитание социально незащищенных слоев населения в заведениях закрытого призрения*: сиротских и воспитательных домах. На оборотной стороне знака гравировкой выполнена надпись: «М.М. Андреев-Туркин».

          Михаил Михайлович Андреев-Туркин (1868-1944) - историческая личность города Таганрога, его имя и деятельность хорошо известны профессиональным историкам, музейным работникам, любителям истории. Он создавал музейное и архивное дело в Таганроге, был попечителем городского хирургического лазарета (1919 г.), секретарем Таганрогского общества вспомоществования недостаточным учащимся начальных училищ, председателем «Общества призрения* неимущих и помощи нуждающимся», возглавлял комиссии по сбору средств на устройство «Туберкулезной лиги» и постройки городской больницы, организовывал пансионаты и лазареты на Дону.

О семье благотворителей Ольденбургских и благотворителях города Таганрога напоминает еще один предмет в коллекции Таганрогского музея-заповедника: именной жетон за пожертвования в пользу Общины Святой Евгении. Община получила имя небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845–1925), внучки Николая I, главы Комитета попечения и попечительницы Общины. Это благотворительное общество было создано Санкт-Петербургским Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста и действовало с 1893 по 1918 год.

1 (1).JPG2 (1).JPG 

Жетон имеет фигурную форму, декорирован растительными завитками, в центральной части наложен крест красной эмали – эмблема общества Красного креста, над которым полукругом надпись: «Община Святой Евгении», в нижней части гравировкой выполнена надпись: «К.Р. Добровольская» - инициалы и фамилия лица, получившего серебряный поощрительный жетон за денежные вклады.

Клеопатра Романовна Добровольская (ок. 1836 – 1912), жена Матвея Осиповича Добровольского, купца 2-й гильдии, который держал в Таганроге пивоваренный, мыловаренный и свечной заводы, а также занимался общественной деятельностью: был почетным мировым судьей, членом Таганрогского коммерческого суда, гласным* Таганрогской городской Думы, членом комитета таганрогских мореходных классов.

На оборотной стороне, под короной, сложный вензель из букв «Е», «М» принцессы Ольденбургской. 

Традиции благотворительности продолжил сын Клеопатры Романовны, Добровольский Петр Матвеевич, член совета Таганрогского благотворительного братства при Успенском соборе, один из инициаторов постройки церкви на Мясницкой площади (1893 г.), устроитель церкви в архиерейском доме, член городской санитарной комиссии, член попечительного совета (и казначей) таганрогской Мариинской женской гимназии, член правления общества вспомоществования бедным воспитанникам и воспитанницам таганрогских гимназий, член комитета общества пособия бедным ученикам и ученицам таганрогских городских начальных училищ.

Человек, который не жалеет сил и времени на то, чтобы помочь другим, достоин уважения. Такие люди проявляют свои положительные черты характера, помогая бездомным, сиротам или тем, кто находится в плохом финансовом положении, причем помощь не всегда выражается в материальной поддержке. Благотворительность привлекает все больше простых людей, благотворитель будущего - не только и не столько человек состоятельный.

Большое число научных исследований утверждают, что люди по своей природе альтруистичны, ими движет желание помочь другим. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».  День мецената и благотворителя напоминает человечеству о необходимости милосердия и бескорыстных поступков. У этого праздника есть  неформальное название – «День Спасибо». В этот день всем таганрожцам, любящим родной город, гордящимся его историей, пополняющим коллекции Таганрогского музея-заповедника дарами уникальных предметов,  скажем:  «СПАСИБО!».

Примечания

Дома призрения*, Общество призрения* – «призрение» имеет смысловое значение: благосклонное внимание, покровительство, присмотр, забота, попечение

Гласный* Думы — член собрания с решающим голосом в Российской империи

Хранитель музейных предметов  ТГЛИАМЗ  Разуваева С.Н.


03.04.2024

«ВОЛНЫ» Марселя. (из истории парикмахерских инструментов)

«От волос твоих прекрасных просто глаз не отвести.
И касаньем нежным гладит ветер локоны твои".

   

Изменение причёски немаловажная и приятная часть жизни человека. Щипцы – приспособление для укладки волос подарили радикальное преображение внешности. Прямые волосы стало возможным завивать, кудрявые разглаживать.

В коллекции «Металл» Таганрогского музея-заповедника есть несколько экземпляров щипцов для завивки волос, которыми пользовались женщины 100 лет назад, в начале ХХ в.

Этот несложный в конструкции прибор прошёл долгий путь от металлического гвоздя до электрических щипцов с титаново-турмалиновым покрытием и безопасными ручками.

 Ассириец.jpg  

Завитки и локоны люди делали издавна. За несколько тысячелетий до нашей эры завитые бороды и волосы появились у ассирийцев. Похожие причёски создавали древние египтяне, которые использовали деревянные палочки. Они накручивали прядь на палочку, а затем наносили влажную грязь, когда она высыхала, стряхивали её и аккуратно вынимали палочку


Настоящий бум на локоны был в античной Греции. Их делали женщины и мужчины  всех сословий. У зажиточных граждан были обученные рабы (каламистры), которые для создания завитков причёски использовали металлический стержень — каламис (раскалённый на открытом огне бронзовый, железный, или даже золотой стержень), который нагревали на жаровне с углём.

