Это интересно

15.11.2024

Образ крестьянина в малой пластике второй половины XIX в. из серии «Картинки народной жизни»

В собрании «Керамика» Таганрогского музея-заповедника привлекает к себе внимание небольшая, но значимая часть коллекции фарфоровой скульптуры малых форм заводов Гарднера, Попова второй половины XIX в. Эти произведения изобразительного искусства пополнили музейную коллекцию в 1920-е гг. из Государственного музейного фонда. В это время происходило расширение музейных собраний городских музеев всей страны предметами быта из национализированных усадеб, купеческих домов, антикварных магазинов и пр. Таким образом, около века назад в фонды Таганрогского музея и вошли и предметы малой пластики из серии "Картинки народной жизни".

Фарфоровые фигурки, изображающие «идеализированные» простонародные типажи и характеры жителей России, создавались еще в конце XVIII – начале XIX вв. на Императорском фарфоровом заводе, а в дальнейшем - на частных заводах Гарднера, Попова и др. К 1860‐м годам мастера фарфористы обратились к новым образам. Был создан ряд произведений, отражающих жизнь простого народа: работающих крестьян и отдыхающих, горожан, ремесленников в бытовой обстановке и за повседневными занятиями. В это время тема была социально востребована. И вслед за живописью, журнальной и книжной графикой, которые отражали интересы и настроения общества, заводы Гарднера и Попова быстро откликнулись на воплощение её в фарфоре.

Таким образом, идеализированных героев, «кринолиновых» дам, галантных кавалеров первой половины XIX в. заменили характерные персонажи "натуральной школы", нередко сатирического и обличительного содержания.

123.jpg

Скульптурная группа «Жена ведёт пьяного мужа» (или «Крестьянка, ведущая мужа из кабака домой») (h-27 см) была выполнена в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии в 1870-1890 гг. на заводе, основанном обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером во второй половине XVIII в.

Изображения сценок с подвыпившими мужиками и мастеровыми регулярно появлялись в русской литературе, на страницах периодики с сер. XIX в. Многие лубочные картинки сопровождались надписями-поговорками, метко комментирующими сюжет: «Ах, ты душечка, молодой ямщик, к чему так рано упиваешься?» Эта тема нашла отражение в творчестве передвижников, которые нередко обличали человеческие пороки. Социально значимые темы перешли со страниц печати в произведения живописи, графики, в пластическое искусство.

На заводах Гарднера и Попова была выпущена серия подобных фигур с незадачливыми «героями» кабаков с красноречивым подтекстом. Эти фигурки называли передвижническими, так как художники воплотили в их образах те же идеи, что и художники-передвижники в своих картинах. На фабриках производили разные вариации модели на тему пьянства, напр. «Крестьянка с ребенком, поднимающая пьяного мужа» (с. Вербилки, 1880-е гг.), «Пьяные мужики» (с. Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, сер. XIX в.) Метод «повторения» был типичным для традиции народной керамики.

ТКМ_ОФ_5195.JPG 

Скульптура «Старик-крестьянин, пьющий воду из ковша» (h-14 см) село Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, завод Гарднера, 1880-1890-е гг. 

Эта статуэтка с солонкой несла еще и утилитарное назначение. Данная модель выпускалась также на заводе Попова, не раз повторялась на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, на фабрике М. С. Кузнецова, в дальнейшем по модели 1870-х гг. воспроизводилась в 1926–1930-х гг.

Тема русской деревни широко была отражена в скульптурных произведениях изделий завода Попова. Алексей Гаврилович Попов приобрел производство в 1811 г. у Карла Мелли. В художественном плане А.Г. Попов отличался независимостью, самостоятельностью и огромным талантом. На крупном предприятии купца и благотворителя изготавливались изделия высочайшего качества. А правдивые, живые фигуры, изображающие русских крестьян, создававшиеся на его заводе пользовались большой популярностью в России.

ТКМ_ОФ_4971.JPG

«Скульптура «Сеятель» (h-20 см) село Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, завод А.Г. Попова, 1860-70-е годы.

Образ сеятеля привлекал внимание многих мастеров фарфоровой пластики, примером чего являются скульптуры «Сеятель» (к. XIX в., Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера) и «Великоросс» из серии «Народности России» П. П. Каменского (1913, Императорский фарфоровый завод).

Сеятель, бросающий зерна в землю, стал в искусстве символическим образом крестьянского мужского труда. Это один из самых древних образов культурного героя. В народном сознании издавна бытовали традиционные представления о севе как символическом оплодотворении земли. К образу сеятеля обращались поэты и писатели, художники, скульпторы и др. Во многих художественных произведениях этот образ носил аллегорический характер, с отсылкой к евангельской «Притче о Сеятеле». Образ рассматривали в широком значении, связывали с идеей свободы, просвещения, бесконечности жизни. Эта тема повторялась в разных интерпретациях в искусстве на протяжении всего XIX - XX вв.

Эти статуэтки выполнены из бисквита (неглазурованный фарфор) и раскрашены полихромными матовыми красками. Их специально не покрывали глазурью. Отсутствие глянца, неяркие тона подчеркивала простоту и натуралистичность персонажей. Реализм представленных фигурок огромен; прототипами их были безымянные крестьяне, работавшие на предприятиях Гарднера и Попова.

Каждая скульптура – это маленькая зарисовка из жизни: крестьянская семья; мужик, пьющий воду, зачерпнутую из кадки; крестьянин с лукошком зерна - все эти простые люди запечатлены во время своих обычных повседневных житейских дел, естественные в жестах и без театральной позы. Безвестные художники создали маленькие шедевры, достойные восхищения и для своих современников и будущих поколений.

Корж А.А., хранитель фондовой коллекции «Керамика»

 

17.10.2024

Деньги бывают разные: клад серебряных монет 1830-х – 1920-х гг. из коллекции Таганрогского музея-заповедника

Прежде чем познакомиться с историей и содержанием данного клада, необходимо обратиться к определению, что такое клад? Этимологически слово “клад” происходит от слов «класть, складывать, валить, сваливать, помещать вещи лежмя».

Клад – это спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи, представляющие ценность для владельца. Этим он отличается от находки. Наибольшее количество кладов относится к временам народных бедствий, крупных исторических событий.

История обнаружения данного клада уходит в советское прошлое, в 80-е гг. ХХ в. По действовавшему в СССР законодательству, клад считался собственностью государства, поэтому обнаруживший его должен был сдать его финансовым органам. Сдатчик имел право получить вознаграждение в размере 25% стоимости ценностей, если обнаружение клада не явилось результатом раскопок или поисков, входивших в круг его служебных обязанностей. Присвоение клада считалось уголовным преступлением (УК РСФСР, Статья 97. Присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного государственного или общественного имущества ).

