В истории отечественной нумизматики отдельная страница посвящена советским металлическим бонам Шпицбергена.
Словарь бониста определяет, что «Бона», «Бон» (лат. bonus — удобный) - знак неофициального обращения. Это временный заменитель монет, выпущенный учреждением или предприятием в обстоятельствах вынужденного характера.
Трест «Арктикуголь» по добыче и сбыту угля, полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана был организован 7 октября 1931 года решением Совета Народных Комиссаров СССР.
Но еще в 1920 г. ряд стран подписали Шпицбергенский трактат. По итогам договора Шпицберген является территорией Норвегии, а его участники (в настоящее время более 50 стран), имеют равное право на эксплуатацию естественных ресурсов и территориальных вод архипелага. СССР официально присоединился к нему 7 мая 1935 года.
Когда по окончании Второй Мировой войны трест «Арктикуголь» продолжил разработку недр, возник вопрос о хождении металлических разменных знаков для замены мелких бумажных бон, которые действовали на рудниках с 1931 года.
Использовать советские деньги на чужой территории запрещало международное право, а расплачиваться норвежской кроной на советских рудниках противоречило правилам обращения иностранной валюты для граждан СССР.
По заказу треста на Ленинградском монетном дворе чеканятся боны четырех номиналов. Бон достоинством 15 копеек был выпущен небольшим тиражом, всего 33300 штук, материал – алюминиевая бронза.
В конце 1950-х годов в фонды Таганрогского краеведческого музея была передана частная коллекция советских монет периода 20-х – 50-х гг. ХХ в., среди которых - монетовидный знак 15 копеек 1946 г. Даритель – молодой археолог, выпускник исторического факультета Ленинградского университета, Каменецкий И.С., в будущем профессор, зав Отделом теории и методики института археологии РАН, член редакционного совета главного отечественного профильного журнала «Советская археология», «Российская археология».
Коллеги по институту вспоминали, как Игорь Сергеевич с гордостью отмечал, что в 1954 г. стал первым и единственным на тот момент старшим научным сотрудником Таганрогского краеведческого музея, организовывал археологические экспедиции. В это время Нижний Дон стал районом его основных научных интересов.
В 1957 г. Каменецкий поступил в аспирантуру ИА АН СССР и уехал в Москву. Тогда он и передал в дар Таганрогскому музею свою нумизматическую коллекцию. Остается только предполагать, как данный знак пришел в коллекцию И.С. Каменецкого.
Перед возвращением на материк сотрудники треста должны были обменивать неиспользованные боны на советские денежные знаки. В некоторых источниках упоминается, что на архипелаге по контрактам работали шахтёры из южных регионов СССР. Возвращаясь на родину они могли брать с собой на память «монетки». Вероятно, данный разменный знак мог пополнить коллекцию ученого как в Ленинграде, так и в период его работы в южном регионе.
В свете последних событий июня 2022 г. (попытка запрета властями Норвегии транзита российских грузов на Шпицберген через свою территорию), необходимо напомнить: норвежский парламент в резолюции от 15 февраля 1947 года признал СССР государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене.
С 1991 г. эти права перешли к России, как правопреемнику Советского Союза.
Хранитель музейных предметов ТГЛИАМЗ Разуваева С.Н.
Источники:
1.М. Глейзер. Металлические боны (монеты) треста «Арктикуголь» /Петербургский коллекционер.1999. № 4. URL: https://sovmint.ru/metallicheskie-bony-tresta-arktikugol-ostrov-shpicbergen.
2.Официальный сайт треста «Арктикуголь». URL: https://arcticugol.ru/index.php/o-shpitsbergene/ob-arkhipelage.
3. Гей А.Н. Сорокина И.А. Игорь Сергеевич Каменецкий. (1930-2014). Российская археология ISSN: 0869-6063 2014. URL: https://naukarus.com/igor-sergeevich-kamenetskiy.
4. Казакова Л.М. Игорь Сергеевич Каменецкий. 2.02.1930-2.05.2014. Вестник Танаиса. 2017. Выпуск 4.
5.Письмо министра иностранных дел Норвегии Х.М. Ланге министру иностранных дел СССР В.М. Молотову о резолюции норвежского стортинга относительно переговоров по Шпицбергену. Осло. 15 февраля 1947 г. Электронная библиотека исторических документов. docs.historyrussia.org.
И.С. КАМЕНЕЦКИЙ
(1930 – 2014 гг.)
История Таганрога связана со многими известными людьми. Одни родились здесь, другие жили и работали, третьи приезжали в гости. Все они нам одинаково дороги.
29 июля исполняется 205 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского – выдающегося художника-мариниста, чье имя хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами. В двадцатилетнем возрасте он окончил Петербургскую Академию художеств, и все его дальнейшее творчество было посвящено красоте и величию морских просторов. Наверное, это неслучайно. Родился художник на берегу Черного моря в Феодосии, там же в родном Крыму он много и плодотворно работал на протяжении всей своей жизни. Айвазовский был живописцем Главного Морского штаба, действительным статским советником, академиком и почетным членом Императорской Академии художеств, Академий художеств в Амстердаме, Риме, Флоренции и Штутгарте. Его творческое наследие насчитывает свыше 6000 полотен.
