Это интересно

«Рождество» для взрослых и детей
28.11.2020

«Рождество» для взрослых и детей

Литературный музей А.П. Чехова приглашает 5,6 января в 15-00 на

необыкновенную    прогулку по музею «Рождество для взрослых и детей».

Знаете ли вы:

- как готовились к Рождеству в XIX веке;

- как встречали праздник и проводили Рождественские каникулы взрослые и дети;

- какие блюда готовили и, как поздравляли родных и друзей?

Хотите ли увидеть:

- уникальные, предметы быта   XIX века, старинные книги,

послушать русские песни и романсы в живом исполнении?

Приходите к нам!

Вас так же порадуют новогодние фотозоны с элементами исторической реконструкции.

В таком Таганроге вы еще не бывали!

Телефон для справок: 61-14-66

Адрес: г. Таганрог, ул. Октябрьская, 9

28.11.2020

«Новогодняя перезагрузка»

Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!

Встретим его вместе!

Детвора! Мамы, папы, бабушки и дедушки!

Дед Мороз и Снегурочка приглашают вас отправиться в новогоднее путешествие по Литературному музею А.П. Чехова.

Вас ждут игры, конкурсы, сказочные превращения, новогодние фотозоны, онлайн-поздравления и отличное настроение!.

26,27 декабря в 15:00

Телефон для справок: 61-14-66

Адрес: г. Таганрог, ул. Октябрьская, 9

27.11.2020

Новый год в музее!

Дорогие таганрогжцы и гости города! Приглашаем вас в праздничные дни принять участие в наших мероприятиях с 02.01.2021 г. по 10.01. 2021 г.
18.11.2020

«Борис, до конца борись!»(памяти донского писателя Бориса Изюмского)

Наш рассказ – о писателе-фронтовике Борисе Изюмском, 105-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Борис Васильевич – автор повестей и романов «Алые погоны», «Ханский ярлык», «Нина Грибоедова», «Плевенские редуты», «Призвание», «Небо остается» и многих других.
Наталия ЕРМОЛЕНКО, научный сотрудник Литературного музея А.П. Чехова.Фото из музейных архивов.

Несколько лет назад, в Ростове-на-Дону, я познакомилась с сыном писателя, кандидатом исторических наук Александром Борисовичем Изюмским. Из личных бесед с ним, узнала много интересных фактов, как о жизни самого писателя, так и города Таганрога, в котором прошло его детство.Настроен Александр Борисович был дружески и, согласился передать личные вещи своего отца в музей.

Фонд писателя Изюмского формировался постепенно, в течение трех лет. В начале были переданы многочисленные фотографии, затем печатная машинка, книги личной библиотеки, предметы быта 1-й пол. XX века, ордена и боевые награды писателя.

Очень ценно то, что Александр Борисович передает в музей не только    личные вещи своего отца, но и удивительные истории о них. Благодаря этому, мы имеем возможность добавить новые штрихи к портрету Бориса Васильевича Изюмского.

Родители, детство, Таганрог...

Семья Изюмских 1920-е гг.jpg

Семья Изюмских. Таганрог. 1920 год.

 Фото семьи  Изюмских, сделанное в одном из фотоателье Таганрога в 1920 году, – уникально. Мы  видим   родителей  писателя -  Василия Ивановича Изюмского (стоит слева) и Анну Борисовну Парнох (сидит справа). Будущему писателю здесь 5 лет. Мать будущего писателя закончила  таганрогскую женскую  гимназию предположительно  в конце 1880-х годах   с золотой медалью: «…фамилия ее была занесена на мраморную доску… Щедро одаренная природой, она пела, рисовала, математику знала так же хорошо, как и грамматику», - пишет в своих мемуарах Изюмский. 

Будущие супруги познакомились в редакции царицынской газеты, где он  работал корректором, а она писала театральные рецензии, печатала стихи, очерки.

6 марта 1915 года  в Царицыне (ныне Волгоград) родился их единственный сын Борис.

