Историко-краеведческий музей (Дворец Н.Д. Алфераки)

Краеведческий музей

347900, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 41тел.: (8634) 38-33-63, (8634) 38-34-96

Режим работы: Ежедневно с 10 до 18 часов. Касса открыта с 10 до 17 часов, выходной - понедельник.

Стоимость посещения

Дворец Н.Д.Алфераки (ныне здание историко - краеведческого музея) расположен в историческом центре г.Таганрога. Он представляет собой великолепный особняк, отличающийся богатством декоративного убранства и напоминающий дворцы русских вельмож конца XVIII столетия. Фасад украшен портиком из четырех коринфских колонн и богатым лепным декором, элементы которого характерны для неоклассического направления эклектики. Величественная архитектура здания, ставшего одним из первых примеров развития эклектики в южнорусской архитектуре, напоминала лучшие столичные дворцы.

Главный дом большого городского имения начали строить в 1848 году для одного из богатейших помещиков Екатеринославской губернии - Николая Дмитриевича Алфераки (1815 - 1860), представителя известного греческого рода, переселившегося в Россию в конце ХVIII века. Его основатель - Дмитрий Алеферейос (в России - Алфераки), отец хозяина дворца - участник русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. за службу России получил в Приазовье земли и российское дворянство.

Семейство Алфераки дало России известных политических деятелей, учёных, музыкантов, пользовалось большим уважением в Таганроге и крае. Д.И.Алфераки был одним из первых предводителей дворянства, а его внук - Ахиллес Николаевич, на протяжении восьми лет являлся городским головой Таганрога, впоследствии, уехав в Петербург, служил управляющим делами Министерства внутренних дел.

Дворец, построенный Н.Д.Алфераки стал своеобразным символом богатства и славы греческого рода, для которого Россия стала второй родиной. В конце 1870 годов семья Алфераки продала дом, в котором вскоре разместился клуб Коммерческого собрания. Дворец Алфераки всегда был центром культурной и общественной жизни Таганрога, как в тот период, когда был частным особняком, так и тогда, когда стал общественным зданием.

В гостях у известной семьи бывали знаменитые литераторы - Н.Ф.Щербина, Н.В.Кукольник, останавливался во время последних гастролей - М.С.Щепкин. Здесь давали приёмы в честь приездов в город наследника Российского престола - великого князя Николая Александровича, видных государственных деятелей. Когда в здании разместился Коммерческий клуб, в большом зале дворца постоянно устраивались балы и концерты. Звучала музыка в исполнении Л.Ауэра, С.Танеева, А.Рубинштейна, Я.Кубелика, Сарасате, М.Мусоргского, А.Скрябина, В.Горовица и мн.др. известных музыкантов.

Двухсветный зал дворца стал свидетелем памятных "встреч с Музыкой" - в 1876г. гимназист Антон Чехов был на концерте Леопольда Ауэра и Сергея Танеева, а в 1911 году - юная Фаина Фельдман (прославившаяся как Раневская) на концерте композитора А.Скрябина.

В разное время во дворце бывали - П.И.Чайковский, И.К.Айвазовский, А.И.Деникин и др. известные исторические личности. Став известным писателем А.П.Чехов неоднократно посещал Коммерческий клуб.  Именно ему, великому уроженцу Таганрога, принадлежала идея - в год празднования 200-летия города организовать на родине музей.

Создавая городской музей, А.П.Чехов мечтал о том, чтобы он разместился во дворце Н.Д.Алфераки. Мечта писателя сбылась в 1927 году, уже в годы Советской власти здание бывшего Коммерческого собрания было передано музею. Сюда были перемещены уникальные коллекции мемориальных предметов из музея императора Александра I, собрание археологических находок известных археологов - братьев А.А. и М.А. Миллеров, уникальная восточная коллекция генерала П.К.Рененнкампфа.

В течение XX века экспозиция музея, да и само здание претерпели изменения. В 1989 – 1996 гг. были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первозданный облик дворца. В 1995 – 1996гг. открыта новая экспозиция, которая знакомила посетителей с главными вехами истории края и города. За её разработку коллектив музея был удостоен премии Министерства культуры России.

Таганрогский историко-краеведческий музей считается одним из старейших музеев юга России. Он занимает одно из красивейших зданий Ростовской области.

С 2017 года на объекте проводятся реставрационные работы 


The architectural federal monument, the Nikolay Alferaky Palace, is the decoration of Taganrog. The Local History Museum was created there on Anton Chekhov’s initiative. The building was constructed for the rich Taganrog landowner with the Greek origin Nikolay Alferaky in 1848. It was built in the eclectic style according to the project of the famous St. Petersburg architect Andrei Stackenschneider. The moulding and four Corinthian columns decorate the faсade of the building and create the look of the palace. These things make it an outlook of a palace. Later in the 1870s the merchant Dmitry Negroponte bought this house and rented it to the club of Commercial Meeting. The club became the owner of this house at the end of the 19th century.

The Nikolay Alferaky Palace was the center of the city cultural life during his life and after his death. Modest Mussorgsky, a Russian composer, and Mikhail Shchepkin, a famous Russian Empire actor, visited Alferaky. The heir to the throne, the future emperorAlexander III, was honoured here on his visit to Taganrog. Famous political and cultural Russian figures such as the Russian field marshal Mikhail Golitsyn, brothers Polyakovs: the businessman Samuel Polyakov and the entrepreneurs Lazar and Yakov Polyakov, the Russian composer Pyotr Tchaikovsky visited the club of Commercial Meeting.

Balls and concerts of both local performers and guest celebrities were held here. Chekhov visited such events when he studied in the gymnasium and during his arrivals in Taganrog.

The Local History Museum was situated in the building of the palace. During the 20th century the exposition of the museum and the museum itself underwent changes. Restoration works were carried out from 1989 to 1996. These works helped to restore the original image of the palace. The museum staff was awarded the prize from the Russian Ministry of Culture for significant scientific research results connected with the new exposition.

The exposition of the museum is presented in thirteen halls of the palace. The exposition is based on the principle of the collection exhibition with the use of museum pieces of holding collections. These collections are «Archeology», «Metal», «Weapon», «Ceramics», «Glass», «Fabrics», «Painting», «Sculpture», «Numismatics» and others.

Today the Taganrog Local History Museum is considered to be one of the oldest museums in Russia and one of the most beautiful and the most popular museums in the south of Russia.


Вернуться к списку