В коллекции живописи Таганрогского городского краеведческого музея было несколько картин Айвазовского. После создания в городе художественного музея большая часть живописных работ разных мастеров, в том числе и эти полотна, были переданы во вновь созданный музей. К сожалению одна из работ мастера («Буря на море») была утрачена в годы немецко-фашистской оккупации и судьба ее неизвестна.
Иван Константинович Айвазовский был дружен с армянской диаспорой Таганрога и не единожды бывал в нашем городе. Сколько раз знаменитый художник посещал Таганрог мы точно не знаем, но об одном его визите сохранились довольно подробные сведения.
Это произошло в 1895 году, когда И. Айвазовскому было уже 77 лет. По дороге домой из Нахичевани в Феодосию, по приглашению таганрогского купца Якова Михайловича Серебрякова, художник посетил Таганрог. Его тепло принимали в доме Я.Серебрякова. В ответ на радушное гостеприимство мастером было подарено городу две работы. Более подробно об этом рассказано в книге краеведа Олега Павловича Гаврюшкина «Вдоль по Питерской. Хроника обывательской жизни» (Таганрог: БАННЭРплюс, 2000.)
В доме Я. Серебрякова, где принимали Ивана Константиновича, в советское время размещались разные учреждения. Сейчас в этом здании находится Таганрогский институт управления и экономики. 26 мая 2016 года здесь состоялось открытие памятной доски, посвященной визиту знаменитого художника.
В фондах Таганрогского музея-заповедника хранится уникальная фотография Ивана Константиновича Айвазовского с его автографом - дарственной надписью на имя Павла Егоровича Хатранова, очевидно подаренная во время этого визита. К сожалению, сведениями о Хатранове (кем он был, чем занимался) мы не располагаем, но поиски продолжаются.
Хранитель музейных предметов коллекции «ФПИ» Сидорова И.Б.
«В его душе цвела
Живая красота, как свет неугасимый…»
М.П. Свободин
В коллекции музейных предметов «Чеховский фонд» хранится альбом стихотворений в память А.П. Чехова. Альбом имеет подзаголовок: «Антон Павлович Чехов в изображении его личности и творчества русской поэзией. Сборник, посвященный памяти милого, грустного Чехова». Стихотворения собраны и пожертвованы музею неизвестным лицом, скрывшимся под криптонимом «А. Б------ъ».
В альбоме представлены стихотворения современников А.П. Чехова, его друзей, почитателей таланта писателя. В альбоме отражена часть обширного и разнообразного круга знакомств А.П. Чехова.
Первое стихотворение в альбоме написано русской поэтессой и переводчицей Чюминой Ольгой Николаевной (1859-1909).
…Как пламя сквозь хрусталь своеобразно странным
Очарованием дыша –
В создании поэта многогранном
Сквозит великая и светлая душа…
Она была влиятельным театральным критиком, к ней с симпатией относились А.П. Чехов и К.С. Станиславский. В письме А.П. Чехову от 31 января 1903 г. О.Л. Книппер пишет: «Посылаю программу Чеховского вечера, … которую принесла мне твоя симпатия Чюмина. Она была вчера утром у меня, но недолго».
В личной библиотеке А.П. Чехова Таганрогского музея-заповедника хранятся книги с дарственными надписями авторов, стихотворения которых собраны в данном альбоме. Содержание стихотворений и дарственных надписей отчетливо выявляют характер взаимоотношения авторов с А.П. Чеховым.
Ладыженский Владимир Николаевич (1859-1932) – русский поэт, прозаик, общественный деятель.
…Порой мне кажется, с тобой я говорю
И вижу пред собой задумчивые очи,
И рассказать спешу про светлую зарю,
Что к родине идет на смену долгой ночи…
И, кажется, звучит, как прежде, речь твоя,
Усмешка кроткая исполнена сомненья,
И, слушая тебя, невольно чую я
И мысль глубокую, и трепет вдохновенья…
В.Н. Ладыженский гостил у Чеховых в Мелихове и Крыму. Ему принадлежат воспоминания «В сумерки», включенные в книгу «А.П. Чехов в воспоминаниях современников».
В письме Вл. Ладыженскому от 17 февраля 1900 г. А.П. Чехов пишет: «Милый поэт, ревнитель просвещения, литературный летописец! Низко тебе кланяюсь и благодарю за письмо и книжицу!»
Ладыженский прислал Чехову свою книгу «О книгах и сочинителях. С древнейших времен до Петра Великого». Чтение для школ и народа. Вып. 1. М., 1899. Дарственная надпись: «Дорогому и милому другу Антону Павловичу Чехову на добрую память от автора. Вл. Ладыженский. Пенза. 10 февр. 900 г.»
В личной библиотеке А.П. Чехова хранится шесть книг В.Н. Ладыженского.
Фёдоров Александр Митрофанович (1868-1949) – русский поэт и прозаик, переводчик, драматург.
Его я часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Такой, каким его я так люблю и знаю.
Сухие тонкие черты,
Волос седеющие пряди.
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты…
В письме от 25 марта 1901 г. А.П. Чехов отмечает талант А.М. Фёдорова: «Вы талантливый человек, и это уже не должно подлежать ни малейшему сомнению».
