Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины - все умирают.
А. Швейк
В ноябре 2022 г. исполнилось ровно 45 лет как начала свою работу экспозиция одного из мемориальных музеев Таганрогского музея-заповедника – «Лавка Чеховых». Казалось, за эти годы сотрудники музея и любители истории нашего города изучили всё, что связано с периодом пребывания семьи великого писателя в этом доме. Но История скрытна, недоверчива, открывается не всем и не сразу. И от этого она становится интереснее и привлекательнее.
Все печатные и электронные источники дают нам информацию о том, что Мемориальный музей «Лавка Чеховых» расположен в доме постройки 40-х годов XIX века на улице Александровская, 100, который принадлежал таганрогскому купцу И. Моисееву. С 1869 по 1874 годы он был арендован семьей Чеховых. Но в 2021 г., благодаря кропотливой работе искусствоведа, историка архитектуры Таганрога, заведующей музея «Градостроительство и быт г. Таганрога» М.Е. Григорян, стало известно, что изначально дом был построен другим купцом – Федором Петровичем Иордановым, а затем продан купцу Моисееву.
Сами собой складываются строчки в духе известного поэтического шедевра английской литературы в переводе С.Я. Маршака:
«Вот дом, который построил купец Иорданов,
Который продал купцу Моисееву,
Который сдал в аренду купцу Чехову,
В котором теперь расположен музей…»
Иорданов Федор Петрович (ок. 1807 – 1872), грек, купец 3-й гильдии, проживал в Таганроге с 1820-х гг., торговал в городе бакалейным товаром и держал две макаронные фабрики; член комиссии по устройству Таганрогского порта, с 1865 года член акционерного общества по строительству здания городского театра; владел в Таганроге домами на Петровской ул., № 8 (ныне - 46), № 24 во 2-м квартале и № 73 в 140-м квартале, и на Греческой ул., № 34 (ныне - 46).
От него пошло начало рода таганрогских Иордановых, которые внесли неоспоримый вклад в развитие нашего города и навсегда остались в его истории.
Самый яркий представитель династии Иорданов Павел Федорович, 1858 г. рождения, сын Федора Петровича и Ольги Павловны Иордановых. В 1877 году окончил таганрогскую гимназию, в 1882 году медицинский факультет Харьковского университета; таганрогский санитарный врач, директор Николаевского детского приюта (1880–1900-е гг.), гласный Таганрогской городской Думы, член Таганрогской городской Управы (1890–1900-е гг.), таганрогский Городской голова (1905–1909 гг.), затем в 1910-е гг. тайный советник, сенатор, министр, член Государственного Совета по торговле и промышленности, член партии «Союз 17 октября» («октябристы)».
При таком богатом послужном списке, роль и значение П.Ф. Иорданова для Таганрога более чем весомы: в 1880-х гг. член водопроводной комиссии, член попечительного совета Таганрогской Мариинской женской гимназии; в 1890-х гг. член комиссии по заведованию городским садом, почетный мировой судья Таганрогского судебно-мирового округа, член распорядительного комитета Таганрогского общества призрения неимущих, вице-президент общества таганрогских врачей, председатель городского попечительства детских приютов, член городского распорядительного комитета по квартирному довольствию войск и другим расходам; заведующий городской библиотекой, заведующий первым участком при проведении первой Всероссийской переписи населения (1897 г.), попечитель Алексеевского детского приюта, инициатор и активный участник открытия Таганрогского общества потребителей, установки памятника Петру I, открытия городской аптеки и городского музея, строительства здания городской библиотеки. И конечно же, одноклассник А.П. Чехова.
Переписка и этих двух достойных сынов нашего города по вопросам благоустройства и развития Таганрога и другие материалы бережно хранятся в фондах музея-заповедника. Есть в наших фондах и предметы, хранящие память об этой уникальной семье.
Фамилия семьи Иордановых звучит в залах музея во время экскурсии. Сотрудники обращают внимание посетителей на красавец-буфет из наследия семьи П.Ф. Иорданова в экспозиции столовой «Лавки Чеховых». Констатация этого факта стала безусловной истиной с лёгкой руки научного сотрудника музея, написавшей эту информацию в Паспорте музейного предмета от 17 июня 1984 года. А так ли это?
Музеи – кладовые нашей памяти о прошлом. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат является носителем информации, отражающий историко-культурный процесс. В 1970-е годы, работая над созданием нового музея «Лавка Чеховых», сотрудники активно общались с жителями города по вопросам дарения и приобретения предметов, характеризующих быт и обстановку в домах нашего города во II-й половине XIX столетия. По Акту № 135 от 8 июля 1975 года у Данилиной Е.И., проживающей по адресу ул. III Интернационала, 64 (ныне ул. Греческая), музей приобрел 2 предмета: буфет резной старинный и кресло Пантелея Федоровича Иорданова. Далее в тексте легенды Акта поступления указано: «…предметы быта II-й половины XIX века принадлежат уроженке Таганрога Елизавете Ивановне Данилиной. Наибольшую ценность представляет собой кресло из дома Иордановых. Принадлежало оно пятому сыну Федора Петровича Иорданова – Пантелею Федоровичу Иорданову.
П.Ф. Иорданов (1862-1907) окончил Харьковский университет, юридический факультет. Был адвокат. Работал присяжным поверенным в Министерстве Юстиции. Умер в Пятигорске. Его жена – Мария Михайловна Даниель (1868 - 12.12.1942). Вещи перешли в собственность её сестре Е.И. Добарской. Одно из кресел Добарская подарила Е.И. Данилиной, у которой оно хранилось до настоящего времени».
Что написано пером – не вырубить топором! Теперь всё встало на свои места: буфет – предмет мебели II-й половины XIX века, а кресло, которое хранится в фондах музея – из личных вещей Пантелея Федоровича Иорданова. Кстати, похоронен П.Ф. Иорданов на Старом кладбище на семейном участке Иордановых.