1.JPG

История данной находки укладывается в одну из классических схем обнаружения кладов и изложена в рукописной легенде нашедшего клад. Житель г. Таганрога, гражданин Н, на приусадебном участке дома, в центральной части города, во время земельных работ, на глубине один метр обнаружил эмалированную посудину. В ней находилась жестяная коробка с откидной крышкой, в которой хранились серебряные монеты, завернутые в уже истлевшую газету. Как правило, клады залегают на небольшой (20-25см) глубине и крайне редко обнаруживаются глубже (до 1 м и более). Если глубина залегания таганрогского клада указана достоверно, можно предположить, что обращаться к своим накоплениям владелец в скором времени не собирался. Уже с этого факта начинается разгадка тайны клада.

Далее, законопослушный гражданин заявил о находке в Ленинский РОВД (районный отдел внутренних дел, милиция) г. Таганрога. Была проведена государственная экспертиза и предварительная оценка клада специалистами финотдела Ленинского райисполкома, отдела культуры Таганрогского горисполкома, Таганрогского музея-заповедника. В акте экспертизы и предварительной оценки клада сказано: «…предварительная оценка клада составляет 5250 руб. Данный клад имеет историческое значение, как памятник, характеризующий эпоху расцвета новой экономической политики в первые годы советской власти в Таганроге». Решением комиссии клад передается на хранение в Таганрогский музей-заповедник» (1986 г.).

Окончательная оценка клада, содержащего драгметаллы, была проведена Юго-Восточной государственной инспекцией пробирного надзора (г. Харьков) и составила 5627 руб. 33 коп., исходя из которой, нашедшему клад была выплачена сумма 1406 руб. 58 коп., т.е. положенные по закону 25 процентов.

Клад насчитывает 576 монет, есть среди них и поддельная - советский полтинник 20-х гг. ХХ в.

2.JPG

По содержанию клад является смешанным. Преобладают монеты советского государства 1921, 1922 , 1924, 1925, 1926, 1927 годов – 542 ед., монеты Российской империи – 4 и монеты иностранной чеканки – 12 шт. Количественное преобладание монет советского периода, отчеканенных из серебра 900 пробы, отражает основной период накопления : 1921-1927 гг, но охватывает более  длительный период, около 90 лет! Самая ранняя монета - 5 франков чеканки 1830 г. (Франция), а  год сокрытия клада 1927.

В начале 1920-х годов денежная система СССР только начинала строиться. В ходу были преимущественно бумажные деньги, для размена которых требовались монеты. Именно поэтому в 1921 году был открыт Петроградский монетный двор, где и были отчеканены первые монеты СССР. Монеты чеканились на Петроградском (1921-1924 гг.), Ленинградском монетных дворах (с 1924 г.)

Количества разменной монеты, имевшегося в распоряжении монетного двора в январе 1924 года, явно не хватало для удовлетворения потребности денежного обращения.  Декретом ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1924 г. «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца», Наркомфину (советское министерство финансов) предлагалось обеспечить серебряной монеты к январю 1925 года на сумму в 100 млн рублей. Потребность в ускоренной чеканке значительного количества разменных монет заставила СССР часть заказа разместить в Англии. Лондонский и Бирмингемский монетные дворы отчеканили серебряные полтинники и пятаки. Помещенные на монетах буквы обозначали инициалы начальника монетных пределов Томаса (Фомы) Росса. Все монеты из клада, отчеканенные в Англии, датированы 1924 годом. На рублях и полтинниках, отчеканенных на Монетном дворе в 1921 -1927 годах, в гуртовых надписях помещаются буквы АГ и ПЛ - это инициалы минцмейстеров* А.Ф. Гартмана и П.В. Латышева.   

Серебряные рубли прекратили чеканить в 1924-м году, полтинники — в 1927-м, а мелочь достоинством 10, 15, 20 копеек — в 1931-м. 

3.JPG

В состав клада вошли в незначительном количестве следующие монеты иностранной чеканки достоинством: 5 франков 1830 г., 1 франк 1888 г Франция; 5 курушей 1839 г. Турция; 1 драхма 1868 г. Греция; 1 марка 1890 г. и 1 марка 1908 г. Финляндия; 1 флорин 1890 г. Англия;  1 крона 1895 г. и 1 крона 1901 г. Австро-Венгрия; 1 марка 1907 г. Германия; 1/5 юаня (20 центов) 1900е гг. Китай (2). Они охватывают период с 30х гг. ХIХ в. до первого десятилетия ХХ в. включительно.

Известно, что Таганрог, до установления Советской власти, был заметным портом на юге Российской империи; его посещали большое количество иностранных торговых кораблей, значительное число жителей Таганрога были гражданами других стран, здесь даже находились постоянные представительства ряда государств. Естественно, иностранные монеты ХIХ – начала ХХ вв. не были здесь редкостью.

Что представляет собой клад в плане покупательной способности в 20-е гг. ХХ в., в плане «богатства»?

Обратимся к цифрам: по всей промышленности в 1925 году средняя заработная плата в месяц составила 46,4 руб., в 1926 г. – 52,5 руб., в 1927 г. - 56 руб. В ж-д транспорте - в 1924 -1926 гг. - 44 рубля, в 1925-1926 гг. - 72 рубля, в 1927 г. – 87.6 руб. Как помним, гражданин Корейко получал в месяц 43 рубля в тресте. Это была обычная средняя зарплата в 1927-28 годах. А вот инженер мог получать и 200 рублей. Директор завода в 1924 г. получал - 309,5 рубля, но директор - член партии только 187,9 руб. Для партийных был установлен партмаксимум - в 1924 г. - 175 рублей, в 1928 г. - 225 рублей в месяц.

В таганрогском кладе в сумме насчитывается 276 советских рублей, что составляет среднюю зарплату приблизительно за полгода. Можно предположить и накопление мелкого торговца. Однако. вопрос пока остается без ответа.

Таким образом, уважаемые читатели, мы убеждаемся, что монетный клад из фондов Таганрогского музея-заповедника - содержательный памятник, который является многоплановым объектом для научного исследования.

* Минцме́йстер (либо мюнцмейстер, нем. Münzmeister, от нем. Münze — монета, и нем. Meister — начальник, глава, на лат. monetarius) — название профессиональной принадлежности либо должности специалиста, связанного с производством монет.  

   Литература:

1.  Рябцевич В.Н. "О чем рассказывают монеты". Минск. «Народная асвета». 1978. с.14   bwbooks.net.

