Это интересно

21.06.2024

Троица новозаветная «Сопрестолие» из фондовой коллекции «Иконопись»

«И когда подходил к концу день Пятидесятницы,

были они все вместе.

И вдруг раздался с неба шум,

как бы от несущегося сильного ветра,

наполнил весь дом, где они находились,

и явились им разделяющиеся языки,

как бы огненные, и почили

по одному на каждом из них»

(Деян. 2:1-3)

 

Икона Святой Троицы – воплощение символа Православной веры, богословское понимание одного из важнейших праздников нашей Церкви, который посвящен воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов.

Передача троичного догмата художественными средствами берет свое начало еще в древнерусском иконописном искусстве. Икона, которой на Руси определяется сам праздник Святой Троицы, одна – на ней Бог Троица предстает в виде трех Ангелов. При упоминании троичного догмата визуализируется главный его образ – Ветхозаветная «Троица» Андрея Рублева. Но помимо каноничных православных иконописных изображений, существуют и нетривиальные образы Святой Троицы – Новозаветные (имеющие греческое происхождение) на которых Бог Отец изображается в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.

Такие образы в отечественном иконописном искусстве не столь распространены, так как в русском православии изображения Бога Отца запрещены, они являются не каноничными и противоречащими богословию иконописи: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18). В 43-й главе деяний Большого Московского собора (1666-1667 гг.), которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое обоснование: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении».

Однако, несмотря на запрет, иконы Новозаветной Троицы не только создавались, но и помещались в иконостасы центральных соборов страны, среди них Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

В коллекции «Иконопись» Таганрогского музея-заповедника хранится икона Новозаветной Троицы тип «Сопрестолие» (конец ХIХ в.), на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Сын в виде мужа, восседающего по правую руку от Него; Святой Дух в виде голубя.

                            1.JPG       2.JPG

Фото 1,2. Икона «Святая Троица» тип «Сопрестолие» в киоте и раме из золотистой фольги с подсвечниками и бумажными цветами, дерево, масло, 71 х 61 см

ТМЧ КП-19713, И-111

Основа такой иконографии – единосущность – учение о том, что сущность в Отце, в Сыне и в Св. Духе одна и та же, а не просто одинаковая. Композиция иконы сложная, аллегоричная, с множеством символов и изречений, построенная по принципу круга, символизирующего совершенство и вечность. Сидящие на фоне облачного неба Христос и Бог Отец облачены, согласно тексту псалма, в яркие хитоны и гиматии (Гима́тий (гиматион) (др.-греч. ἱμάτιον — ткань, накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона).

У Бога Отца Саваофа треугольный нимб над головой, который символизирует полную гармонию и единение. Правая рука Саваофа поднята в благословляющем жесте, левой рукой он придерживает круглую державу и скипетр. Христос в правой руке держит крест – высший символ Божией любви и прощения. Святое Евангелие, которое Христос держит в левой руке, – Благая Весть всему миру.

При создании иконы «Сопрестолие» художник использовал одно из самых выразительных живописных средств – яркую цветовая гамму. Голубой фон символизирует небеса, охра (близкая по спектру к золотому) – божественный свет, алый – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Зеленый цвет олицетворяет вечную жизнь, вечное цветение, это символ Святого Духа природный, живой. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость.

Икона «Сопрестолие» представляет собой сложное и необычное произведение искусства. Такой тип икон не распространен на территории нашей страны, но все же является частью православной культуры и истории.

По легенде из истории появления данного предмета в фондах музея-заповедника, данная икона принадлежала первому историку г. Таганрога – П.П. Филевскому.

 

Клименко Е.И., хранитель фондовой коллекции «Иконопись»

22.05.2024

Краснолаковая чаша с рельефным декором

Последним ароматом чаши —Лишь тенью тени мы живем,

И в страхе думаем о том,

Чем будут жить потомки наши.

Д. Мережковский, 1894 г.

 

В археологической коллекции Таганрогского музея-заповедника хранится краснолаковая чаша на ножке, происходящая из раскопок 1956 года некрополя Танаиса. Изготовлена она из тонко отмученной глины оранжевого цвета, изнутри и снаружи покрыта оранжево-красным лаком. Тулово украшено рельефными изображениями гирлянд с бантами и фигурами стоящих птиц, скорее всего фламинго. Ножка чаши тонко профилирована. Время производства – I век нашей эры.

Фото 1. Чаша краснолаковая из собрания ТГЛИАМЗ..JPG

Фото 1. Чаша краснолаковая из собрания ТГЛИАМЗ.

Типологически чаша относится к группе столовой керамики римского времени с общепринятым названием «terra sigillata», что переводится как «запечатанная земля» в значении «глина с маленькими отпечатанными изображениями». Как археологический термин terra sigillata относится, главным образом, к определенному типу краснолаковой столовой керамики, украшенной рельефными изображениями. Наибольшую известность получили изделия гончарных мастерских итальянского города Ареццо (аретинская керамика). Центры производства керамики terra sigillata существовали и в восточной части Римской империи на территории Малой Азии. Время распространения керамики этого типа II в. до н.э. – I в.н.э.

Фото 2. Краснолаковая чаша terra sigilata из собрания Государственного Эрмитажа. Номер ГК 35634793.jpg

Фото 2. Краснолаковая чаша terra sigilata из собрания Государственного Эрмитажа. Номер ГК 35634793

Керамика terra sigillata имеет глянцевую поверхность от бледно-оранжевого до ярко-красного цвета. Стандартные формы и размеры найденных сосудов позволяют говорить о промышленных масштабах производства.

Сосуды открытого вида, декорированные рельефными изображениями, изготавливались при помощи керамических форм, внутренние поверхности которых были украшены штампами из обожженной глины. Сформированная таким образом чаша в процессе высыхания давала усадку и легко извлекалась из формы. Для украшения сосудов закрытого вида иногда использовались техники барботина (тип накладного рельефа) и аппликации.

