Из истории музейного предмета коллекции «Фарфор».
В коллекции керамики Таганрогского музея — заповедника небольшой, но значимый раздел — анималистическая скульптура из фарфора, фаянса, глины. Высокой художественностью, прекрасной техникой исполнения отличается скульптура «Тигр» выполненная мастерами завода Розенталь (Германия) в первой трети XX века.
Анималистика (от латинского animal — «животное») — это жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.
Статуэтки животных и птиц поступали в коллекцию музея в течение многих лет, главным образом от наших земляков — таганрожцев. Особенно большое количество их было передано таганроженкой И.И. Абрамович, многие предметы пришли в музей как наследие таганрогской художницы В.В. Руссо.
Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства. Ставя на полку скульптуру изящной лисички, гордого коня, веселого щенка, мы, конечно, не задумываемся над тем, что они ведут свою историю от эпохи неолита, когда около 30 тысяч лет назад люди начали изображать животных на скалах и стенах пещер. Изображения животных, в том числе и скульптурные, мы встречаем в искусстве Древнего мира — Ассирии, Египта, Греции, Китая… В древности подобные изображения носили ритуальный, религиозный характер.
Задачей современного художника-анималиста может быть как точность изображения животного, его облика и повадок, так и создание определенного художественного образа. Художник может наделить своего «героя» эмоциями, настроением, а порой и присущими людям чертами, поступками, переживаниями (как в иллюстрациях к басням и сказкам)
В коллекции музея анималистическая мелкая пластика представлена в большом разнообразии. Это и западноевропейская, и русская, и советская скульптура.
Некоторые из наиболее интересных предметов мы представляем здесь.
Одним из лучших образцов русской фарфоровой пластики XIX является скульптура «Вакх с леопардом» по модели главного модельмейстера Императорского фарфорового завода А. Шписа (1866 г.). Привлекают внимание изделия заводов М.С. Кузнецова конца XIX — начала ХХ веков. Пример точной передачи облика и повадок животного — скульптура «Индийский слон», карандашница «Белый медведь» (по модели датского скульптора К. Кюна). В конце XIX — начале ХХ веков кузнецовские заводы в большом количестве выпускали бытовую керамику — шкатулки, масленки, сахарницы в виде овощей, фруктов, корзинок с грибами, а также животных в виде головы кота с мышкой в зубах.
Среди скульптуры советской эпохи выделяются изделия Ломоносовского (в пошлом и настоящем Императорского) фарфорового завода. Начиная с 1930-х годов, здесь работали выдающиеся скульпторы — анималисты И.С. Ефимов, Б.Я Воробьев, П.П. Веселов, И.И. Ризнич и другие. Выразительные «портреты» животных и птиц, выпускавшиеся по их моделям, широко тиражировались, были и остаются популярным украшением интерьера.
Чернильница «Лиса и журавль», созданная в кооперативной артели «Прогресс», по модели скульптора Смирнова — иллюстрация к русской сказке.
Здесь представлены такие известные скульптуры 50-70-х годов ХХ столетия, как «Златогривый конь» (модель И.С. Ефимова), «Колли», «Дог» (И.И. Ризнич), «Терьер», «Лисичка» (Б.Я. Воробьев), серия миниатюрных птиц работы П.П. Веселова.
Очень выразительна статуэтка «Такса», выполненная в условной манере, она тем не менее великолепно передает пластику животного, его эмоции.
Представленные здесь скульптуры животных различны по времени и манере исполнения, технике, уровню мастерства исполнения. Но все их объединяет любовь к животным, стремление передать их красоту и своеобразие. Думается, каждый из их создателей мог бы подписаться под словами, сказанными ведущим скульптором ЛФЗ Борисом Яковлевичем Веселовым: «Свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее».
Материал подготовила хранитель Романенко М.А.