2 . Л.А. Муравьева, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии.  «Денежная реформа 1922 - 1924 годов.» Страницы истории.    Журнал «Финансы и кредит» 4 (118) 2003. library.fa.ru

3 С.А. Головин «Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20е - 30е годы ХХ века». https://apotapov777.livejournal.com/

Разуваева С.Н., хранитель музейных предметов коллекции «Нумизматика» 


26.09.2024

Большое искусство маленькой книги

«Книга – великая вещь,

пока человек умеет ею пользоваться»

А. Блок 

В коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника хранится небольшая библиотечка уникальных детских изданий. Они стоят чинно в ряд в крохотном шкафчике, изготовленном специально для этих 12 очаровательных книжечек. Маленького формата, всего лишь 10 см в высоту и 7,5 см в ширину, они поражают ещё и великолепным оформлением переплётов, украшенных тиснением и позолоченным заголовком. Тематика изданий разнообразна: сказки, рассказы о путешествиях, сборники рассказов и стихотворений о детях русских писателей и поэтов, две книжечки Эмиля Золя: «Карапузик» и «Из писем с мельницы».

Эти миниатюрные книги, появившиеся в печати в период с 1882 по 1899 годы, являются изданиями магазина «Детское воспитание». Хозяйкой и душой этого уютного заведения была жена известного русского издателя Анатолия Ивановича Мамонтова, старшего брата знаменитого промышленника Саввы Мамонтова. По инициативе Марии Александровны в 1873 году был открыт первый в России специализированный магазин с книжным отделом и библиотекой этого направления. Сохранились вспоминания племянницы хозяйки магазина: «Это был очаровательный магазин, чего-чего там не было! Сама М. А. там всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так все было там красиво, забавно, столько у неё было вкуса и фантазии».

В магазине «Детское воспитание» была подготовлена целая серия книг «Библиотека Крошка». Для удобства хранения были придуманы небольшие шкафчики, удобные и компактные. Через стеклянную дверцу можно было полюбоваться разноцветными корешкам миниатюрных изданий и прочесть их названия.

IMG_6139.JPG

IMG_6140_обработано.JPG 

Миниатюрные книги известны ещё с самой глубокой древности. Известно, что в I веке н.э. уже существовала миниатюрная рукопись знаменитой поэмы Гомера «Илиада». Эта рукопись была выполнена на настолько маленьком и тонком листе пергамена, что его можно было поместить в ореховую скорлупу.

Самой первой печатной миниатюрной книгой в России считают «Святцы», которую напечатал на Московском печатном дворе в 1639 году Василий Бурцов.

В 30 годы XVIII века появляются миниатюрные придворные календари, распространявшиеся в близкой императорскому дому среде. С 1868 г. придворный календарь издается министерством двора. В нем, кроме общекалендарных сведений, помещался придворный штат и информация, необходимая для лиц, посещающих императорский двор, в частности в нём печатался и список кавалеров всех российских орденов.

Подлинного расцвета издательство миниатюрных книг в России достигает в конце ХIХ века. Первое массовое издание книг-малышек в мягких обложках было налажено «Южно–русским книгоиздательством Ф.А. Иогансона». Оно выпустило более 300 наименований книг размером от 55x73 мм до 60x80 мм. Тираж многих книг достигал 5000 экземпляров.

Однако гордостью отечественной полиграфии является книжечка «Басни» И.А. Крылова размером с почтовую марку (22х28мм), изданная в 1855 году Экспедицией заготовления государственных бумаг. Для ее набора специально отливался шрифт из серебра. Этот шедевр, по свидетельству его исполнителей, был задуман и выполнен «дабы выказать степень нашего совершенства».

В начале XX в. в Российской империи стало выходить гораздо больше мини-книг благодаря таким издателям, как М. Шольц, А. Суворин и многих других. Особенно много вышло книг с произведениями А.С. Пушкина.

Выпуск миниатюрных книг фотомеханическим способом организовал варшавский издатель М. Шольц. В 1898 г. к 100-летнему юбилею А. Мицкевича его издательством была выпущена книга стихов поэта размером 19х29 мм. Для подарочного варианта были изготовлены серебряные футляры (наряду с обычным футляром из жести) в виде брелока на цепочке, с увеличительным стеклом и застёжкой. К 100-летнему юбилею А.С. Пушкина там же в 1899 г. вышли две книги — «Евгений Онегин» и «Все поэмы Пушкина». Размер книги поэм 17х26 мм, 268 страниц.

Большинство миниатюрных книг — отнюдь не дешёвые сувениры. Это серьёзные образцы искусства книгоиздания, в создании которых используются как старинные технологии, так и последние технологические достижения. Миниатюрные книги сегодня издаются во многих странах мира и охватывают огромную тематическую область — от литературы до кулинарии, от истории до науки. И как ценно, что в коллекции Таганрогского музея-заповедника сохранились книги, демонстрирующие зарождение и развитие массового издания миниатюрных образцов книгопечатания. Книги из библиотеки «Крошка» всегда привлекают внимание посетителей нашего музея своим необычным видом, как образец совершенного искусства мастеров печати и переплёта.

Покатилова Е.Г. хранитель фондовой коллекции «Редкая книга»

02.09.2024

«Поэтическое Бабкино...» (Ко дню рождения Исаака Левитана)

В таганрогском Литературном музее А.П. Чехова есть зал, посвященный студенческим годам писателя. Это был период, когда все для него только начиналось: знакомство с Москвой, учеба в университете, сотрудничество с массой тонких журналов и, конечно же, появление новых знакомых. Некоторые из них становились друзьями на всю жизнь. Свидетельством такой дружбы является висящий в зале пейзаж кисти И.И. Левитана «Окрестности Бабкина».

Во второй половине 1879 года Николай Чехов познакомил своего брата Антона с соучеником по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Исааком Левитаном. Антон и Исаак были ровесниками, только первый из них родился 17(29) января, а второй — 18 (30) августа.

У них было много общего. Оба приехали из провинции. Нелегкая юность, когда приходилось самим зарабатывать себе на жизнь: Исаак рисовал с фотографий портреты, Антон репетиторствовал, печатал небольшие рассказы и «мелочишки и в тех же изданиях, добывал заказы для брата Николая и Левитана. Оба молодых человека были красивы и обаятельны. Чехов писал, что он приедет, «красивый как Левитан», и, даже придумал словечко «левитанистый». Оба любили русскую природу. Несмотря на трудную жизнь, оба были веселы, неистощимы на шутки и розыгрыши.

В то время многие пейзажисты предпочитали изображать яркие пейзажи в итальянском стиле, а не «неказистые» отечественные. Писатель П.П. Гнедич, хорошо знавший обоих друзей, так отзывался о них: « <Левитан> был по духу родственным художнику, но и русскому из русских – Антону Павловичу Чехову. Любовь ко всему чахлому, худосочному, золотушному у обоих этих художников была общей. Один раз Чехов сказал мне: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыносимой прелестью, что оторваться нельзя, все бы смотрел да смотрел» («Из прошлого»).

