Война! война!
При сем имени сердце чувствительное содрогнется!
Величайшее зло из всех зол земных!
Зачем воюют и проливают кровь?
Гоняются за славой, за пустой славой.
Самый невыгодный мир лучше
самой выгодной, славной войны»
Николай Тургенев, 1807 г.
Дневник.
1 августа - День памяти погибших в Первой мировой войне - отмечается в России ежегодно с 2013 года. Эта памятная дата была учреждена в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны.
В этот день в 1914 году Германия объявила войну России. В 2024 г. исполняется 110 лет со дня начала этого трагического события, повлекшего за собой миллионы смертей и гибель четырех империй. Мир изменялся! Рухнули все принципы и ориентиры жизни! Начался новый этап в истории человечества.
Первая мировая война 1914-1918 годов – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. За четыре года военных действий на полях сражений погибло более 10 миллионов солдат, было убито около 12 миллионов мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены.
Для России эта война оказалась роковой. Страна была ввергнута в пучину революции и Гражданской войны, разрушивших веками складывавшийся уклад жизни, расколовших все российское общество на два непримиримых враждующих лагеря. Воспринимавшаяся в начале как Великая война, как война «За веру, Царя и Отечество», получившая название «Второй Отечественной войны», после Октябрьской революции стала рассматриваться как империалистическая, а подвиг русских солдат и офицеров усилиями советских пропагандистов был практически забыт!
Сегодня окончательно утрачено определение событий лета 1914 г. как начала новой, второй в истории России Отечественной войны, и нам теперь привычнее название «Первая мировая война». При этом все последовавшие за ней трагические перипетии нашей истории: Гражданская война, становление советской власти и Советского государства, сталинский Великий перелом, репрессии, ужасы нацистской агрессии и Победа в Великой Отечественной войне, расцвет и могущество Советского Союза, развал СССР и становление Новой России, практически полностью затмили собой историю далекого военного конфликта. Это нашло свое отражение и в весьма скудном пополнение музейных коллекций раритетами и артефактами, связанными с событиями Первой мировой войны.
Однако музейные сотрудники, даже вопреки идеологии советского времени, по крупицам собирали все то, что могло оставить и в последствии воскресить в людской памяти события того времени, не дав забыть новым поколениям россиян своих предков, героически сражавшихся и отстаивавших независимость нашей страны.
В фонде фотописьменных источников музея-заповедника хранится несколько десятков музейных предметов, касающихся истории Первой мировой войны: полковые записки, фотографии с театра военных действий, почтовые открытки того времени.
Фотографии. Кавказский фронт. 1915 год. Фотографии были переданы в музей участницей Первой мировой войны таганроженкой Покатиловой Марией Самойловной (1884-1968), служившей фельдшером в военно-полевом госпитале Союза городов на Кавказском фронте.
1. Группа медицинского персонала в Ольте. Вторая справа Покатилова М.С.
2.Штаб корпуса.
3. Пленные турки
4.Похороны доктора Балашевича.
5.Позиционный ишачий транспорт.
6.Вернувшиеся беженцы.
7.Проводка полевого телефона.
8.Осмотр турецкого оружия.
9.Командир корпуса генерал М.А.Пржевальский вручает награды сибирским казакам.
10.Отъезд генерала М.А.Пржевальского
11.Приамурский Красный Крест.
12.Встреча новобранцев.
13.Погибший летчик Кутовой. Единственный самолет на Турецком фронте.
14.Братская могила под Сарыкомышлем.
Из серии открыток «Подписывайтесь на военный заем» Изд.: Управление по делам мелкого кредита, 1916.
1.Открытое письмо. Военный 5 ½ % заем.
Текст на обратной стороне: «Беззаветно своей грудью солдат отражает на фронте вражеский натиск. Примите же и Вы участие в общей борьбе - подпишитесь на военный заем!»
2. Открытое письмо. Подписывайтесь на военный 5 ½ % заем, чем больше денег тем больше снарядов!
Текст на обратной стороне: «Братья и сестры! Помогите нам, солдатам, защищать вас от вражеских полчищ!» Покупайте военный заем!»
3.Открытое письмо. Все для победы! Подписывайтесь на военный 5½ % заем.
Текст на обратной стороне: «Без победы не может быть мира! Наш долг – ускорить победу. Чем больше будет денег - тем больше будет и снарядов! Спешите же купить военный заем».
4. Открытое письмо. Кто подпишется на военный 5½ % займ тот поможет нашим героям уничтожать врагов.
Текст на обратной стороне: «Подпишитесь же на военный заем! Это наиболее легкий долг перед Родиной: Вы только на время ссудите ей Ваши сбережения на выгодных для себя условиях».
5. Открытое письмо. Все для войны! Подписывайтесь на 5½ % военный заем
Текст на обратной стороне: «Каждая облигация займа в 100 рублей – это три выстрела шрапнели. Пусть же Вашими шрапнелями наша армия засыплет сидящих в окопах германцев».
6. Открытое письмо. 5½ % военный заем. Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам.
Текст на обратной стороне: «Враг еще силен – надо увеличить количество снарядов, ружей, пулеметов и пушек. Помогите Государству обеспечить армию всем необходимым. Покупайте военный заем».
7. Открытое письмо. Спешите купить! 5½ % военный заем, чтобы преодолеть все преграды.
Текст на обратной стороне: «Каждый билет военного займа, купленный Вами – это еще один удар по врагу. Приобретайте же билеты займа, наносите удар за ударом вражеским полкам».
8. Открытое письмо. Наши города, села и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия. Помогайте армии в ее великом деле и подписывайтесь на военный 5½ % заем.
Текст на обратной стороне: «Настоящая война - война народная. Военный заем тоже должен быть народным делом и каждый из нас должен принять в нем участие в той мере в какой может.»
9. Открытое письмо. Все должны помогать нашим славным войскам и кто может должен подписаться на 5 ½ % военный заем
Текст на обратной стороне: «Стыдно – тратить деньги на свои прихоти, когда армия требует громадного количества снарядов для защиты Родины! Отнесите же ваши деньги в банк – для обращения их в военный заем.»
Сатирические открытки периода Первой мировой войны.
В коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ хранится скульптурное изображение птицы «Фазан на охоте». Предмет поступил в музей, как дар, в июле 1981 года, от гражданина Подсолихина А.С.
Скульптурная композиция чугунная, литая, внушительных размеров (30 х 70 см) представляет собой фазана на полянке и помещена на деревянный овальный подиум. Детально проработаны оперенье крыльев, хвоста. Крылья птицы подняты, голова её повёрнута вправо и устремлена к траве, в которой узнаваемы листья папоротника и цветы. Своим клювом фазан намеревается схватить улитку, мечтательно ползающую в траве.
Скульптурная композиция выполнена в конце XIX века. Внизу на металле виден оттиск известной фамилии «1862. P.COMOLERA.»
Этот оттиск заставляет обратиться к истории известного в своё время французского скульптора – анималиста Поля Комолера (Paul Comolera, 1818-1897).
Он был учеником Франсуа Рюда (François Rude), знаменитого французского скульптора первой половины XIX века. Среди его известных произведений - рельеф «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза») для Триумфальной арки на площади Звезды в Париже.
Учеником Поля Комолера был Пьер Жюль Муанье (Jules Moigniez) (1835 – 1894) - известный французский скульптор анималист, изображавший птиц в бронзе. Поль Комолера и привил Жюлю любовь к птицам. В помощь начинающему скульптору отец купил литейную мастерскую. Местом экспонирования был Парижский Салон, где Муанье активно выставлял свою скульптуру. Его бронзовые анималистические птицы и охотничьи собаки были популярны в Британии и в США. Особенностью почерка мастера была реалистичность постамента, который органично включал природный план в композиции с животным. Таким образом, имитировалась естественная среда обитания. Высокая детализация, великолепная выделка бронзы определяла успех мастера. В 1894 году скульптор Жюль Муанье, свёл счёты с жизнью, оставив богатое художественное наследие.
Скульптура «Фазан», бронза, литье, чеканка, патинирование;
высота 55 см. Франция, конец XIX века, по модели начала 1860-х годов
Автор модели: Пьер Жюля Муанье (Pier Jules Moigniez, 1835-1894).
Композиция «Золотой фазан».
Изготовлена и отлита по модели известного французского анималиста Пьера Жюля Муанье. Высота 51,5 см.
Модель 1860 г. Отливка начала ХХ в
До сих пор коллекционеры стремятся заполучить скульптуру, на которой стоит клеймо «Муанье от Муанье».
В 1846 году на Парижском Салоне его учитель Поль Комолера, работающий в жанре анималистки, изображая в основном, птиц, дебютировал с работой «Золотой фазан». Самые известные работы автора: «Пробуждение Галлии», «Кричащий Галльский петух». В основном работы отливались в бронзе, но известны и фаянсовые экземпляры. Скульптуры автора продавали на аукционах Sotheby's и Christie's. Каждая работа художника представляет антикварную и коллекционную ценность.
Возвращаясь к скульптурной композиции «Фазан на охоте» из коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ, нужно вспомнить о том, что эта работа выполнена не из бронзы, а из чугуна, а, возможно, даже из крашенного шпиатра (сплав, применявшийся в художественной промышленности XIX — первой трети ХХ вв. качестве заменителя бронзы. Главное отличие шпиатра от бронзы — наличие в сплаве цинка, никеля).
Произведения французских мастеров способствовали распространению бронзовой анималистики в России. Возможно, фазан из коллекции музея-заповедника является копией одной из работ Поля Комолера, выполненной по его модели.
Тем более, что в 2011 г. была опубликована статья Доди Йордана Сембиринг Мелиала о Национальном архиве в Джакарте, в Индонезии, в здании которого находится государственный музей в Джакарте, в котором много важных исторических документов. Здание, бывшее частной резиденцией конца 18 века генерал-губернатора Рейнье де Клерка, является частью культурного наследия Джакарты.
Здание Национального архива в Джакарте. Индонезия.
На одном из фото музейных экспонатов этого музея изображён фазан, аналогичный нашему «Фазану на охоте» с той же улиткой, с той же композицией, с тем же оттиском года и фамилии «1862. P.Сomolerа.» на основании, но отлитого из бронзы.
А, вдруг, это и есть тот самый «Золотой фазан», - дебютная работа Поля Комолера 1846 года ?
Хранитель музейных предметов коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ
Герасименко М.В.
«И когда подходил к концу день Пятидесятницы,
были они все вместе.
И вдруг раздался с неба шум,
как бы от несущегося сильного ветра,
наполнил весь дом, где они находились,
и явились им разделяющиеся языки,
как бы огненные, и почили
по одному на каждом из них»
(Деян. 2:1-3)
Икона Святой Троицы – воплощение символа Православной веры, богословское понимание одного из важнейших праздников нашей Церкви, который посвящен воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов.
Передача троичного догмата художественными средствами берет свое начало еще в древнерусском иконописном искусстве. Икона, которой на Руси определяется сам праздник Святой Троицы, одна – на ней Бог Троица предстает в виде трех Ангелов. При упоминании троичного догмата визуализируется главный его образ – Ветхозаветная «Троица» Андрея Рублева. Но помимо каноничных православных иконописных изображений, существуют и нетривиальные образы Святой Троицы – Новозаветные (имеющие греческое происхождение) на которых Бог Отец изображается в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Такие образы в отечественном иконописном искусстве не столь распространены, так как в русском православии изображения Бога Отца запрещены, они являются не каноничными и противоречащими богословию иконописи: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18). В 43-й главе деяний Большого Московского собора (1666-1667 гг.), которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое обоснование: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении».
Однако, несмотря на запрет, иконы Новозаветной Троицы не только создавались, но и помещались в иконостасы центральных соборов страны, среди них Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
В коллекции «Иконопись» Таганрогского музея-заповедника хранится икона Новозаветной Троицы тип «Сопрестолие» (конец ХIХ в.), на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Сын в виде мужа, восседающего по правую руку от Него; Святой Дух в виде голубя.
Фото 1,2. Икона «Святая Троица» тип «Сопрестолие» в киоте и раме из золотистой фольги с подсвечниками и бумажными цветами, дерево, масло, 71 х 61 см
ТМЧ КП-19713, И-111
Основа такой иконографии – единосущность – учение о том, что сущность в Отце, в Сыне и в Св. Духе одна и та же, а не просто одинаковая. Композиция иконы сложная, аллегоричная, с множеством символов и изречений, построенная по принципу круга, символизирующего совершенство и вечность. Сидящие на фоне облачного неба Христос и Бог Отец облачены, согласно тексту псалма, в яркие хитоны и гиматии (Гима́тий (гиматион) (др.-греч. ἱμάτιον — ткань, накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона).
У Бога Отца Саваофа треугольный нимб над головой, который символизирует полную гармонию и единение. Правая рука Саваофа поднята в благословляющем жесте, левой рукой он придерживает круглую державу и скипетр. Христос в правой руке держит крест – высший символ Божией любви и прощения. Святое Евангелие, которое Христос держит в левой руке, – Благая Весть всему миру.
При создании иконы «Сопрестолие» художник использовал одно из самых выразительных живописных средств – яркую цветовая гамму. Голубой фон символизирует небеса, охра (близкая по спектру к золотому) – божественный свет, алый – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Зеленый цвет олицетворяет вечную жизнь, вечное цветение, это символ Святого Духа природный, живой. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость.
Икона «Сопрестолие» представляет собой сложное и необычное произведение искусства. Такой тип икон не распространен на территории нашей страны, но все же является частью православной культуры и истории.
По легенде из истории появления данного предмета в фондах музея-заповедника, данная икона принадлежала первому историку г. Таганрога – П.П. Филевскому.
Клименко Е.И., хранитель фондовой коллекции «Иконопись»
Последним ароматом чаши —Лишь тенью тени мы живем,
И в страхе думаем о том,
Чем будут жить потомки наши.
Д. Мережковский, 1894 г.
В археологической коллекции Таганрогского музея-заповедника хранится краснолаковая чаша на ножке, происходящая из раскопок 1956 года некрополя Танаиса. Изготовлена она из тонко отмученной глины оранжевого цвета, изнутри и снаружи покрыта оранжево-красным лаком. Тулово украшено рельефными изображениями гирлянд с бантами и фигурами стоящих птиц, скорее всего фламинго. Ножка чаши тонко профилирована. Время производства – I век нашей эры.
Фото 1. Чаша краснолаковая из собрания ТГЛИАМЗ.
Типологически чаша относится к группе столовой керамики римского времени с общепринятым названием «terra sigillata», что переводится как «запечатанная земля» в значении «глина с маленькими отпечатанными изображениями». Как археологический термин terra sigillata относится, главным образом, к определенному типу краснолаковой столовой керамики, украшенной рельефными изображениями. Наибольшую известность получили изделия гончарных мастерских итальянского города Ареццо (аретинская керамика). Центры производства керамики terra sigillata существовали и в восточной части Римской империи на территории Малой Азии. Время распространения керамики этого типа II в. до н.э. – I в.н.э.
Фото 2. Краснолаковая чаша terra sigilata из собрания Государственного Эрмитажа. Номер ГК 35634793
Керамика terra sigillata имеет глянцевую поверхность от бледно-оранжевого до ярко-красного цвета. Стандартные формы и размеры найденных сосудов позволяют говорить о промышленных масштабах производства.
Сосуды открытого вида, декорированные рельефными изображениями, изготавливались при помощи керамических форм, внутренние поверхности которых были украшены штампами из обожженной глины. Сформированная таким образом чаша в процессе высыхания давала усадку и легко извлекалась из формы. Для украшения сосудов закрытого вида иногда использовались техники барботина (тип накладного рельефа) и аппликации.
Фото 3. Форма для изготовления чаши terra sigillata. Фото из открытых источников.
Арретинская посуда, несмотря на свой очень характерный внешний вид, была неотъемлемой частью более широкой картины изящных керамических столовых приборов в греко-римском мире. За столетия до появления итальянской terra sigillata, в III-I вв. до н.э. в городе Мегара (в 42 километрах к западу от Афин), а затем и в других областях Восточного Средиземноморья, производились знаменитые мегарские чаши. Они имели полусферическую форму и тоже изготавливались путём оттиска в керамической или гипсовой форме с награвированным декором. Таким образом, мегарские чаши, а также металлические сосуды с рельефными изображениями были своеобразным источником вдохновения для создателей арретинской керамики.
Фото 4. Мегарская чаша. Фото из открытых источников.
Судя по составу и характеру красного лака, покрывающего чашу из собрания ТГЛИАМЗ, этот сосуд следует отнести к изделиям малоазийских керамических мастерских, но он несомненно является подражанием италийским образцам арретинской керамики. Нет никакого сомнения в том, что форма этих чаш воспроизводит форму металлических сосудов; профилировка ножки нашей чаши особенно ясно это демонстрирует. Ряд аналогий нашей чаше мы находим среди металлических сосудов знаменитого Гильдесгеймского клада (для справки - клад из 69 изделий из серебра (сосудов, тарелок и иных предметов для еды, питья и другого назначения), найденный 17 октября 1868 года в немецком городе Гильдесгейм. Найденные сокровища считаются крупнейшей коллекцией римского серебра, когда-либо найденного за пределами границ Римской империи).
Находки подобных образцов римского керамического импорта в Приазовье очень редки, что увеличивает их культурную ценность для собрания любого музея.
Уникальная возможность увидеть краснолаковую чашу из археологической коллекции ТГЛИАМЗ есть у посетителей выставки «Сыны Эллады на берегах Меотиды» в Историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).
Олих О.Г., хранитель музейных предметов
коллекции «Археологические памятники»
«Победа! Это величайшее счастье для солдата –
сознание того, что ты помог своему народу победить врага,
отстоять свободу Родины, вернуть ей мир.
Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг,
долг тяжкий и благородный,
выше которого нет ничего на земле!»
К. Рокоссовский
Сегодня в день 79-ой годовщины Великой Победы, в рамках Всенародной акции «Бессмертный полк» я хочу рассказать о своем отце – участнике Великой Отечественной войны Бердышеве Борисе Евгеньевиче.
Отец родился в 1909 году в г. Данилов Ярославской области. Был активным комсомольцем, участвовал в строительстве города Комсомольск-на-Амуре, попал в жернова сталинских репрессий, был осужден, и волею судьбы, перед началом войны оказался в Таганроге. Эти годы его жизни отдельная история. Но сейчас о войне…
Отец был артиллеристом, наводчиком орудия 5 батареи 915 ордена Красного Знамени артполка 346-й Дебальцевской стрелковой дивизии, участвовавшей в освобождении Крыма.
Для справки.
«В результате Мелитопольской (26 сентября — 5 ноября 1943 года) и Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 ноября 1943 года) советские войска прорвали укрепления Перекопского вала на Перекопском перешейке, захватили плацдармы на южном берегу Сиваша (Сива́ш, или Гнило́е мо́ре - залив в Крыму, расположенный на севере полуострова. Он отделен от Азовского моря длинной косой, называемой Арабатской стрелкой. Площадь Сиваша составляет около 2500 км². С севера на юг он простирается на 120 км, а с запада на восток — на 160 км) и на Керченском полуострове, но освободить Крым сразу же не удалось — не было достаточно сил. На полуострове продолжала оставаться крупная группировка немецких войск, опиравшаяся на глубоко эшелонированные оборонительные позиции. На Перекопском перешейке и против плацдарма на Сиваше оборона противника состояла из трех, а на Керченском полуострове — из четырёх полос».
За участие в этих боях отец получил свою первую боевую награду. Остались его воспоминания об этих событиях. А благодаря сайту «Память народа», и в первую очередь сотрудникам архивов, оцифровавших миллионы личных документов участников войны, появилась возможность познакомиться и с официальными документами.
Вот строки из его наградного листа. «3 ноября 1943 года рядовой Бердышев вместе со всеми расчетами перетащил на руках в Крым через холодное гнилое море свое орудие. Многократные штурмовые атаки авиации противника не ослабили темпы работы по переброске орудий, т. Бердышев личным проявлением мужества и отваги увлекал остальной расчет на быстрейшую переправу своего орудия. Утомленный тяжелым трудом переправы, прозябший и по грудь в холодной воде, т. Бердышев вместе со своим боевым расчетом тянул на руках орудие дальше по крымской земле в боевые порядки пехоты. 4 ноября 1943 г. противник предпринял 4 ожесточенные контратаки крупными и превосходящими численно во много раз силами пехоты при активной поддержке танков. Стараясь во что бы то ни стало выбить наши части с важного крымского плацдарма, т. Бердышев прямой наводкой геройски громил живую силу и технику врага. Массированный огонь артиллерии и пулеметов не ослабили точность наводки и темпа стрельбы орудия т. Бердышева. т. Бердышев своим орудием только в одном бою уничтожил до 100 солдат, 2 пульточки, одно орудие и подбил один средний танк противника, прорвавшиеся через боевые порядки нашей пехоты. Все контратаки противника были успешно отбиты с большими для него потерями.
За мужество и отвагу проявленную при переправе орудия через Сиваш, за исключительную стойкость и героизм, проявленные при отражении вражеских контратак представляю т. Бердышева к награде присвоению звания Героя Советского Союза. Командир полка подполковник Веревкин. Достоин к награде присвоения звания «Героя Советского Союза» командующий артиллерийской 346 Дебальцевской с. д. полковник Почиталов. 9.XI.43 г.».
Мой папа так и не узнал, что был представлен к высшей награде. Очевидно, на войне такое бывает.
За участие в этой операции лично командующим фронтом отец был награжден орденом Отечественной войны I степени, об этом он написал в своих воспоминаниях. И вот, спустя годы, этот наградной лист на своего деда его внуки нашли на сайте «Память народа».
Закончил войну отец в Пруссии. Кроме ордена Отечественной войны I степени был награжден 2-мя орденами Славы, орденом Красной Звезды, 2-мя медалями За отвагу, и др.
Война своим огненным крылом коснулась почти каждой семьи в нашей стране. Кто-то погиб, кто-то выжил, но это они подарили нам жизнь, и память о них останется в наших сердцах, также как память и благодарность к тем, кто сегодня на передовой защищает будущее России. Наш «Бессмертный полк» - это наша память о войне.
«Память о войне… Ее не сотрешь годами… Она вечна.
И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами.
А значит, жива связь поколений.
А значит жива Россия!!!».
Сидорова И.Б., хранитель музейных предметов
коллекции «Фотописьменные источники»
23 апреля, каждый год, вся планета отмечает Всемирный День книги. Праздник этот пришел к нам из Испании, придумали его еще в 1923 году каталонские книготорговцы. А дата была выбрана потому, что это день памяти великих писателей Вильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса. Постепенно традиция распространилась в других странах.
Праздник был официально утвержден Юнеско в 1996 году.
В этот день можно поздравить не только писателей и поэтов. Но и книжных иллюстраторов, переводчиков, издателей, библиотекарей, продавцов книжных магазинов. Вообще всех, чья жизнь и работа немыслима без книг, то есть и нас — музейщиков. Музейные сотрудники исследуют старинные издания, раскрывая их загадки; ищут в мемуарах информацию, подтверждающую их теории. И сами пишут книги.
В фонде «Редкая книга», в научной библиотеке таганрогского государственного музея-заповедника хранятся десятки тысяч книг — от прижизненных изданий А.П. Чехова до сборников современных таганрогских поэтов, от инкунабул ХVI до новейших справочников по живописи и архитектуре.
А одно из главных сокровищ Таганрогского музея-заповедника - Личная библиотека А.П. Чехова. Наш земляк передал родному городу большую часть своего уникального собрания — около 700 книг. Это книги, которые ему дарили друзья, которые он отыскивал в лавках букинистов и на книжных развалах и, конечно же, очень дорожил ими.
Ценность этого коллекции не только в том, что она принадлежала одному из величайших писателей мира. Она имеет огромное историческое значение. Это своего рода срез «культурного слоя» ХIХ века. Романы и опубликованные отчеты научных экспедиций, труды по медицине и метеорологии, сборники стихов и речей известных адвокатов о громких делах, критические статьи и сказки. Все то, о чем говорили современники Чехова в гостиных, клубах, студенческих аудиториях и детских.
Одни авторы, как и Антон Павлович, творили с подростковых лет, другие начали писать под влиянием обстоятельств. И их книг вполне могло не быть.
Например, князь Василий Алексеевич Долгоруков (1845 — 1912) вряд ли собирался становиться литератором. В 1857 году он был зачислен в Морской кадетский корпус. Здесь, как и в чеховской гимназии, и многих других учебных заведениях того времени был свой рукописный журнал. Будущие моряки составили «Литературный сборник произведений русского юношества с карикатурами 1860-1861 года», в котором участвовал Всеволод. По распоряжению начальства тираж был уничтожен.
Всеволод, имея хорошие способности, учился слабо. В 1863 году не выдержал экзамен на производство в гардемарины. Был направлен в Кронштадт юнкером на корвет с предоставлением права на повторный экзамен. Вскоре подал прошение об увольнении со службы.
Не имея средств к существованию, с 1867 года князь Долгоруков принимал участие в аферах. В 1870 году он был приговорен к лишению особенных прав и преимуществ. Будучи приписанным к мещанскому сословию, продолжал использовать княжеский титул.
В 1877 году Долгорукова привлекли к суду в связи с громким делом Клуба червонных валетов (48 обвиняемых, 56 преступлений). Живя в Москве, он выдавал себя за племянника московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова: заключал сделки, брал займы, выдавал векселя, по которым платить был не в состоянии, выманивал под видом покупки в кредит движимое имущество.
Долгоруков был приговорен к ссылке в Томскую губернию. В Томске состоял частным поверенным при Окружном суде.
Начал печататься в томской, а также московской и петербургской периодике. В 1899 - 1910 годах — редактор ряда газет и журналов: «Дорожник по Сибири и Азиатской России», «Сибирский наблюдатель», «Сибирские отголоски» и др. Автор сборников стихов «Северянин. Восточные сказания» (1908) и «Стихотворения» (1912), пьесы «В водовороте».
В год поездки А.П. Чехова по Сибири В.А. Долгоруков сотрудничал в газете «Сибирский вестник». Он помещал в этом издании стихи, рассказы, очерки. Вел рубрики «Фельетон «Сибирского вестника» и «Литературная беседа». В первой рассматривал события из жизни Российской империи, во второй давал обзор журналов «Вестник Европы», «Русская старина и др. Просматривая центральные издания, Долгоруков имел возможность познакомиться с творчеством А.П. Чехова.
Свои публикации он подписывал псевдонимом «Всеволод Сибирский».
17 января 1890 года на 1-й странице «Сибирского вестника» было помещено объявление о выходе из печати книги «Не от скуки! Стихотворения Всеволода Сибирского». В нее были включены 193 стихотворения. Произведения, входящие в сборник, ранее были опубликованы в периодической печати. Книга была напечатана на простой и на веленевой бумаге. Дорогие экземпляры быстро раскупили.
Знакомый А.П. Чехова И.Я. Шмидт вспоминал: «Пришел к Чехову плотный мужчина большого роста с густыми волосами до плеч и протодиаконским басом. Он поднес А.П., а заодно и мне по тому своих стихотворений и пригласил нас к обеду. <...> Долгоруков жил в большом, богато обставленном особняке. Сервировка стола и обед были изысканны».
24 мая 1890 года Чехов писал Долгорукову: «Почитываю Ваши стихи. У Вас хорошая душа и стихом владеете, но язык недостаточно прост, надо воли себе давать больше». Чехов поручил Долгорукову продать свой тарантас. 21 мая 1892 года Всеволод Алексеевич послал ему 80 рублей и письмо, в котором сообщал: «Книжку Ваших рассказов получил и приношу благодарность за память».
Чехова не могла не заинтересовать судьба столь яркой личности — бывшего аванюриста, который не пропал в сибирской ссылке от безденежья и тоски по родине (о таких случаях писатель рассказывал), а нашел цель в жизни, и не только обеспечил себе комфортную жизнь, но завоевал уважение и признание сограждан. А спасла его любовь к литературе и творчество.
Книга, подаренная Чехову Долгоруковым, поступила в 1895 году в Таганрогскую библиотеку. Запись об этом была сделана 30 ноября библиотекарем А. Норовой.
Сегодня этот сборник можно увидеть в экспозиции Литературного музея А.П. Чехова.
Хочется пожелать всем таганрожцам в День книги: почаще брать в руки книгу, бумажную или электронную. Не только «по работе» или по заданию учителя, а потому, что это интересно. А когда вам что-то интересно — вы по-настоящему живете!
Ежегодно 18 апреля в России и многих странах мира отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест (День всемирного наследия).
Сегодня мы хотим рассказать о редком в архитектурной истории Таганрога примере восстановления практически полностью утраченного объекта – Никольского храма.
Случай почти уникальный, ведь храмовая застройка нашего города была уничтожена в 1930–1940-е гг. без возможности восстановления, поскольку на месте церквей образовалась плотная капитальная застройка.
Но сначала немного истории. Деревянная церковь Св. Николая, небесного покровителя моряков, была возведена в 1778 г. Согласно легенде, участок, на котором строился храм, выбрали там, где при первом посещении Петром мыса Таган-Рог располагалась его походная палатка (1696 г.). Стены деревянного храма выполнили из корпусов отслуживших свою службу кораблей.
Долгое время церковь оставалась деревянной; лишь в 1845 г. к ней пристроили кирпичную колокольню. Спустя десять лет, в годы Крымской войны, храм значительно пострадал: несмотря на то, что осаждавшие город англо-французы утверждали, что артиллеристы стремились избегать попадания в церкви, практически все храмы в центре города были подвергнуты «сопутствующему ущербу». Нижние ярусы Никольской церкви до сих пор «украшены» английскими и французскими ядрами.
В 1860-е гг. храм потребовал расширения и ремонта. Архитектор Трусов составил проект нового декоративного фасада и расширения придела во имя Св. Параскевы. Вид обновленной церкви, украшенной наружными росписями, запечатлен на одной из фотографий из фондов музея.
Во время ВОВ деревянная часть церкви сгорела, а в 1957 г. взорвали верхние ярусы колокольни. С 1960-х гг. здание храма использовали как спортзал общества «Буревестник»; прилегающая территория служила для размещения автоколонны, позднее в храме находился склад рыбного кооператива.
К концу 1980-х гг., когда приняли решение о восстановлении храма, основной объем церкви был полностью утрачен, от колокольни сохранилось только основание. Дореволюционные проекты и фотографии послужили основой для масштабных работ, в ходе которых храм фактически воссоздали заново. С 1989 г. в освященной церкви возобновились богослужения.
В этом мире
пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.
Чарлз Диккенс
Продолжаем наше знакомство с коллекциями Таганрогского музея-заповедника повествованием о нагрудных отличительных и поощрительных знаках Российской империи для людей, выбравших в своей жизни служение обществу, «дела благие».
С 2005 г. в России существует праздник ДЕНЬ МЕЦЕНАТА И БЛАГОТВОРИТЕЛЯ. Он не является государственным, и возник благодаря общественной инициативе. Дата праздника имеет символическое значение, 13 апреля - день рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената в 70 году до нашей эры. Он поддерживал поэтов и деятелей культуры, проявлял себя миротворцем, его имя стало нарицательным.
Напомним, что Россия имеет большой исторический опыт благотворительности и меценатства. Первые больницы при монастырях, дома призрения* для сирот и беспризорников во времена правления Фёдора III Алексеевича Романова, приюты и больницы Петра Великого, воспитательные дома Екатерины II и «работные дома», где предоставлялись пища и кров страждущим в обмен на их труд. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, племянник Николая I, вошел в историю как известный меценат и благотворитель: в 30-е гг. ХIХ в. создал новое юридическое училище, вкладывая свои деньги, открыл больницу для бедных и лучшую в Европе детскую больницу, приют для сирот. Его сын Александр Петрович Ольденбургский, приобрел за свой счет участок земли на Аптекарском острове, где был создан Институт экспериментальной медицины.
В конце века набрали популярность вклады меценатов в развитие культуры и искусства. Морозовы, Строгановы, Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин и Демидовы: их фамилии навсегда вошли в историю. Благодаря им русская культура расцвела на рубеже XIX и XX веков.
В начале 60-х годов ХХ в. в книге поступлений Таганрогского музея был зарегистрирован нагрудный именной знак с вензелем "М", обрамленным лентой голубой эмали, на которой золотыми буквами выполнена надпись: "И ВЫ ЖИВИ БУДЕТЕ", в верхней части знака – корона Российской империи, изготовлен из серебра.
Надпись является цитатой из Библии (Евангелие от Иоанна). В переводе на русский язык: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам. Еще недолго, и уже мир Меня не видит; но вы видите Меня, потому что Я живу, и вы жить будете. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».
Знак был утвержден 14 августа 1894 г. и предназначался для попечителей и попечительниц приютов, их помощников и помощниц, директоров детских приютов, почетных членов советов и попечительств.
Вензель «М» указывает на принадлежность знака к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны существовавшему с 1797 до 1917 г. как государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи. С именем императрицы Марии Федоровны (1759-1828), супруги Павла I, связано становление благотворительности как системы, включающей три направления: народное просвещение, социальное обеспечение и здравоохранение. Главное направление деятельности Ведомства — воспитание социально незащищенных слоев населения в заведениях закрытого призрения*: сиротских и воспитательных домах. На оборотной стороне знака гравировкой выполнена надпись: «М.М. Андреев-Туркин».
Михаил Михайлович Андреев-Туркин (1868-1944) - историческая личность города Таганрога, его имя и деятельность хорошо известны профессиональным историкам, музейным работникам, любителям истории. Он создавал музейное и архивное дело в Таганроге, был попечителем городского хирургического лазарета (1919 г.), секретарем Таганрогского общества вспомоществования недостаточным учащимся начальных училищ, председателем «Общества призрения* неимущих и помощи нуждающимся», возглавлял комиссии по сбору средств на устройство «Туберкулезной лиги» и постройки городской больницы, организовывал пансионаты и лазареты на Дону.
О семье благотворителей Ольденбургских и благотворителях города Таганрога напоминает еще один предмет в коллекции Таганрогского музея-заповедника: именной жетон за пожертвования в пользу Общины Святой Евгении. Община получила имя небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845–1925), внучки Николая I, главы Комитета попечения и попечительницы Общины. Это благотворительное общество было создано Санкт-Петербургским Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста и действовало с 1893 по 1918 год.
Жетон имеет фигурную форму, декорирован растительными завитками, в центральной части наложен крест красной эмали – эмблема общества Красного креста, над которым полукругом надпись: «Община Святой Евгении», в нижней части гравировкой выполнена надпись: «К.Р. Добровольская» - инициалы и фамилия лица, получившего серебряный поощрительный жетон за денежные вклады.
Клеопатра Романовна Добровольская (ок. 1836 – 1912), жена Матвея Осиповича Добровольского, купца 2-й гильдии, который держал в Таганроге пивоваренный, мыловаренный и свечной заводы, а также занимался общественной деятельностью: был почетным мировым судьей, членом Таганрогского коммерческого суда, гласным* Таганрогской городской Думы, членом комитета таганрогских мореходных классов.
На оборотной стороне, под короной, сложный вензель из букв «Е», «М» принцессы Ольденбургской.
Традиции благотворительности продолжил сын Клеопатры Романовны, Добровольский Петр Матвеевич, член совета Таганрогского благотворительного братства при Успенском соборе, один из инициаторов постройки церкви на Мясницкой площади (1893 г.), устроитель церкви в архиерейском доме, член городской санитарной комиссии, член попечительного совета (и казначей) таганрогской Мариинской женской гимназии, член правления общества вспомоществования бедным воспитанникам и воспитанницам таганрогских гимназий, член комитета общества пособия бедным ученикам и ученицам таганрогских городских начальных училищ.
Человек, который не жалеет сил и времени на то, чтобы помочь другим, достоин уважения. Такие люди проявляют свои положительные черты характера, помогая бездомным, сиротам или тем, кто находится в плохом финансовом положении, причем помощь не всегда выражается в материальной поддержке. Благотворительность привлекает все больше простых людей, благотворитель будущего - не только и не столько человек состоятельный.
Большое число научных исследований утверждают, что люди по своей природе альтруистичны, ими движет желание помочь другим. Экономисты называют это «теплотой альтруизма». День мецената и благотворителя напоминает человечеству о необходимости милосердия и бескорыстных поступков. У этого праздника есть неформальное название – «День Спасибо». В этот день всем таганрожцам, любящим родной город, гордящимся его историей, пополняющим коллекции Таганрогского музея-заповедника дарами уникальных предметов, скажем: «СПАСИБО!».
Примечания
Дома призрения*, Общество призрения* – «призрение» имеет смысловое значение: благосклонное внимание, покровительство, присмотр, забота, попечение
Гласный* Думы — член собрания с решающим голосом в Российской империи
Хранитель музейных предметов ТГЛИАМЗ Разуваева С.Н.
«От волос твоих прекрасных просто глаз не отвести.
И касаньем нежным гладит ветер локоны твои".
Изменение причёски немаловажная и приятная часть жизни человека. Щипцы – приспособление для укладки волос подарили радикальное преображение внешности. Прямые волосы стало возможным завивать, кудрявые разглаживать.
В коллекции «Металл» Таганрогского музея-заповедника есть несколько экземпляров щипцов для завивки волос, которыми пользовались женщины 100 лет назад, в начале ХХ в.
Этот несложный в конструкции прибор прошёл долгий путь от металлического гвоздя до электрических щипцов с титаново-турмалиновым покрытием и безопасными ручками.
![]() |
Завитки и локоны люди делали издавна. За несколько тысячелетий до нашей эры завитые бороды и волосы появились у ассирийцев. Похожие причёски создавали древние египтяне, которые использовали деревянные палочки. Они накручивали прядь на палочку, а затем наносили влажную грязь, когда она высыхала, стряхивали её и аккуратно вынимали палочку |
Настоящий бум на локоны был в античной Греции. Их делали женщины и мужчины всех сословий. У зажиточных граждан были обученные рабы (каламистры), которые для создания завитков причёски использовали металлический стержень — каламис (раскалённый на открытом огне бронзовый, железный, или даже золотой стержень), который нагревали на жаровне с углём.
|
![]() |
![]() |
С приходом культуры христианства вопросы внешнего вида отошли на второй план. Волосы, прямые и кудрявые, прятали под головные уборы. После скромного средневековья наступает Возрождение XVI - XVII вв. с культом всего прекрасного. Причёски в виде башен, кораблей, корзин с фруктами украшали головы женщин к концу XVIII в. Модницы и модники использовали папильотки, накручивая волосы на бумагу, ленты, деревянные, фарфоровые и костяные палочки. Чтобы эффект держался дольше, их нагревали, а кудри смачивали сахарной водой или пивом. (Папильотка (фр. papillote) - небольшой жгут ткани или бумаги, на который накручивали прядь волос для их завивки). |
![]() |
![]() |
Щипцы Марселя Грато
Раскалённые металлические палочки были значительно удобнее в работе. Марсель Грато использовал их как для завивки локонов, так и для их распрямления, медленно проводя по пряди раскалённым металлом. Позже меняется взгляд на выпрямление волос – появляется прибор, напоминающий расчёску с металлическими зубчиками. Он помещается в нагревательное устройство, а затем волосы медленно расчесываются, постепенно теряя свои природные волны. В 1906 г. он был запатентован как первый в мире утюжок для волос, и с этого момента история плойки и утюжка расходится, и каждый инструмент идёт по своему пути.
Иллюстрация из журнала Fashionable Hair Dressing, 1894 год
Марсель Грато за завивкой волос щипцами
Имя Марселя Грато связано именно с плойками. Благодаря Грато, щипцы получили имя «марсель», и появилось название «марсельская волна» — причёска, которую делали горячие щипцы, и которая вошла в историю, как одна из знаковых укладок своего времени и парикмахерского искусства в целом. Несколько зажимов щипцами одной пряди по всей длине давали знаменитую «марсельскую волну».
Завивка волос в 20-е годы
Щипцы для завивки волос кон. XIX – нач. ХХ вв. из коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ.
ТКМ КП-4438/1
ТМЧ КП-19593/3
ТКМ КП-7858/2
ТЛИАМЗ КП-11171/2
ТЛИАМЗ ОКП-11171/1
Более полувека использовали подобный способ горячей завивки волос. В 1959 г. были запатентованы первые электрические щипцы, которые позволили завивать волосы каждой женщине дома, лишь включив прибор в розетку. На этом история развития плоек не заканчивается, а форма их только совершенствуется.
В 1980 г. появились щипцы на пружинке, которые плотно захватывали локон. Они стали очень популярны, когда в моду вошли начёсы и мелкие кудри. Щипцы для завивки в 1980-е гг. имели дома большинство женщин, которые не подвергали свои волосы химической завивке.
Металл, который использовали в приборах для укладки, постепенно уступил место керамике или турмалиновому покрытию, которые более бережны к волосам. Современные щипцы используют инфракрасное излучение, разогревающее волосы изнутри, позволяя воздействие менее продолжительного времени. В настоящее время выпускают щипцы с множеством насадок, позволяя женщине менять образы, бесконечно экспериментируя с внешностью.
Щипцы для завивки, однажды появившись, благодаря выдумщику Марселю Грато, претерпев изменения материала, формы, как и прочие изобретения индустрии красоты, выполняют свои прямые обязанности с минимальным риском для здоровья волос, даря красоту и радость.
Хранитель коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ Герасименко М.В.
«Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная, никому не подвластная! <…>»
«Монолог женщины»
Роберт Рождественский (1932-1994 гг.)
советский и российский поэт,
переводчик, автор песен
Женские образы в изобразительном искусстве принадлежат к вечным темам, свойственным всем эпохам, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток и свои специфические черты на идеал женщины. Советская эпоха – не исключение, в это время произошло осмысление роли человека в государстве, изменилась гендерная политика и для женщин настала новая пора, где они наравне с мужчинами стали участвовать в строительстве будущего. И на смену нежным, утонченным и изысканным пришли новые героини – сильные и волевые со стальным характером, взращенные и воспитанные новым временем. Женщина уже не просто жена и мать, она революционерка, партизанка, врач, строитель, спортсменка, ее можно встретить и на заводе, и в поле, и в лаборатории, и преподающей на лекции.
Прекрасная галерея женских живописных портретов советского времени хранится в фондах Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, и среди них особое место занимают женские образы несомненно потрясающего художника своего времени – Эдуарда Антоновича Эдельмана (1904-1981 гг.)
Фото 1. Портрет девочки, холст, масло, 48 х 70 см
ТЛИАМЗ КП-11317, Ж-579
Фото 2. Портрет «Виолончелистка», холст, масло, 60,5 х 80,5 см
ТКМ КП-8777, Ж-592
Портрет «Медсестра», холст, масло, 47 х 60 см
ТКМ КП-8776, Ж-591
Широк диапазон творчества живописца – будь то пейзаж, натюрморт, жанровая композиция или же портрет современника. Всем его произведениям присуще отражение богатства жизненного многообразия и эмоциональность языка выражения. Эдуард Антонович мастерски владел живописными материалами, использовал сочные звучные цвета, господствующие над всем остальным на его полотнах. Фиксируя внимание зрителя на существенном, главном в композиции, он не боялся столкновения локальных насыщенных цветов.
В своих женских образах художник отражал внутренний мир, эмоции, характер и историю. Эдуард Антонович стремился передать не только внешнюю красоту, но и внутреннюю глубину и душевную составляющую. Данные женские образы не замыкаются в одном эталоне, но моменты общности все же проявляются в этих портретах в композиционных и живописных приемах. Выразительные глаза, улыбка или грустный взгляд – все это помогало художнику передать эмоциональное состояние и создать связь между зрителем и изображенной на портрете женщиной. Живописец старался передать новый образ женщин более приближенно к бытовой реальности, передать их силу и материнскую нежность одновременно.
Портрет «Клава», холст, масло, 47 х 57 см
ТЛМ КП-1813, Ж-95
Портрет «Женщина в халате», холст, масло, 60 х 80 см
ТЛМ КП-1818, Ж-100
Композиция «В электричке», холст, масло, 49 х 55,3 см
ТЛИАМЗ КП-11312, Ж-576
Своеобразие женских портретов живописца, некая недосказанность, позволяет зрителю строить собственные предположения по поводу их характера или судьбы. Эдуард Антонович писал женщин разных поколений, профессий, национальностей, и все же их всех объединяли социальные достижения, творческий труд и женская доля. Их судьбы вплетены в историю страны, но несмотря на веяния эпохи, художнику удалось передать вечное – женственность, обаяние материнства, душевную щедрость – основу семейного очага.
Клименко Е.И.,хранитель фондовой коллекции «Живопись»