В письме А.М. Фёдорову от 23 февраля 1903 г. А.П. Чехов благодарит его за присланную им книгу «Обыкновенная женщина. — Стихия. — Старый дом. — Бурелом». Изд. О. Н. Поповой. СПб, 1903. На книге дарственная надпись: «Антону Павловичу Чехову от любящего его и благодарного автора. Одесса. 17 февр. 1903 г.». Также в этом письме А.П. Чехов отмечает: «Раньше я получил от Вас стихотворения, читал их, одно даже списал и послал жене в Москву, но Вас еще не поблагодарил. Итак, стало быть, шлю Вам благодарение двойное».
В письме О.Л. Книппер-Чеховой от 17 декабря 1902 г. А.П. Чехов упоминает это стихотворение: «Получил от А. М. Федорова книжку стихов… Есть одно, которое мне очень понравилось. Вот оно:
Шарманка за окном на улице поет.
Мое окно открыто. Вечереет.
Туман с полей мне в комнату плывет,
Весны дыханье ласковое веет.
Не знаю, почему дрожит моя рука,
Не знаю, почему в слезах моя щека.
Вот голову склонил я на руки. Глубоко
Взгрустнулось о тебе. А ты... ты так далеко!»
В личной библиотеке А.П. Чехова хранится четыре сборника стихотворений А.М. Федорова. Один из сборников имеет дарственную надпись: «Одному из самых любимых моих писателей — Антону Павловичу Чехову от преданного ему всей душой А. Федорова. Одесса. 12 декабря 1902 г.»
Фофанов Константин Михайлович (1862-1911) – русский поэт. Публиковал стихи в газете А.С. Суворина «Новое время».
Я только что хотел вникать в глубокий ум.
И только вызвали мне пестрые страницы
Виденья тихие и речи тайных дум, -
Как холод опахнул гробницы…
В личной библиотеке А.П. Чехова имеется сборник стихотворений К. Фофанова с дарственной надписью: «Глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову от искреннего почитателя его чудного таланта. Автор К. Фофанов. 1889 г. 1 февр.»
Менделевич Родион Абрамович (1867-1927) – русский поэт-сатирик, прозаик, журналист. Литературные псевдонимы Р. Меч, Р. М-ч, Роб-Рой.
Я с кладбища пришел и к ним припал, рыдая,
К страницам книг твоих – цветам моей души…
Ты снова как живой беседовал со мною,
Глядел из книг твоих твой грустный кроткий взгляд…
В письме Н.А. Лейкину от 30 сентября 1885 г. А.П. Чехов пишет: «Есть в Москве юнец, некий Родион Менделевич… Прочитывая всю московскую чепуху, я наскакивал на его стихи, которые сильно выделялись из пестрой братии: и свежи, и гладки, и коротки... Попадались такие, что хоть на музыку перекладывай...»
В личной библиотеке хранится два сборника стихотворений Р. Менделевича с дарственными надписями: «Восходящему светилу от скромного труженика – дань чистого уважения и искренней любви. Р. Менделевич. 7.V.1889 г. Москва»; «Глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову. На добрую память от автора. Р. Менделевич. 16.Х.1901 г.»
Некоторые стихотворения, посвященные памяти А.П. Чехова, имеют личную направленность. Они отмечены душевной откровенностью, в них чувствуется тоска по ушедшему другу, наставнику, великому писателю. Некоторые авторы состояли с А.П. Чеховым в переписке, бывали у него в гостях, часто и долго беседовали с ним, прислушивались к его советам касаемо писательского мастерства. Другие же стихотворения передают суть его творчества.
«Он был для мира чутким эхом
С своею чуткою душой…»
Гарольдъ
Жмайлова А.Г., хранитель музейных предметов коллекции «Чеховский фонд»
«На всякую хитрую пробку всегда найдётся штопор»
Небольшую часть коллекции «Металл» Таганрогского музея-заповедника занимают бытовые предметы, объединённые в группы приспособлений или инструментов. Таковыми являются штопоры. Сегодня это предмет для откупоривания бутылочной тары можно легко и просто приобрести в магазине, однако рождался он, как приспособление, довольно долго.
Чтобы ответить на вопрос, почему появился штопор, нужно начать с того, как и чем закрывали бурдюки (кожаные «фляги»), глиняные, деревянные сосуды, которые были первыми ёмкостями для хранения и транспортировки вина.
Первыми пробками были деревяшки, выструганные из мягкой древесины, подогнанные под нужный размер и форму горлышка сосуда. Пробки впитывали в себя влагу, разбухали, из-за чего горлышки кувшинов трескались и герметичность нарушалась. Во избежание этого, верхнюю часть пробки в течение многих веков замазывали глиной и смолой, что и обеспечивало герметичность.
Французский монах Пьер Периньон, в честь которого названа известная марка шампанского, много экспериментировал с различными способами закупорки вина. Опытным путем Периньон выяснил, что лучше всего для укупорки годится кора пробкового дерева, которая не пропускает кислород и не высыхает слишком быстро. Так им появилась известная нам пробка, которая впоследствии обрела форму конуса, подходившего почти под любой размер сосуда с вином.
До конца ХVII века пробки из сосудов извлекались разного рода крючками, вилочками и прочими весьма неудобными приспособлениями. Ими изначально пользовались женщины при откупоривании склянок с кремами и притирками, которые тогда закупоривались корковыми пробками, как сегодня вино. А уже к началу XVIII века подобные предметы для откупоривания бутылок имелись у каждого любителя вина.