Вскоре чета Изюмских перебралась в Таганрог, где прошли детские и юношеские годы писателя.

Когда Борису было 6 лет, отец оставил семью  и на плечи маленького мальчика легли   все заботы по хозяйству. Он  растапливал печь углем, готовил  обед для себя и больной матери, ходил   на базар, где его знали все торговки и уступали в цене, потому что жалели.

Жила семья на скудные заработки матери от репетирования.Одевался он в то время плохо: брюки, перешитые из дядиных, огромная заячья шапка, наползающая на глаза.

«Духовным оркестром дирижировал Молла»

Совсем иначе писатель выглядел в зрелые годы. Донской писатель и литературный критик Елена Джичоева в книге об Изюмском «Два лика времени» пишет: «Знавшие Бориса Изюмского в зрелые годы, известным писателем, привыкли к тому, что он всегда элегантен, подтянут, аристократичен даже».

В 1965 году, когда Изюмскому было 50 лет, а страна праздновала 20-летие со дня освобождения от немецко-фашистких захватчиков, он решил вести дневниковые записи, иронизируя: «Возможно, когда-нибудь, докачусь и до мемуаров…». Александр убедил отца в необходимости их написания.

Сегодня эти воспоминания под названием «Мои вечера» малоизвестны широкому кругу читателей. Но для исследователей той эпохи они представляют большой интерес. В них подробно описывается Таганрог довоенной поры, преподаватели школ, увлечения таганрогской молодежи.                

Вот интересные фрагменты из воспоминаний:

В городском саду вечерами дирижировал духовым оркестром изящный, с длинными волосами итальянец Молла, собирая многочисленных любителей музыки. Это было время, когда таганрогские мальчишки упоённо увлекались звёздами футбола и кино. Вратарь Лёня Лужинский, вратарь Фисенко, левый крайний Петько были нашими богами. Чтобы купить билет на матч, мы, переехав «по хорде» Азовское море, резали камыши с бархатными коричневыми набалдашниками и продавали их по копейке штука. Не проходило вечера, чтобы мы не ходили в кинотеатр «Луч» или «Бондаренко».

Мы бредили Дугласом Фербенксом из «Знака Зорро», трюками восхитительного Гарри Пиля, прыгавшего с моста на крышу проходившего внизу вагона, хладнокровным ковбоем Вильямом Хартом,  подражали комикам Гарольду Ллойду в очках-колёсах, невозмутимому Бестеру Китону и, конечно же, Чарли Чаплину».

 Особенного внимания заслуживает такой эпизод:

«Когда мне было года четыре, отец взял меня на базар. Вот ходим мы между повозок с вяленой рыбой. Один пожилой возчик спрашивает меня:

   — Тебя как зовут?

   — Борис…

   Возчик достает рыбину, протягивает мне:

   — Борис, до конца борись. 

 Любопытно, что эта сцена возникла перед глазами в самую трудную минуту под Сталинградом. А позже — когда писал повесть «Ханский ярлык»…

Характер юного Бориса формировался в Таганроге. От отца он унаследовал силу, выносливость, от матери  - чуткость, умение заботиться о других.  

Педагог, офицер, автор книг...

Анна Борисовна делала для сына все, что могла: учила читать, писать, рисовать,  поэтому с шести лет он был принят сразу во второй класс. 

Кстати, Изюмский выпускник  школы № 2 им. А.П. Чехова,  бывшей мужской классической гимназии.

Когда началась ВОВ, Борис Васильевич добровольцем ушёл на фронт. Служил в кавалерии, артиллерии, командовал стрелковой ротой. В 1943 году в боях за Мелитополь был ранен.

 Сын писателя передал в наш музей Орден Красной Звезды, которым  Борис Васильевич был награжден 12 июня 1944 года. В наградном листе к Ордену   описан его подвиг:

 «Участвуя в боях против немецких оккупантов, старший лейтенант Изюмский  в боях за город Мелитополь первым ворвался со своей ротой в город и завязал с врагом уличные бои, где был тяжело ранен. Принимая участие за освобождение населенного пункта ст. Абганерово, ст. лейтенант Изюмский,  когда вывело весь орудийный расчет, сам лично, пренебрегая смертью…стал у орудия и прямой наводкой уничтожил вражеский танк. После чего был вторично ранен и контужен». 