   древний грек.jpg

 локоны.png    
С приходом культуры христианства вопросы внешнего вида отошли на второй план. Волосы, прямые и кудрявые, прятали под головные уборы. После скромного средневековья наступает   Возрождение   XVI   -  XVII вв.    с культом всего прекрасного. Причёски в виде башен, кораблей, корзин с фруктами украшали головы женщин к концу XVIII в. Модницы и модники использовали папильотки, накручивая волосы на бумагу, ленты, деревянные, фарфоровые и костяные палочки. Чтобы эффект держался дольше, их нагревали, а кудри смачивали сахарной водой или пивом. (Папильотка (фр. papillote) - небольшой жгут ткани или бумаги, на который накручивали прядь волос для их завивки).

Более привычный способ завивать кудри появился в конце XIX в. В 1872 г. французский парикмахер Марсель Грато создал прабабушку современной плойки. Металлическую конструкцию, которую нагревали на пламени горелки и зажимали волосы прядь за прядью. Щипцы разогревались неравномерно, поэтому обязательным сопутствующим аксессуаром был лист бумаги. На нём проверяли температуру, прежде чем прикоснуться к причёске.

 image107.jpg    карточка утюг Марселя.jpg

щипцы Марселя.jpg

Щипцы Марселя Грато

Раскалённые металлические палочки были значительно удобнее в работе. Марсель Грато использовал их как для завивки локонов, так и для их распрямления, медленно проводя по пряди раскалённым металлом. Позже меняется взгляд на выпрямление волос – появляется прибор, напоминающий расчёску с металлическими зубчиками. Он помещается в нагревательное устройство, а затем волосы медленно расчесываются, постепенно теряя свои природные волны. В 1906 г. он был запатентован как первый в мире утюжок для волос, и с этого момента история плойки и утюжка расходится, и каждый инструмент идёт по своему пути.

картинка из журнала.jpg

Иллюстрация из журнала Fashionable Hair Dressing, 1894 год

Марсель Грато за работой.jpg

Марсель Грато за завивкой волос щипцами 

Имя Марселя Грато связано именно с плойками. Благодаря Грато, щипцы получили имя «марсель», и появилось название «марсельская волна» — причёска, которую делали горячие щипцы, и которая вошла в историю, как одна из знаковых укладок своего времени и парикмахерского искусства в целом. Несколько зажимов щипцами одной пряди по всей длине давали знаменитую «марсельскую волну».

завивка волос 1920-е гг..png 

Завивка волос в 20-е годы

Щипцы для завивки волос кон. XIX – нач. ХХ вв. из коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ. 

ТКМ_ОФ_4438-1.jpg

ТКМ КП-4438/1

ТМЧ_ОФ_19593-3.jpg

                           ТМЧ КП-19593/3                                   

ТКМ_ОФ_7858-2.jpg

ТКМ КП-7858/2  

ТЛИАМЗ_ОФ_11171-2.JPG

ТЛИАМЗ КП-11171/2

ТЛИАМЗ_ОФ_11171-1.jpg

ТЛИАМЗ ОКП-11171/1                      

Более полувека использовали подобный способ горячей завивки волос. В 1959 г. были запатентованы первые электрические щипцы, которые позволили завивать волосы каждой женщине дома, лишь включив прибор в розетку. На этом история развития плоек не заканчивается, а форма их только совершенствуется.

В 1980 г. появились щипцы на пружинке, которые плотно захватывали локон. Они стали очень популярны, когда в моду вошли начёсы и мелкие кудри. Щипцы для завивки в 1980-е гг. имели дома большинство женщин, которые не подвергали свои волосы химической завивке.

Металл, который использовали в приборах для укладки, постепенно уступил место керамике или турмалиновому покрытию, которые более бережны к волосам. Современные щипцы используют инфракрасное излучение, разогревающее волосы изнутри, позволяя воздействие менее продолжительного времени.  В настоящее время выпускают щипцы с множеством насадок, позволяя женщине менять образы, бесконечно экспериментируя с внешностью.

Щипцы для завивки, однажды появившись, благодаря выдумщику Марселю Грато, претерпев изменения материала, формы, как и прочие изобретения индустрии красоты,   выполняют свои прямые обязанности  с минимальным риском для  здоровья  волос, даря красоту и радость.

Хранитель коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ Герасименко М.В.




   

13.03.2024

Женские образы Э.А. Эдельмана

«Современная женщина, современная женщина!

Суетою замотана, но, как прежде божественна!

Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!

До конца непонятная, никому не подвластная! <…>»

«Монолог женщины»

          Роберт Рождественский (1932-1994 гг.)

советский и российский поэт,

переводчик, автор песен

 

Женские образы в изобразительном искусстве принадлежат к вечным темам, свойственным всем эпохам, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток и свои специфические черты на идеал женщины. Советская эпоха – не исключение, в это время произошло осмысление роли человека в государстве, изменилась гендерная политика и для женщин настала новая пора, где они наравне с мужчинами стали участвовать в строительстве будущего. И на смену нежным, утонченным и изысканным пришли новые героини – сильные и волевые со стальным характером, взращенные и воспитанные новым временем. Женщина уже не просто жена и мать, она революционерка, партизанка, врач, строитель, спортсменка, ее можно встретить и на заводе, и в поле, и в лаборатории, и преподающей на лекции.

Прекрасная галерея женских живописных портретов советского времени хранится в фондах Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, и среди них особое место занимают женские образы несомненно потрясающего художника своего времени – Эдуарда Антоновича Эдельмана (1904-1981 гг.)

ТЛИАМЗ_ОФ_11317.JPG

Фото 1. Портрет девочки, холст, масло, 48 х 70 см

ТЛИАМЗ КП-11317, Ж-579

ТКМ_ОФ_8777.JPG

Фото 2. Портрет «Виолончелистка», холст, масло, 60,5 х 80,5 см

ТКМ КП-8777, Ж-592

ТКМ_ОФ_8776.JPG

Портрет «Медсестра», холст, масло, 47 х 60 см

ТКМ КП-8776, Ж-591

Широк диапазон творчества живописца – будь то пейзаж, натюрморт, жанровая композиция или же портрет современника. Всем его произведениям присуще отражение богатства жизненного многообразия и эмоциональность языка выражения. Эдуард Антонович мастерски владел живописными материалами, использовал сочные звучные цвета, господствующие над всем остальным на его полотнах. Фиксируя внимание зрителя на существенном, главном в композиции, он не боялся столкновения локальных насыщенных цветов.

В своих женских образах художник отражал внутренний мир, эмоции, характер и историю. Эдуард Антонович стремился передать не только внешнюю красоту, но и внутреннюю глубину и душевную составляющую. Данные женские образы не замыкаются в одном эталоне, но моменты общности все же проявляются в этих портретах в композиционных и живописных приемах. Выразительные глаза, улыбка или грустный взгляд – все это помогало художнику передать эмоциональное состояние и создать связь между зрителем и изображенной на портрете женщиной. Живописец старался передать новый образ женщин более приближенно к бытовой реальности, передать их силу и материнскую нежность одновременно.

ТЛМ_ОФ_1813.JPG

Портрет «Клава», холст, масло, 47 х 57 см

ТЛМ КП-1813, Ж-95

ТЛМ_ОФ_1818.JPG

Портрет «Женщина в халате», холст, масло, 60 х 80 см

ТЛМ КП-1818, Ж-100

ТЛИАМЗ_ОФ_11312.JPG

Композиция «В электричке», холст, масло, 49 х 55,3 см

ТЛИАМЗ КП-11312, Ж-576

Своеобразие женских портретов живописца, некая недосказанность, позволяет зрителю строить собственные предположения по поводу их характера или судьбы. Эдуард Антонович писал женщин разных поколений, профессий, национальностей, и все же их всех объединяли социальные достижения, творческий труд и женская доля. Их судьбы вплетены в историю страны, но несмотря на веяния эпохи, художнику удалось передать вечное – женственность, обаяние материнства, душевную щедрость – основу семейного очага.

Клименко Е.И.,хранитель фондовой коллекции «Живопись»

27.02.2024

Хранилище культуры, мудрости и знаний, а еще и человеческих судеб

«Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим.»

Муслим Магомаев (17.08.1942-25.10.2008) советский, азербайджанский, российский эстрадный и оперный певец, композитор, киноактер,народный артист СССР.

Многие, вероятно, думают, что любой музей – это хранилище вещей, картин, оружия, предметов быта…Их создателей и владельцев давно нет в живых, от них ничего не осталось, кроме могил, порой безымянных. А что такое бессмертие, если не память?

В музее «Градостроительство и быт г. Таганрога» в зале № 9 «Таганрог первых пятилеток. Навстречу новой жизни: от авангарда к неоклассике» экспонируется письменный стол, кресло и стул из кабинетного гарнитура, изготовленного в СССР в Ивановской области, в селе Палех в 1943 году. Как и каким образом этот гарнитур, который состоит из 10-ти предметов (стола, книжного шкафа, кресла, 5-ти стульев, шкатулки и настенного блюда) оказался в Таганрогском музее?

Кабинетный гарнитур был принят в фонды музея от Тарасовой Ольги Кирилловны 8 июня 1978 г.

2.jpg

Ольга с родителями, Таганрог, 1903 г.

     … из рукописи автобиографии, хранящейся в фонде фото-письменных источников музея-заповедника: «Родилась я 1903 году 24 июля в г. Таганроге на Разинской улице д. № 46. Семья состояла из папы, мамы, дедушки и 7 человек детей. Старшая из них была я. Закончив приходскую школу им. Скараманги, потом 4-х классное городское училище. Папа работал рабочим на металлургическом заводе, мама была домохозяйкой. В 1921 году папа умер, я, как старшая, должна идти работать …»

3.jpg

Удостоверение, выданное Таганрогским металлургическим заводом «Сталь», на имя Тарасова Кирилла Спиридоновича.

4.jpg

Ольга в 19 лет.

5.jpg

От 18 января 1932 г.

К Акту поступления музейных предметов приложено письмо от 31.05.1978 года от владелицы на имя директора Таганрогского краеведческого музея Цымбал Лидии Афанасьевны:

     «… кратко опишу случаи в моей жизни, благодаря которой мне сейчас тяжело расставаться с этой мебелью.

Начну с того, что 1-й муж с 1924 г. был у меня чехословак. Он был рабочим Кожевенного завода. В 1926 году должен был выехать на родину. Я с ним поехать не могла … часто получала от него письма. А за переписку с заграницей в те времена на работе больше 2-х месяцев не держали. Чтобы как-то жить, надо было расторгнуть брак и прекратить переписку... Потом я вышла замуж за Сашу Куницына. Переехали с ним на его родину в Москву.  Через 12 лет, в связи со сносом нашего дома, мы получили деньги и участок в Ашукинском посёлке в 30 км от Москвы. Построили домик. Я работала в сельсовете, муж ездил на работу в Москву. А в 1940 году 24 декабря он уехал и не вернулся, погиб под поездом.

6.jpg

Ольга с мужем Александром Куницыным и свекровью, Москва, 1935 г.

 Началась война. Работала в сельсовете секретарем исполкома. А когда председатель ушел на фронт, я его замещала. Тяжелое время было. Враг был в 10 км от нашего поселка. Но его погнали, и мы были спасены.

К нам приехал работать лесничим Саша Горяинов. Саша вернулся с фронта инвалидом. И мы поженились. А 24 июля 1945 года в день моего рождения собрались друзья, Ждали Сашу с работы. И вдруг прибежала соседка, говорит: «Ольга Кирилловна у вас на платформе несчастье…» Так окончилась моя счастливая жизнь и с Сашей Горяиновым.

И вот теперь я решила расстаться с мебелью подарком второго Саши, которую он заказывал в мастерской Палехова, там работали его друзья художники и сделали ему по особому заказу. Он привез её мне в подарок.

Мне очень тяжело с ней расставаться. Правда я успокаиваю себя, что их не продаю, а определяю. Я уйду спокойно, а Сашин подарок будет жить.

Вот, что я хотела коротко вам рассказать. Все предметы прошу сохранить, особенно фотокарточку, где я с Сашей. Он это заслужил …».

7.jpg

Ольга с мужем Александром Горяиновым, 1943-45 гг.

     После смерти близкого человека почти всегда возникает естественное желание сохранить память о нем. Как сохранить память?

     Все предметы мебели, фото и документы, переданные нашему музею от Тарасовой Ольги Кирилловны, как и многие другие музейные предметы, переданные в дар жителями нашего города, бережно хранятся в фондах Таганрогского музея-заповедника, выполняя свое предназначение: дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили с ними много лет и даже веков назад.

8.jpg

Фото экспозиции музея «Градостроительство и быт г. Тагарога» 1980-х гг.

Мартиросова С.Ю. хранитель фондовой коллекции «Дерево»

 

13.02.2024

«Крылов родился чудаком. Но этот человек загадка, и великая!» (К.И. Батюшков о Крылове И.А.)

«Ни один из поэтов

не умел сделать свою мысль так

ощутительной и выражаться так

доступно всем, как Крылов.

Поэт и мудрец слились в нём

воедино»

Н.В. Гоголь

 

13 февраля 2024 года мы отмечаем 255-летие со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.

Знаменитый баснописец известен не только своими замечательными баснями. Современники отзывались о нём как о человеке ярком, многогранном, наделённым разнообразными талантами в поэзии, музыке, журналистике, математике, живописи.

Родился будущий писатель и поэт в семье бедного армейского офицера, с 8 лет начал работать в уездном суде, а в 11 лет после смерти отца стал единственным кормильцем. Иван Андреевич не получил никакого системного образования, грамоте он выучился на домашних занятиях детей тверского помещика графа Львова, где ему было позволено присутствовать. В шестнадцатилетнем возрасте вместе с семьёй он переехал в Санкт-Петербург. Устроившись на работу служителем в Казёную палату, он продолжал в свободное время заниматься самообразованием: научился играть на различных музыкальных инструментах, много читал и начал сам сочинять. Его первыми произведениями стали пьесы. В 15 лет им была написана комическая опера «Кофейница». Увлекшись театром, он в 18 лет оставил службу для того, чтобы заняться сочинительством пьес.

С 1789 года Крылов начал издавать свой первый сатирический журнал «Почта духов», однако это вызвало неудовольствие властей и ему было предложено поехать попутешествовать в Европу. Однако вернувшись из заграничного вояжа, Крылов не оставил своих намерений издавать собственный журнал и, основав типографию, выпустил новый журнал - «Зритель», который имел более широкое направление, чем предыдущий. Но и этот журнал из-за своей сатирической направленности был закрыт после выхода одиннадцатого номера. Следующий журнал – «Санктпетербургский Меркурий» был уже более литературным и имел художественный характер. Однако его постигла та же участь, и он был закрыт со скандалом.

Иван Андреевич вынужден был окончательно оставить журналистскую деятельность. Но он всё-таки продолжал писать, и не без успеха – и это были опять комические пьесы. Он пробовал искать и что-то новое в сочинительстве, подражая другим русским поэтам, начал переводить с французского басни Лафонтена. Свои первые переводы И.А. Крылов принёс в 1806 году известному тогда баснописцу И.И. Дмитриеву, который похвалил стиль и острый язык автора. Иван Андреевич вдохновился идеей и уже в 1809 году выпустил свой первый сборник басен, куда вошли 23 произведения. В целом книга имела успех, и весь тираж мгновенно разошёлся. Вот так, только в 36 лет Иван Андреевич Крылов нашёл в себе талант баснописца! За свою жизнь он написал 236 басен, все они были опубликованы ещё при жизни автора и получили широкое признание читающей России.

В коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника хранится издание всех басен И.А. Крылова, собранное из 9 книг с предисловием известного литературного критика, профессора российской словесности П.А. Плетнёва, который дал высокую оценку творчеству автора. Почти каждое произведение иллюстрировано рисунком художника К.А.Трутовского, известного русского живописца ХIХ века. По свидетельству выдающегося историка русской литературы Ф.И. Буслаева художнику удалось подчеркнуть общие мысли, которые баснописец «приурочивает к различным случаям современной нам жизни, воспроизводит наше время, наши интересы и убеждения…», «…нельзя не одобрить задачу наглядно доказать в живописных изображениях нашей современности, что здравый, практический взгляд Крылова не потерял своей цены для нас».

00050.jpg00051.jpg

00052.jpg00053.jpg

00054.jpg00055.jpg

Книга была издана к 95-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, это издание было очень популярно среди читающей публики и получило высокую оценку у критиков.

 

Покатилова Е.Г. хранитель фондовой коллекции «Редкая книга»

26.01.2024

«Чехов - тонкий, чистый, благородный художник...» (К. Бальмонт «Имени Чехова»)

В коллекции «Чеховский фонд» Таганрогского музея-заповедника хранится афиша публичной лекции К.Д. Бальмонта «Поэзия как волшебство». В начале 1914 года Константин Бальмонт устроил тур поэтико-лекционных выступлений по России. Лекция поэта в Таганроге состоялась 30 марта 1914 г. Денежный сбор с этой лекции поступил в фонд на сооружение памятника А.П. Чехову в Таганроге.

Фото 1.JPG

Афиша лекции

Такое внимание к именитому таганрожцу со стороны поэта было неслучайным. К. Бальмонт и А.П. Чехов были знакомы. Исследователь Гусихина Н.П. в своей работе «А.П. Чехов и русская поэзия XIX века» отмечала, что «анализ поэтической части библиотеки писателя дает много ценных материалов и свидетельствует о том, что поэзия занимает значительное место в круге его чтения».

В фонде «Личная библиотека А.П. Чехова» хранятся три сборника стихов К. Бальмонта с дарственными надписями. Автографы Бальмонта и письма Чехова к Бальмонту свидетельствуют о взаимном искреннем почитании таланта друг друга. Бальмонт был единственным поэтом-символистом, которого связывало с Чеховым не поверхностное знакомство, а дружеские отношения. В мае 1902 г. Чехов писал Бальмонту: «Вы знаете, я люблю Ваш талант, и каждая Ваша книжка доставляет мне немало удовольствия и волнения». В начале 1903 г. Антон Павлович заметил в письме к О.Л. Книппер: «Ведь, пожалуй, ни один человек не относится к этой каналье так хорошо, как я; мне симпатичен его талант».

Фото 2.JPG Фото 3.JPG

Дарственные надписи Бальмонта

В письме К.Д. Бальмонту от 1 января 1902 г. А.П. Чехов сообщает: «Из Ваших книг у меня имеются: 1) «Под северным небом»; 2) Шелли, выпуск 2-й и 7-й (Ченчи); 3) «В безбрежности»; 4) «Тишина»; 5) Кальдерон, т. 1; 6) «Таинственные рассказы»; 7) По Эдгар, т. 1… Я теперь не работаю, а только читаю, и завтра-послезавтра примусь за Эдг. По».

Кстати, 19 января 2024 г. исполнилось 215 лет со дня рождения писателя, поэта Эдгара Аллана По, 7 октября исполнится 175 лет со дня его смерти.

А в программе вышеуказанной лекции уделяется внимание творчеству Эдгара По. К. Бальмонт считал Э. По самым гениальным поэтом девятнадцатого века, «владевший как никто колдовством слова» (статья «Гений открытия» из сборника «Горные вершины»). Более того, Бальмонт называл Эдгара По «первым символистом XIX века».

Неоценимый вклад в раскрытие творческого гения Эдгара По К. Бальмонт внес посредством своих переводов. Переводы Эдгара По вышли в 1895 году в 2-х томах и позже вошли в собрание сочинений 1901 года. Два тома переводов Э. По 1901 г. К. Бальмонт послал А.П. Чехову, они также хранятся в фондах Таганрогского музея-заповедника. Дарственная надпись на одной из книг всесторонне передает отношение Бальмонта к Антону Павловичу: «Художнику с истинно-русской душой А.П. Чехову от давно его любящего угрюмого весельчака и весёлого угрюмца К. Бальмонта».

Фото 4.JPG

Дарственная надпись

В продолжение этого высказывания можно привести слова из воспоминаний К.Д. Бальмонта «Имени Чехова» (впервые опубликовано: Россия и славянство. Париж. 1929. 13 июля). Поэт пишет: «Я полюбил Чехова ранее встречи с ним. В 1889 году… кто-то из знакомых подарил мне книжку Чехова «В сумерках». Я читал ее медленно, не желая испортить впечатления торопливостью. Она меня поразила».

Далее Бальмонт описывает свой творческий и личный кризис: «Я что-то читал еще тогда Чехова. А потом моя внутренняя жизнь совсем отбросила меня от желания читать его. Во мне самом было столько тоски и угнетенности, что каждая страница Чехова была не противоядием, а увеличением душевной отравленности… Однако не он сам. Тонкая верность его художественной кисти всегда чувствовалась и очаровывала… Чехов - тонкий, чистый, благородный художник. Он - верный того святилища, которое называется Искусством». Читая эти откровения о внутреннем состоянии тоски, угнетенности и «душевной отравленности», можно понять, почему Бальмонт называет себя «угрюмым весельчаком и веселым угрюмцем».

Бальмонт считал Чехова одиноким человеком, но расценивал это как достоинство писателя. В своих воспоминаниях «Имени Чехова» поэт пишет: «Я встречался с ним неоднократно в Москве и в Ялте и видел его в разной обстановке: в семейном кругу; в его собственной московской квартире, где среди гостей он казался мне одиноким; в его одинокой жизни в Крыму, где, завтракая с приятелем, он казался довольным и не нуждающимся ни в чьем обществе; я снова видел его среди его празднующих людей, все в той же Ялте и все таким же одиноким, каким он мне всегда казался, когда он бывал в многолюдной комнате. И я полюбил Чехова за эту черту, когда я был еще совсем молод и только что начал свою литературную дорогу».