Фото 3. Форма для изготовления чаши terra sigillata. Фото из Интернета..png

Фото 3. Форма для изготовления чаши terra sigillata. Фото из открытых источников.

Арретинская посуда, несмотря на свой очень характерный внешний вид, была неотъемлемой частью более широкой картины изящных керамических столовых приборов в греко-римском мире. За столетия до появления итальянской terra sigillata, в III-I вв. до н.э. в городе Мегара (в 42 километрах к западу от Афин), а затем и в других областях Восточного Средиземноморья, производились знаменитые мегарские чаши. Они имели полусферическую форму и тоже изготавливались путём оттиска в керамической или гипсовой форме с награвированным декором. Таким образом, мегарские чаши, а также металлические сосуды с рельефными изображениями были своеобразным источником вдохновения для создателей арретинской керамики.

Фото 4. Мегарская чаша. Фото из Интернета..jpg

Фото 4. Мегарская чаша. Фото из открытых источников.

Судя по составу и характеру красного лака, покрывающего чашу из собрания ТГЛИАМЗ, этот сосуд следует отнести к изделиям малоазийских керамических мастерских, но он несомненно является подражанием италийским образцам арретинской керамики. Нет никакого сомнения в том, что форма этих чаш воспроизводит форму металлических сосудов; профилировка ножки нашей чаши особенно ясно это демонстрирует. Ряд аналогий нашей чаше мы находим среди металлических сосудов знаменитого Гильдесгеймского клада (для справки - клад из 69 изделий из серебра (сосудов, тарелок и иных предметов для еды, питья и другого назначения), найденный 17 октября 1868 года в немецком городе Гильдесгейм. Найденные сокровища считаются крупнейшей коллекцией римского серебра, когда-либо найденного за пределами границ Римской империи).

Находки подобных образцов римского керамического импорта в Приазовье очень редки, что увеличивает их культурную ценность для собрания любого музея.

Уникальная возможность увидеть краснолаковую чашу из археологической коллекции ТГЛИАМЗ есть у посетителей выставки «Сыны Эллады на берегах Меотиды» в Историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).

 

Олих О.Г., хранитель музейных предметов

коллекции «Археологические памятники»

08.05.2024

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

«Победа! Это величайшее счастье для солдата –

сознание того, что ты помог своему народу победить врага,

отстоять свободу Родины, вернуть ей мир.

Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг,

долг тяжкий и благородный,

выше которого нет ничего на земле!»

К. Рокоссовский

 

Сегодня в день 79-ой годовщины Великой Победы, в рамках Всенародной акции «Бессмертный полк» я хочу рассказать о своем отце – участнике Великой Отечественной войны Бердышеве Борисе Евгеньевиче.

Отец родился в 1909 году в г. Данилов Ярославской области. Был активным комсомольцем, участвовал в строительстве города Комсомольск-на-Амуре, попал в жернова сталинских репрессий, был осужден, и волею судьбы, перед началом войны оказался в Таганроге. Эти годы его жизни отдельная история. Но сейчас о войне…

Отец был артиллеристом, наводчиком орудия 5 батареи 915 ордена Красного Знамени артполка 346-й Дебальцевской стрелковой дивизии, участвовавшей в освобождении Крыма.

 

Для справки.

«В результате Мелитопольской (26 сентября — 5 ноября 1943 года) и Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 ноября 1943 года) советские войска прорвали укрепления Перекопского вала на Перекопском перешейке, захватили плацдармы на южном берегу Сиваша (Сива́ш, или Гнило́е мо́ре - залив в Крыму, расположенный на севере полуострова. Он отделен от Азовского моря длинной косой, называемой Арабатской стрелкой. Площадь Сиваша составляет около 2500 км². С севера на юг он простирается на 120 км, а с запада на восток — на 160 км) и на Керченском полуострове, но освободить Крым сразу же не удалось — не было достаточно сил. На полуострове продолжала оставаться крупная группировка немецких войск, опиравшаяся на глубоко эшелонированные оборонительные позиции. На Перекопском перешейке и против плацдарма на Сиваше оборона противника состояла из трех, а на Керченском полуострове — из четырёх полос».

 

За участие в этих боях отец получил свою первую боевую награду. Остались его воспоминания об этих событиях. А благодаря сайту «Память народа», и в первую очередь сотрудникам архивов, оцифровавших миллионы личных документов участников войны, появилась возможность познакомиться и с официальными документами.

Вот строки из его наградного листа. «3 ноября 1943 года рядовой Бердышев вместе со всеми расчетами перетащил на руках в Крым через холодное гнилое море свое орудие. Многократные штурмовые атаки авиации противника не ослабили темпы работы по переброске орудий, т. Бердышев личным проявлением мужества и отваги увлекал остальной расчет на быстрейшую переправу своего орудия. Утомленный тяжелым трудом переправы, прозябший и по грудь в холодной воде, т. Бердышев вместе со своим боевым расчетом тянул на руках орудие дальше по крымской земле в боевые порядки пехоты. 4 ноября 1943 г. противник предпринял 4 ожесточенные контратаки крупными и превосходящими численно во много раз силами пехоты при активной поддержке танков. Стараясь во что бы то ни стало выбить наши части с важного крымского плацдарма, т. Бердышев прямой наводкой геройски громил живую силу и технику врага. Массированный огонь артиллерии и пулеметов не ослабили точность наводки и темпа стрельбы орудия т. Бердышева. т. Бердышев своим орудием только в одном бою уничтожил до 100 солдат, 2 пульточки, одно орудие и подбил один средний танк противника, прорвавшиеся через боевые порядки нашей пехоты. Все контратаки противника были успешно отбиты с большими для него потерями.