В 1885 году Левитан окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, несмотря на похвалы знаменитых учителей, среди которых были Перов и Саврасов, несмотря на малую серебряную медаль, звание художника Левитан так и не получил. Постарались недоброжелатели, которые не желали, чтобы живописец, не русский по происхождению, прославлял русскую природу. Он получил диплом «учителя рисования».

Долгожданного звания не было, денег тоже. Левитан поселился в маленькой деревушке Максимовке, в доме гончара. Неподалеку, в Бабкино, в имении помещиков Киселевых, проводили лето Чеховы. Антон Павлович знал, что Левитану свойственно при жизненных неудачах впадать в депрессию. Опасаясь этого, он пригласил друга пожить в Бабкино, и Левитан провел там три замечательных лета, в 1885 - 1887 гг. Киселевы отвели художнику маленький флигелек, стены которого вскоре от пола до потолка покрылись этюдами.

А.П. Чехов сообщал 8 июня 1886 года еще одному своему другу Ф.О. Шехтелю: «Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть возможность приехать в Бабкино. У нас великолепно, птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуху и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просит, чтобы его написал Левитан».

Чехов и Левитан, в окружении таких же творческих и жизнерадостных людей, дурачились и сочиняли смешные сценки и экспромты. Отец хозяйки имения, П. Бегичев, был директором Императорских театров. В доме можно было найти чалмы, бухарские халаты и многое другое, необходимое для шуточных постановок.

Михаил Чехов вспоминал: «Иногда Антон дурил. Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина».

Иногда Чехов устраивали суд: «купца» Левитана судили за «тайное винокурение», а мещанина Николая Чехова — за хулиганское поведение. В качестве прокурора выступал Антон Павлович, в шитом золотом мундире. Он говорил обвинительную речь, которая заставляла всех помирать от хохота.

Левитан веселился от души. Но иногда в самый разгар веселья он уходил к себе — работать. В Бабкино его часто охватывало вдохновение, и он писал этюд за этюдом. Один из них был подарен другу Антону.

Художник с радостью возвращался в полюбившиеся ему места. Он писал Чехову: «Я не дождусь минуты увидеть опять это поэтическое Бабкино, о нем все мои мечты».

Шли годы, с ними росла известность гениальных друзей. 21 апреля (3 мая) 1891 года Антон Павлович писал сестре Марии Павловне из Парижа: «Русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами <...> Левитан король». А в 1895 году назвал художника в записной книжке лучшим русским пейзажистом».

В 1898 году И.И. Левитану было присвоено звание академика живописи. Он стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое в свое время окончил. Но голодное детство, тяжелые переживания сделали свое дело. Последние годы Исаак Ильич страдал от болезни сердца.

22 июля (4 августа) 1900 года И.И. Левитан скончался, немного недожив до сорока лет. Он обрел последнее пристанище недалеко от могилы А.П. Чехова.

А солнечные осенние пейзажи художника и искрящиеся весельем рассказы писателя согревают души людей, и хочется верить, будут согревать еще на протяжении многих поколений

 

С.н.с. Алферьева А.Г.

23.08.2024

Образ былинного героя Садко в мелкой пластике из фондовой коллекции «Керамика» Таганрогского музея заповедника

«Тридевять земель обошел, на дне морском побывал,

а ничего нет краше земли родной!»

из кинофильма «Садко» 1952 г.

 

Сказочные персонажи – одна из любимых тем, множество раз воспроизводимых талантливыми авторами советского фарфора и фаянса 1950-1970 гг. Очень распространёнными сюжетами скульптуры малых форм были герои народных сказок, былин, басен и других литературных жанров, знакомых многим с детства, которые и сегодня дарят яркие впечатления, погружают в приятные воспоминания прошлого.

В фондах Таганрогского музея-заповедника также хранятся изделия из керамики, созданные по мотивам сюжетов литературных произведений. Обратимся к одному из самых популярных героев русских былин - легендарному Садко, чьё имя широко представлено в литературе, изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.

Многие скульпторы обращали своё внимание на этого героя русского народного эпоса. Таганрогский музей-заповедник в своём собрании хранит две фаянсовые статуэтки: «Садко с гуслями» и «Садко и золотая рыбка». (Новгородская обл., Бронница завод «Возрождение», 1960-е гг.). Они поступили в фонды ТГЛИАМЗ в дар от Заслуженного работника культуры Тартановой Светланы Петровны, которая проработала в нашем музее более полувека.

 

 фото Садко и золотая рыбка.JPG    фото Садко с гуслями.JPG
 

Автор форм этих статуэток - Тамара Александровна Гаврилова (1924-1998), новгородский скульптор, педагог, художник-фарфорист.

В керамических фигурках передается содержание былины, где в начале повествования Садко - бедный гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Почему-то его перестают звать на пиршества, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией сказочной: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Гусляр после наставления морского царя отправляется биться с купцами «о велик заклад», утверждая, что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с ним несколько купцов заложили свои лавки с товарами, а бедный Садко - свою голову. С помощью морского царя герой трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым купцом. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение и пойти в услужение морского царя. Садко пришлось преодолеть множество выпавших на его долю испытаний. Но он смог вырваться из плена морского владыки, спасти свою дружину, отказавшись от богатств морского повелителя.

Исполнение статуэток носит обобщенный характер, без детальной проработки пластических элементов; красочная палитра декорируется в несколько ярких цветовых пятен и линий с доминантой белого цвета, что подчеркивает конструкцию формы и белизну материала. Эти черты декоративного минимализма - «красота в простом» - характерны для различных жанров искусства конца 1950-1960-х гг. Но эмоционально образные черты, одухотворённость героя былинного эпоса вполне раскрыты. С представленной малой пластикой: «Садко с гуслями» и «Садко поймавшего чудо-рыбу» (ещё один из вариантов названия). перекликаются и другие работы Т.А. Гавриловой датируемые 1960-ми гг., вдохновлённые русской былиной. В 1975 году мастер создала традиционную для Бронницкого завода скульптуру «Садко» с росписью голубой солью и кобальтом. Она одна из авторов знаменитой «синей посуды».

Фарфоровые и фаянсовые изделия с изображением Садко изготавливались практически на всех крупных отечественных предприятиях советского периода. Статуэтки, посвященные былинному герою, создавали в СССР скульпторы Б.Быструшкин, В. Щербина, В. Никулин, В. Ширина, Н. Малышева и многие другие.