При том известный нам штопор (пробочник) был создан только в конце XVIII века, когда стала повсеместно использоваться пробка цилиндрической формы, которую вгоняли глубоко в горлышко бутылки, по самый край. Штопор состоял из заостренной металлической спирали, часто называемой "червем", прикреплённой к ручке, которую вкручивали в пробку и тянули, чтобы её извлечь. Первое упоминание о «стальном червяке» Т-образной конструкции, извлекающем пробку из бутылки, относится к 1791-м году.
В русской речи слово "штопор" появилось из голландского, как следствие варваризации языка при Петре I, где "stopper" означало пробку, «затычку»(от stoppen — «затыкать». Родственно английскому stop — «останавливать»).
Первый патент на штопор был выдан англичанину, члену британского кабинета министров, Сэмюелю Хэншеллу 24 августа 1795 года. Заметим, что патент был выдан не на изобретение, а на усовершенствование штопора. То есть штопор уже давно применялся, а Сэмюель придумал упор в виде широкой напаянной шайбы в основании спирали штопора. Он известен как штопор Henshall Button и был изготовлен Мэтью Боултоном. Спустя 27 лет после ноу-хау Хеншалла, был запатентован первый однорычажный, «самовытяжной» штопор с двумя винтами. А в 1855 году англичанин Ланд запатентовал штопор улучшенной конструкции с боковым рычагом.
В 1888 году англичанин Джеймс Хили изобрел двойной рычаг. Именно такие автоматические штопоры, вытаскивающие пробку с помощью двух опускающихся рычагов, сегодня наиболее популярны.
В 1979-м году изобретатель американец Херберт Аллен изобрёл лёгкий винтовой штопор, позволяющий извлекать пробку без напряжения и назвал его Screwpull.
Его первый образец сегодня представлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке, как пример совершенного промышленного дизайна.
Через несколько лет он же презентовал используемый сегодня карманный рычажный штопор, - «штопор крыла», «штопор бабочки», «штопор совы», «балерину», так как он имеет два рычага, по одному с каждой стороны червя. Нажатие на рычаги вытягивает пробку из бутылки одним плавным движением. У такого штопора есть еще одно имя — «Шарль де Голль», так как поднятие рычагов подобно знаменитому жесту приветствия генерала де Голля — вскинутые вверх руки.
Одна из них карманный штопор 1960-е гг. СССР.
Такая модель штопора упоминается в товарном словаре 1961 г. в «ассортименте основных видов штопоров», как: «складной, горячештампованный; d стержня у основания - 6 мм, общая длина – 100 мм. Стержни (черви) штопоров изготавливаются из низкоуглеродистой прутковой стали по ГОСТ 380-57».
Карманный складной штопор с рукояткой, называемой некогда «луковицей» (арфой), сегодня, как и двести лет назад, необходимый предмет для путешествий и пикников. Эта модель выпускалась в Европе с XVIII века. Наличие именно такого штопора в амуниции каждого солдата армии требовал Наполеон Бонапарт, поскольку эта модель легка, компактна и в сложенном состоянии не рвала карман одежды.
Штопор «самовытяжной» с двумя винтами. 1950-е гг.
Один из вариантов известной модели штопора первого десятилетия ХIX в., устройство авторства англичанина Эдварда Томасона, который запатентовал эту конструкцию в 1802 году. Когда один винт завинчивался до предела, второй винт начинал двигаться в обратном направлении, вытягивая пробку.
Мировую известность заслужил штопор "Columbus", названный в честь знаменитого испанского исследователя, мореплавателя и картографа итальянского происхождения Христофора Колумба (Cristoforo Colombo, 1451-1506), открывшего для европейцев Америку за 400 лет до патентования штопора. В 1892 году Eduard Becer (Solingen, Германия), изобрёл штопор с раздельной рамой для облегчения удаления извлеченной пробки с червя. Конструкция штопора состоит из традиционных для любой модели штопоров рукоятки и червяка (винтового типа), а также из раздвигающегося корпуса по типу "руки-ноги", облегчающего удаление вынутой из бутылки пробки с червяка штопора, скользящего "стопорного" кольца, фиксирующего две раздвижные части корпуса при откупоривании бутылки и пружины на хвостовике штопора.
ТЛИАМЗ КП-12775 М-1613. нач. ХХ в.
Штопор «Columbus» с раздельной рамой. |
ТЛИАМЗ КП-12400 М-1407. Нач. ХХ в. Штопор «Columbus» с раздельной рамой. |
Электрический винный штопор со встроенной литиевой батареей на 3,6 В. Бутылка открывается за 8 секунд. Такой штопор на одном заряде способен открыть до 40 бутылок.
Ежегодно в третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника (День медика). Решение о чествовании всех тех, кто давал клятву Гиппократа было принято в СССР на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. К профессии врача всегда относились с большим уважением. Ведь без нее невозможно развитие человечества. А следовательно сохранение материальных памятников, имеющих отношение к этой сферы жизни общества, является неотъемлемой задачей музейной деятельности.