За мужество и отвагу проявленную при переправе орудия через Сиваш, за исключительную стойкость и героизм, проявленные при отражении вражеских контратак представляю т. Бердышева к награде присвоению звания Героя Советского Союза. Командир полка подполковник Веревкин. Достоин к награде присвоения звания «Героя Советского Союза» командующий артиллерийской 346 Дебальцевской с. д. полковник Почиталов. 9.XI.43 г.».

Мой папа так и не узнал, что был представлен к высшей награде. Очевидно, на войне такое бывает.

За участие в этой операции лично командующим фронтом отец был награжден орденом Отечественной войны I степени, об этом он написал в своих воспоминаниях. И вот, спустя годы, этот наградной лист на своего деда его внуки нашли на сайте «Память народа».

Закончил войну отец в Пруссии. Кроме ордена Отечественной войны I степени был награжден 2-мя орденами Славы, орденом Красной Звезды, 2-мя медалями За отвагу, и др.

Война своим огненным крылом коснулась почти каждой семьи в нашей стране. Кто-то погиб, кто-то выжил, но это они подарили нам жизнь, и память о них останется в наших сердцах, также как память и благодарность к тем, кто сегодня на передовой защищает будущее России. Наш «Бессмертный полк» - это наша память о войне.

EUTO0065.JPG filterimage (1).jpg

IMG_5872.JPG

 

«Память о войне… Ее не сотрешь годами… Она вечна.

И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами.

А значит, жива связь поколений.

А значит жива Россия!!!».

 

 

Сидорова И.Б., хранитель музейных предметов

коллекции «Фотописьменные источники»

23.04.2024

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КНИГИ

23 апреля, каждый год, вся планета отмечает Всемирный День книги. Праздник этот пришел к нам из Испании, придумали его еще в 1923 году каталонские книготорговцы. А дата была выбрана потому, что это день памяти великих писателей Вильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса. Постепенно традиция распространилась в других странах.

Праздник был официально утвержден Юнеско в 1996 году.

В этот день можно поздравить не только писателей и поэтов. Но и книжных иллюстраторов, переводчиков, издателей, библиотекарей, продавцов книжных магазинов. Вообще всех, чья жизнь и работа немыслима без книг, то есть и нас — музейщиков. Музейные сотрудники исследуют старинные издания, раскрывая их загадки; ищут в мемуарах информацию, подтверждающую их теории. И сами пишут книги.

В фонде «Редкая книга», в научной библиотеке таганрогского государственного музея-заповедника хранятся десятки тысяч книг — от прижизненных изданий А.П. Чехова до сборников современных таганрогских поэтов, от инкунабул ХVI до новейших справочников по живописи и архитектуре.

А одно из главных сокровищ Таганрогского музея-заповедника - Личная библиотека А.П. Чехова. Наш земляк передал родному городу   большую часть своего уникального собрания — около 700 книг. Это книги, которые ему дарили друзья, которые он отыскивал в лавках букинистов и на книжных развалах и, конечно же, очень дорожил ими.

Ценность этого коллекции не только в том, что она принадлежала одному из величайших писателей мира. Она имеет огромное историческое значение. Это своего рода срез «культурного слоя» ХIХ века. Романы и опубликованные отчеты научных экспедиций, труды по медицине и метеорологии, сборники стихов и речей известных адвокатов о громких делах, критические статьи и сказки. Все то, о чем говорили современники Чехова в гостиных, клубах, студенческих аудиториях и детских.

Одни авторы, как и Антон Павлович, творили с подростковых лет, другие начали писать под влиянием обстоятельств. И их книг вполне могло не быть.

Например, князь Василий Алексеевич Долгоруков (1845 — 1912) вряд ли собирался становиться литератором. В 1857 году он был зачислен в Морской кадетский корпус. Здесь, как и в чеховской гимназии, и многих других учебных заведениях того времени был свой рукописный журнал. Будущие моряки составили «Литературный сборник произведений русского юношества с карикатурами 1860-1861 года», в котором участвовал Всеволод. По распоряжению начальства тираж был уничтожен.

Всеволод, имея хорошие способности, учился слабо. В 1863 году не выдержал экзамен на производство в гардемарины. Был направлен в Кронштадт юнкером на корвет с предоставлением права на повторный экзамен. Вскоре подал прошение об увольнении со службы.

Не имея средств к существованию, с 1867 года князь Долгоруков принимал участие в аферах. В 1870 году он был приговорен к лишению особенных прав и преимуществ. Будучи приписанным к мещанскому сословию, продолжал использовать княжеский титул.

В 1877 году Долгорукова привлекли к суду в связи с громким делом Клуба червонных валетов (48 обвиняемых, 56 преступлений). Живя в Москве, он выдавал себя за племянника московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова: заключал сделки, брал займы, выдавал векселя, по которым платить был не в состоянии, выманивал под видом покупки в кредит движимое имущество.

Долгоруков был приговорен к ссылке в Томскую губернию. В Томске состоял частным поверенным при Окружном суде.

Начал печататься в томской, а также московской и петербургской периодике. В 1899 - 1910 годах — редактор ряда газет и журналов: «Дорожник по Сибири и Азиатской России», «Сибирский наблюдатель», «Сибирские отголоски» и др. Автор сборников стихов «Северянин. Восточные сказания» (1908) и «Стихотворения» (1912), пьесы «В водовороте».

В год поездки А.П. Чехова по Сибири В.А. Долгоруков сотрудничал в газете «Сибирский вестник». Он помещал в этом издании стихи, рассказы, очерки. Вел рубрики «Фельетон «Сибирского вестника» и «Литературная беседа». В первой рассматривал события из жизни Российской империи, во второй давал обзор журналов «Вестник Европы», «Русская старина и др. Просматривая центральные издания, Долгоруков имел возможность познакомиться с творчеством А.П. Чехова.

Свои публикации он подписывал псевдонимом «Всеволод Сибирский».

