Светлана Мартиросова, хранитель коллекций «Дерево» и «Кожа» Таганрогского музея-заповедника
Валентина Ратник, старший научный сотрудник Историко-краеведческого музея
Проходят годы, но в памяти людей остаются имена тех, кто когда-то героически отстаивал свободу и независимость нашего Отечества. Среди них достойное место занимает имя уроженца нашего города, полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза генерал-майора Михаила Михайловича Мещерякова.
Мещеряков М.М. Фото из открытых источников
Михаил Мещеряков родился в Таганроге 8 ноября 1896 г. в мещанской семье Михаила Мещерякова и Агриппины Головатой. В 1907 г. окончил церковно-приходскую школу. Работал учеником шорника.
С 1915 г. участвовал в Первой мировой войне. В 1916 г., окончив Ораниенбаумскую пулемётную команду и школу инструкторов пулемётного дела, командовал взводом 550-го пехотного Игуменского полка (Северный фронт). В боях был трижды ранен, награждён Георгиевским крестом всех четырёх степеней.
Принимал участие в революционных событиях 1917 г. В марте 1918 г. вступил в Красную Армию. В 1919 г. участвовал в обороне Петрограда в составе сводной бригады московских курсантов, в начале 1920 г. – в ликвидации казачьих формирований генерал-лейтенанта В.Л. Покровского на Кавказе.
С 1922 г. – заместитель начальника по материальному обеспечению Окружных повторных командных курсов среднего комсостава Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону. С 1923 г. работал инструктором пулемётного дела на учебном пункте при Таганрогском военном комиссариате.
В 1925 г. Михаил Мещеряков демобилизовался и переехал в Москву. Начался плодотворный период его жизни «на гражданке». Был простым рабочим, затем освоил профессию электросварщика. Учился на рабфаке (в предвоенные годы многие молодые люди совмещали работу с учёбой). В 1937 г. окончил философский факультет Московского института философии, литературы и истории, в 1938 г. – аспирантуру. Преподавал философию и основы марксизма-ленинизма в Московском авиационном институте и Московском институте физкультуры.
Война с фашистской Германией вновь вернула Михаила Мещерякова на военную службу. В июле 1941 г. он добровольцем вступил в Московское народное ополчение. Но в том же месяце был зачислен в Красную Армию и назначен командиром батальона 1010-го стрелкового полка 266-й стрелковой дивизии Московского военного округа.
Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. 25 августа 1941 г. был тяжело ранен, находился на излечении в воронежском госпитале. С ноября 1941 г. по февраль 1942 г. был комендантом Воронежа. Осенью 1942 г. вернулся на фронт командиром 971-го стрелкового полка 273-й дивизии 1-й гвардейской армии Донского фронта, участвовал в Сталинградской битве. 29 сентября 1942 года был ранен в бою, но полк не покинул. Затем в составе Западного, Брянского, 2-го Прибалтийского и Белорусского фронтов участвовал в Орловской, Брянской и Гомельско-Речицкой наступательных операциях.
С июня 1944 г. – командир 136 стрелковой дивизии 210-го стрелкового корпуса 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Во главе её особо отличился в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции, умело организовав прорыв трёх рубежей обороны противника.
«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 г. полковнику Мещерякову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Мещеряков М.М. Фото из открытых источников
Завершил войну Михаил Мещеряков, участвуя в последней её победоносной битве – в Берлинской наступательной операции. После войны продолжил службу сначала в Белорусском военном округе, потом в качестве военного советника в Монголии. С 1950 г. руководил суворовским военным училищем в Оренбурге.
В 1954 г. Михаилу Мещерякову было присвоено воинское звание генерал-майора артиллерии. В 1958 г. вышел в отставку. Жил в Москве. Умер 13 мая 1970 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Незадолго до своей смерти, в декабре 1969 г. Михаил Мещеряков передал Таганрогскому краеведческому музею свои личные вещи: именной нож в ножнах и полевой бинокль.
Нож именной с ножнами генерал-майора М.М. Мещерякова
Бинокль полевой генерал-майора М.М. Мещерякова
На клинке ножа имеется надпись: «Герою Советского Союза полковнику М.М. Мещерякову», «Подарок от артиллеристов 2/343 а.п. ко дню артиллерии 19 ноября 1944 г.».
На бинокле, с которым Михаил Михайлович прошел всю войну, также имеется отметка немецкого производителя и номер: «8х25/VOBBT/ANDER/BRAUNSCHWEIG/ - - / №15481».
В 1985 году Ирина Михайловна Раевская (Мещерякова) – дочь Михаила Мещерякова – передала в фонды Таганрогского музея-заповедника парадную форму своего отца с генеральскими погонами.
Китель генерал-майора Мещерякова М.М
Китель генерал-майора Мещерякова М.М
Фуражка генерал-майора Мещерякова М.М
Михаил Мещеряков был награжден четырьмя орденами Красного Знамени (15.01.1943; 15.02.1945; 31.05.1945; 30.12.1956), орденами Александра Невского (6.02.1943), Красной Звезды (19.11.1951), двумя медалями «За боевые заслуги» (6.05.1946; 28.10.1967), другими медалями, в том числе «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», орденом США «Легион почёта» степени легионера (8.06.1945).