После излечения, Изюмский был демобилизован и в 1944 году направлен в Новочеркасское суворовское училище преподавателем истории, логики и психологии, где проработал до 1951 года.

С однополчаниным Тимофеем Виноградовым.jpg

Борис Изюмский (справа) и его однополчанин Тимофей Виноградов.

Сама жизнь доверила бывшему офицеру, израненному комбату Изюмскому, воспитание суворовцев.  Многие его ученики  были  детьми  офицеров, оставшихся без родителей в годы ВОВ. Борис Васильевич стал для ребят  не просто воспитателем, но  и наставником, другом. Вскоре судьба его вознаградила и в жизни преподавателя появился Иван Дмитриевич Василенко. 

Иван Дмитриевич Василенко, известный писатель, таганрожец. Несколько раз он приезжал в   училище,  знакомился с воспитателями и воспитанниками, беседовал с ними. Его задача состояла в том, чтобы написать книгу очерков о судьбах суворовцев. Василенко пользовался не только собственными наблюдениями, письмами родителей ребят, но и дневниками, которые вел в то время воспитатель этого училища старший лейтенант Борис Изюмский.

Именно Василенко подсказал молодому офицеру идею для написания повести «Алые погоны»: «Вам, кто варится в этом котле, надо написать большую повесть, я же ограничусь книжечкой очерков».

Очерк Василенко «Суворовцы», был издан в Ростове в 1945 году. А Борис Васильевич последовал совету Ивана Дмитриевича и принялся писать о суворовцах, его повесть «Алые погоны» вышла в 1948 году и была очень популярна в середине  ХХ века.

Начинающий автор часто бывал в Таганроге – городе своего детства. В гостях у маститого писателя Василенко на улице Чехова, 88.  Иван Дмитриевич  читал вслух,  вспоминал тех, с кем сводила его судьба. Борис жадно прислушивался к размышлениям Василенко «…о литературном языке, о сюжете, о том, какая иногда чепуха может стать толчком к созданию художественного произведения». 

Александр Борисович так же передал музею первый сборник рассказов писателя «Раннее утро», вышедший в 1946 году и многочисленные книги его личной библиотеки.

На полях книг: Л.М. Щетинина А.Н. Стрижева, Н.А. Бестужева, М. Пришвина, М.. Шолохова, и др. многочисленные  авторские заметки.  

Очевидно, Изюмский вел записи  в книгах, которые читал, по такому же принципу, как и в рабочих экземплярах.

Дело в том, что по выходу в свет своих книг, Борис Васильевич находил в них немало того, что надо исправить, переработать. Особенно много таких пометок в его первом сборнике.   Иногда в этих экземплярах вычеркнуты целые абзацы, а вместо них мелким каллиграфическим почерком написаны новые варианты   - короче и точнее. 

В дневниковых записях писателя есть такие строки:

«В 1965 году   после долгого перерыва в стране  вновь стали торжественно отмечать День Победы… великий, трагический и гордый день».

«С Днем Победы произошло нечто похожее на раскопки драгоценных сокровищ. Они были занесены временем, как пылью, но вот пришли люди и старательно откопали, отчистили от безразличия бесценные клады. И фронтовики стали открыто носить свои награды… И день 9 мая - ни с чем не сравнимый день – засиял гордо и величественно. И выяснилось, что у скромнейшей регистраторши Марии Ивановны две медали «За отвагу», что мой сосед командовал партизанским отрядом, а все вместе взятое - величайшая возможность возвышения народного духа.»

В первые годы  после войны проведение масштабных парадов   было не уместно. Тогда еще все напоминало о войне.  Офицеры и солдаты Красной армии оставались настоящими, живыми героями книг, рассказов, очерков, авторами которых становились сами участники Великой Отечественной. Одним из таких писателей  стал Борис Васильевич Изюмский.