17 января 1890 года на 1-й странице «Сибирского вестника» было помещено объявление о выходе из печати книги «Не от скуки! Стихотворения Всеволода Сибирского». В нее были включены 193 стихотворения. Произведения, входящие в сборник, ранее были опубликованы в периодической печати. Книга была напечатана на простой и на веленевой бумаге. Дорогие экземпляры быстро раскупили.

Знакомый А.П. Чехова И.Я. Шмидт вспоминал: «Пришел к Чехову плотный мужчина большого роста с густыми волосами до плеч и протодиаконским басом. Он поднес А.П., а заодно и мне по тому своих стихотворений и пригласил нас к обеду. <...> Долгоруков жил в большом, богато обставленном особняке. Сервировка стола и обед были изысканны».

24 мая 1890 года Чехов писал Долгорукову: «Почитываю Ваши стихи. У Вас хорошая душа и стихом владеете, но язык недостаточно прост, надо воли себе давать больше». Чехов поручил Долгорукову продать свой тарантас. 21 мая 1892 года Всеволод Алексеевич послал ему 80 рублей и письмо, в котором сообщал: «Книжку Ваших рассказов получил и приношу благодарность за память».

Чехова не могла не заинтересовать судьба столь яркой личности — бывшего аванюриста, который не пропал в сибирской ссылке от безденежья и тоски по родине (о таких случаях писатель рассказывал), а нашел цель в жизни, и не только обеспечил себе комфортную жизнь, но завоевал уважение и признание сограждан. А спасла его любовь к литературе и творчество.

Книга, подаренная Чехову Долгоруковым, поступила в 1895 году в Таганрогскую библиотеку. Запись об этом была сделана 30 ноября библиотекарем А. Норовой.

Сегодня этот сборник можно увидеть в экспозиции Литературного музея А.П. Чехова.

Хочется пожелать всем таганрожцам в День книги: почаще брать в руки книгу, бумажную или электронную. Не только «по работе» или по заданию учителя, а потому, что это интересно. А когда вам что-то интересно — вы по-настоящему живете!

18.04.2024

ДЕНЬ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

Ежегодно 18 апреля в России и многих странах мира отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест (День всемирного наследия).

Сегодня мы хотим рассказать о редком в архитектурной истории Таганрога примере восстановления практически полностью утраченного объекта – Никольского храма.

Случай почти уникальный, ведь храмовая застройка нашего города была уничтожена в 1930–1940-е гг. без возможности восстановления, поскольку на месте церквей образовалась плотная капитальная застройка.

1..jpg          2..jpg

Но сначала немного истории. Деревянная церковь Св. Николая, небесного покровителя моряков, была возведена в 1778 г. Согласно легенде, участок, на котором строился храм, выбрали там, где при первом посещении Петром мыса Таган-Рог располагалась его походная палатка (1696 г.). Стены деревянного храма выполнили из корпусов отслуживших свою службу кораблей.

Долгое время церковь оставалась деревянной; лишь в 1845 г. к ней пристроили кирпичную колокольню. Спустя десять лет, в годы Крымской войны, храм значительно пострадал: несмотря на то, что осаждавшие город англо-французы утверждали, что артиллеристы стремились избегать попадания в церкви, практически все храмы в центре города были подвергнуты «сопутствующему ущербу». Нижние ярусы Никольской церкви до сих пор «украшены» английскими и французскими ядрами.

В 1860-е гг. храм потребовал расширения и ремонта. Архитектор Трусов составил проект нового декоративного фасада и расширения придела во имя Св. Параскевы. Вид обновленной церкви, украшенной наружными росписями, запечатлен на одной из фотографий из фондов музея.

Во время ВОВ деревянная часть церкви сгорела, а в 1957 г. взорвали верхние ярусы колокольни. С 1960-х гг. здание храма использовали как спортзал общества «Буревестник»; прилегающая территория служила для размещения автоколонны, позднее в храме находился склад рыбного кооператива.

5..jpg       6..jpg

К концу 1980-х гг., когда приняли решение о восстановлении храма, основной объем церкви был полностью утрачен, от колокольни сохранилось только основание. Дореволюционные проекты и фотографии послужили основой для масштабных работ, в ходе которых храм фактически воссоздали заново. С 1989 г. в освященной церкви возобновились богослужения.

8..jpg    7..jpg

12.04.2024

13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя

В этом мире

пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.

Чарлз Диккенс

Продолжаем наше знакомство с коллекциями Таганрогского музея-заповедника повествованием о нагрудных отличительных и поощрительных знаках Российской империи для людей, выбравших в своей жизни служение обществу, «дела благие».

С 2005 г. в России существует праздник ДЕНЬ МЕЦЕНАТА И БЛАГОТВОРИТЕЛЯ. Он не является государственным, и возник благодаря общественной инициативе. Дата праздника имеет символическое значение, 13 апреля - день рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената в 70 году до нашей эры. Он поддерживал поэтов и деятелей культуры, проявлял себя миротворцем, его имя стало нарицательным.

Напомним, что Россия имеет большой исторический опыт благотворительности и меценатства. Первые больницы при монастырях, дома призрения* для сирот и беспризорников во времена правления Фёдора III Алексеевича Романова, приюты и больницы Петра Великого, воспитательные дома Екатерины II и «работные дома», где предоставлялись пища и кров страждущим в обмен на их труд. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, племянник Николая I, вошел в историю как известный меценат и благотворитель: в 30-е гг. ХIХ в. создал новое юридическое училище, вкладывая свои деньги, открыл больницу для бедных и лучшую в Европе детскую больницу, приют для сирот. Его сын Александр Петрович Ольденбургский, приобрел за свой счет участок земли на Аптекарском острове, где был создан Институт экспериментальной медицины.

В конце века набрали популярность вклады меценатов в развитие культуры и искусства. Морозовы, Строгановы, Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин и Демидовы: их фамилии навсегда вошли в историю. Благодаря им русская культура расцвела на рубеже XIX и XX веков.