Именем Михаила Мещерякова названа улица в Таганроге (в микрорайоне «Андреевский»).
В год 80-летия Великой Победы, в Год защитника Отечества именной нож Михаила Мещерякова из коллекции Таганрогского музея-заповедника станет частью новой экспозиции «Путь к Победе!» Центрального музея Великой Отечественной войны (Музея Победы). Она посвящена событиям, произошедшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, и подвигам солдат, вставших на защиту Родины.
«Есть такая профессия – Родину защищать» – сегодня эти знаменитые слова из легендарного кинофильма «Офицеры» наполнились новым смыслом. Защищать нашу Родину становится делом чести всех россиянин, каждого из нас.
Зеленская Т.В., главный хранитель фондов
Вы когда-нибудь общались с Духами или, может быть, задумывались об их существовании? Казалось бы, странный вопрос для человека, живущего в XXI веке. Однако, на самом деле люди по-прежнему интересуются столь необычными явлениями как спиритизм, гипноз, гадают на картах Таро, обращаются к возможностям многочисленных медиумов и экстрасенсов. Изменились, пожалуй, только формы общения, ведь получить ответы «новоявленных» магов, целителей и предсказателей можно и по телефону, и по телевидению, и на специальных сайтах в интернете и даже через популярные ныне стримы и чаты.
Кстати сказать, во времена А.П. Чехова интерес к таким необычным развлечениям был столь высок, что практически в каждом модном салоне того времени можно было попасть на сеанс спиритизма или игры на медиумических картах. Причём завсегдатаями таких салонов были весьма образованные и обеспеченные люди.
Массовое распространение спиритизма в России относится к 1870-м годам и связано с деятельностью небольшого кружка, в который входили литератор Александр Аксаков (племянник писателя Сергея Аксакова) и два университетских профессора - зоолог Николай Вагнер и химик Александр Бутлеров. Они не только устраивали регулярные сеансы, приглашая на них известных медиумов из Англии и Франции, но и взялись за научное обоснование спиритизма, а также его популяризацию и пропаганду.
Карты медиум
Медиумы регулярно совершали «гастроли» по странам Европы, России и США, ориентируясь как на широкую публику, так и на заинтересованных в их медиумических услугах спиритуалистов (сторонники, представители спиритуализма – философского учения, считавшего началом всех вещей не материю, а дух). Благодаря их активной публичной деятельности, спиритуализм стал предметом острой общественной дискуссии, вызвав многочисленные споры между последователями и критиками движения.
Дэниел Данглас Хьюм (1833-1886)
Серьезное влияние на интерес к этой теме оказал известный шотландский медиум Даниель Хьюм (Юм) (1833-1886). В феврале 1871 года состоялась судьбоносная для русского экспериментального спиритуализма встреча Юма с членами домашнего кружка А.Н. Аксакова, которые признали реальность явлений, происходивших в присутствии Юма, чему способствовало использование инструментов для измерения происходивших физических явлений – термометра и динамометра, фиксировавших изменение температуры и силы. Именно он стал для упомянутой выше «троицы» отечественных исследователей медиумических явлений образцом идеального «медиума» в ту эпоху.
В сеансах Юма принимали участие многие видные деятели культуры, искусства и литературы, оставившие свои воспоминания о столь необычных встречах.
Примером реакции на выступление Юма можно считать сатирическое описание его сеанса, сделанное одним из ведущих публицистов того времени - А.С. Сувориным. В статье «Сеанс с Юмом» Суворин описывает, как «весною 1872 г. познакомился с г. Юмом, знаменитым (медиумом) посредником между маленькими духами и большими людьми…». Свидетель пишет, что «медиум» предложил попробовать ему поднять стол, испробовать его тяжесть. Суворин был крайне удивлен, так как стол становился то тяжелым, то неимоверно легким. При этом он видел, что никто не прикасался к столу руками. Он стал заглядывать под стол, тщательно наблюдать за Юмом, но ничего не заметил. Затем Суворин описывает, как у присутствующих стали непроизвольно двигаться стулья. Публицист отмечает: «…Когда я участвовал в сеансе с Юмом и описывал этот сеанс, на меня накинулись литературные друзья мои, стараясь поднять на смех и Юма, и меня. Я благоразумно смолчал, ибо достаточно был убежден, что беседа о спиритизме нисколько не лучше беседы о земстве или о службе… Мнения своего на этот счет я не только не изменил, но даже утвердился в нем, ибо что может быть занимательнее душевных явлений…».
В конце статьи Суворин дает понять своим читателям, что все спиритические явления происходят по причине обмана или самообмана и он не претендует на научность подхода, высказывает только личное мнение, определяемое его личным опытом и здравым смыслом. Однако замечает, что «…нет… ничего занятнее спиритизма».