Захоронение на Старом кладбище
Р.S. Дом, в котором проживала Е.И Данилина, принадлежал Николаю Афанасьевичу Перестиани (1838 - 1899), выходцу из купеческой семьи, мировому судье, члену аристократического общества Таганрога и т.д. Может буфет принадлежал семье Перестиани? Но это уже другая история…
Мартиросова С.Ю. хранитель фонда «Дерево» ТГЛИАМЗ
«Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою
за други своя»
Евангелие от Иоанна
Одним из самых важных дел в жизни человека была и остается защита Отечества. И сегодня это для нашего народа стало актуальным как никогда. Прошедшая в России частичная мобилизация на защиту интересов нашей страны увеличила число россиян, исполняющих свой гражданский долг в вооруженных силах РФ. Наши воины стойко сражаются с поднявшей голову идеологией фашизма. В этой борьбе им помогает общая поддержка, и конечно наша Вера!
Для того чтобы укрепить боевой дух воинов, оградить страну от врагов внешних и внутренних, получить небесное покровительство и заступничество, верующие обращаются к Богу с разными молитвами. В православии существуют святые, почитаемые как покровители воинов. Имя святого мученика Иоанна Воина также стоит в этом священном ряду.
На Руси имя святого мученика Иоанна Воина известно с давних пор. Он почитается как защитник обиженных, страждущих и покровитель воинов. По молитвам святого также обличаются воры и находятся украденные и утерянные вещи. Во времена крепостного права многие люди веровали в то, что если обратиться к Святому через молебен, то он сможет помочь отыскать вора вместе со всем награбленным или задержать беглого холопа. Утверждают, что этого Святца на Руси в истину боялись все воры, и, если на кого-то упало подозрение в краже, то от страха пред Святым воры порой сами признавались в содеянном.
Иоанн Воин служил римскому императору Юлиану Отступнику. Было это в середине IV века. По приказу правителя, он вместе с другими воинами преследовал христиан. Правда, когда дело доходило до расправы, Иоанн верующих оставлял живыми, открывал тюрьмы, отпускал людей на свободу. Иоанн сочувствовал не только христианам, но и бедным римлянам. Он помогал нищим, больным и старикам, старался утешить скорбящих. Вскоре о настоящей деятельности Иоанна стало известно самому императору. Какое-то время Иоанн находился в тюрьме, ожидая казни. Император так и не успел казнить святого. После гибели Юлиана Отступника в битве с персами, Святого освободили из-под стражи. Мученик прожил долгую и счастливую жизнь. Он стал христианином, продолжал помогать бедным. Умер в глубокой старости. Был погребен в Константинополе, в месте, называемом Пандекта, где хоронили странников.
Во многих местах нашего Отечества строились храмы во имя мученика Иоанна Воина. В XVII веке в Москве также был храм его имени. Этот храм, расположенный на низком берегу реки Москвы, заливало водой во время половодья. В 1709 году по приказу Петра I началось строительство нового храма во имя мученика Иоанна Воина. Новый храм, построенный на возвышенном месте, был освящен в 1713 году. Он находился на Большой Якиманке и в то время был третьим высотным строением в Москве (после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни). Ныне церковь святого мученика Иоанна Воина — один из прекраснейших храмов Москвы, в нем находится чтимая икона Святого мученика (см. Фото 1).
Фото 1. Храм Иоанна воина в Москве на Якиманке.
В Фондах Таганрогского музея-заповедника хранятся две иконы с образом Святого мученика Иоанна Воина. Одна пришла к нам из семьи известного таганрожца, историка-краеведа, преподавателя Таганрогской Мариинской гимназии П.П. Филевского (Фото 2). Известно, что родился «первый историк Таганрога» в городе Бахмуте (Артемовске), за освобождение которого прямо сейчас идут ожесточенные бои. Вторая поступила в фонды в начале 90-х гг. прошлого века (Фото 3).
Фото 2. Икона "Св. муч. Иоанн Воин".
Дерево, масло Размер: 30х20
Фото 3. Икона "Святой муч. Иоанн Воин".
Дерево, масло Размер: 23,5х17,5
Обе небольшие по размеру иконы написаны в традициях восточнохристианской иконографии и датируются началом ХХ столетия. Подобно другим воинам-мученикам, Иоанн Воин изображается на них в патрицианских одеждах или в доспехах (латах). Воин предстает перед нами мужчиной средних лет с короткими (волнистыми) русыми волосами, с высоким лбом и небольшой бородой, иногда слегка раздваивающейся на конце. В левой руке он держит копье, как и подобает воину Христову. Правая десница прижата к груди.
Отличительной чертой иконографии Иоанна Воина является наличие в верхней части композиции образа Спасителя (на одной из наших икон лик присутствует – Фото 2). Также мы видим изображение шлема и шита за спиной Святого. Такой вид иконографии Иоанна Воина был характерен для иконописцев XVII-XVIII вв. В это же время была заложена традиция изображения образа Иоанна Воина в сочетании с образами других святых. Подобные произведения, среди которых много икон небольшого размера, предназначались чаще всего для домашней молитвы.
Начиная с XIX в. образ святого мученика почитали не только как защитника от воров, но и как покровителя воинов и ходатая за умерших, так образ святого входил в состав убранства московской часовни-памятника героям Плевны, сооруженной в 1887 г.
Мужчине, который идёт служить, можно дать иконку с изображением святого мученика Иоанна Воина — защитника всех военных. Молитва будет оберегать воина, защитит от бед и врагов, даст надежду и веру в победу.
Зеленская Т.В. главный хранитель фондов ТГЛИАМЗ
Удивительно, как быстро предметы, недавно бывшие в постоянном употреблении, становятся редкостью! Уходят поколения людей, а вместе с ними исчезает и знание о предметах, сопровождавших их жизнь. В фондах Таганрогского Музея-заповедника подобных предметов немало. Один из таких «таинственных» экспонатов находится в коллекции керамики.
Это «сторож для молока», или «молокосторож». Он представляет собой керамический диск диаметром 8 сантиметров. С одной стороны его имеется спиральный желобок, у края сквозное отверстие. Назначение приспособления – предохранять молоко от «убегания» при кипячении. Этот простой, но полезный предмет очень любили советские хозяйки, которым часто приходилось стоять у плиты, следя за тем, чтобы молоко не убежало.
При нагревании, как всем известно, молоко образует пузырьки. Пузырьки не могут пробить образующуюся на поверхности пленку, поэтому они накапливаются в молоке, «надувая» его воздухом. К моменту закипания пузырьков становится так много, что они поднимают молоко, и… готовьтесь отмывать плиту! Как же борется с такой ситуацией «сторож»?
Приспособление кладут рабочей поверхностью на дно кастрюли, сверху наливают молоко. Выделяющиеся при нагревании пузырьки собираются в спиральном желобке в большой воздушный пузырь, который выходит через отверстие. Он достаточно большой, чтобы прорваться вверх наружу, пробив пленку на поверхности молока. Молоко бурлит только в центре кастрюли. Кроме этого, предмет еще и «сигнализирует» о том, что молоко закипело: пузырьки приподнимают его, и он стучит о дно кастрюли, сообщая, что молоко пора снимать с плиты.
«Молокосторож» был изобретен советским инженером И.Ф.Иванковицером в 1923 году. В 1929 году на него был получен патент. Есть версия того, почему инженер взялся за изобретение этого полезного приспособления. Якобы, жена его любила готовить, но была рассеянной хозяйкой, и у нее часто убегало молоко. Мужу это надоело, и он начал искать способ, как помочь жене. В результате долгих поисков решения он пришел к «молочному сторожу». И этот полезный предмет поселился на тысячах кухонь, облегчая труд хозяек.
Чаще всего в обыденной жизни встречались «сторожа» металлические, штампованные. Их производили на Коломенском теплостроительном заводе. Кстати основной продукцией завода были мощнейшие агрегаты для подводных лодок и тягачей-тепловозов.
«Молочный сторож» из фондовой коллекции ТГЛИАМЗ можно встретить гораздо реже Этот экземпляр был изготовлен на заводе «Пролетарий», о чем говорит рельефная надпись на верхней части изделия. Там же, заботясь о том, чтобы приспособление использовалось правильно, изготовители нанесли надпись: «Ставить спиралью вниз». Производили «сторожа» и из прессованного стекла.
В наше время мало кто покупает разливное молоко, и такой общеупотребительный когда-то предмет вышел из употребления. Но и сейчас на кухнях у некоторых хозяек сохранились «молочные сторожа», керамические, или металлические. И, как ни невероятно это звучит, в процессе подготовки этого материала один из друзей музея принес нам в подарок металлический «молокосторож»!
Романенко М.А. хранитель коллекции «Керамика»
«Я глубоко верю, что красивая обстановка
может оказывать благоприятное влияние
на нашу жизнь».
Альберт Хэдли (1920-2012)
американский дизайнер интерьеров, декоратор
Продолжая тему предыдущей заметки о 210-й годовщине Отечественной войны 1812 года, нельзя оставить без внимания ещё одну группу предметов, связанных с памятными событиями наполеоновского времени, - мебельный гарнитур «Наполеон и Жозефина» из фондовой коллекции «Дерево».
Мебель была приобретена Таганрогским краеведческим музеем в феврале 1972 года у Ковалевой Акулины Романовны и Ступаковой Ольги Демьяновны, проживающих по адресу пер. Исполкомовский (Итальянский), дом 34. В Книге поступлений записано: «Гостиный гарнитур начала ХХ века, украшенный бронзой и фарфоровыми медальонами. Состоит из четырех стульев, двух кресел, двухместного диванчика и четырехугольного столика. Ножки и спинки стульев, дивана, кресел украшены бронзовыми львиными лапами, розетками с лепестковым орнаментом. На спинках стульев медальоны с жанровой росписью. На креслах и диванчике медальоны с портретной росписью («Наполеон и Жозефина»)».
В коллекционной описи и других учётных списках он числится под названием: «Гостиный гарнитур «Наполеон и Жозефина», Россия, 1912 год. Музейщики предполагают, что мебель была изготовлена к 100-летию Отечественной войны 1812 года.
Мебель, как известно, занимает ведущее место в жизни человека из огромного количества предметов и вещей, которыми он пользуется. Форма мебели, ее окраска и отделка отражают специфические национальные черты, территориальные и географические особенности и, конечно же, влияние эпохи. Представители каждой эпохи имели собственное представление о предметах мебели. Порой она рассматривалась в качестве необходимых и функциональных предметов помещения, а порой ценилась за свою красоту и вычурность форм, а функциональному значению уделялось минимум внимания. История архитектуры имеет немало примеров, когда мебель являлась единым целым с архитектурным ансамблем. Качество и форма ее отражали культурный уровень определённого времени. Она способствовала делению общества на социальные классы.
Гарнитур «Наполеон и Жозефина» был изготовлен, скорее всего, под заказ, в стиле неоампир. Стиль ампир (с франц. «имперский стиль») возник во Франции в период правления Наполеона Бонапарта (1804-1814) – это демонстрация превосходства, торжества славы, военной мощи.
Неоампир - перевоплощение ампирной парадности, подходящей для оформления основных самых посещаемых центральных помещений квартиры или дома – гостиных. Именно этот стиль способен придать главной комнате жилища неотразимый оттенок респектабельности, отразить положение в обществе владельца дома.
Вероятно, именно по этой причине, гарнитур был изготовлен в стиле неоампир, а не в господствующем и уже достаточно утвердившем себя в это период времени изящном, романтичном и «цветущем» модерне.
За 50 лет хранения в Таганрогском музее гарнитур «Наполеон и Жозефина» неоднократно демонстрировался на выставках и в залах экспозиций. Однако полностью, то есть все десять предметов, никогда не выставлялись. Имелись утраты бронзовых накладок и медальонов.
На реставрационном совете музея-заповедника было принято решение включить гарнитур «Наполеон и Жозефина» в список предметов для новой экспозиции Краеведческого музея. «Золотыми» руками художника-реставратора были восстановлены бронзовые накладки и все медальоны с сюжетами на пасторальную тему. Гарнитур подготовлен для экспонирования.
Надеемся, что уже в ближайшее время уважаемые гости и многочисленные посетители нашего музея-заповедника увидят этот гарнитур в залах отреставрированного Дворца Алфераки.
Мартиросова С.Ю. хранитель фонда «Дерево» ТГЛИАМЗ
«Новая Россия начинается с 1812 года»
А.И. Герцен
210 лет тому назад над нашей Родиной гремели орудийные залпы, гибли русские люди. Шла война, Отечественная война. Это был 1812 год. Война началась 24 июня (12-го по старому стилю). Французская армия во главе с Наполеоном вторглась на территорию Российской империи, переправившись через реку Неман. Почти два месяца русская армия отступала. Переломным моментом стало Бородинское сражение, состоявшееся 7 сентября (26 августа по старому стилю), самое кровопролитное в ходе всей военной кампании. Закончилась война 26 декабря (14 декабря по старому стилю) полным освобождением российской территории. Официально окончание войны зафиксировано Манифестом об окончании войны, подписанным Александром I 3 января 1813 года (25 декабря 1812 года по старому стилю).
В 1912 году празднование в России столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года, благодаря усилиям государственных деятелей и органов власти, имело общероссийские масштабы. Главным местом, где проходили эти торжества, и символом прошедшей войны стало Бородинское поле. Торжественные мероприятия проходили по всей России: служились молебны, организовывались крестные ходы, читались публичные лекции, устраивались народные гуляния.
Не прошли мимо этого события и издатели иллюстрированных открыток, деятельность которых была достаточно новым явлением в те годы, получившим большую популярность.
Разными издательствами были выпущены серии открыток, посвященные столетию войны 1812 года. Благодаря возможностям приобрести эти открытки, самые широкие слои населения могли чувствовать себя причастными к юбилейным торжествам. Эти открытки стали своего рода визуализацией событий давно минувших лет, зрительной памятью истории, созданной воображением художника.
Очень популярна была серия открыток издателя Ильи Лапина. Ее особенностью было не только качество печати, но и то, что издательство располагалось в Париже, в столице страны, потерпевшей поражение. Подписи к изображениям на этих открытках часто дублировались на нескольких языках. Это говорит о широте рынка сбыта открыток: они поступали в Восточную и Западную Европу, а в России успешно конкурировали с другими издательствами.
Открытки издательства И. Лапина были пронумерованы, что было традиционной практикой среди издателей начала XX века. Это порождало у любителей открыток стремление собрать полный тематический комплект, а издателя вынуждало задумываться о том, какие именно произведения будут отобраны для серии.
Авторами, копии произведений которых были помещены на открытки, стали П. Гесс, В. Верещагин и Г. Доу, чьи работы находились в императорских коллекциях Российской Империи. Произведения этих мастеров обладали обаянием «достоверности», что также обусловило их выбор. Как известно, Г. Доу выполнил серию прижизненных портретов полководцев войны 1812 года, которая до сих пор украшает тематическую галерею герое войны в Эрмитаже. П. Гесс был участником событий военного времени, его картины можно счесть «предтечами» военной журналистики. В. Верещагин, известный художник-баталист, основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых показал «великий национальный дух русского народа».
Для серии открыток И. Лапина были избраны копии работ только художников первой величины. Издательство И. Лапина популяризовало шедевры, на некоторых экземплярах даже указывалось, в какой коллекции хранится оригинал картины. Собранная целиком серия представляла собой маленькую «картинную галерею» в руках собирателя открыток.
В коллекции фото-письменных источников Таганрогского музея-заповедника находится свыше 50 открыток, посвященных отечественной войне 1812 года издательства Ильи Лапина. Ознакомиться с ними можно в Государственном каталоге музейного фонда РФ или на тематических выставках и мероприятиях, которые регулярно проводятся в музее.
В.Верещагин. Конец Бородинского сражения
Гесс. Сражение при Бородине
Доу. А.А.Тучков (1778-1812)
Крюгер. Император Александр I
Обратная сторона открытки издательства И.Лапина
Обратная сторона открытки издательства И.Лапина
Хранитель коллекции «Фото-письменных источников» Сидорова И.Б.
Источники:
1. Троицкий Н.А. Статья из издания «Отечественная война 1812 года. Энциклопедия». М.: РОССПЭН, 2004 г. Режим доступа:http://museum.ru/1812/Painting/ver/
2. Михайлова Н.О. Иллюстрированные открытки на тему Отечественной войны 1812 года: специфика нарратива. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/illyustrirovannye-otkrytki-na-temu-otechestvennoy-voyny-1812-goda-...
У камина - тишь и мгла…
У камина я мечтаю,
Поступь стрелок отмечаю:
Полночь только что прошла.
Г. Лонгфелло
«Ветер в камине»
В коллекции керамики Таганрогского музея-заповедника немало предметов, заслуживающих особого внимания. Среди них выделяются каминные часы, корпус которых был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе и выполнен в стиле неорококо, характерном для 20-х – 60-х годов XIX века.
Среди предметов старины каминные часы занимают особое место. Они привлекают внимание не только ценителей прикладного искусства, но и любителей механики. Корпус в часах этого типа, изготовленный из бронзы, мрамора или фарфора, играет основную, декоративную роль.
Каминные часы, т.е. часы, предназначавшиеся для установки на каминной полке, имеют длинную историю, которая началась в середине XVII века. С этого времени они становятся неотъемлемой частью интерьера, непременным украшением зажиточного дома.
После наполеоновских войн и поражения Бонапарта, в период правления Бурбонов, классический стиль – ампир – отвергается. Возникает тяга к «старым добрым временам», тяга к изяществу, к утонченности. На смену античным формам и классическим сюжетам приходят прихотливые очертания предметов, пышный вычурный декор, характерный для одного из «больших стилей» XVIII столетия – рококо.
Стиль неорококо зародился во Франции и оттуда распространился в другие страны, в том числе и в Россию. Мебель, предметы интерьера, посуда приобретают причудливые формы, пышный декор в виде стилизованных раковин, завитков, резных листьев. Обязательным атрибутом интерьера в этот период становятся предметы из фарфора. Из него делают часы, торшеры, лампы, столешницы, рамы для зеркал, вставки в мебель и в двери. Фарфоровые изделия украшают лепные гирлянды и букеты, живопись, позолота.
Часы каминные, хранящиеся в фондах ТГЛИАМЗ, представляют собой великолепный образец декоративно-прикладного искусства эпохи неорококо. Корпус вычурной формы, рельефные завитки, рокайли, резные листья аканта перемежаются лепными цветами и букетами тонкой работы. Под циферблатом живописное изображение птички на ветке. Корпус обильно украшен позолотой.
ТГЛИАМЗ Часы каминные в фарфоровом футляре.
Роскошный корпус часов изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в эпоху правления императора Николая I (1825-1855 гг.) Об этом говорит клеймо: буква Н, увенчанная императорской короной, и римская цифра I. Клеймо подглазурное, синее. Подглазурные клейма стали наносить на изделия с 1836 года. Таким образом, часы можно датировать периодом 1836-1855 годов.
Привлекает в это музейном предмете не только фарфоровый корпус. Внимательный зритель оценит и циферблат часов, бронзовый, частично покрытый позолотой. Восхищает работа мастера, создавшего тонкие изящные рельефы циферблата.
Декор часов мог бы показаться излишне обильным (что, кстати, характерно для неорококо), если бы его детали не были так соразмерны, так «согласованны», уравновешены между собой.
Увидеть этот великолепный образец декоративно-прикладного искусства середины XIX столетия, так же, как и много других интереснейших экспонатов, можно в зале открытого хранения керамики и стекла ТГЛИАМЗ (ул. Октябрьская, д.9). Запись на тематическую экскурсию «Хрупкая красота стекла и фарфора» по тел. 8 (988) 573-10-95.
Романенко М.А. хранитель коллекции «Керамика»
В истории отечественной нумизматики отдельная страница посвящена советским металлическим бонам Шпицбергена.
Словарь бониста определяет, что «Бона», «Бон» (лат. bonus — удобный) - знак неофициального обращения. Это временный заменитель монет, выпущенный учреждением или предприятием в обстоятельствах вынужденного характера.
Трест «Арктикуголь» по добыче и сбыту угля, полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана был организован 7 октября 1931 года решением Совета Народных Комиссаров СССР.
Но еще в 1920 г. ряд стран подписали Шпицбергенский трактат. По итогам договора Шпицберген является территорией Норвегии, а его участники (в настоящее время более 50 стран), имеют равное право на эксплуатацию естественных ресурсов и территориальных вод архипелага. СССР официально присоединился к нему 7 мая 1935 года.
Когда по окончании Второй Мировой войны трест «Арктикуголь» продолжил разработку недр, возник вопрос о хождении металлических разменных знаков для замены мелких бумажных бон, которые действовали на рудниках с 1931 года.
Использовать советские деньги на чужой территории запрещало международное право, а расплачиваться норвежской кроной на советских рудниках противоречило правилам обращения иностранной валюты для граждан СССР.
По заказу треста на Ленинградском монетном дворе чеканятся боны четырех номиналов. Бон достоинством 15 копеек был выпущен небольшим тиражом, всего 33300 штук, материал – алюминиевая бронза.
В конце 1950-х годов в фонды Таганрогского краеведческого музея была передана частная коллекция советских монет периода 20-х – 50-х гг. ХХ в., среди которых - монетовидный знак 15 копеек 1946 г. Даритель – молодой археолог, выпускник исторического факультета Ленинградского университета, Каменецкий И.С., в будущем профессор, зав Отделом теории и методики института археологии РАН, член редакционного совета главного отечественного профильного журнала «Советская археология», «Российская археология».
Коллеги по институту вспоминали, как Игорь Сергеевич с гордостью отмечал, что в 1954 г. стал первым и единственным на тот момент старшим научным сотрудником Таганрогского краеведческого музея, организовывал археологические экспедиции. В это время Нижний Дон стал районом его основных научных интересов.
В 1957 г. Каменецкий поступил в аспирантуру ИА АН СССР и уехал в Москву. Тогда он и передал в дар Таганрогскому музею свою нумизматическую коллекцию. Остается только предполагать, как данный знак пришел в коллекцию И.С. Каменецкого.
Перед возвращением на материк сотрудники треста должны были обменивать неиспользованные боны на советские денежные знаки. В некоторых источниках упоминается, что на архипелаге по контрактам работали шахтёры из южных регионов СССР. Возвращаясь на родину они могли брать с собой на память «монетки». Вероятно, данный разменный знак мог пополнить коллекцию ученого как в Ленинграде, так и в период его работы в южном регионе.
В свете последних событий июня 2022 г. (попытка запрета властями Норвегии транзита российских грузов на Шпицберген через свою территорию), необходимо напомнить: норвежский парламент в резолюции от 15 февраля 1947 года признал СССР государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене.
С 1991 г. эти права перешли к России, как правопреемнику Советского Союза.
Хранитель музейных предметов ТГЛИАМЗ Разуваева С.Н.
Источники:
1.М. Глейзер. Металлические боны (монеты) треста «Арктикуголь» /Петербургский коллекционер.1999. № 4. URL: https://sovmint.ru/metallicheskie-bony-tresta-arktikugol-ostrov-shpicbergen.
2.Официальный сайт треста «Арктикуголь». URL: https://arcticugol.ru/index.php/o-shpitsbergene/ob-arkhipelage.
3. Гей А.Н. Сорокина И.А. Игорь Сергеевич Каменецкий. (1930-2014). Российская археология ISSN: 0869-6063 2014. URL: https://naukarus.com/igor-sergeevich-kamenetskiy.
4. Казакова Л.М. Игорь Сергеевич Каменецкий. 2.02.1930-2.05.2014. Вестник Танаиса. 2017. Выпуск 4.
5.Письмо министра иностранных дел Норвегии Х.М. Ланге министру иностранных дел СССР В.М. Молотову о резолюции норвежского стортинга относительно переговоров по Шпицбергену. Осло. 15 февраля 1947 г. Электронная библиотека исторических документов. docs.historyrussia.org.
И.С. КАМЕНЕЦКИЙ
(1930 – 2014 гг.)
История Таганрога связана со многими известными людьми. Одни родились здесь, другие жили и работали, третьи приезжали в гости. Все они нам одинаково дороги.
29 июля исполняется 205 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского – выдающегося художника-мариниста, чье имя хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами. В двадцатилетнем возрасте он окончил Петербургскую Академию художеств, и все его дальнейшее творчество было посвящено красоте и величию морских просторов. Наверное, это неслучайно. Родился художник на берегу Черного моря в Феодосии, там же в родном Крыму он много и плодотворно работал на протяжении всей своей жизни. Айвазовский был живописцем Главного Морского штаба, действительным статским советником, академиком и почетным членом Императорской Академии художеств, Академий художеств в Амстердаме, Риме, Флоренции и Штутгарте. Его творческое наследие насчитывает свыше 6000 полотен.
В коллекции живописи Таганрогского городского краеведческого музея было несколько картин Айвазовского. После создания в городе художественного музея большая часть живописных работ разных мастеров, в том числе и эти полотна, были переданы во вновь созданный музей. К сожалению одна из работ мастера («Буря на море») была утрачена в годы немецко-фашистской оккупации и судьба ее неизвестна.
Иван Константинович Айвазовский был дружен с армянской диаспорой Таганрога и не единожды бывал в нашем городе. Сколько раз знаменитый художник посещал Таганрог мы точно не знаем, но об одном его визите сохранились довольно подробные сведения.
Это произошло в 1895 году, когда И. Айвазовскому было уже 77 лет. По дороге домой из Нахичевани в Феодосию, по приглашению таганрогского купца Якова Михайловича Серебрякова, художник посетил Таганрог. Его тепло принимали в доме Я.Серебрякова. В ответ на радушное гостеприимство мастером было подарено городу две работы. Более подробно об этом рассказано в книге краеведа Олега Павловича Гаврюшкина «Вдоль по Питерской. Хроника обывательской жизни» (Таганрог: БАННЭРплюс, 2000.)
В доме Я. Серебрякова, где принимали Ивана Константиновича, в советское время размещались разные учреждения. Сейчас в этом здании находится Таганрогский институт управления и экономики. 26 мая 2016 года здесь состоялось открытие памятной доски, посвященной визиту знаменитого художника.
В фондах Таганрогского музея-заповедника хранится уникальная фотография Ивана Константиновича Айвазовского с его автографом - дарственной надписью на имя Павла Егоровича Хатранова, очевидно подаренная во время этого визита. К сожалению, сведениями о Хатранове (кем он был, чем занимался) мы не располагаем, но поиски продолжаются.
Хранитель музейных предметов коллекции «ФПИ» Сидорова И.Б.
«В его душе цвела
Живая красота, как свет неугасимый…»
М.П. Свободин
В коллекции музейных предметов «Чеховский фонд» хранится альбом стихотворений в память А.П. Чехова. Альбом имеет подзаголовок: «Антон Павлович Чехов в изображении его личности и творчества русской поэзией. Сборник, посвященный памяти милого, грустного Чехова». Стихотворения собраны и пожертвованы музею неизвестным лицом, скрывшимся под криптонимом «А. Б------ъ».
В альбоме представлены стихотворения современников А.П. Чехова, его друзей, почитателей таланта писателя. В альбоме отражена часть обширного и разнообразного круга знакомств А.П. Чехова.
Первое стихотворение в альбоме написано русской поэтессой и переводчицей Чюминой Ольгой Николаевной (1859-1909).
…Как пламя сквозь хрусталь своеобразно странным
Очарованием дыша –
В создании поэта многогранном
Сквозит великая и светлая душа…
Она была влиятельным театральным критиком, к ней с симпатией относились А.П. Чехов и К.С. Станиславский. В письме А.П. Чехову от 31 января 1903 г. О.Л. Книппер пишет: «Посылаю программу Чеховского вечера, … которую принесла мне твоя симпатия Чюмина. Она была вчера утром у меня, но недолго».
В личной библиотеке А.П. Чехова Таганрогского музея-заповедника хранятся книги с дарственными надписями авторов, стихотворения которых собраны в данном альбоме. Содержание стихотворений и дарственных надписей отчетливо выявляют характер взаимоотношения авторов с А.П. Чеховым.
Ладыженский Владимир Николаевич (1859-1932) – русский поэт, прозаик, общественный деятель.
…Порой мне кажется, с тобой я говорю
И вижу пред собой задумчивые очи,
И рассказать спешу про светлую зарю,
Что к родине идет на смену долгой ночи…
И, кажется, звучит, как прежде, речь твоя,
Усмешка кроткая исполнена сомненья,
И, слушая тебя, невольно чую я
И мысль глубокую, и трепет вдохновенья…
В.Н. Ладыженский гостил у Чеховых в Мелихове и Крыму. Ему принадлежат воспоминания «В сумерки», включенные в книгу «А.П. Чехов в воспоминаниях современников».
В письме Вл. Ладыженскому от 17 февраля 1900 г. А.П. Чехов пишет: «Милый поэт, ревнитель просвещения, литературный летописец! Низко тебе кланяюсь и благодарю за письмо и книжицу!»
Ладыженский прислал Чехову свою книгу «О книгах и сочинителях. С древнейших времен до Петра Великого». Чтение для школ и народа. Вып. 1. М., 1899. Дарственная надпись: «Дорогому и милому другу Антону Павловичу Чехову на добрую память от автора. Вл. Ладыженский. Пенза. 10 февр. 900 г.»
В личной библиотеке А.П. Чехова хранится шесть книг В.Н. Ладыженского.
Фёдоров Александр Митрофанович (1868-1949) – русский поэт и прозаик, переводчик, драматург.
Его я часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Такой, каким его я так люблю и знаю.
Сухие тонкие черты,
Волос седеющие пряди.
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты…
В письме от 25 марта 1901 г. А.П. Чехов отмечает талант А.М. Фёдорова: «Вы талантливый человек, и это уже не должно подлежать ни малейшему сомнению».
В письме А.М. Фёдорову от 23 февраля 1903 г. А.П. Чехов благодарит его за присланную им книгу «Обыкновенная женщина. — Стихия. — Старый дом. — Бурелом». Изд. О. Н. Поповой. СПб, 1903. На книге дарственная надпись: «Антону Павловичу Чехову от любящего его и благодарного автора. Одесса. 17 февр. 1903 г.». Также в этом письме А.П. Чехов отмечает: «Раньше я получил от Вас стихотворения, читал их, одно даже списал и послал жене в Москву, но Вас еще не поблагодарил. Итак, стало быть, шлю Вам благодарение двойное».
В письме О.Л. Книппер-Чеховой от 17 декабря 1902 г. А.П. Чехов упоминает это стихотворение: «Получил от А. М. Федорова книжку стихов… Есть одно, которое мне очень понравилось. Вот оно:
Шарманка за окном на улице поет.
Мое окно открыто. Вечереет.
Туман с полей мне в комнату плывет,
Весны дыханье ласковое веет.
Не знаю, почему дрожит моя рука,
Не знаю, почему в слезах моя щека.
Вот голову склонил я на руки. Глубоко
Взгрустнулось о тебе. А ты... ты так далеко!»
В личной библиотеке А.П. Чехова хранится четыре сборника стихотворений А.М. Федорова. Один из сборников имеет дарственную надпись: «Одному из самых любимых моих писателей — Антону Павловичу Чехову от преданного ему всей душой А. Федорова. Одесса. 12 декабря 1902 г.»
Фофанов Константин Михайлович (1862-1911) – русский поэт. Публиковал стихи в газете А.С. Суворина «Новое время».
Я только что хотел вникать в глубокий ум.
И только вызвали мне пестрые страницы
Виденья тихие и речи тайных дум, -
Как холод опахнул гробницы…
В личной библиотеке А.П. Чехова имеется сборник стихотворений К. Фофанова с дарственной надписью: «Глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову от искреннего почитателя его чудного таланта. Автор К. Фофанов. 1889 г. 1 февр.»
Менделевич Родион Абрамович (1867-1927) – русский поэт-сатирик, прозаик, журналист. Литературные псевдонимы Р. Меч, Р. М-ч, Роб-Рой.
Я с кладбища пришел и к ним припал, рыдая,
К страницам книг твоих – цветам моей души…
Ты снова как живой беседовал со мною,
Глядел из книг твоих твой грустный кроткий взгляд…
В письме Н.А. Лейкину от 30 сентября 1885 г. А.П. Чехов пишет: «Есть в Москве юнец, некий Родион Менделевич… Прочитывая всю московскую чепуху, я наскакивал на его стихи, которые сильно выделялись из пестрой братии: и свежи, и гладки, и коротки... Попадались такие, что хоть на музыку перекладывай...»
В личной библиотеке хранится два сборника стихотворений Р. Менделевича с дарственными надписями: «Восходящему светилу от скромного труженика – дань чистого уважения и искренней любви. Р. Менделевич. 7.V.1889 г. Москва»; «Глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову. На добрую память от автора. Р. Менделевич. 16.Х.1901 г.»
Некоторые стихотворения, посвященные памяти А.П. Чехова, имеют личную направленность. Они отмечены душевной откровенностью, в них чувствуется тоска по ушедшему другу, наставнику, великому писателю. Некоторые авторы состояли с А.П. Чеховым в переписке, бывали у него в гостях, часто и долго беседовали с ним, прислушивались к его советам касаемо писательского мастерства. Другие же стихотворения передают суть его творчества.
«Он был для мира чутким эхом
С своею чуткою душой…»
Гарольдъ
Жмайлова А.Г., хранитель музейных предметов коллекции «Чеховский фонд»
«На всякую хитрую пробку всегда найдётся штопор»
Небольшую часть коллекции «Металл» Таганрогского музея-заповедника занимают бытовые предметы, объединённые в группы приспособлений или инструментов. Таковыми являются штопоры. Сегодня это предмет для откупоривания бутылочной тары можно легко и просто приобрести в магазине, однако рождался он, как приспособление, довольно долго.
Чтобы ответить на вопрос, почему появился штопор, нужно начать с того, как и чем закрывали бурдюки (кожаные «фляги»), глиняные, деревянные сосуды, которые были первыми ёмкостями для хранения и транспортировки вина.