В начале 60-х годов ХХ в. в книге поступлений Таганрогского музея был зарегистрирован нагрудный именной знак с вензелем "М", обрамленным лентой голубой эмали, на которой золотыми буквами выполнена надпись: "И ВЫ ЖИВИ БУДЕТЕ", в верхней части знака – корона Российской империи, изготовлен из серебра.

1 (2).JPG 2.JPG

Надпись является цитатой из Библии (Евангелие от Иоанна). В переводе на русский язык: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам. Еще недолго, и уже мир Меня не видит; но вы видите Меня, потому что Я живу, и вы жить будете. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».

Знак был утвержден 14 августа 1894 г. и предназначался для попечителей и попечительниц приютов, их помощников и помощниц, директоров детских приютов, почетных членов советов и попечительств.

Вензель «М» указывает на принадлежность знака к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны существовавшему с 1797 до 1917 г. как государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи. С именем императрицы Марии Федоровны (1759-1828), супруги Павла I, связано становление благотворительности как системы, включающей три направления: народное просвещение, социальное обеспечение и здравоохранение. Главное направление деятельности Ведомства — воспитание социально незащищенных слоев населения в заведениях закрытого призрения*: сиротских и воспитательных домах. На оборотной стороне знака гравировкой выполнена надпись: «М.М. Андреев-Туркин».

          Михаил Михайлович Андреев-Туркин (1868-1944) - историческая личность города Таганрога, его имя и деятельность хорошо известны профессиональным историкам, музейным работникам, любителям истории. Он создавал музейное и архивное дело в Таганроге, был попечителем городского хирургического лазарета (1919 г.), секретарем Таганрогского общества вспомоществования недостаточным учащимся начальных училищ, председателем «Общества призрения* неимущих и помощи нуждающимся», возглавлял комиссии по сбору средств на устройство «Туберкулезной лиги» и постройки городской больницы, организовывал пансионаты и лазареты на Дону.

О семье благотворителей Ольденбургских и благотворителях города Таганрога напоминает еще один предмет в коллекции Таганрогского музея-заповедника: именной жетон за пожертвования в пользу Общины Святой Евгении. Община получила имя небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845–1925), внучки Николая I, главы Комитета попечения и попечительницы Общины. Это благотворительное общество было создано Санкт-Петербургским Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста и действовало с 1893 по 1918 год.

1 (1).JPG2 (1).JPG 

Жетон имеет фигурную форму, декорирован растительными завитками, в центральной части наложен крест красной эмали – эмблема общества Красного креста, над которым полукругом надпись: «Община Святой Евгении», в нижней части гравировкой выполнена надпись: «К.Р. Добровольская» - инициалы и фамилия лица, получившего серебряный поощрительный жетон за денежные вклады.

Клеопатра Романовна Добровольская (ок. 1836 – 1912), жена Матвея Осиповича Добровольского, купца 2-й гильдии, который держал в Таганроге пивоваренный, мыловаренный и свечной заводы, а также занимался общественной деятельностью: был почетным мировым судьей, членом Таганрогского коммерческого суда, гласным* Таганрогской городской Думы, членом комитета таганрогских мореходных классов.

На оборотной стороне, под короной, сложный вензель из букв «Е», «М» принцессы Ольденбургской. 

Традиции благотворительности продолжил сын Клеопатры Романовны, Добровольский Петр Матвеевич, член совета Таганрогского благотворительного братства при Успенском соборе, один из инициаторов постройки церкви на Мясницкой площади (1893 г.), устроитель церкви в архиерейском доме, член городской санитарной комиссии, член попечительного совета (и казначей) таганрогской Мариинской женской гимназии, член правления общества вспомоществования бедным воспитанникам и воспитанницам таганрогских гимназий, член комитета общества пособия бедным ученикам и ученицам таганрогских городских начальных училищ.

Человек, который не жалеет сил и времени на то, чтобы помочь другим, достоин уважения. Такие люди проявляют свои положительные черты характера, помогая бездомным, сиротам или тем, кто находится в плохом финансовом положении, причем помощь не всегда выражается в материальной поддержке. Благотворительность привлекает все больше простых людей, благотворитель будущего - не только и не столько человек состоятельный.

Большое число научных исследований утверждают, что люди по своей природе альтруистичны, ими движет желание помочь другим. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».  День мецената и благотворителя напоминает человечеству о необходимости милосердия и бескорыстных поступков. У этого праздника есть  неформальное название – «День Спасибо». В этот день всем таганрожцам, любящим родной город, гордящимся его историей, пополняющим коллекции Таганрогского музея-заповедника дарами уникальных предметов,  скажем:  «СПАСИБО!».

Примечания

Дома призрения*, Общество призрения* – «призрение» имеет смысловое значение: благосклонное внимание, покровительство, присмотр, забота, попечение

Гласный* Думы — член собрания с решающим голосом в Российской империи

Хранитель музейных предметов  ТГЛИАМЗ  Разуваева С.Н.


03.04.2024

«ВОЛНЫ» Марселя. (из истории парикмахерских инструментов)

«От волос твоих прекрасных просто глаз не отвести.
И касаньем нежным гладит ветер локоны твои".

   

Изменение причёски немаловажная и приятная часть жизни человека. Щипцы – приспособление для укладки волос подарили радикальное преображение внешности. Прямые волосы стало возможным завивать, кудрявые разглаживать.

В коллекции «Металл» Таганрогского музея-заповедника есть несколько экземпляров щипцов для завивки волос, которыми пользовались женщины 100 лет назад, в начале ХХ в.

Этот несложный в конструкции прибор прошёл долгий путь от металлического гвоздя до электрических щипцов с титаново-турмалиновым покрытием и безопасными ручками.