В фондах Таганрогского музея-заповедника бережно хранятся уникальные экспонаты (документы, фотографии, вещи, награды и т.п.), связанные с деятельностью медучреждений г. Таганрога и врачей, трудившихся на этом благородном поприще. Среди этого комплекса музейных предметов особое место занимают медицинский инструментарий XIX-XX вв.
Одним из интересных предметов, пополнивших фонды музея в 1960-м г., можно назвать нож – инструмент хирургической практики второй половины XIX в. В книгу поступлений этот любопытный предмет был записан как «Нож для разрезания конвертов с костяной ручкой 1844 г…». Странно? На самом деле нет. То, что это хирургический нож, тогда могли и не знать, прежде всего, потому что медицинские инструменты второй половины ХIХ в. и второй половины ХХ в. сильно отличались и по материалу, и по конструкции.
Действительно, внешний вид предмета весьма необычный. Нож устроен по типу секатора, - с двумя дугообразно изогнутыми, наточенными лезвиями, одно из которых приводится в действие нажимом на небольшую подвижную рукоять с поперечными насечками, с упором в виде пружинящей пластины. Нож помещён в деревянный прямоугольный футляр с откидывающейся крышкой с двумя замочками – крючками. Изнутри – отделка бордовым бархатом, снаружи, - кожей коричневого цвета. Декор – золотистый кант по краю. Дело в том, что в середине позапрошлого века медицина ещё только набирала своё развитие, хирургических операций делалось не так много, особенно высокопрофессиональных. Инструменты хирурга ценились практически на вес золота, поэтому хранились в индивидуальной упаковке, практически как ювелирные изделия. Отсюда отдельный футляр, бархат, замочки.
Ещё в XVI—XVIII вв. были созданы инструменты, напоминающие по форме и назначению современные хирургически принадлежности. В XIX веке, при активном развитии многих отраслей медицины и хирургии, количество выпускаемых инструментов было ограничено, поэтому все они были пронумерованы. Их делали на заказ хирурги практикующие и высокого профессионального уровня. Тогда же начинают создаваться инструменты специальные (для определённых манипуляций), функциональные и красивые одновременно. Многие из них имели рукояти, выполненные из дерева, рога, слоновой кости. Каждый серьёзный специалист мог иметь собственный заказной инструмент, с которым обращался очень аккуратно.
К концу XIX века, с появлением стерилизации, использование неметаллических рукоятей с декором прекратилось, при этом выросло значение материалов, из которых производились инструменты. Сейчас для производства хирургических инструментов применяют сплавы титана, кобальта, хрома, никеля, а также серебро и даже платину.
Публикация сайта «LIVEJOURNAL»: «1882. Полный иллюстрированный каталог медицинских хирургических инструментов и ортопедических аппаратов магазина В. Гессельбейна в Киеве», в котором помешена статья «История ножниц» помогла понять, что данный тип ножа «с плавным изгибом дугой по ребру», предназначен «для рассечения мягких тканей полостных органов».
Возвращаясь к музейному предмету, и рассуждая о преемственности форм хирургических ножниц, можно уточнить, что ножницы с изогнутыми дугой лезвиями хорошо известны в XIX в. и чаще всего использовались для выполнения деликатных разрезов (возможно в реберной части грудины). Сам нож, вероятнее всего, принадлежал врачу, практикующему в хирургическом отделении больницы. На крышке футляра сохранился оттиск текста, оформленный золотом, правда трудночитаемый: «ОТДЪЛЕНiЯ БОЛЬН. ЧЕРНОР… 1844 г.».
Медицинские инструменты разных исторических эпох, различных видов и форм, разного назначения, в том числе и такие, как этот хирургический нож, занимают особое и немаловажное место в музейных экспозициях и выставках. Эти предметы свидетельства развития разных отраслей медицинской науки, конструкторской мысли, врачебного опыта в заботе о здоровье людей. Такие необычные предметы бесспорно украсят залы любой экспозиции или выставки об истории медицинского дела в России.
Футляр для хирургического ножа.
Герасименко М.В. (хранитель коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ)
В 2022 г. отмечается 350 лет со дня рождения первого российского императора Петра Алексеевича Романова. С именем Петра Великого связаны очень многие начинания в России, в том числе и развитие просвещения. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Петр очень любил книги, читал их, ценил редкие издания, некоторые из которых он сам привозил в Россию из Европы для пополнения своей личной библиотеки. Отечественное книгопечатание при Петре I также получило быстрое развитие.
«Лексикон триезычный сиречь речений славенских, эллиногреческих и латинских, сокровище, из различных древних и новых книг собранное и по словенскому алфавиту в чин расположенное» - название одного из первых словарей в России. Эта книга, изданная в 1704 г. в Москве по повелению Петра I, является одной из самых ценных жемчужин в коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника.
Составители словаря не случайно подобрали эти три языка, объясняя свой выбор в обращении к читателю: «Греческий язык есть язык премудрости. Латинский язык есть язык единоначальствия. Славенский же поистине отец многих языков, поскольку от него, как от источника неисчерпаемого, прочие многие произошли языка: польский, чешский, сербский, болгарский, малороссийский и иные многие».