«Борис, до конца борись!» -  этот призыв из таганрогского детства следовал за ним всюду. Возможно, поэтому он и учил будущих офицеров и нас, читателей его книг, «никогда не сдавать занятых вершин»!

Наталия Ермоленко - научный сотрудник Литературного музея А.П. Чехова.


12.11.2020

«Дорого ты стоишь мне, Ариадна!» К 140-летию рассказа А.П. Чехова «Папаша».

«Голос Ариадны, её шаги, шляпка вызывали во мне радость, страстную жажду жизни…». Это строчка из рассказа Чехова «Ариадна». Возможно, именно такие чувства он испытывал, будучи подростком, при виде героини этой статьи.

В августе 1868 гола Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Незадолго до этого, на должность инспектора гимназии был назначен учитель математики и физики Григорий Филиппович Черец. Мальчик вряд ли запомнил этого человека. В апреле 1869 года статский советник Г.Ф. Черец скончался.

Инспектор оставил после себя вдову и двух дочерей. Ещё при жизни отца девочки начали учиться в женской гимназии. Старшая, Софья, впоследствии получила при выпуске серебряную медаль. Ариадна или, по-домашнему, Рура внимания к наукам не проявляла. Отец заявил, что из Руры он сделает дитя природы и больше ничему её не учил. Гимназию она так и не окончила. Знакомые находили, что из Ариадны вышла очень интересная по-своему девушка.

Ариадна постоянно находилась в центре внимания таганрогской молодёжи. Возможно, она стала первой девушкой, которой всерьёз увлёкся Антон. Друг Чехова А.Д. Дросси вспоминал: «Главной притягательной силой, влекшей нас в сад, была красавица-гимназистка Черец, по имени Ариадна или просто Рурочка, как мы все её называли. Окружённая всегда толпой поклонников-гимназистов, Рурочка была неизменной спутницей безмятежной юности нашей. К числу тайных воздыхателей Рурочки принадлежал и Антон. Он очень редко пропускал прогулки в её обществе." Эти совместные прогулки Чехов описал в 1888 году в рассказе «Огни».

Семья покойного инспектора Череца продолжала общаться с его коллегами. Круг таганрогских учителей и учительниц, в который входили и их родственники, был довольно узок. Все друг друга прекрасно знали и нередко находили женихов и невест в своей среде.

Вдова инспектора вышла замуж за молодого учителя словесности А.Д. Мальцева, который был лет на тринадцать старше Ариадны. Окружающие перешёптывались: «Женила на себе».

Софье, барышне умной и образованной, нравился преподаватель латыни В.Ф. Помян,в часы досуга переводивший итальянскую поэзию.

Ариадна не нарушила семейную традицию.

В июле 1875 года преподавателем древних языков в таганрогскую гимназию назначили Владимира Дмитриевича Старова. 24-летний выпускник Новороссийского университета прибыл на своё первое место службы и сразу произвёл благоприятное впечатление. Таганрогский историк П.П. Филевский, бывший гимназист, писал: «Недурён собой, хорошо одевавшийся, он сделался образцом для подражания воспитанников старших классов. Его успехи в дамском обществе ещё более сделали его интересным среди молодёжи. Учащиеся относились к нему хорошо и обыкновенно говорили: «Он в ученике не видит врага». Среди учеников Старова был и Антон Чехов.

Жизнерадостный и общительный учитель был представлен Ариадне Черец. Она согласилась стать его женой. А затем, по словам Филевского: «Началась семейная драма. Молодая женщина любила бывать на балах в клубе, в театре. Для бала и театра нужны были наряды, их доставать учитель не мог, хотя и старался, впадая в долги. Поклонники Ариадны Григорьевны, богатые греки, стали делать ей подарки, она их принимала, а это повергало несчастного Старова в отчаяние». Он стал давать дорогие частные уроки, иногда пропуская занятия в гимназии, лишь бы принести деньги своей Ариадне. Несчастливую семейную жизнь педагога обсуждала все – и коллеги, и ученики.