 Ассириец.jpg  

Завитки и локоны люди делали издавна. За несколько тысячелетий до нашей эры завитые бороды и волосы появились у ассирийцев. Похожие причёски создавали древние египтяне, которые использовали деревянные палочки. Они накручивали прядь на палочку, а затем наносили влажную грязь, когда она высыхала, стряхивали её и аккуратно вынимали палочку


Настоящий бум на локоны был в античной Греции. Их делали женщины и мужчины  всех сословий. У зажиточных граждан были обученные рабы (каламистры), которые для создания завитков причёски использовали металлический стержень — каламис (раскалённый на открытом огне бронзовый, железный, или даже золотой стержень), который нагревали на жаровне с углём.

   древний грек.jpg

 локоны.png    
С приходом культуры христианства вопросы внешнего вида отошли на второй план. Волосы, прямые и кудрявые, прятали под головные уборы. После скромного средневековья наступает   Возрождение   XVI   -  XVII вв.    с культом всего прекрасного. Причёски в виде башен, кораблей, корзин с фруктами украшали головы женщин к концу XVIII в. Модницы и модники использовали папильотки, накручивая волосы на бумагу, ленты, деревянные, фарфоровые и костяные палочки. Чтобы эффект держался дольше, их нагревали, а кудри смачивали сахарной водой или пивом. (Папильотка (фр. papillote) - небольшой жгут ткани или бумаги, на который накручивали прядь волос для их завивки).

Более привычный способ завивать кудри появился в конце XIX в. В 1872 г. французский парикмахер Марсель Грато создал прабабушку современной плойки. Металлическую конструкцию, которую нагревали на пламени горелки и зажимали волосы прядь за прядью. Щипцы разогревались неравномерно, поэтому обязательным сопутствующим аксессуаром был лист бумаги. На нём проверяли температуру, прежде чем прикоснуться к причёске.

 image107.jpg    карточка утюг Марселя.jpg

щипцы Марселя.jpg

Щипцы Марселя Грато

Раскалённые металлические палочки были значительно удобнее в работе. Марсель Грато использовал их как для завивки локонов, так и для их распрямления, медленно проводя по пряди раскалённым металлом. Позже меняется взгляд на выпрямление волос – появляется прибор, напоминающий расчёску с металлическими зубчиками. Он помещается в нагревательное устройство, а затем волосы медленно расчесываются, постепенно теряя свои природные волны. В 1906 г. он был запатентован как первый в мире утюжок для волос, и с этого момента история плойки и утюжка расходится, и каждый инструмент идёт по своему пути.

картинка из журнала.jpg

Иллюстрация из журнала Fashionable Hair Dressing, 1894 год

Марсель Грато за работой.jpg

Марсель Грато за завивкой волос щипцами 

Имя Марселя Грато связано именно с плойками. Благодаря Грато, щипцы получили имя «марсель», и появилось название «марсельская волна» — причёска, которую делали горячие щипцы, и которая вошла в историю, как одна из знаковых укладок своего времени и парикмахерского искусства в целом. Несколько зажимов щипцами одной пряди по всей длине давали знаменитую «марсельскую волну».

завивка волос 1920-е гг..png 

Завивка волос в 20-е годы

Щипцы для завивки волос кон. XIX – нач. ХХ вв. из коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ. 

ТКМ_ОФ_4438-1.jpg

ТКМ КП-4438/1

ТМЧ_ОФ_19593-3.jpg

                           ТМЧ КП-19593/3                                   

ТКМ_ОФ_7858-2.jpg

ТКМ КП-7858/2  

ТЛИАМЗ_ОФ_11171-2.JPG

ТЛИАМЗ КП-11171/2

ТЛИАМЗ_ОФ_11171-1.jpg

ТЛИАМЗ ОКП-11171/1                      

Более полувека использовали подобный способ горячей завивки волос. В 1959 г. были запатентованы первые электрические щипцы, которые позволили завивать волосы каждой женщине дома, лишь включив прибор в розетку. На этом история развития плоек не заканчивается, а форма их только совершенствуется.

В 1980 г. появились щипцы на пружинке, которые плотно захватывали локон. Они стали очень популярны, когда в моду вошли начёсы и мелкие кудри. Щипцы для завивки в 1980-е гг. имели дома большинство женщин, которые не подвергали свои волосы химической завивке.

Металл, который использовали в приборах для укладки, постепенно уступил место керамике или турмалиновому покрытию, которые более бережны к волосам. Современные щипцы используют инфракрасное излучение, разогревающее волосы изнутри, позволяя воздействие менее продолжительного времени.  В настоящее время выпускают щипцы с множеством насадок, позволяя женщине менять образы, бесконечно экспериментируя с внешностью.

Щипцы для завивки, однажды появившись, благодаря выдумщику Марселю Грато, претерпев изменения материала, формы, как и прочие изобретения индустрии красоты,   выполняют свои прямые обязанности  с минимальным риском для  здоровья  волос, даря красоту и радость.

Хранитель коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ Герасименко М.В.




   

13.03.2024

Женские образы Э.А. Эдельмана

«Современная женщина, современная женщина!

Суетою замотана, но, как прежде божественна!

Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!

До конца непонятная, никому не подвластная! <…>»

«Монолог женщины»

          Роберт Рождественский (1932-1994 гг.)

советский и российский поэт,

переводчик, автор песен

 

Женские образы в изобразительном искусстве принадлежат к вечным темам, свойственным всем эпохам, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток и свои специфические черты на идеал женщины. Советская эпоха – не исключение, в это время произошло осмысление роли человека в государстве, изменилась гендерная политика и для женщин настала новая пора, где они наравне с мужчинами стали участвовать в строительстве будущего. И на смену нежным, утонченным и изысканным пришли новые героини – сильные и волевые со стальным характером, взращенные и воспитанные новым временем. Женщина уже не просто жена и мать, она революционерка, партизанка, врач, строитель, спортсменка, ее можно встретить и на заводе, и в поле, и в лаборатории, и преподающей на лекции.