В личной библиотеке А.П. Чехова коллекции «Чеховский фонд» Таганрогского музея-заповедника хранится книга А.С. Суворина «Очерки и картинки: собрание рассказов, фельетонов и заметок Незнакомца» (издание Санкт-Петербургской типографии В.С. Балашева, 1875) с цитируемой выше статьей.
Следует заметить, что в спиритических сеансах принимали участие такие известные личности, как Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков. При этом Ф.М. Достоевский, посмотрев на спиритические сеансы собственными глазами, отнесся к ним весьма иронически.
А.П. Чехов также интересовался спиритическими сеансами, причём интерес этот был весьма неподдельным. Прознав о том, что его знакомая (А.И. Хрущёва-Сокольникова) лично принимала участие в подобном мероприятии, он обращается к брату Александру (ноябрь 1882 г.) с настоятельной просьбой: «Умоли описать тот спиритический сеанс, который она видела где-то, в Тульской губернии, кажется. Пусть опишет кратко, но точно: где? как? кто? кого вызывали? говорил ли дух? в какое время дня или ночи и как долго? Пусть опишет. Описание да потрудится прислать мне. Весьма нужно».
Вероятно, Антону Павловичу необходим был материал для написания рассказа на ставшую популярной тему спиритических сеансов. В итоге такой рассказ был написан, причём не один, в которых писатель иронизировал по этому поводу.
24 января 1883 г. в № 7 журнала «Зритель» появился рассказ А.П. Чехова «На магнетическом сеансе», в котором писатель едко высмеивает шарлатанов. А в 1884 г. был написан рассказ «Страшная ночь», где также описываются последствия спиритического сеанса: «Иван Петрович Панихидин побледнел, притушил лампу и начал взволнованным голосом: - Темная, беспросветная мгла висела над землей, когда я, в ночь под Рождество 1883 года, возвращался к себе домой от ныне умершего друга, у которого все мы тогда засиделись на спиритическом сеансе. «Жизнь твоя близится к закату... Кайся...» Такова была фраза, сказанная мне на сеансе Спинозой, дух которого нам удалось вызвать. Я не верю в спиритизм, но мысль о смерти, даже намек на нее повергают меня в уныние…»
В 1885 г. А.П. Чехов вновь обращается к теме спиритизма в рассказе «Нервы»: «Дмитрий Осипович Ваксин, архитектор, воротился из города к себе на дачу под свежим впечатлением только что пережитого спиритического сеанса… Сам Ваксин потребовал блюдечко и показал барышням, как нужно беседовать с духами. Вызвал он, между прочим, дядю своего Клавдия Мироновича и мысленно спросил у него: «Не пора ли мне дом перевести на имя жены?» - на что дядя ответил: «Во благовремении всё хорошо».
В юмористическом рассказе «Тайна», опубликованном в журнале «Осколки» в 1887 г., писатель смеётся над спиритами в лице статского советника Навагина. В начале рассказа Навагин в очередной раз обнаруживает на Пасху на листе визитёров подпись неизвестного Федюкова, который расписывается уже тринадцать лет, а его никто никогда не видел. Его жена-спиритка утверждает, что этот Федюков – дух. В конце концов, Навагин с помощью жены вызывает дух Федюкова. Герой становится спиритом и даже пишет свою спиритическую статью «И моё мнение». В тексте также упомянуты модные в то время разновидности эзотерических практик: «…Гипнотизм, медиумизм, бишопизм (бишопизм — от фамилии Бишопа – «всемирно известный чтец чужих мыслей», гастролировал в России в 1885 г.), спиритизм, четвёртое измерение и прочие туманы овладели им совершенно, так что по целым дням он, к великому удовольствию своей супруги, читал спиритические книги или же занимался блюдечком, столоверчениями и толкованиями сверхъестественных явлений». В конце концов выясняется, что Федюков все-таки существовал и это был местный дьячок.
В коллекции «Чеховский фонд» также хранятся Медиумические карты из семьи таганрожцев, с которыми семья Чеховых дружила. Поступили они в музей от Ольмезовой Евдокии Леонтьевны в 1978 г. Вероятно, что они использовались в спиритических сеансах и могли заменять медиума.
Как отмечал исследователь И.В. Китсинг «в России в XIX веке не существовало никакого запрета, ни формального, ни морального («внутреннего цензора») на описание в литературе магических или спиритических практик и ритуалов. Хотя они были «завезены из-за границы», но по существу и форме воспринимались как разновидность привычных для России языческих мистических, магических ритуалов, которые свободно сосуществовали с официальной религией и в повседневной реальности, и в литературе, занимая свою нишу в жизни».
Забавно, но спустя век ничего не изменилось. «Подчас внушение и прививка идей играет гораздо более видную роль, чем логическое убеждение. Всякий общавшийся с народом знает это хорошо по собственному опыту» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) — русский медик-психиатр.