Составитель «Словаря» Фёдор Поликарпов учился в Славяно-греко-латинской академии у братьев-греков Лихудов. Софроний и Иоанникий Лихуды получили образование в Греции, Венеции, падуанском университете, несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками. Когда русское правительство задумало открыть в Москве высшую школу с чином академии, царь Фёдор Алексеевич Романов в 1682 г. попросил восточных патриархов прислать в Москву православных и искусных учителей. Лихуды прибыли в Россию в 1685 г., а уже в 1686 г. в школах Заиконоспасского монастыря они начали обучение русских учеников.
Лихуды учили студентов-послушников грамматике, логике, поэтике, риторике, математике и физике. Среди немногочисленных учеников был и Фёдор Поликарпов. По окончании Академии он был оставлен в ней наставником, а в 1701 г. был переведён справщиком (корректором и переводчиком) Московской типографии. Тогда же он начал работать над «Лексиконом», в составлении которого принимали участи и его бывшие учителя – братья Лихуды. Словарь получился настолько полным и объёмным, что сразу получил распространение среди обучающихся. Им пользовались все осваивающие премудрость познания вплоть до конца ХVIII века.
В 1709 г. Фёдор Поликарпов был назначен директором типографии. Он был ревностным тружеником на пользу просвещения, энергичным исполнителем воли Петра I и горячим защитником интересов Печатного двора. Он обладал значительными богословскими и церковно-историческими знаниями. Кроме «Лексикона» Поликарпов издал и другие учебные книги, перевёл множество произведений с греческого языка. Эти редкие издания сохранились в единичных экземплярах лишь в ведущих музеях России. Бережно сохраняется старинный «Лексикон» и в фондах Таганрогского музея-заповедника.
Покатилова Е.Г. хранитель коллекции «Редкая книга» ТГЛИАМЗ
В XVIII – XIX веках существовало много бытовых вещей, названия которых сегодня вызовут недоумение. Один из таких необычных для современного человека предметов находится в коллекции керамики Таганрогского музея-заповедника. Это рюмочная передача.
Рюмочную передачу чаще всего принимают за салатник, или сервировочную вазу. Это сосуд овальной формы с волнистыми, глубоко вырезанными краями, с фигурными ручками. Предназначалась рюмочная передача для охлаждения рюмок, фужеров, бокалов. Емкость наполняли льдом, или наливали в нее холодную воду. Внутрь клали бокалы и закрепляли их ножками в волнистых краях. Родина рюмочной передачи – Англия. Там она носила название «монтейт» по имени некоего мистера Монтейта, носившего одежду, края которой были фигурно вырезаны. Такие же глубокие вырезы краев (фестоны) были отличительной чертой рюмочной передачи.
Согласно этикету, бокалы не ставили непосредственно на стол. Помещенные в рюмочную передачу, они стояли на буфетах, как и напитки. По мере необходимости слуги брали рюмки и бокалы, наполняли их напитками и подносили к столу. Передачи были не только рюмочные, но и бутылочные, часто металлические, не имевшие выемок. Один из таких предметов, металлическую бутылочную передачу, можно увидеть в экспозиции музея «Градостроительство и быт г. Таганрога».
В XIX веке рюмочные и бутылочные передачи практически вышли из обихода. Столовое стекло и хрусталь теперь расставляли заранее, следуя новой сервировочной моде.
Хранящаяся в коллекции Музея-заповедника рюмочная передача относится к эпохе царствования Екатерины II. Она имеет традиционную форму и лаконичный изящный декор в виде веточек незабудок и гирлянды мелких листьев. Ручки утрачены, но по сохранившимся рельефным основаниям можно судить, что они были выполнены в виде виноградных лоз. Изготовлен предмет на Императорском фарфоровом заводе. О его принадлежности к екатерининской эпохе говорит клеймо в виде вензеля императрицы.
Романенко М.А. хранитель фонда «Керамика»
В коллекции «Фотописьменные источники» нашего музея-заповедника хранится много интересных и важных для истории города документов. Среди них особое место занимает грамота «Город воинской славы».
В мае 2006 года было утверждено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». И если появившееся в 1965 году звание «Город-герой» связано только с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, то звание «Город воинской славы» присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники нашей Родины проявили мужество, стойкость и массовый героизм.
С апреля 2007 по апрель 2015 года звание «Город воинской славы» было присвоено 45 городам России, прославившимся героизмом своих жителей и воинов в ключевые периоды нашей истории: начиная с нашествия Батыя, Отечественной войны 1812 года и, конечно, в годы Великой Отечественной войны. Таганрог стал 37 городом, получившим это высокое звание.
Были по достоинству оценены воинские подвиги жителей Таганрога, совершенные ими на протяжении более чем трехсотлетней истории города. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Таганрогу почетного звания 3 ноября 2011 года. А 23 февраля 2012 года почетная грамота «Город воинской славы» была вручена в Кремле делегации Таганрога. В состав делегации Таганрога входили мэр города Николай Федянин, участник боевых действий на Миус-фронте Владимир Борунов, ветераны войны и труда, представители казачества, студенты.
Вручая грамоту, Президент РФ Дмитрий Медведев сказал о Таганроге несколько слов:
«В конце XVII века Таганрог стал одним из форпостов России на побережье Азовского моря. Город-крепость был свидетелем самых разных сражений. Во время русско-турецких войн и в Крымскую войну гарнизон Таганрога не раз отражал атаки неприятеля. В Великую Отечественную Таганрог почти два года находился под оккупацией, однако тяжелейшие условия не сломили дух его жителей, которые создали подпольную организацию (одну из самых крупных, кстати, на Юге нашей страны), участвовали в операции по освобождению родного города. Таганрог стал третьим после Орла и Белгорода городом, в честь освобождения которого в столице нашей страны 30 августа 1943 года состоялся салют».