С этими и другими предметами малой пластики из собрания Таганрогского музея-заповедника все желающие могут ознакомиться в зале открытого хранения «Декоративно-прикладное искусство» (ул. Октябрьская,9). 

Корж А.А., хранитель фондовой коллекции «Керамика»

19.08.2024

Лето, жара… Немного о холодильниках-ледниках

«…оправдал свое существование холодильный шкаф. Мама и Спиро извлекли из его недр невероятное количество провизии: нашпигованные чесноком бараньи ноги, омары и приготовленные мамой особые слойки с острым тушеным мясом и прочими вкусностями.»

Д. Даррелл «Филе из палтуса»

 

Как же приятно в летний зной открыть холодильник и достать что-нибудь холодненькое, освежающее! В наше время наличием холодильника никого не удивишь. Он есть в каждом жилом помещении. И, кажется, что этот бытовой предмет существовал всегда. Но …

Для хранения скоропортящихся продуктов людям издавна служил ледник – специальное помещение, которое в конце зимы – начале весны заполняли льдом. Холод в нём держался все теплое время года. Если ледник был вырыт прямо в доме (погреб в подполье), в нем было удобно держать не только продуктовые запасы, но и готовые кушанья и напитки, подаваемые к столу охлажденными.

Но даже при наличии погреба-ледника в доме, сооружали ещё и вместительный отдельно стоящий ледник. Ледник в виде сруба был и на подворье зажиточного крестьянина, и во дворе городского частного дома, и в боярской усадьбе.

«По левой стороне двора, прямо напротив ворот, тянулся ряд служб; тут были конюшни, денники, сараи, ледник, погреб и несколько амбаров» (Н.С. Лесков роман «Некуда», 1864 г.).

Фото 2..jpg

Сруб-ледник. Фото из открытых источников

А вот в Китае для хранения продуктов использовали небольшую емкость размером с вазу. Туда клали лед, снег и еду. Такой мини-холодильник можно было подавать прямо к столу, что было очень удобно. Об этой выдумке китайцев написал в своей «Книге чудес света» итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254-1324), после путешествия в Китай в начале XIV века.

И только в 1803-м году миру был представлен первый холодильник, подобный тем, что мы знаем сейчас. Создал его британец Томас Мур, который занимался поставками сливочного масла. Масло за время долгой доставки портилось. Тогда Мур сконструировал стальной ящик с несколькими отделениями. Конструкция была сложная. Ящик приходилось заворачивать в кроличьи шкуры и класть в бадью со льдом. Лед клали и во внутрь емкости.

Начиная с XVIII-XIX вв. холодильники-ледники заняли достойное место в кухонных помещениях развитых европейских стран и домах состоятельных жителей больших российских городов.

Вот как описан холодильник–ледник в рассказе Джеральда Даррелла (1925-1995, английского натуралиста и писателя) «Филе из палтуса».

«Холодильный шкаф, о котором шла речь, был предметом маминой гордости и радости. В те дни ни один загородный особняк не мог похвастаться электричеством (…) Полагая, что жить без холодильника негигиенично, мама не слишком уверенно изобразила на бумаге конструкцию холодильного шкафа вроде тех, какие девочкой видела у себя дома в Индии. Вручив этот чертеж Спиро, она спросила, не возьмется ли он изготовить нечто подобное (…) Прошло две недели, и вот однажды утром на дорожке перед домом показалась запряженная четверкой лошадей широкая повозка, на которой восседали шестеро мужчин. За спиной у них громоздился холодильный шкаф длиной сто восемьдесят, шириной сто двадцать и высотой сто двадцать сантиметров. Сколоченный из дюймовых досок, он был обшит цинком, с опилками между обшивками и досками. Понадобился не один час, чтобы втащить его в кладовую (…) Время от времени Спиро привозил из города на своей машине мокрые глыбы льда, которыми мы начиняли шкаф, и это позволяло нам подолгу хранить масло, яйца и молоко.»

Простому по конструкции предмету, который «работал» без сложных механизмов и электричества, необходим был лед. Спрос рождает предложение! Бизнес по заготовке, хранению, транспортировке и продаже льда для квартирных холодильников-ледников в XIX веке приносил хороший доход.

Фото 3. Фото кухни в Доме-музее А.П.Чехова в Ялте.jpg

Фото 4. Холодильник-ледник в кухне на Белой даче.jpg

Кухня. «Белая дача» А.П. Чехова. Ледник. Любительские фото

В экспозиции «Дома-музея А.П.Чехова в Ялте», известном, как «Белая дача», представлены посетителям два холодильника-ледника (однодверный и двухдверный), ровесники дачи (1898-1899 гг.). В книжках с пометками сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, есть записи о покупке льда с горы Ай-Петри, который раз в неделю привозили татары: «Лед таял, охлаждая продукты внизу. Воду сливали».

В фондах нашего музея тоже хранятся два двухкамерных аналогичных чеховским холодильника-ледника. Они были приобретены музеем у таганрожцев в 1976 и 1979 г.

 Фото 5. Холодильник-ледник из фондов Таганргского музея-заповедника.JPG

Фото 6..JPG

Холодильник-ледник из фондов ТГЛИАМЗ

К сожалению, ни на наших холодильниках, ни на ялтинских нет никаких опознавательных знаков о месте производства, дате и о фирмах-производителях. Вероятно, они были изготовлены по заказу мастерами кустарным способом (как описано в юмористическом рассказе Д. Даррелла), которые часто копировали предметы известных европейских фирм.

Но есть холодильники-ледники, на которых сохранились шильдики (или шильды – информационные таблички, которые применялись для этикетирования товаров фирменного изготовления).

Фото 7. Холодильник-ледник с шильдиком и клеймом фирмы-призводителя.jpg

Фото 8. Шильдик магазина Д.Цвейнера в С-Петербурге.jpg

Фото 9. Магазин Д.Цвернера на Невском, 48 в С-Петербурге.jpg

Фото из открытых источников

 На фото магазина Д. Цвернера на Невском, 48 в С-Петербурге, на втором этаже среди большого количества товара в третьем окне слева хорошо просматривается однодверный холодильник-ледник.

Фото 10. Холодильник-ледник с шильдиком Мюр и Мерилиз.jpg

Фото 11. Шильдик Торгового дома Мюр и Мерилиз в Москве.jpg

В Москве приобрести холодильник-ледник в конце XIX века и до революции 1917 года можно было в «Торговом доме «Мюр и Мерилиз» на Петровке (здание ЦУМа). Эта торговая фирма, созданная  шотландцами в 1857 году, имела большой ассортимент товаров, кроме продуктов питания. Фирма продавала товары оптом, в розницу и с доставкой во все города России. (Аналог современного интернет-магазина!)