Жмайлова А.Г., хранитель музейных предметов коллекции «Чеховский фонд»
В собрании «Керамика» Таганрогского музея-заповедника привлекает к себе внимание небольшая, но значимая часть коллекции фарфоровой скульптуры малых форм заводов Гарднера, Попова второй половины XIX в. Эти произведения изобразительного искусства пополнили музейную коллекцию в 1920-е гг. из Государственного музейного фонда. В это время происходило расширение музейных собраний городских музеев всей страны предметами быта из национализированных усадеб, купеческих домов, антикварных магазинов и пр. Таким образом, около века назад в фонды Таганрогского музея и вошли и предметы малой пластики из серии "Картинки народной жизни".
Фарфоровые фигурки, изображающие «идеализированные» простонародные типажи и характеры жителей России, создавались еще в конце XVIII – начале XIX вв. на Императорском фарфоровом заводе, а в дальнейшем - на частных заводах Гарднера, Попова и др. К 1860‐м годам мастера фарфористы обратились к новым образам. Был создан ряд произведений, отражающих жизнь простого народа: работающих крестьян и отдыхающих, горожан, ремесленников в бытовой обстановке и за повседневными занятиями. В это время тема была социально востребована. И вслед за живописью, журнальной и книжной графикой, которые отражали интересы и настроения общества, заводы Гарднера и Попова быстро откликнулись на воплощение её в фарфоре.
Таким образом, идеализированных героев, «кринолиновых» дам, галантных кавалеров первой половины XIX в. заменили характерные персонажи "натуральной школы", нередко сатирического и обличительного содержания.
Скульптурная группа «Жена ведёт пьяного мужа» (или «Крестьянка, ведущая мужа из кабака домой») (h-27 см) была выполнена в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии в 1870-1890 гг. на заводе, основанном обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером во второй половине XVIII в.
Изображения сценок с подвыпившими мужиками и мастеровыми регулярно появлялись в русской литературе, на страницах периодики с сер. XIX в. Многие лубочные картинки сопровождались надписями-поговорками, метко комментирующими сюжет: «Ах, ты душечка, молодой ямщик, к чему так рано упиваешься?» Эта тема нашла отражение в творчестве передвижников, которые нередко обличали человеческие пороки. Социально значимые темы перешли со страниц печати в произведения живописи, графики, в пластическое искусство.
На заводах Гарднера и Попова была выпущена серия подобных фигур с незадачливыми «героями» кабаков с красноречивым подтекстом. Эти фигурки называли передвижническими, так как художники воплотили в их образах те же идеи, что и художники-передвижники в своих картинах. На фабриках производили разные вариации модели на тему пьянства, напр. «Крестьянка с ребенком, поднимающая пьяного мужа» (с. Вербилки, 1880-е гг.), «Пьяные мужики» (с. Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, сер. XIX в.) Метод «повторения» был типичным для традиции народной керамики.
Скульптура «Старик-крестьянин, пьющий воду из ковша» (h-14 см) село Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, завод Гарднера, 1880-1890-е гг.
Эта статуэтка с солонкой несла еще и утилитарное назначение. Данная модель выпускалась также на заводе Попова, не раз повторялась на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, на фабрике М. С. Кузнецова, в дальнейшем по модели 1870-х гг. воспроизводилась в 1926–1930-х гг.
Тема русской деревни широко была отражена в скульптурных произведениях изделий завода Попова. Алексей Гаврилович Попов приобрел производство в 1811 г. у Карла Мелли. В художественном плане А.Г. Попов отличался независимостью, самостоятельностью и огромным талантом. На крупном предприятии купца и благотворителя изготавливались изделия высочайшего качества. А правдивые, живые фигуры, изображающие русских крестьян, создававшиеся на его заводе пользовались большой популярностью в России.
«Скульптура «Сеятель» (h-20 см) село Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, завод А.Г. Попова, 1860-70-е годы.
Образ сеятеля привлекал внимание многих мастеров фарфоровой пластики, примером чего являются скульптуры «Сеятель» (к. XIX в., Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера) и «Великоросс» из серии «Народности России» П. П. Каменского (1913, Императорский фарфоровый завод).
Сеятель, бросающий зерна в землю, стал в искусстве символическим образом крестьянского мужского труда. Это один из самых древних образов культурного героя. В народном сознании издавна бытовали традиционные представления о севе как символическом оплодотворении земли. К образу сеятеля обращались поэты и писатели, художники, скульпторы и др. Во многих художественных произведениях этот образ носил аллегорический характер, с отсылкой к евангельской «Притче о Сеятеле». Образ рассматривали в широком значении, связывали с идеей свободы, просвещения, бесконечности жизни. Эта тема повторялась в разных интерпретациях в искусстве на протяжении всего XIX - XX вв.
Эти статуэтки выполнены из бисквита (неглазурованный фарфор) и раскрашены полихромными матовыми красками. Их специально не покрывали глазурью. Отсутствие глянца, неяркие тона подчеркивала простоту и натуралистичность персонажей. Реализм представленных фигурок огромен; прототипами их были безымянные крестьяне, работавшие на предприятиях Гарднера и Попова.
Каждая скульптура – это маленькая зарисовка из жизни: крестьянская семья; мужик, пьющий воду, зачерпнутую из кадки; крестьянин с лукошком зерна - все эти простые люди запечатлены во время своих обычных повседневных житейских дел, естественные в жестах и без театральной позы. Безвестные художники создали маленькие шедевры, достойные восхищения и для своих современников и будущих поколений.
Корж А.А., хранитель фондовой коллекции «Керамика»
Прежде чем познакомиться с историей и содержанием данного клада, необходимо обратиться к определению, что такое клад? Этимологически слово “клад” происходит от слов «класть, складывать, валить, сваливать, помещать вещи лежмя».
Клад – это спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи, представляющие ценность для владельца. Этим он отличается от находки. Наибольшее количество кладов относится к временам народных бедствий, крупных исторических событий.
История обнаружения данного клада уходит в советское прошлое, в 80-е гг. ХХ в. По действовавшему в СССР законодательству, клад считался собственностью государства, поэтому обнаруживший его должен был сдать его финансовым органам. Сдатчик имел право получить вознаграждение в размере 25% стоимости ценностей, если обнаружение клада не явилось результатом раскопок или поисков, входивших в круг его служебных обязанностей. Присвоение клада считалось уголовным преступлением (УК РСФСР, Статья 97. Присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного государственного или общественного имущества ).
История данной находки укладывается в одну из классических схем обнаружения кладов и изложена в рукописной легенде нашедшего клад. Житель г. Таганрога, гражданин Н, на приусадебном участке дома, в центральной части города, во время земельных работ, на глубине один метр обнаружил эмалированную посудину. В ней находилась жестяная коробка с откидной крышкой, в которой хранились серебряные монеты, завернутые в уже истлевшую газету. Как правило, клады залегают на небольшой (20-25см) глубине и крайне редко обнаруживаются глубже (до 1 м и более). Если глубина залегания таганрогского клада указана достоверно, можно предположить, что обращаться к своим накоплениям владелец в скором времени не собирался. Уже с этого факта начинается разгадка тайны клада.
Далее, законопослушный гражданин заявил о находке в Ленинский РОВД (районный отдел внутренних дел, милиция) г. Таганрога. Была проведена государственная экспертиза и предварительная оценка клада специалистами финотдела Ленинского райисполкома, отдела культуры Таганрогского горисполкома, Таганрогского музея-заповедника. В акте экспертизы и предварительной оценки клада сказано: «…предварительная оценка клада составляет 5250 руб. Данный клад имеет историческое значение, как памятник, характеризующий эпоху расцвета новой экономической политики в первые годы советской власти в Таганроге». Решением комиссии клад передается на хранение в Таганрогский музей-заповедник» (1986 г.).
Окончательная оценка клада, содержащего драгметаллы, была проведена Юго-Восточной государственной инспекцией пробирного надзора (г. Харьков) и составила 5627 руб. 33 коп., исходя из которой, нашедшему клад была выплачена сумма 1406 руб. 58 коп., т.е. положенные по закону 25 процентов.
Клад насчитывает 576 монет, есть среди них и поддельная - советский полтинник 20-х гг. ХХ в.
По содержанию клад является смешанным. Преобладают монеты советского государства 1921, 1922 , 1924, 1925, 1926, 1927 годов – 542 ед., монеты Российской империи – 4 и монеты иностранной чеканки – 12 шт. Количественное преобладание монет советского периода, отчеканенных из серебра 900 пробы, отражает основной период накопления : 1921-1927 гг, но охватывает более длительный период, около 90 лет! Самая ранняя монета - 5 франков чеканки 1830 г. (Франция), а год сокрытия клада 1927.
В начале 1920-х годов денежная система СССР только начинала строиться. В ходу были преимущественно бумажные деньги, для размена которых требовались монеты. Именно поэтому в 1921 году был открыт Петроградский монетный двор, где и были отчеканены первые монеты СССР. Монеты чеканились на Петроградском (1921-1924 гг.), Ленинградском монетных дворах (с 1924 г.)
Количества разменной монеты, имевшегося в распоряжении монетного двора в январе 1924 года, явно не хватало для удовлетворения потребности денежного обращения. Декретом ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1924 г. «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца», Наркомфину (советское министерство финансов) предлагалось обеспечить серебряной монеты к январю 1925 года на сумму в 100 млн рублей. Потребность в ускоренной чеканке значительного количества разменных монет заставила СССР часть заказа разместить в Англии. Лондонский и Бирмингемский монетные дворы отчеканили серебряные полтинники и пятаки. Помещенные на монетах буквы обозначали инициалы начальника монетных пределов Томаса (Фомы) Росса. Все монеты из клада, отчеканенные в Англии, датированы 1924 годом. На рублях и полтинниках, отчеканенных на Монетном дворе в 1921 -1927 годах, в гуртовых надписях помещаются буквы АГ и ПЛ - это инициалы минцмейстеров* А.Ф. Гартмана и П.В. Латышева.