Ариадна всё больше от него отдалялась. Её не устраивали положение всего лишь жены при муже и тесный мир провинциального города, где она вынуждена была, при отсутствии детей, скучать дома в одиночестве. Только изредка она могла блистать среди одних и тех же надоевших лиц. Ариадна была амбициозна и мечтала о большем. Она увлеклась начинающим актёром Н.Н. Соловцовым, гастролировавшим в Таганроге. А тот убедил молодую женщину, что она создана для сцены.

Антон Чехов видел игру Николая Соловцова, а затем познакомился с ним за кулисами. (Впоследствии он сочинит в расчёте на этого артиста роль помещика Смирнова в водевиле «Медведь»). Влюблённость гимназиста в Ариадну, видимо, давно поблёкла и испарилась после её замужества. Соученик Чехова Александр Вишневский описал в своих мемуарах такую сценку: «Явился к нам Антон и весело сообщил «Сейчас артист Соловцов увёз жену нашего учителя Старова.»

Ариадна покинула супруга в 1878 году и больше в Таганрог никогда не возвращалась. Но Чехов её не забыл. Образы похожих на неё женщин не раз возникали в творчестве писателя.

В пору сотрудничества в многочисленных юмористических журналах Чехову постоянно требовались новые сюжеты. Он черпал их отовсюду, в том числе и из гимназического прошлого.

29 июня 1880 года в журнале «Стрекоза» был опубликован рассказ «Папаша». Отец второгодника-переростка приходит домой к учителю с просьбой. Если сын не получит хорошие отметки, то он в пятнадцать лет может остаться в третий раз в третьем классе. Папаша слышит, как учитель говорит своей жене: «Дорого ты стоишь мне, Ариадна! Прихоти твои не имеют пределов!».

Чехов даже в ранних произведениях никогда не «фотографировал» реальные события. Педагога в рассказе зовут не Владимир Дмитриевич, а Иван Фёдорович. И преподаёт он не латынь, а арифметику. Имя, отчество и предмет преподавания автор взял у другого своего наставника – И.Ф. Крамсакова и совместил с судьбой Старова. Что касается семейных отношений персонажа, те таганрожцы, которые читали «Стрекозу», конечно, обо всём догадались. А для москвичей и жителей других городов это была просто типичная история.

Ариадна в это время кочевала по городам с собственной опереточной труппой. Значительную сумму денег на организацию труппы дал богатый меценат граф Кочубей, который ничего для неё не жалел. Взяв псевдоним Дагмарова, она стала первой в России женщиной-антрепренёром. Театральные рецензенты обращали внимание на её эффектную внешность и роскошные туалеты. Известный критик и публицист Влас Дорошевич вспоминал, как впервые увидел её: «Я слыхал, что это очень красивая актриса, но не представлял себе, что до такой степени».

А Владимир Дмитриевич от горя стал пить. Добрый директор гимназии Э.Р. Рейтлингер закрывал глаза на прегрешение подчинённого, потому что сочувствовал ему.

Весной 1887 А.П. Чехов приехал в Таганрог и навестил своего учителя, оставшись у него на ночевать. Им было о чём поговорить и что вспомнить. 15 октября, в Москве, Антон Павлович делает на своей книге «В сумерках» (СПб., 1887) дарственную надпись: «Владимиру Дмитриевичу Старову за Саллюстия, Овидия, Тита Ливия, Цицерона, Вергилия и Горация и за ночлег от бывшего ученика и автора А. Чехов». Книга была отправлена в Таганрог.

20 мая 1888 года в журнале «Северный вестник» появился уже упомянутый рассказ «Огни». В нём было всё, что освежили в памяти поездка в родные места и беседа с учителем: южный тёплый город, море, степь, гимназия, городской сад и прелестная девушка, гуляющая по его аллеям. И упоминание о том, что «одна барыня уехала от мужа с актёром».