Эта дорогая таганрожцам реликвия была передана администрацией города на хранение в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, в фондах которого она бережно хранится и сейчас.
Грамота представляет собой художественный бланк с текстом и подписью президента, оформленный в рамку под стеклом. Грамота помещена в специальный футляр из искусственной кожи темно - бордового цвета. Внутри футляр обтянут красным шелком. Крышку футляра и внутреннюю часть украшает герб Российской Федерации.
Надеемся, что после завершения реставрационных работ в здании Историко-краеведческого музея, грамота займет свое достойное место в новой экспозиции.
Хранитель музейных предметов коллекции «ФПИ» Сидорова И.Б.
День 7 мая вошёл в историю мировой науки и техники как День рождения радио. Именно в этот день в 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества российский физик Александр Степанович Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника, осуществив первый сеанс радиосвязи.
27 января 1921 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет «О радиотелефонном строительстве», в котором говорилось о строительстве в стране сети радиостанций. К весне 1921 г. инженеры Казанской базы радио-формирований сконструировали радио усилитель. 1 мая этого же года рупоры-репродукторы, в виде граммофонной трубы, были установлены в Казани на двух площадях. А уже 7 мая 1921 г. Советское правительство предложило распространить казанский опыт на Москву и Петроград.
Значение радиовещания было огромным. Прежде всего это было «орудие агитации и пропаганды». Радио стало средством массовой информации и основным инструментом, формировавшим кругозор и мировоззрение граждан молодой Советской страны. С помощью радиовещания можно было узнать новости страны, производственные достижения, а так же транслировались футбольные матчи, театральные постановки и концерты, в том числе и симфонических оркестров, в прямом эфире.
Символом советского радиовещания довоенных и военных лет стал громкоговоритель абонентский «Рекорд», в народе именуемый «тарелкой». Такая модель репродуктора с незначительными изменениями выпускались с 1924 г. сразу на нескольких заводах Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода и Харькова в огромных количествах. Форма бумажного конуса, покрытого краской, была проще и дешевле металлических рожков. Они устанавливались на бакелитовых подставках или подвешивались. Воспроизводили только один канал проводного вещания. Сначала «тарелка» стоила 20 с лишним рублей, но при массовом производстве цена снизилась до 7 рублей. Обычно его называли «радио», но это неправильно. Настоящее радио, то есть ламповый вещательный приемник, был ещё мало распространен в довоенное время, его производство только-только приобретало массовый характер и купить его могли далеко немногие. А «тарелка» - это была первая по-настоящему массовая модель громкоговорителя проводного вещания.
В 1936 г. был выпущен первый в СССР крупносерийный вещательный приемник супергетеродинного типа с коротковолновым диапазоном (СВД). Конструкция аппарата разработана Ленинградским институтом радиовещательного приема и акустики. За основу были взяты модели американских радиоприемников компании «Radio corporation America» (RCA), чьи конструкция и внешнее оформление были заимствованы и использованы в советском аппарате, согласно договору на покупку лицензии. В конструкции также использовались лампы американского производства, т.к. подобные типы ламп в СССР еще не производились. Новый аппарат получил наименование «СВД-1». За время производства приемников «СВД» их электрическая схема изменялась, менялось и наименование модели. Очередная модернизация была выпущена в 1938 г. под названием «СВД-9». Приёмник собран в футляре из многослойной фанеры и дерева, покрыт лаком. Его размеры: 56х36х29 см. Масса 16 кг. Советская семья, приобретая новый предмет техники, гордилась и берегла дорогостоящий предмет интерьера.
Великая Отечественная война – это особый, очень важный период в истории отечественного радиовещания. Радио в годы войны обладало огромной моральной силой. Еще до начала боевых действий началось информационное противостояние стран Запада, Советского Союза и поддерживающих их стран. Точнее – пропаганда и контрпропаганда. 25 июня 1941 г. СНК СССР издал постановление «О сдаче населением радиоприемных и радиовещательных устройств» на склады Всесоюзного Радиокомитета. Это постановление имело целью нейтрализовать воздействие немецкой радиопропаганды на советских людей. При этом велся строгий контроль и учет каждого радиоприемника. В жилых помещениях по-прежнему использовались только репродукторы проводного вещания («тарелки»). Огромное количество проводных радиоточек за кратчайший срок было установлено и в общественных местах городов и поселков страны. Именно их мы хорошо знаем по фотографиям и кинофильмам военного времени.
7 мая 1945 г. наряду с новостями о приближающемся победном завершении войны было объявлено о праздновании 50-летие со дня изобретения радио. С этого времени правительство страны утвердило эту дату как «День радио». Таким образом День Победы стал фактически неотделим от «Дня радио».
Репродуктор-«тарелка» и приемник «СВД-9» из фондов Таганрогского музея-заповедника можно увидеть в экспозиции Народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».
Мартиросова С.Ю. хранитель фонда «Дерево» ТГЛИАМЗ
В собрании Таганрогского музея-заповедника хранятся украшения, выполненные в технике микромозаики или smalti filati. Это колье с подвесками и кулон в виде сердца (кон. XIX - нач. ХХ в.), созданные итальянскими мастерами. Эти предметы поступили в музей в 1987 г. и 2004 г. от жителей г. Таганрога.
Растительно-геометрический орнамент данных украшений кропотливо выложен из мельчайших фрагментов цветной смальты – тессеров. Размер одной тессеры составляет не более 2-3 мм.
Родиной микромозаики считают Италию. Ко второй половине XVI в. относится начало грандиозных мозаичных работ для украшения Собора Святого Петра в Ватикане. В первой половине XVII в. папа Урбан VIII задумал увековечить картины знаменитых мастеров, украшавшие Собор Святого Петра, мозаичными копиями, а преемники его продолжили начатое дело. В 1727 г. была учреждена Мастерская мозаики Ватикана для реставрации и дальнейшего сохранения картин Собора Святого Петра. Первый период существования мастерской под руководством итальянского мозаичиста Пьетро Паоло Кристофари (1685-1743) и римского стекольщика и химика Алессио Маттиоли, заведовавшего выделкой смальты, был самым деятельным.
Традиционная смальта была блестящей, и имела малое количество оттенков. Это не позволяло воссоздать весь колорит живописных полотен, находящихся в соборе.
Селезнев В.И., заведующий фабрикацией эмалей для мозаичного отделения Императорской Академии Художеств, в книге «Изразцы и мозаика» (1896 г.) пишет: «Для разного рода мозаик не всякая смальта одинаково подходит. Пригоднее смальта, бледная отблесками, склонная рассеивать падающий на нее свет, отчего изображение будет ясно и хорошо видимо со всех сторон». Также он отмечает, что «особенность и трудность мозаики состоит в невозможности мешать краски на палитре».
Новым этапом в развитии микромозаики стало изобретение Алессио Маттиоли. Ему удалось изготовить новый тип непрозрачной пасты, называемой «скорцетта» (кора или кожура). Одной из самых удачных характеристик этого нового материала была его непрозрачная матовая поверхность, которая устраняла неприятные световые отражения.
Алессио Маттиоли, экспериментируя с цветной стеклянной пастой, получил необходимый материал для тессер. Мастер создал такую цветовую палитру, которая позволила передать практически любой из оттенков живописных образов. Среди цветов, полученных химическим соединением, особенно выделяется porporino. Это ярко-красный цвет, который решил проблему красных полутонов, особенно необходимых для изображения тела.
Селезнев В.И. отмечает: «В ватиканской кладовой смальты со временем скопилось до 20000 разных цветов и оттенков, после чего постоянная выплавка смальт, с последовавшей приостановкой деятельности мастерской, была прекращена».
Когда реставрационные работы в Базилике Святого Петра были закончены, рабочие Ватиканской школы мозаики, оставшись без работы, стали создавать собственные мастерские и изготавливать сувенирные микромозаичные изделия.
Агалюлина Ю.К. в учебном пособии «Технология изготовления ювелирных изделий. Микромозаика» пишет: «Стремительная коммерциализация римской мозаики привели к появлению в очень короткие сроки большого количества мозаичистов и мозаичных мастерских. Небольшие изделия, такие как шкатулки и украшения с римскими мотивами, было гораздо легче продать, чем более крупные и тяжелые религиозные картины, которые производились почти исключительно мастерской Ватикана».
В XVIII-XIX веках в Италии было создано новое направление в ювелирном искусстве - микромозаика или smalti filati (смальти-филати). Родоначальником этого направления был итальянский художник мозаичист Джакомо Рафаэлли (1753-1836). Он был одним из первых, кто включил частицы микромозаики в ювелирные изделия.
Расплавленная масса «прялась» или вытягивалась с помощью пинцетов в тонкие нити, которые после застывания разрезались на крошечные миллиметровые квадратики, прямоугольники и другие геометрические фигуры. Эти мелкие тессеры вручную соединялись в микромозаику, которая затем прикреплялась на табакерки, броши, серьги и кольца. Прекрасная филигранная работа сохранилась и до наших дней.
Ношение таких украшений стало популярным в период Гранд Тура. Члены богатых европейских семей путешествовали по Европе, узнавали культуру разных стран. Италия была непременным пунктом программы. Туристы с удовольствием приобретали разные мелочи на память об этой удивительной стране. Предметы, украшенные микромозаикой, стали популярным сувениром. Это были драгоценности, гребни, табакерки, шкатулки, пресс-папье, чернильницы, пуговицы.
Выделяют три вида микромозаики: флорентийская, римская и венецианская. Они различаются материалами, техникой и сюжетом работ.
Данные украшения относятся к венецианской микромозаике, которая имеет свои характерные черты. Основная тематика изображений венецианской микромозаики - цветы и орнаменты; при создании изображения используются разнообразные формы кусочков смальты; изображения носят более декоративный характер, в отличие от стремления к реалистичности в римских микромозаиках.
Сегодня микромозаика применяется для создания сложных, уникальных, авторских работ. Чаще всего ее применяют в дизайне женских колец, брошей, браслетов или колье.
Жмайлова А.Г., хранитель музейных предметов коллекции «Ткани»