Прекрасная галерея женских живописных портретов советского времени хранится в фондах Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, и среди них особое место занимают женские образы несомненно потрясающего художника своего времени – Эдуарда Антоновича Эдельмана (1904-1981 гг.)

ТЛИАМЗ_ОФ_11317.JPG

Фото 1. Портрет девочки, холст, масло, 48 х 70 см

ТЛИАМЗ КП-11317, Ж-579

ТКМ_ОФ_8777.JPG

Фото 2. Портрет «Виолончелистка», холст, масло, 60,5 х 80,5 см

ТКМ КП-8777, Ж-592

ТКМ_ОФ_8776.JPG

Портрет «Медсестра», холст, масло, 47 х 60 см

ТКМ КП-8776, Ж-591

Широк диапазон творчества живописца – будь то пейзаж, натюрморт, жанровая композиция или же портрет современника. Всем его произведениям присуще отражение богатства жизненного многообразия и эмоциональность языка выражения. Эдуард Антонович мастерски владел живописными материалами, использовал сочные звучные цвета, господствующие над всем остальным на его полотнах. Фиксируя внимание зрителя на существенном, главном в композиции, он не боялся столкновения локальных насыщенных цветов.

В своих женских образах художник отражал внутренний мир, эмоции, характер и историю. Эдуард Антонович стремился передать не только внешнюю красоту, но и внутреннюю глубину и душевную составляющую. Данные женские образы не замыкаются в одном эталоне, но моменты общности все же проявляются в этих портретах в композиционных и живописных приемах. Выразительные глаза, улыбка или грустный взгляд – все это помогало художнику передать эмоциональное состояние и создать связь между зрителем и изображенной на портрете женщиной. Живописец старался передать новый образ женщин более приближенно к бытовой реальности, передать их силу и материнскую нежность одновременно.

ТЛМ_ОФ_1813.JPG

Портрет «Клава», холст, масло, 47 х 57 см

ТЛМ КП-1813, Ж-95

ТЛМ_ОФ_1818.JPG

Портрет «Женщина в халате», холст, масло, 60 х 80 см

ТЛМ КП-1818, Ж-100

ТЛИАМЗ_ОФ_11312.JPG

Композиция «В электричке», холст, масло, 49 х 55,3 см

ТЛИАМЗ КП-11312, Ж-576

Своеобразие женских портретов живописца, некая недосказанность, позволяет зрителю строить собственные предположения по поводу их характера или судьбы. Эдуард Антонович писал женщин разных поколений, профессий, национальностей, и все же их всех объединяли социальные достижения, творческий труд и женская доля. Их судьбы вплетены в историю страны, но несмотря на веяния эпохи, художнику удалось передать вечное – женственность, обаяние материнства, душевную щедрость – основу семейного очага.

Клименко Е.И.,хранитель фондовой коллекции «Живопись»

27.02.2024

Хранилище культуры, мудрости и знаний, а еще и человеческих судеб

«Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим.»

Муслим Магомаев (17.08.1942-25.10.2008) советский, азербайджанский, российский эстрадный и оперный певец, композитор, киноактер,народный артист СССР.

Многие, вероятно, думают, что любой музей – это хранилище вещей, картин, оружия, предметов быта…Их создателей и владельцев давно нет в живых, от них ничего не осталось, кроме могил, порой безымянных. А что такое бессмертие, если не память?

В музее «Градостроительство и быт г. Таганрога» в зале № 9 «Таганрог первых пятилеток. Навстречу новой жизни: от авангарда к неоклассике» экспонируется письменный стол, кресло и стул из кабинетного гарнитура, изготовленного в СССР в Ивановской области, в селе Палех в 1943 году. Как и каким образом этот гарнитур, который состоит из 10-ти предметов (стола, книжного шкафа, кресла, 5-ти стульев, шкатулки и настенного блюда) оказался в Таганрогском музее?

Кабинетный гарнитур был принят в фонды музея от Тарасовой Ольги Кирилловны 8 июня 1978 г.

2.jpg

Ольга с родителями, Таганрог, 1903 г.

     … из рукописи автобиографии, хранящейся в фонде фото-письменных источников музея-заповедника: «Родилась я 1903 году 24 июля в г. Таганроге на Разинской улице д. № 46. Семья состояла из папы, мамы, дедушки и 7 человек детей. Старшая из них была я. Закончив приходскую школу им. Скараманги, потом 4-х классное городское училище. Папа работал рабочим на металлургическом заводе, мама была домохозяйкой. В 1921 году папа умер, я, как старшая, должна идти работать …»

3.jpg

Удостоверение, выданное Таганрогским металлургическим заводом «Сталь», на имя Тарасова Кирилла Спиридоновича.

4.jpg

Ольга в 19 лет.

5.jpg

От 18 января 1932 г.

К Акту поступления музейных предметов приложено письмо от 31.05.1978 года от владелицы на имя директора Таганрогского краеведческого музея Цымбал Лидии Афанасьевны:

     «… кратко опишу случаи в моей жизни, благодаря которой мне сейчас тяжело расставаться с этой мебелью.

Начну с того, что 1-й муж с 1924 г. был у меня чехословак. Он был рабочим Кожевенного завода. В 1926 году должен был выехать на родину. Я с ним поехать не могла … часто получала от него письма. А за переписку с заграницей в те времена на работе больше 2-х месяцев не держали. Чтобы как-то жить, надо было расторгнуть брак и прекратить переписку... Потом я вышла замуж за Сашу Куницына. Переехали с ним на его родину в Москву.  Через 12 лет, в связи со сносом нашего дома, мы получили деньги и участок в Ашукинском посёлке в 30 км от Москвы. Построили домик. Я работала в сельсовете, муж ездил на работу в Москву. А в 1940 году 24 декабря он уехал и не вернулся, погиб под поездом.

6.jpg

Ольга с мужем Александром Куницыным и свекровью, Москва, 1935 г.

 Началась война. Работала в сельсовете секретарем исполкома. А когда председатель ушел на фронт, я его замещала. Тяжелое время было. Враг был в 10 км от нашего поселка. Но его погнали, и мы были спасены.

К нам приехал работать лесничим Саша Горяинов. Саша вернулся с фронта инвалидом. И мы поженились. А 24 июля 1945 года в день моего рождения собрались друзья, Ждали Сашу с работы. И вдруг прибежала соседка, говорит: «Ольга Кирилловна у вас на платформе несчастье…» Так окончилась моя счастливая жизнь и с Сашей Горяиновым.

И вот теперь я решила расстаться с мебелью подарком второго Саши, которую он заказывал в мастерской Палехова, там работали его друзья художники и сделали ему по особому заказу. Он привез её мне в подарок.

Мне очень тяжело с ней расставаться. Правда я успокаиваю себя, что их не продаю, а определяю. Я уйду спокойно, а Сашин подарок будет жить.

Вот, что я хотела коротко вам рассказать. Все предметы прошу сохранить, особенно фотокарточку, где я с Сашей. Он это заслужил …».

7.jpg

Ольга с мужем Александром Горяиновым, 1943-45 гг.

     После смерти близкого человека почти всегда возникает естественное желание сохранить память о нем. Как сохранить память?

     Все предметы мебели, фото и документы, переданные нашему музею от Тарасовой Ольги Кирилловны, как и многие другие музейные предметы, переданные в дар жителями нашего города, бережно хранятся в фондах Таганрогского музея-заповедника, выполняя свое предназначение: дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили с ними много лет и даже веков назад.

8.jpg

Фото экспозиции музея «Градостроительство и быт г. Тагарога» 1980-х гг.

Мартиросова С.Ю. хранитель фондовой коллекции «Дерево»

 

13.02.2024

«Крылов родился чудаком. Но этот человек загадка, и великая!» (К.И. Батюшков о Крылове И.А.)

«Ни один из поэтов

не умел сделать свою мысль так

ощутительной и выражаться так

доступно всем, как Крылов.

Поэт и мудрец слились в нём

воедино»

Н.В. Гоголь

 

13 февраля 2024 года мы отмечаем 255-летие со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.

Знаменитый баснописец известен не только своими замечательными баснями. Современники отзывались о нём как о человеке ярком, многогранном, наделённым разнообразными талантами в поэзии, музыке, журналистике, математике, живописи.

Родился будущий писатель и поэт в семье бедного армейского офицера, с 8 лет начал работать в уездном суде, а в 11 лет после смерти отца стал единственным кормильцем. Иван Андреевич не получил никакого системного образования, грамоте он выучился на домашних занятиях детей тверского помещика графа Львова, где ему было позволено присутствовать. В шестнадцатилетнем возрасте вместе с семьёй он переехал в Санкт-Петербург. Устроившись на работу служителем в Казёную палату, он продолжал в свободное время заниматься самообразованием: научился играть на различных музыкальных инструментах, много читал и начал сам сочинять. Его первыми произведениями стали пьесы. В 15 лет им была написана комическая опера «Кофейница». Увлекшись театром, он в 18 лет оставил службу для того, чтобы заняться сочинительством пьес.

С 1789 года Крылов начал издавать свой первый сатирический журнал «Почта духов», однако это вызвало неудовольствие властей и ему было предложено поехать попутешествовать в Европу. Однако вернувшись из заграничного вояжа, Крылов не оставил своих намерений издавать собственный журнал и, основав типографию, выпустил новый журнал - «Зритель», который имел более широкое направление, чем предыдущий. Но и этот журнал из-за своей сатирической направленности был закрыт после выхода одиннадцатого номера. Следующий журнал – «Санктпетербургский Меркурий» был уже более литературным и имел художественный характер. Однако его постигла та же участь, и он был закрыт со скандалом.

Иван Андреевич вынужден был окончательно оставить журналистскую деятельность. Но он всё-таки продолжал писать, и не без успеха – и это были опять комические пьесы. Он пробовал искать и что-то новое в сочинительстве, подражая другим русским поэтам, начал переводить с французского басни Лафонтена. Свои первые переводы И.А. Крылов принёс в 1806 году известному тогда баснописцу И.И. Дмитриеву, который похвалил стиль и острый язык автора. Иван Андреевич вдохновился идеей и уже в 1809 году выпустил свой первый сборник басен, куда вошли 23 произведения. В целом книга имела успех, и весь тираж мгновенно разошёлся. Вот так, только в 36 лет Иван Андреевич Крылов нашёл в себе талант баснописца! За свою жизнь он написал 236 басен, все они были опубликованы ещё при жизни автора и получили широкое признание читающей России.

В коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника хранится издание всех басен И.А. Крылова, собранное из 9 книг с предисловием известного литературного критика, профессора российской словесности П.А. Плетнёва, который дал высокую оценку творчеству автора. Почти каждое произведение иллюстрировано рисунком художника К.А.Трутовского, известного русского живописца ХIХ века. По свидетельству выдающегося историка русской литературы Ф.И. Буслаева художнику удалось подчеркнуть общие мысли, которые баснописец «приурочивает к различным случаям современной нам жизни, воспроизводит наше время, наши интересы и убеждения…», «…нельзя не одобрить задачу наглядно доказать в живописных изображениях нашей современности, что здравый, практический взгляд Крылова не потерял своей цены для нас».

00050.jpg00051.jpg

00052.jpg00053.jpg

00054.jpg00055.jpg

Книга была издана к 95-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, это издание было очень популярно среди читающей публики и получило высокую оценку у критиков.

 

Покатилова Е.Г. хранитель фондовой коллекции «Редкая книга»


Страницы: 1 2 3 4 5 След.