Чехов был постоянным покупателем магазина «Мюр и Мерилиз, муж его двоюродной сестры служил там приказчиком. Антон Павлович Чехов писал из Ялты: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров. (…) Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку».

Заказывал ли Антон Павлович у «Мерилиз» холодильник-ледник для собственных бытовых нужд нам не известно. Но любые свидетельства о жизни нашего великого земляка для нас поистине бесценны, а тем более вещи и предметы, которыми пользовался знаменитый писатель.

Холодильник - это поистине царь бытовой техники, генератор льда, кладовая вкусностей, предмет интерьера и источник хорошего настроения!

Мартиросова С.Ю. хранитель фондовой коллекции «Дерево»

 

30.07.2024

Первая мировая война и её отражение в фондовой коллекции «Фотописьменные источники»

Война! война!

При сем имени сердце чувствительное содрогнется!

Величайшее зло из всех зол земных!

Зачем воюют и проливают кровь?

Гоняются за славой, за пустой славой.

Самый невыгодный мир лучше

самой выгодной, славной войны»

Николай Тургенев, 1807 г.

Дневник.

    

1 августа - День памяти погибших в Первой мировой войне - отмечается в России ежегодно с 2013 года. Эта памятная дата была учреждена в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны.

В этот день в 1914 году Германия объявила войну России. В 2024 г. исполняется 110 лет со дня начала этого трагического события, повлекшего за собой миллионы смертей и гибель четырех империй. Мир изменялся! Рухнули все принципы и ориентиры жизни! Начался новый этап в истории человечества.

Первая мировая война 1914-1918 годов – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. За четыре года военных действий на полях сражений погибло более 10 миллионов солдат, было убито около 12 миллионов мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены.

Для России эта война оказалась роковой. Страна была ввергнута в пучину революции и Гражданской войны, разрушивших веками складывавшийся уклад жизни, расколовших все российское общество на два непримиримых враждующих лагеря. Воспринимавшаяся в начале как Великая война, как война «За веру, Царя и Отечество», получившая название «Второй Отечественной войны», после Октябрьской революции стала рассматриваться как империалистическая, а подвиг русских солдат и офицеров усилиями советских пропагандистов был практически забыт!

Сегодня окончательно утрачено определение событий лета 1914 г. как начала новой, второй в истории России Отечественной войны, и нам теперь привычнее название «Первая мировая война». При этом все последовавшие за ней трагические перипетии нашей истории: Гражданская война, становление советской власти и Советского государства, сталинский Великий перелом, репрессии, ужасы нацистской агрессии и Победа в Великой Отечественной войне, расцвет и могущество Советского Союза, развал СССР и становление Новой России, практически полностью затмили собой историю далекого военного конфликта. Это нашло свое отражение и в весьма скудном пополнение музейных коллекций раритетами и артефактами, связанными с событиями Первой мировой войны.

Однако музейные сотрудники, даже вопреки идеологии советского времени, по крупицам собирали все то, что могло оставить и в последствии воскресить в людской памяти события того времени, не дав забыть новым поколениям россиян своих предков, героически сражавшихся и отстаивавших независимость нашей страны.

В фонде фотописьменных источников музея-заповедника хранится несколько десятков музейных предметов, касающихся истории Первой мировой войны: полковые записки, фотографии с театра военных действий, почтовые открытки того времени.

Фотографии. Кавказский фронт. 1915 год. Фотографии были переданы в музей участницей Первой мировой войны таганроженкой Покатиловой Марией Самойловной (1884-1968), служившей фельдшером в военно-полевом госпитале Союза городов на Кавказском фронте.

1. Группа медицинского персонала в Ольте. Вторая справа Покатилова М.С.

2.Штаб корпуса.

3. Пленные турки

4.Похороны доктора Балашевича.

5.Позиционный ишачий транспорт.

6.Вернувшиеся беженцы.

7.Проводка полевого телефона.

8.Осмотр турецкого оружия.

9.Командир корпуса генерал М.А.Пржевальский вручает награды сибирским казакам.

10.Отъезд генерала М.А.Пржевальского

11.Приамурский Красный Крест.

12.Встреча новобранцев.

13.Погибший летчик Кутовой. Единственный самолет на Турецком фронте.

14.Братская могила под Сарыкомышлем.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Из серии открыток «Подписывайтесь на военный заем» Изд.: Управление по делам мелкого кредита, 1916.

1.jpg

 1.Открытое письмо. Военный 5 ½ %  заем.

Текст на обратной стороне: «Беззаветно своей грудью солдат отражает на фронте вражеский натиск. Примите же и Вы участие в общей борьбе - подпишитесь на военный заем!»

2.jpg

2. Открытое письмо. Подписывайтесь на военный 5 ½ % заем, чем больше денег тем больше снарядов!

Текст на обратной стороне: «Братья и сестры! Помогите нам, солдатам, защищать вас от вражеских полчищ!» Покупайте военный заем!»

3.jpg

3.Открытое письмо. Все для победы! Подписывайтесь на военный 5½ % заем.

Текст на обратной стороне: «Без победы не может быть мира! Наш долг – ускорить победу. Чем больше будет денег - тем больше будет и снарядов! Спешите же купить военный заем».

4.jpg

4. Открытое письмо. Кто подпишется на военный 5½ % займ тот поможет нашим героям уничтожать врагов.

Текст на обратной стороне: «Подпишитесь же на военный заем! Это наиболее легкий долг перед Родиной: Вы только на время ссудите ей Ваши сбережения на выгодных для себя условиях».

5.jpg

5. Открытое письмо. Все для войны! Подписывайтесь на 5½ % военный заем

Текст на обратной стороне: «Каждая облигация займа в 100 рублей – это три выстрела шрапнели. Пусть же Вашими шрапнелями наша армия засыплет сидящих в окопах германцев».

6.jpg

6. Открытое письмо. 5½ % военный заем. Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам.

Текст на обратной стороне: «Враг еще силен – надо увеличить количество снарядов, ружей, пулеметов и пушек. Помогите Государству обеспечить армию всем необходимым. Покупайте военный заем».

7.jpg

7. Открытое письмо. Спешите купить! 5½ % военный заем, чтобы преодолеть все преграды.

Текст на обратной стороне: «Каждый билет военного займа, купленный Вами – это еще один удар по врагу. Приобретайте же билеты займа, наносите удар за ударом вражеским полкам».

8.jpg

8. Открытое письмо. Наши города, села и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия. Помогайте армии в ее великом деле и подписывайтесь на военный 5½ % заем.

Текст на обратной стороне: «Настоящая война -  война народная. Военный заем тоже должен быть народным делом и каждый из нас должен принять в нем участие в той мере в какой может.»

9.jpg

9. Открытое письмо. Все должны помогать нашим славным войскам и кто может должен подписаться на 5 ½ % военный заем

Текст на обратной стороне: «Стыдно – тратить деньги на свои прихоти, когда армия требует громадного количества снарядов для защиты Родины! Отнесите же ваши деньги в банк – для обращения их в военный заем.»

Сатирические открытки периода Первой мировой войны.

ТЛИАМЗ_НВ_4422-4.jpg 

ТЛИАМЗ_НВ_4422-5.jpg

ТЛИАМЗ_НВ_4422-8.jpg

ТЛИАМЗ_НВ_4422-9.jpg

ТЛИАМЗ_НВ_4422-10.jpg

12.07.2024

Загадка железной птицы

В коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ хранится скульптурное изображение птицы «Фазан на охоте». Предмет поступил в музей, как дар, в июле 1981 года, от гражданина Подсолихина А.С.

Скульптурная композиция чугунная, литая, внушительных размеров (30 х 70 см) представляет собой фазана на полянке и помещена на деревянный овальный подиум. Детально проработаны оперенье крыльев, хвоста. Крылья птицы подняты, голова её повёрнута вправо и устремлена к траве, в которой узнаваемы листья папоротника и цветы. Своим клювом фазан намеревается схватить улитку, мечтательно ползающую в траве.

ТКМ_ОФ_8569. М-1315. Скульптура ФАЗАН.-2.JPG

Скульптурная композиция выполнена в конце XIX века. Внизу на металле виден оттиск известной фамилии «1862. P.COMOLERA.»

Этот оттиск заставляет обратиться к истории известного в своё время французского скульптора – анималиста Поля Комолера (Paul Comolera, 1818-1897).

Франсуа Рюд.jpg

Он был учеником Франсуа Рюда (François Rude), знаменитого французского скульптора первой половины XIX века. Среди его известных произведений - рельеф «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза») для Триумфальной арки на площади Звезды в Париже.

Учеником Поля Комолера был Пьер Жюль Муанье (Jules Moigniez) (1835 – 1894) - известный французский скульптор анималист, изображавший птиц в бронзе. Поль Комолера и привил Жюлю любовь к птицам. В помощь начинающему скульптору отец купил литейную мастерскую. Местом экспонирования был Парижский Салон, где Муанье активно выставлял свою скульптуру. Его бронзовые анималистические птицы и охотничьи собаки были популярны в Британии и в США. Особенностью почерка мастера была реалистичность постамента, который органично включал природный план в композиции с животным. Таким образом, имитировалась естественная среда обитания. Высокая детализация, великолепная выделка бронзы определяла успех мастера. В 1894 году скульптор Жюль Муанье, свёл счёты с жизнью,  оставив богатое художественное наследие.

Фазан..jpg

Скульптура «Фазан», бронза, литье, чеканка, патинирование; 

высота  55 см. Франция, конец XIX века, по модели начала 1860-х годов

 Автор модели: Пьер Жюля Муанье (Pier Jules Moigniez, 1835-1894).

Золотой фазан_2.jpg

Композиция «Золотой фазан».

Изготовлена и отлита по модели известного французского анималиста Пьера Жюля Муанье. Высота 51,5 см.

Модель 1860 г. Отливка начала ХХ в

До сих пор коллекционеры стремятся заполучить скульптуру, на которой стоит клеймо «Муанье от Муанье».

В 1846 году на Парижском Салоне его учитель Поль Комолера, работающий в жанре анималистки, изображая в основном, птиц, дебютировал с работой «Золотой фазан». Самые известные работы автора: «Пробуждение Галлии», «Кричащий Галльский петух». В основном работы отливались в бронзе, но известны и фаянсовые экземпляры. Скульптуры автора продавали на аукционах Sotheby's и Christie's. Каждая работа художника представляет антикварную и коллекционную ценность.

Возвращаясь к скульптурной композиции «Фазан на охоте» из коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ, нужно вспомнить о том, что эта работа выполнена не из бронзы, а из чугуна, а, возможно, даже из крашенного шпиатра (сплав, применявшийся в художественной промышленности  XIX  — первой трети ХХ вв. качестве заменителя бронзы. Главное отличие шпиатра от бронзы — наличие в сплаве  цинка, никеля).

Произведения французских мастеров способствовали распространению бронзовой анималистики в России. Возможно, фазан из коллекции музея-заповедника является копией одной из работ Поля Комолера, выполненной по его модели.

Тем более, что в 2011 г. была опубликована статья Доди Йордана Сембиринг Мелиала о Национальном архиве в Джакарте, в Индонезии, в здании которого находится государственный музей в Джакарте, в котором много важных исторических документов. Здание, бывшее частной резиденцией конца 18 века генерал-губернатора Рейнье де Клерка, является частью культурного наследия Джакарты. 

Национальный архив Джакарты.jpg

Здание Национального архива в Джакарте. Индонезия.

Фазан на охоте. Бронза..jpg

На одном из фото музейных экспонатов этого музея изображён фазан, аналогичный нашему «Фазану на охоте» с той же улиткой, с той же композицией, с тем же оттиском года и фамилии «1862. P.Сomolerа.» на основании, но отлитого из бронзы.

А, вдруг, это и есть тот самый «Золотой фазан»,  -  дебютная  работа  Поля  Комолера  1846 года ?

Хранитель музейных предметов коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ

Герасименко М.В.

21.06.2024

Троица новозаветная «Сопрестолие» из фондовой коллекции «Иконопись»

«И когда подходил к концу день Пятидесятницы,

были они все вместе.

И вдруг раздался с неба шум,

как бы от несущегося сильного ветра,

наполнил весь дом, где они находились,

и явились им разделяющиеся языки,

как бы огненные, и почили

по одному на каждом из них»

(Деян. 2:1-3)

 

Икона Святой Троицы – воплощение символа Православной веры, богословское понимание одного из важнейших праздников нашей Церкви, который посвящен воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов.

Передача троичного догмата художественными средствами берет свое начало еще в древнерусском иконописном искусстве. Икона, которой на Руси определяется сам праздник Святой Троицы, одна – на ней Бог Троица предстает в виде трех Ангелов. При упоминании троичного догмата визуализируется главный его образ – Ветхозаветная «Троица» Андрея Рублева. Но помимо каноничных православных иконописных изображений, существуют и нетривиальные образы Святой Троицы – Новозаветные (имеющие греческое происхождение) на которых Бог Отец изображается в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.

Такие образы в отечественном иконописном искусстве не столь распространены, так как в русском православии изображения Бога Отца запрещены, они являются не каноничными и противоречащими богословию иконописи: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18). В 43-й главе деяний Большого Московского собора (1666-1667 гг.), которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое обоснование: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении».

Однако, несмотря на запрет, иконы Новозаветной Троицы не только создавались, но и помещались в иконостасы центральных соборов страны, среди них Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

В коллекции «Иконопись» Таганрогского музея-заповедника хранится икона Новозаветной Троицы тип «Сопрестолие» (конец ХIХ в.), на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Сын в виде мужа, восседающего по правую руку от Него; Святой Дух в виде голубя.

                            1.JPG       2.JPG

Фото 1,2. Икона «Святая Троица» тип «Сопрестолие» в киоте и раме из золотистой фольги с подсвечниками и бумажными цветами, дерево, масло, 71 х 61 см

ТМЧ КП-19713, И-111

Основа такой иконографии – единосущность – учение о том, что сущность в Отце, в Сыне и в Св. Духе одна и та же, а не просто одинаковая. Композиция иконы сложная, аллегоричная, с множеством символов и изречений, построенная по принципу круга, символизирующего совершенство и вечность. Сидящие на фоне облачного неба Христос и Бог Отец облачены, согласно тексту псалма, в яркие хитоны и гиматии (Гима́тий (гиматион) (др.-греч. ἱμάτιον — ткань, накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона).

У Бога Отца Саваофа треугольный нимб над головой, который символизирует полную гармонию и единение. Правая рука Саваофа поднята в благословляющем жесте, левой рукой он придерживает круглую державу и скипетр. Христос в правой руке держит крест – высший символ Божией любви и прощения. Святое Евангелие, которое Христос держит в левой руке, – Благая Весть всему миру.

При создании иконы «Сопрестолие» художник использовал одно из самых выразительных живописных средств – яркую цветовая гамму. Голубой фон символизирует небеса, охра (близкая по спектру к золотому) – божественный свет, алый – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Зеленый цвет олицетворяет вечную жизнь, вечное цветение, это символ Святого Духа природный, живой. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость.

Икона «Сопрестолие» представляет собой сложное и необычное произведение искусства. Такой тип икон не распространен на территории нашей страны, но все же является частью православной культуры и истории.

По легенде из истории появления данного предмета в фондах музея-заповедника, данная икона принадлежала первому историку г. Таганрога – П.П. Филевскому.

 

Клименко Е.И., хранитель фондовой коллекции «Иконопись»

22.05.2024

Краснолаковая чаша с рельефным декором

Последним ароматом чаши —Лишь тенью тени мы живем,

И в страхе думаем о том,

Чем будут жить потомки наши.

Д. Мережковский, 1894 г.

 

В археологической коллекции Таганрогского музея-заповедника хранится краснолаковая чаша на ножке, происходящая из раскопок 1956 года некрополя Танаиса. Изготовлена она из тонко отмученной глины оранжевого цвета, изнутри и снаружи покрыта оранжево-красным лаком. Тулово украшено рельефными изображениями гирлянд с бантами и фигурами стоящих птиц, скорее всего фламинго. Ножка чаши тонко профилирована. Время производства – I век нашей эры.

Фото 1. Чаша краснолаковая из собрания ТГЛИАМЗ..JPG

Фото 1. Чаша краснолаковая из собрания ТГЛИАМЗ.

Типологически чаша относится к группе столовой керамики римского времени с общепринятым названием «terra sigillata», что переводится как «запечатанная земля» в значении «глина с маленькими отпечатанными изображениями». Как археологический термин terra sigillata относится, главным образом, к определенному типу краснолаковой столовой керамики, украшенной рельефными изображениями. Наибольшую известность получили изделия гончарных мастерских итальянского города Ареццо (аретинская керамика). Центры производства керамики terra sigillata существовали и в восточной части Римской империи на территории Малой Азии. Время распространения керамики этого типа II в. до н.э. – I в.н.э.

Фото 2. Краснолаковая чаша terra sigilata из собрания Государственного Эрмитажа. Номер ГК 35634793.jpg

Фото 2. Краснолаковая чаша terra sigilata из собрания Государственного Эрмитажа. Номер ГК 35634793

Керамика terra sigillata имеет глянцевую поверхность от бледно-оранжевого до ярко-красного цвета. Стандартные формы и размеры найденных сосудов позволяют говорить о промышленных масштабах производства.

Сосуды открытого вида, декорированные рельефными изображениями, изготавливались при помощи керамических форм, внутренние поверхности которых были украшены штампами из обожженной глины. Сформированная таким образом чаша в процессе высыхания давала усадку и легко извлекалась из формы. Для украшения сосудов закрытого вида иногда использовались техники барботина (тип накладного рельефа) и аппликации.

Фото 3. Форма для изготовления чаши terra sigillata. Фото из Интернета..png

Фото 3. Форма для изготовления чаши terra sigillata. Фото из открытых источников.

Арретинская посуда, несмотря на свой очень характерный внешний вид, была неотъемлемой частью более широкой картины изящных керамических столовых приборов в греко-римском мире. За столетия до появления итальянской terra sigillata, в III-I вв. до н.э. в городе Мегара (в 42 километрах к западу от Афин), а затем и в других областях Восточного Средиземноморья, производились знаменитые мегарские чаши. Они имели полусферическую форму и тоже изготавливались путём оттиска в керамической или гипсовой форме с награвированным декором. Таким образом, мегарские чаши, а также металлические сосуды с рельефными изображениями были своеобразным источником вдохновения для создателей арретинской керамики.

Фото 4. Мегарская чаша. Фото из Интернета..jpg

Фото 4. Мегарская чаша. Фото из открытых источников.

Судя по составу и характеру красного лака, покрывающего чашу из собрания ТГЛИАМЗ, этот сосуд следует отнести к изделиям малоазийских керамических мастерских, но он несомненно является подражанием италийским образцам арретинской керамики. Нет никакого сомнения в том, что форма этих чаш воспроизводит форму металлических сосудов; профилировка ножки нашей чаши особенно ясно это демонстрирует. Ряд аналогий нашей чаше мы находим среди металлических сосудов знаменитого Гильдесгеймского клада (для справки - клад из 69 изделий из серебра (сосудов, тарелок и иных предметов для еды, питья и другого назначения), найденный 17 октября 1868 года в немецком городе Гильдесгейм. Найденные сокровища считаются крупнейшей коллекцией римского серебра, когда-либо найденного за пределами границ Римской империи).

Находки подобных образцов римского керамического импорта в Приазовье очень редки, что увеличивает их культурную ценность для собрания любого музея.

Уникальная возможность увидеть краснолаковую чашу из археологической коллекции ТГЛИАМЗ есть у посетителей выставки «Сыны Эллады на берегах Меотиды» в Историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).

 

Олих О.Г., хранитель музейных предметов

коллекции «Археологические памятники»


Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.