А Старова в этом же году перевели в другую гимназию, которая находилась в большой станице Усть-Медведицкой. Там же в 1892 году он умер в больнице.

Ариадна вовсе не собиралась разрушать его жизнь. Вероятно, просто не предвидела таких последствий. Если она и любила когда-нибудь Владимира Дмитриевича, то это чувство задавили семейные будни. А именно – постоянная нехватка денег, упрёки супруга в расточительстве и зависть к богатым гречанкам, чьи платья всё равно были дороже. Может, принимая в своё время предложение симпатичного учителя, на которого засматривались местные красавицы, она просто сделала неплохую партию? И когда на одной чаше весов было блестящее будущее, а на другой – переживания мужа, она долго не раздумывала.

Ариадна Григорьевна стала прототипом главной героини рассказа Чехова «Ариадна», напечатанного в 1895 году в журнале «Русская мысль». Антон Павлович дал своему персонажу не только имя, но и отчество, и некоторые черты характера таганрогской знакомой.

Чеховская Ариадна так же капризна. Она требует от брата (как её прототип от мужа) немедленного исполнения своих прихотей. Например, захотелось ей дорогую лошадь, а средств на покупку нет. Пусть брат прикажет снять с части крыш в имении железо и продаст!

По словам героя, влюблённого в эту красивую провинциальную барышню: «В ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна, и она воображала себя в будущем не иначе как очень богатою и знаменитою, ей чудились балы, ливреи, роскошная гостиная, свой salon, и целый рой графов, князей, знаменитых художников и артистов, и всё это поклоняется ей, и восхищается её красотой и туалетами…».

Рассказ вызвал в Таганроге живой интерес. Земляки узнали в героине Ариадну Черец. Ведь в городе долго помнили и осуждали её побег.

А друзья по сцене знали госпожу Дагмарову как отзывчивого человека. Она помогала старым актёрам, иногда отдавая последнее.

Скончалась Ариадна Григорьевна в 1915 году. Она пережила и мужа, и Николая Соловцова, и юного поклонника Антона. Попадались ли ей на глаза «Папаша» или «Ариадна»? Вспоминала ли, слыша имя известного писателя, робкий взгляд гимназиста? Кто знает…

 

                         Старший научный сотрудник отдела «Литературный музей А.П. Чехова» Алферьева А.Г.

04.11.2020

Ночь искусств 2020. Аудиокнига М.П. Чехов "Беглецы"

Музей Лавка Чеховых представляет.
В рамках проекта "Слушать подано" рассказ Михаила Павловича Чехова "БЕГЛЕЦЫ" из иллюстрированной аудиокниги рассказов братьев Чеховых.


Ночь искусств "Путешествие в осень"
03.11.2020

Ночь искусств "Путешествие в осень"

Виртуальная поэтическая гостиная, посвященная одному из самых красивых и любимых многими поколениями русских художников и поэтов времени года – осени. Мероприятие рассчитано на широкий круг гостей.

На выставке "В. Д. Поленов. "Пруд с вётлами". Возвращение" откроет свои двери виртуальная поэтическая гостиная, посвящённая времени года, воспетому многими поколениями русских художников и поэтов. Василия Поленов запечатлел на своём полотне  удивительное состояние природы в начале осени

Сотрудники музея вместе с виртуальными посетителями не только обратятся к работе великого мастера, но и вспомнят о том, сколь значительное место заняли осенние пейзажи в истории русской живописи.  

 "Магия осени" стала источником вдохновения и для русских поэтов, стихи которых будут звучать на выставке. Их прочтут сотрудники музея, которые также прониклись ею и в Ночь искусств, хотят поделиться этим светлым чувством с людьми всех возрастов, любящих природу и искусство.

Музы поэзии и живописи объединятся, чтобы напомнить о красоте окружающего мира и о том, что "... искусство выше временных треволнений; как бы ужасны ни были, они проходят, а искусство остаётся".  (В. Поленов)

Осень в этом году особенно прекрасна: такого буйства красок, яркого солнца и теплого прозрачного воздуха в октябре мы не помним давно.