При этом К. Бальмонт отмечал, что в последствии у него пропало желание читать Чехова. Возможно, это связано с тем, что К. Бальмонт четко разграничивает «две разные художественные манеры созерцания, два различных строя художественного восприятия - реализм и символизм». Относя себя к последнему, он четко ассоциировал А.П. Чехова с реалистичностью мироощущения.

К. Бальмонт объясняет: «Если вы, отрешившись от наскучившей вам повседневности, одиноко сядете у большого окна, перед которым, беспрерывно движется толпа проходящих, вы через несколько мгновений будете втянуты в наслаждение созерцания и мысленно сольетесь с этим движущимся разнообразием. В мимолетных улыбках, в случайных движениях, в мелькнувших профилях, вы угадаете скрытые драмы и романы… Мир станет фантасмагорией, созданной вами, потому что вы слишком долго и пристально глядели на неистощимый поток людей, сидя одиноко, у большого окна».

Далее К. Бальмонт поясняет: «Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты - всегда мыслители… Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь - из окна».

Поставить точку в этих разных взглядах на мир помогут нам слова самого Антона Павловича: «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего». «Если человек к зрелому возрасту не научился избавляться от иллюзий, то может быть, это его спасение…Для некоторых и не надо, так как реальность им может не понравится».

            Хранитель коллекции «Чеховский фонд» Жмайлова А.Г.

21.12.2023

Орехи, сахар и конфеты, как отношение к этикету или забава для щипцов

Среди мелких бытовых предметов коллекции «Металл» Таганрогского музея-заповедника есть привычные в XIX - ХХ веках приспособления, предназначавшиеся для конфет без обёртки, мармелада, пирожных, которыми кололи сахар и орехи.

За тысячелетнюю историю употребления орехов были придуманы разные приспособления для раскалывания их твёрдой скорлупы. Камни, которыми кололи орехи в первобытные времена (от 4000 до 8000 лет назад), археологи находят в Европе и Америке. Древнейшие металлические щипцы, датируемые IV-III веками до н.э., выставлены в музее города Тарента (Италия). Ранние образцы рычаговых щипцов XIII века хранятся в Музее железных изделий в Руане (Франция). В XIV-XV веках в Англии использовали орехоколы из латуни. В XV-XVI веках французские и английские мастера по деревянной резьбе, отдавая предпочтение прочному самшиту, создавали щипцы в виде различных фигурок. Деревянные щипцы были в виде двух кусочков дерева, соединённых кожаным ремешком или металлической скобой.

С появлением в XVII веке рождественской ёлки её стали украшать позолоченными орехами, которые после праздника съедали. Так появились щипцы-человечки, созданные для облегчения колки орехов. Первые образцы «щелкунчика», известного нам по рождественской сказке Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», опубликованной в 1816 году, появились и распространились в районе Рудных гор в Германии, в 1800-1830-х годах. Поселенцы в Рудных горах, начиная с XIV века занимались разработкой рудников и основали городок Зайфен. Рудокопы в свободное время вырезали из дерева игрушки, тарелки, пуговицы, в том числе и щелкунчиков. К середине XIX века рудные залежи истощились, а рудокопы, благодаря навыкам резьбы и появлению токарных станков, стали вырезать щелкунчиков на продажу.

1.jpg

В «Словаре немецкого языка», составленном братьями Гримм в середине XIX века, «Nussknacker» (Щелкунчик) описан так: «чаще всего имеет форму уродливого маленького человечка, в чей рот вставляется орех и колется с помощью специального рычага». По легенде, плотник из Зайфена Фридрих Вильгельм Фюхтнер (1844-1923) сделал фигурку короля, одетого в кавалерийский костюм и корону, похожую на шляпу рудокопов. Позднее начали делать щелкунчиков в виде солдат, лесников и полицейских. Щелкунчики стали известны всему миру, как узнаваемые сувениры, ещё и потому, что постановки балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в разных странах Европы и Америки привлекали множество зрителей и ассоциировались с новогодними празднествами и угощениями.

В коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ есть несколько экземпляров щипцов для колки орехов. Металлические узкие шарнирные щипцы XIX-ХХ вв., конечно, не выглядят как подарочные сувениры, однако, они нашли своё активное использование в быту. Механизм их одинаков, однако присутствуют и некоторые отличия. У них разные рукоятки, а рабочая часть одного из этих инструментов имеет вогнутую поверхность для фиксации орешка.

Фото 1.JPG Фото 2.JPG

Фото 3.JPGФото 4.JPG

Щипцы иного рода использовались для колки сахара. Неизвестно когда появился обычай употребления напитков с сахаром, но к середине XVIII века в старинные фарфоровые сервизы обязательно входила сахарница с крышкой. До первой половины XIX века сахар к столу подавался в виде кусочков, отколотых от так называемой сахарной головы. Людям, занимавшим в обществе определённое положение и соблюдавшим правила этикета, не позволительно было брать сахар руками при чаепитии. Так возникла необходимость в специальном приспособлении и на помощь светским персонам пришли щипцы и щипчики.

Щипцы для сахара, конфет, мармелада без обёртки делали цельноштампованными, из нержавеющей стали, мельхиора, латуни, серебра. Захваты гладкие в виде ложечек или фигурные имели разнообразное художественное оформление и отделку. Щипчики должны были быть изящными и лёгкими, не требующими специальных навыков в использовании. Так появилось два инженерных решения: щипцы, изготовленные в виде ножниц  и дугообразные щипцы, работавшие по принципу пружины сжатия.

Фото 5.jpg Фото 12.jpgФото 7.jpg

Фото 8.jpgФото 9.jpgФото 10.jpg

Фото 11.jpg


Первый тип оказался неудобным и внешне менее привлекательным по причине того, что пальцы у всех были разной толщины, и случалось, что от «пресловутых колец» щипцов было сложно освободиться.

К 1820-м годам щипчики приобрели стандартный вид и параметры. Изготавливались они, как правило, из серебра. Мастера создавали щипчики с удивительными формами и элементами декора. Наружная поверхность таких изделий превращалась в желуди, корзины с розами, листья аканта, раковины и принимала разнообразные вычурные формы. К концу XIX века щипчики выходят из моды и постепенно становятся предметом коллекционирования. Сегодня серебряные щипцы для сахара в меньшей степени являются частью семейного дома попросту потому, что сахар теперь продаётся в пакетах, а не в кубиках, хотя всё ещё можно найти его и в этой форме.

В коллекции ТГЛИАМЗ есть прелестные щипчики для сахара, выполненные из серебра.

Фото 14.jpg Фото 15.jpg Фото 16.jpg

В начале ХХ века в России, когда кусковой сахар был в продаже, щипцы для колки сахара были традиционным подарком молодожёнам, переезжающим в новый дом. Купить такие щипцы, и даже не в единичном экземпляре, считалось нормой ведения домашнего уклада. Щипцами для колки сахара пользовалась народная артистка СССР Ф.Г. Раневская (1896 - 1984 гг.)

Фото 6.jpg

 Подобные щипцы с никелированным покрытием выпускались с длиной: 10 см, 11 см, 12 см, 13 см. 

На этой форме эволюция щипцов для колки сахара завершилась.

Что касается щипчиков для маленьких кусочков сахара, которые помещались в чай или кофе, то любопытен факт появления игрушечных щипцов в детском наборе посуды 1970-х годов. 

Фото 13.jpg

Однако нам думается, что, всё же, автор игрушечного комплекта предполагал применение их для пирожных, а не для сахара.

Дни элегантности с сахарными щипцами прошли, но эти замечательные предметы служат напоминанием о днях минувших…

Герасименко М.В., хранитель музейных предметов коллекции «Металл» 

P.S. Самуил Яковлевич Маршак, - известный русский и советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист, автор популярных детских книг в середине XX века перевёл замечательное стихотворение английского художника и поэта XIX в. Эдварда Лира о щипцах:

ПРОГУЛКА ВЕРХОМ


Щипцы для орехов сказали соседям -
Блестящим и тонким щипцам для конфет:
- Когда ж, наконец, мы кататься поедем,
Покинув наш тесный и душный буфет?

Как тяжко томиться весною в темнице
Без воздуха, света, в молчанье глухом,
Когда кавалеры и дамы в столице
Одно только знают, что скачут верхом!

И мы бы могли гарцевать по дороге,
Хоть нам не случалось ещё до сих пор.
У нас так отлично устроены ноги,
Что можем мы ездить без сёдел и шпор.

Пора нам, - вздохнули щипцы для орехов, -
Бежать из неволи на солнечный свет.
Мы всех удивим, через город проехав!
- Ещё бы! - сказали щипцы для конфет.

И вот, нарушая в буфете порядок,
Сквозь щёлку пролезли щипцы-беглецы.
И двух верховых, самых быстрых лошадок
Они через двор провели под уздцы.

Шарахнулась кошка к стене с перепугу,
Цепная собака метнулась за ней.
И мыши в подполье сказали друг другу:
- Они из конюшни уводят коней!

На полках стаканы зазвякали звонко.
Откликнулись грозным бряцаньем ножи.
От страха на голову стала солонка.
Тарелки внизу зазвенели: - Держи!

В дверях сковородка столкнулась с лоханью,
И чайник со свистом понёсся вослед
За чашкой и блюдцем смотреть состязанье
Щипцов для орехов - щипцов для конфет.

И вот по дороге спокойно и смело,
Со щёлканьем чётким промчались верхом
Щипцы для орехов на лошади белой,
Щипцы для конфет на коне вороном.

Промчались по улице в облаке пыли,
Потом - через площадь, потом - через сад...
И только одно по пути говорили:
"Прощайте! Мы вряд ли вернёмся назад!"

И долго ещё отдалённое эхо
До нас доносило последний привет
Весёлых и звонких щипцов для орехов,
Блестящих и тонких щипцов для конфет.

*   *   *

07.12.2023

Загадочные буквы на страницах старой книги (из истории бытования музейного предмета коллекции «Редкая книга»)

«Просите, и дано будет вам;

ищите, и найдете;

стучите, и отворят вам.

Ибо всякий просящий получает,

и ищущий находит, и стучащему отворят»

Евангелие от Матфея

 

А вы знаете, что книги часто содержат на своих страницах настоящие тайны, и эти книжные тайны открываются только тем, кто знает где и как их искать. В Таганрогском музее-заповеднике есть такой пытливый опытный исследователь – это старший научный сотрудник «Литературного музея А.П. Чехова» Анна Геннадьевна Алферьева. Вот уже более 30 лет она изучает и описывает книжные памятники. Тщательно, страницу за страницей она осматривает каждый фолиант. Многие из этих старинных изданий хранят свидетельства прошлого: владельческие автографы, дарственные надписи, пометы в тексте. Анна Геннадьевна расшифровывает эти записи, сверяет даты, анализирует факты. В результате этой кропотливой работы в истории города появляются новые имена, уточняются подробности известных событий.

Вот и недавно, описывая очередной книжный памятник: «Начертание церковной истории» 1834 года издания, она обнаружила и перевела с французского языка владельческую надпись: «Принадлежащая Василию Бандакову 1864г. 1 января в Таганроге». Василий Анастасьевич Бандаков – известный священник в Таганроге, настоятель Архангело-Михайловской церкви. Но самое главное – этот человек был автором духовных изданий: сборников и поучений, известных всей России. Тот факт, что книга была в личной библиотеке таганрогского священника уже придаёт особую ценность этому изданию. Но, неожиданно, на стр. 131-331 под текстом, в нижнем поле страниц были обнаружены какие-то буквы, написанные теми же ореховыми чернилами и тем же почерком, что и владельческая надпись. Причём присутствовали они только на нечётных страницах. Казалось, буквы расположены случайно, в хаотическом порядке по одной или группой. Выписав эти буквы в заданном порядке, Анна Геннадьевна получила следующую запись: "Василiя Бандакова ученика V-го класса семинарiи Екатеринославской 1864 года перваго января город Таганрогъ Василiй Васильевичъ Бандаковъ бывшiй ученикъ благороднаго мужескаго пансiона Колежскаго советника Степана Димитрiевича Господина Уманского".

IMG_6799.JPG

IMG_6803.JPG

IMG_6806.JPG

Таким образом стало ясно, что книга принадлежала сыну священника, который возможно, приехав на каникулы в Таганрог, получил её в подарок от отца на Новый 1864 год.

В коллекции редких изданий Таганрогского музея–заповедника хранится ещё немало таких замечательных сокровищ: изданий ХVIII-ХIХ веков. Они ждут своих пытливых исследователей.

 

                              Хранитель музейных предметов коллекции «Редкая книга»

Покатилова Е.Г.

14.11.2023

Курильницы бронзового века

Курильница – керамический ритуальный сосуд эпохи средней бронзы (XXV-XX вв. до н.э). Степную и лесостепную полосу от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная в это время заселяли представители катакомбной культурно-исторической общности. Курильницы встречаются в значительном числе катакомбных погребений донского левобережья вплоть до Прикубанья и Калмыкии.

Курильница представляет собой чашу на фигурной ножке, обычно крестовидной или трёхлепестковой формы. Внутри чаши имеется небольшое отделение (карман). Снизу сосуд обычно украшался пышным орнаментом, но встречаются также курильницы без орнамента. Орнамент наносился как с помощью штампов, так и в технике прорисовки. Достаточно распространённые элементы орнамента - оттиски верёвочки, тесьмы, треугольников, кругов объединялись в сложные, иногда асимметричные композиции.

Форма и декор курильниц указывает на их культовое назначение, об этом свидетельствует и характер их употребления в ритуале. Во время совершения погребения в большое отделение курильницы насыпались тлеющие угли, а в малое - помещались душистые травы или семена растений, где под влиянием высокой температуры они воспламенялись и начинали издавать аромат курящегося благовония. Терпкий и возбуждающий аромат трав распространялся по степи, возможно символически очищая умершего и пространство вокруг захоронения. Курильницу затем ставили у головы или ног погребенного, или оставляли в жертвеннике на перекрытии могилы. Таким образом, курильница, помещённая в могилу и содержавшая золу и угли, служила в качестве вместилища ритуального огня.

Культ огня был свойственен погребальному ритуалу эпохи бронзы. Первоначально огненную функцию выполняли глиняные жаровни - фрагменты крупных кухонных сосудов, поставленные в могилу и содержащие древесный уголь. В более позднее время в катакомбной обрядности появился специальный сосуд для хранения священного огня - курильница. Как предметы культа, курильницы продолжали существовать и позднее, в скифо-сарматский период. Это свидетельствует о важной роли ритуалов в жизни кочевых народов.

Анализ найденных в чашах курильниц углей позволил определить растения, которые могли использовать в ритуале погребения. Среди них душистые прутики тамариска и других кустарников, степные травы - конопля, тысячелистник, полынь, мята, шалфей, зизифора, эфедра и первоцветы.

 Это лишь несколько экспонатов эпохи бронзы из археологической фондовой коллекции музея-заповедника, которые поступили из раскопок курганных групп экспедиций Флерова В.С. (1971 г.), Ларенок В.А. и Ларенок П.А. (1989-1991 гг.), Прокофьева Р.В. (2000-2004 гг.), проходивших на территории Ростовской области.

01.ТЛИАМЗ_ОФ_11965-123(2).JPG02.ТЛИАМЗ_ОФ_11965-123(3).JPG

03.ТЛИАМЗ_ОФ_12699-14(2).JPG04.ТЛИАМЗ_ОФ_12699-14(3).JPG

05.ТЛИАМЗ_ОФ_14373-28.JPG06.ТЛИАМЗ_ОФ_14373-28(5).JPG

07.ТЛИАМЗ_ОФ_15102-19.JPG08.ТЛИАМЗ_ОФ_15102-19(3).JPG

09.ТКМ_ОФ_6910-8.JPG


Олих О.Г., хранитель музейных предметов

коллекции «Археологические памятники»


Страницы: 1 2 3 4 5 След.