Серебряные рубли прекратили чеканить в 1924-м году, полтинники — в 1927-м, а мелочь достоинством 10, 15, 20 копеек — в 1931-м.
В состав клада вошли в незначительном количестве следующие монеты иностранной чеканки достоинством: 5 франков 1830 г., 1 франк 1888 г Франция; 5 курушей 1839 г. Турция; 1 драхма 1868 г. Греция; 1 марка 1890 г. и 1 марка 1908 г. Финляндия; 1 флорин 1890 г. Англия; 1 крона 1895 г. и 1 крона 1901 г. Австро-Венгрия; 1 марка 1907 г. Германия; 1/5 юаня (20 центов) 1900е гг. Китай (2). Они охватывают период с 30х гг. ХIХ в. до первого десятилетия ХХ в. включительно.
Известно, что Таганрог, до установления Советской власти, был заметным портом на юге Российской империи; его посещали большое количество иностранных торговых кораблей, значительное число жителей Таганрога были гражданами других стран, здесь даже находились постоянные представительства ряда государств. Естественно, иностранные монеты ХIХ – начала ХХ вв. не были здесь редкостью.
Что представляет собой клад в плане покупательной способности в 20-е гг. ХХ в., в плане «богатства»?
Обратимся к цифрам: по всей промышленности в 1925 году средняя заработная плата в месяц составила 46,4 руб., в 1926 г. – 52,5 руб., в 1927 г. - 56 руб. В ж-д транспорте - в 1924 -1926 гг. - 44 рубля, в 1925-1926 гг. - 72 рубля, в 1927 г. – 87.6 руб. Как помним, гражданин Корейко получал в месяц 43 рубля в тресте. Это была обычная средняя зарплата в 1927-28 годах. А вот инженер мог получать и 200 рублей. Директор завода в 1924 г. получал - 309,5 рубля, но директор - член партии только 187,9 руб. Для партийных был установлен партмаксимум - в 1924 г. - 175 рублей, в 1928 г. - 225 рублей в месяц.
В таганрогском кладе в сумме насчитывается 276 советских рублей, что составляет среднюю зарплату приблизительно за полгода. Можно предположить и накопление мелкого торговца. Однако. вопрос пока остается без ответа.
Таким образом, уважаемые читатели, мы убеждаемся, что монетный клад из фондов Таганрогского музея-заповедника - содержательный памятник, который является многоплановым объектом для научного исследования.
* Минцме́йстер (либо мюнцмейстер, нем. Münzmeister, от нем. Münze — монета, и нем. Meister — начальник, глава, на лат. monetarius) — название профессиональной принадлежности либо должности специалиста, связанного с производством монет.
Литература:
1. Рябцевич В.Н. "О чем рассказывают монеты". Минск. «Народная асвета». 1978. с.14 bwbooks.net.
2 . Л.А. Муравьева, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии. «Денежная реформа 1922 - 1924 годов.» Страницы истории. Журнал «Финансы и кредит» 4 (118) 2003. library.fa.ru
3 С.А. Головин «Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20е - 30е годы ХХ века». https://apotapov777.livejournal.com/
Разуваева С.Н., хранитель музейных предметов коллекции «Нумизматика»
«Книга – великая вещь,
пока человек умеет ею пользоваться»
А. Блок
В коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника хранится небольшая библиотечка уникальных детских изданий. Они стоят чинно в ряд в крохотном шкафчике, изготовленном специально для этих 12 очаровательных книжечек. Маленького формата, всего лишь 10 см в высоту и 7,5 см в ширину, они поражают ещё и великолепным оформлением переплётов, украшенных тиснением и позолоченным заголовком. Тематика изданий разнообразна: сказки, рассказы о путешествиях, сборники рассказов и стихотворений о детях русских писателей и поэтов, две книжечки Эмиля Золя: «Карапузик» и «Из писем с мельницы».
Эти миниатюрные книги, появившиеся в печати в период с 1882 по 1899 годы, являются изданиями магазина «Детское воспитание». Хозяйкой и душой этого уютного заведения была жена известного русского издателя Анатолия Ивановича Мамонтова, старшего брата знаменитого промышленника Саввы Мамонтова. По инициативе Марии Александровны в 1873 году был открыт первый в России специализированный магазин с книжным отделом и библиотекой этого направления. Сохранились вспоминания племянницы хозяйки магазина: «Это был очаровательный магазин, чего-чего там не было! Сама М. А. там всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так все было там красиво, забавно, столько у неё было вкуса и фантазии».
В магазине «Детское воспитание» была подготовлена целая серия книг «Библиотека Крошка». Для удобства хранения были придуманы небольшие шкафчики, удобные и компактные. Через стеклянную дверцу можно было полюбоваться разноцветными корешкам миниатюрных изданий и прочесть их названия.
Миниатюрные книги известны ещё с самой глубокой древности. Известно, что в I веке н.э. уже существовала миниатюрная рукопись знаменитой поэмы Гомера «Илиада». Эта рукопись была выполнена на настолько маленьком и тонком листе пергамена, что его можно было поместить в ореховую скорлупу.