Давайте же  вместе скажем ей спасибо за благосклонность и щедрость!



31.10.2020

Выставка «Блокадный дневник Якова Рубанчика»

С 4 ноября 2020 по 27 декабря 2020 в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога» будет развернута выставка «Блокадный дневник Якова Рубанчика» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и фондов Таганрогского музея-заповедника.

Яков Осипович Рубанчик (1899–1948) – ленинградский архитектор, уроженец Таганрога. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей остался в осажденном Ленинграде, где создал уникальную хронику блокадного города.   

Колоритные рисунки, выполненные в яркой, раскованной манере виртуозного рисовальщика, запечатлели все многообразие событий повседневной жизни Ленинграда военного времени, многие из которых остались за кадром широко известной блокадной фото- и кинохроники. Выполненные с натуры, эти листы представляют не только художественную, но и большую документальную ценность.

На выставке будет представлено около ста графических работ Я.О. Рубанчика из серии «Ленинград в дни Отечественной войны. Дневник архитектора», запечатлевшие труд и быт ленинградцев, голод и холод, гибель родных и близких, но в то же время отражающие стойкость и мужество жителей непокоренного города.

22.10.2020

КИНО-ВОЛШЕБСТВО, ДОСТУПНОЕ ВСЕМ

125 лет со дня первого киносеанса. 125 лет со дня рождения Ф.Г.Раневской. Великое искусство и великая  актриса... О них небольшая выставка, подготовленная сотрудниками музея-заповедника. Семейные фотографии и кадры из фильмов, отчий дом в Таганроге и московская квартира актрисы, книги о ней и о кино - все это можно увидеть в Литературном музее А.П.Чехова, Ул. Октябрьская,9. телефон для справок 61-14-66
30.09.2020

«Я вырос у моря…» /А. П. Чехов/. Выставка работ таганрогских художников.

      В год 160-летия со дня рождения А. П. Чехова музей «Лавка Чеховых», в рамках проекта «Чеховский Таганрог глазами художников», предлагает вашему вниманию выставку картин, посвящённых морской тематике.

      Азовское море, а точнее Таганрогский залив, всегда был неотъемлемой частью истории нашего города. В далёкие петровские времена здесь была первая военно-морская база Российской империи, Екатерина Великая повелела сделать Таганрог международным торговым портом, развитие которого всячески поощрял и поддерживал её венценосный внук Александр I. В 60-70 годы XIX века на таганрогском рейде стояли суда из самых разных стран, гружённые колониальными товарами, которые продавались и в лавке Павла Егоровича Чехова. Море манило к себе братьев Чеховых. Они увлекались рыбалкой, плавали, ныряли и, конечно, как и другие мальчишки, разглядывали в порту заморские корабли, прислушиваясь к иноземной речи.

     Море во все времена волновало воображение художников, вдохновляло их на творчество. Среди представленных на выставке работ четыре картины принадлежат кисти Э. А. Эдельмана. Эдвард Аронович родился и вырос в Варшаве. Там же в 1928 году окончил Академию изящных искусств. Позже переехал в Таганрог, где сначала работал художником-ретушером в редакции газеты «Таганрогская правда». С 1949 по 1964 год Эдельман – сотрудник мастерских Худфонда РСФСР. Художник принимал участие во всех областных и городских выставках, представляя на суд зрителей свои пейзажи, портреты, натюрморты. Став таганрожцем, он всем сердцем полюбил этот приморский город, оставив замечательное художественное наследие. 26 работ Эдельмана хранятся в Художественном музее Таганрога и более 20 работ в фондах Таганрогского музея-заповедника.

1-1.jpg

Эдельман Э.А.  "Рыболовы". 1969 г.

2.jpg

Эдельман Э.А.  «Перламутровое море» 1960-70-е гг.

   С другими работами таганрогских художников вы можете познакомиться на выставке «Я вырос у моря..» в музее «Лавка Чеховых».                                 



Это интересно 1 - 10 из 15
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец