Наши публикации 

Эпоха модерна, отраженная в стекле. Конец XIX–начало ХХ веков

Из истории музейного предмета коллекции «Керамика. Стекло».

Стиль МОДЕРН (от французского moderne — «современный») — художественное направление в искусстве, распространенное в конце XIX – начале ХХ веков. Модерн явился противоположностью эклектике 2-й половины XIX века, заключавшейся в повторении и смешении художественных стилей прошлого. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых, использование растительных мотивов в декоре. Эпоха модерна — это период расцвета декоративно-прикладного искусства. Лучшие художники создают великолепные образцы книжной графики, предметов интерьера, керамики, стекла.

В наше время предметы эпохи модерна – украшение музейных коллекций.

В собрании Таганрогского музея-заповедника хранится ряд произведений декоративно-прикладного искусства в стиле модерн работы русских и европейских мастеров. Эти предметы поступали в музей из разных источников. Самые ранние были переданы из Государственного музейного фонда, другие в разное время передавались в музей таганрожцами.

Особенно полно стиль модерн выразил себя в искусстве стекла, которое оказалось наиболее восприимчивым к его эстетическим и стилистическим требованиям. Коллекция изделий из стекла эпохи модерна в нашем музее невелика, но очень интересна. В ней содержатся как уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, так и вещи бытового назначения, носящие неповторимые черты стиля. К первым относятся, прежде всего, вазы «Герань» и «Папоротник», созданные во Франции, в мастерской знаменитого мастера Эмиля Галле. Эти вазы сделаны из многослойного стекла, на котором при помощи резьбы и травления нанесен декор. Поражает своей красотой и искусством создателей ваза «Русский лес», пример так называемого «русского Галле» работы мастеров завода Мальцева в Гусь-Хрустальном. Вазы «Розан» и «Плод граната», также сделанные в России, демонстрируют разную технику декора.

     Великолепный образец западноевропейского стекла — зеленая ваза с металлическими накладками в виде гирлянд роз. Два графина — розовый, похожий по форме на ограненный камень, и фиолетово-прозрачный, а также резной графинчик в оправе изысканной формы — изделия польских мастеров начала ХХ века. Для них характерно использование так называемого «варшавского серебра» - сплава, имитирующего драгоценный металл.
Стопа «Петушок» - образец использования русскими художниками модерна народных мотивов декора.
Примером того, как в эпоху модерна предметы обихода становятся произведениями искусства, образцами стиля служат пепельница изумрудного цвета с накладным металлическим узором и керосиновые лампы, настольная и подвесная.

 «Все эти безделушки, все эти модные предметы роскоши — вовсе не чепуха, не выдумка корыстных фабрикантов и торговцев, а полноправный, прекрасный, разнообразный маленький, или, вернее, большой мир вещей, имеющих одну единственную цель — служить любви, обострять чувства, оживлять мертвую окружающую среду…» (Герман Гессе, немецкий писатель). 


Возврат к списку