Первыми пробками были деревяшки, выструганные из мягкой древесины, подогнанные под нужный размер и форму горлышка сосуда. Пробки впитывали в себя влагу, разбухали, из-за чего горлышки кувшинов трескались и герметичность нарушалась. Во избежание этого, верхнюю часть пробки в течение многих веков замазывали глиной и смолой, что и обеспечивало герметичность.
Французский монах Пьер Периньон, в честь которого названа известная марка шампанского, много экспериментировал с различными способами закупорки вина. Опытным путем Периньон выяснил, что лучше всего для укупорки годится кора пробкового дерева, которая не пропускает кислород и не высыхает слишком быстро. Так им появилась известная нам пробка, которая впоследствии обрела форму конуса, подходившего почти под любой размер сосуда с вином.
До конца ХVII века пробки из сосудов извлекались разного рода крючками, вилочками и прочими весьма неудобными приспособлениями. Ими изначально пользовались женщины при откупоривании склянок с кремами и притирками, которые тогда закупоривались корковыми пробками, как сегодня вино. А уже к началу XVIII века подобные предметы для откупоривания бутылок имелись у каждого любителя вина.
При том известный нам штопор (пробочник) был создан только в конце XVIII века, когда стала повсеместно использоваться пробка цилиндрической формы, которую вгоняли глубоко в горлышко бутылки, по самый край. Штопор состоял из заостренной металлической спирали, часто называемой "червем", прикреплённой к ручке, которую вкручивали в пробку и тянули, чтобы её извлечь. Первое упоминание о «стальном червяке» Т-образной конструкции, извлекающем пробку из бутылки, относится к 1791-м году.
В русской речи слово "штопор" появилось из голландского, как следствие варваризации языка при Петре I, где "stopper" означало пробку, «затычку»(от stoppen — «затыкать». Родственно английскому stop — «останавливать»).
Первый патент на штопор был выдан англичанину, члену британского кабинета министров, Сэмюелю Хэншеллу 24 августа 1795 года. Заметим, что патент был выдан не на изобретение, а на усовершенствование штопора. То есть штопор уже давно применялся, а Сэмюель придумал упор в виде широкой напаянной шайбы в основании спирали штопора. Он известен как штопор Henshall Button и был изготовлен Мэтью Боултоном. Спустя 27 лет после ноу-хау Хеншалла, был запатентован первый однорычажный, «самовытяжной» штопор с двумя винтами. А в 1855 году англичанин Ланд запатентовал штопор улучшенной конструкции с боковым рычагом.
В 1888 году англичанин Джеймс Хили изобрел двойной рычаг. Именно такие автоматические штопоры, вытаскивающие пробку с помощью двух опускающихся рычагов, сегодня наиболее популярны.
В 1979-м году изобретатель американец Херберт Аллен изобрёл лёгкий винтовой штопор, позволяющий извлекать пробку без напряжения и назвал его Screwpull.
Его первый образец сегодня представлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке, как пример совершенного промышленного дизайна.
Через несколько лет он же презентовал используемый сегодня карманный рычажный штопор, - «штопор крыла», «штопор бабочки», «штопор совы», «балерину», так как он имеет два рычага, по одному с каждой стороны червя. Нажатие на рычаги вытягивает пробку из бутылки одним плавным движением. У такого штопора есть еще одно имя — «Шарль де Голль», так как поднятие рычагов подобно знаменитому жесту приветствия генерала де Голля — вскинутые вверх руки.
![]() |
![]() |
![]() |
Одна из них карманный штопор 1960-е гг. СССР.
Такая модель штопора упоминается в товарном словаре 1961 г. в «ассортименте основных видов штопоров», как: «складной, горячештампованный; d стержня у основания - 6 мм, общая длина – 100 мм. Стержни (черви) штопоров изготавливаются из низкоуглеродистой прутковой стали по ГОСТ 380-57».
Карманный складной штопор с рукояткой, называемой некогда «луковицей» (арфой), сегодня, как и двести лет назад, необходимый предмет для путешествий и пикников. Эта модель выпускалась в Европе с XVIII века. Наличие именно такого штопора в амуниции каждого солдата армии требовал Наполеон Бонапарт, поскольку эта модель легка, компактна и в сложенном состоянии не рвала карман одежды.
Штопор «самовытяжной» с двумя винтами. 1950-е гг.
Один из вариантов известной модели штопора первого десятилетия ХIX в., устройство авторства англичанина Эдварда Томасона, который запатентовал эту конструкцию в 1802 году. Когда один винт завинчивался до предела, второй винт начинал двигаться в обратном направлении, вытягивая пробку.
Мировую известность заслужил штопор "Columbus", названный в честь знаменитого испанского исследователя, мореплавателя и картографа итальянского происхождения Христофора Колумба (Cristoforo Colombo, 1451-1506), открывшего для европейцев Америку за 400 лет до патентования штопора. В 1892 году Eduard Becer (Solingen, Германия), изобрёл штопор с раздельной рамой для облегчения удаления извлеченной пробки с червя. Конструкция штопора состоит из традиционных для любой модели штопоров рукоятки и червяка (винтового типа), а также из раздвигающегося корпуса по типу "руки-ноги", облегчающего удаление вынутой из бутылки пробки с червяка штопора, скользящего "стопорного" кольца, фиксирующего две раздвижные части корпуса при откупоривании бутылки и пружины на хвостовике штопора.
![]() |
![]() |
|
ТЛИАМЗ КП-12775 М-1613. нач. ХХ в.
Штопор «Columbus» с раздельной рамой. |
ТЛИАМЗ КП-12400 М-1407. Нач. ХХ в. Штопор «Columbus» с раздельной рамой. |
Электрический винный штопор со встроенной литиевой батареей на 3,6 В. Бутылка открывается за 8 секунд. Такой штопор на одном заряде способен открыть до 40 бутылок.