Самой первой печатной миниатюрной книгой в России считают «Святцы», которую напечатал на Московском печатном дворе в 1639 году Василий Бурцов.
В 30 годы XVIII века появляются миниатюрные придворные календари, распространявшиеся в близкой императорскому дому среде. С 1868 г. придворный календарь издается министерством двора. В нем, кроме общекалендарных сведений, помещался придворный штат и информация, необходимая для лиц, посещающих императорский двор, в частности в нём печатался и список кавалеров всех российских орденов.
Подлинного расцвета издательство миниатюрных книг в России достигает в конце ХIХ века. Первое массовое издание книг-малышек в мягких обложках было налажено «Южно–русским книгоиздательством Ф.А. Иогансона». Оно выпустило более 300 наименований книг размером от 55x73 мм до 60x80 мм. Тираж многих книг достигал 5000 экземпляров.
Однако гордостью отечественной полиграфии является книжечка «Басни» И.А. Крылова размером с почтовую марку (22х28мм), изданная в 1855 году Экспедицией заготовления государственных бумаг. Для ее набора специально отливался шрифт из серебра. Этот шедевр, по свидетельству его исполнителей, был задуман и выполнен «дабы выказать степень нашего совершенства».
В начале XX в. в Российской империи стало выходить гораздо больше мини-книг благодаря таким издателям, как М. Шольц, А. Суворин и многих других. Особенно много вышло книг с произведениями А.С. Пушкина.
Выпуск миниатюрных книг фотомеханическим способом организовал варшавский издатель М. Шольц. В 1898 г. к 100-летнему юбилею А. Мицкевича его издательством была выпущена книга стихов поэта размером 19х29 мм. Для подарочного варианта были изготовлены серебряные футляры (наряду с обычным футляром из жести) в виде брелока на цепочке, с увеличительным стеклом и застёжкой. К 100-летнему юбилею А.С. Пушкина там же в 1899 г. вышли две книги — «Евгений Онегин» и «Все поэмы Пушкина». Размер книги поэм 17х26 мм, 268 страниц.
Большинство миниатюрных книг — отнюдь не дешёвые сувениры. Это серьёзные образцы искусства книгоиздания, в создании которых используются как старинные технологии, так и последние технологические достижения. Миниатюрные книги сегодня издаются во многих странах мира и охватывают огромную тематическую область — от литературы до кулинарии, от истории до науки. И как ценно, что в коллекции Таганрогского музея-заповедника сохранились книги, демонстрирующие зарождение и развитие массового издания миниатюрных образцов книгопечатания. Книги из библиотеки «Крошка» всегда привлекают внимание посетителей нашего музея своим необычным видом, как образец совершенного искусства мастеров печати и переплёта.
Покатилова Е.Г. хранитель фондовой коллекции «Редкая книга»
В таганрогском Литературном музее А.П. Чехова есть зал, посвященный студенческим годам писателя. Это был период, когда все для него только начиналось: знакомство с Москвой, учеба в университете, сотрудничество с массой тонких журналов и, конечно же, появление новых знакомых. Некоторые из них становились друзьями на всю жизнь. Свидетельством такой дружбы является висящий в зале пейзаж кисти И.И. Левитана «Окрестности Бабкина».
Во второй половине 1879 года Николай Чехов познакомил своего брата Антона с соучеником по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Исааком Левитаном. Антон и Исаак были ровесниками, только первый из них родился 17(29) января, а второй — 18 (30) августа.
У них было много общего. Оба приехали из провинции. Нелегкая юность, когда приходилось самим зарабатывать себе на жизнь: Исаак рисовал с фотографий портреты, Антон репетиторствовал, печатал небольшие рассказы и «мелочишки и в тех же изданиях, добывал заказы для брата Николая и Левитана. Оба молодых человека были красивы и обаятельны. Чехов писал, что он приедет, «красивый как Левитан», и, даже придумал словечко «левитанистый». Оба любили русскую природу. Несмотря на трудную жизнь, оба были веселы, неистощимы на шутки и розыгрыши.
В то время многие пейзажисты предпочитали изображать яркие пейзажи в итальянском стиле, а не «неказистые» отечественные. Писатель П.П. Гнедич, хорошо знавший обоих друзей, так отзывался о них: « <Левитан> был по духу родственным художнику, но и русскому из русских – Антону Павловичу Чехову. Любовь ко всему чахлому, худосочному, золотушному у обоих этих художников была общей. Один раз Чехов сказал мне: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыносимой прелестью, что оторваться нельзя, все бы смотрел да смотрел» («Из прошлого»).
В 1885 году Левитан окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, несмотря на похвалы знаменитых учителей, среди которых были Перов и Саврасов, несмотря на малую серебряную медаль, звание художника Левитан так и не получил. Постарались недоброжелатели, которые не желали, чтобы живописец, не русский по происхождению, прославлял русскую природу. Он получил диплом «учителя рисования».
Долгожданного звания не было, денег тоже. Левитан поселился в маленькой деревушке Максимовке, в доме гончара. Неподалеку, в Бабкино, в имении помещиков Киселевых, проводили лето Чеховы. Антон Павлович знал, что Левитану свойственно при жизненных неудачах впадать в депрессию. Опасаясь этого, он пригласил друга пожить в Бабкино, и Левитан провел там три замечательных лета, в 1885 - 1887 гг. Киселевы отвели художнику маленький флигелек, стены которого вскоре от пола до потолка покрылись этюдами.
А.П. Чехов сообщал 8 июня 1886 года еще одному своему другу Ф.О. Шехтелю: «Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть возможность приехать в Бабкино. У нас великолепно, птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуху и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просит, чтобы его написал Левитан».
Чехов и Левитан, в окружении таких же творческих и жизнерадостных людей, дурачились и сочиняли смешные сценки и экспромты. Отец хозяйки имения, П. Бегичев, был директором Императорских театров. В доме можно было найти чалмы, бухарские халаты и многое другое, необходимое для шуточных постановок.
Михаил Чехов вспоминал: «Иногда Антон дурил. Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина».
Иногда Чехов устраивали суд: «купца» Левитана судили за «тайное винокурение», а мещанина Николая Чехова — за хулиганское поведение. В качестве прокурора выступал Антон Павлович, в шитом золотом мундире. Он говорил обвинительную речь, которая заставляла всех помирать от хохота.
Левитан веселился от души. Но иногда в самый разгар веселья он уходил к себе — работать. В Бабкино его часто охватывало вдохновение, и он писал этюд за этюдом. Один из них был подарен другу Антону.
Художник с радостью возвращался в полюбившиеся ему места. Он писал Чехову: «Я не дождусь минуты увидеть опять это поэтическое Бабкино, о нем все мои мечты».
Шли годы, с ними росла известность гениальных друзей. 21 апреля (3 мая) 1891 года Антон Павлович писал сестре Марии Павловне из Парижа: «Русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами <...> Левитан король». А в 1895 году назвал художника в записной книжке лучшим русским пейзажистом».
В 1898 году И.И. Левитану было присвоено звание академика живописи. Он стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое в свое время окончил. Но голодное детство, тяжелые переживания сделали свое дело. Последние годы Исаак Ильич страдал от болезни сердца.
22 июля (4 августа) 1900 года И.И. Левитан скончался, немного недожив до сорока лет. Он обрел последнее пристанище недалеко от могилы А.П. Чехова.
А солнечные осенние пейзажи художника и искрящиеся весельем рассказы писателя согревают души людей, и хочется верить, будут согревать еще на протяжении многих поколений
С.н.с. Алферьева А.Г.
«Тридевять земель обошел, на дне морском побывал,
а ничего нет краше земли родной!»
из кинофильма «Садко» 1952 г.
Сказочные персонажи – одна из любимых тем, множество раз воспроизводимых талантливыми авторами советского фарфора и фаянса 1950-1970 гг. Очень распространёнными сюжетами скульптуры малых форм были герои народных сказок, былин, басен и других литературных жанров, знакомых многим с детства, которые и сегодня дарят яркие впечатления, погружают в приятные воспоминания прошлого.
В фондах Таганрогского музея-заповедника также хранятся изделия из керамики, созданные по мотивам сюжетов литературных произведений. Обратимся к одному из самых популярных героев русских былин - легендарному Садко, чьё имя широко представлено в литературе, изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Многие скульпторы обращали своё внимание на этого героя русского народного эпоса. Таганрогский музей-заповедник в своём собрании хранит две фаянсовые статуэтки: «Садко с гуслями» и «Садко и золотая рыбка». (Новгородская обл., Бронница завод «Возрождение», 1960-е гг.). Они поступили в фонды ТГЛИАМЗ в дар от Заслуженного работника культуры Тартановой Светланы Петровны, которая проработала в нашем музее более полувека.
|
|
Автор форм этих статуэток - Тамара Александровна Гаврилова (1924-1998), новгородский скульптор, педагог, художник-фарфорист.
В керамических фигурках передается содержание былины, где в начале повествования Садко - бедный гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Почему-то его перестают звать на пиршества, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией сказочной: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Гусляр после наставления морского царя отправляется биться с купцами «о велик заклад», утверждая, что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с ним несколько купцов заложили свои лавки с товарами, а бедный Садко - свою голову. С помощью морского царя герой трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым купцом. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение и пойти в услужение морского царя. Садко пришлось преодолеть множество выпавших на его долю испытаний. Но он смог вырваться из плена морского владыки, спасти свою дружину, отказавшись от богатств морского повелителя.
Исполнение статуэток носит обобщенный характер, без детальной проработки пластических элементов; красочная палитра декорируется в несколько ярких цветовых пятен и линий с доминантой белого цвета, что подчеркивает конструкцию формы и белизну материала. Эти черты декоративного минимализма - «красота в простом» - характерны для различных жанров искусства конца 1950-1960-х гг. Но эмоционально образные черты, одухотворённость героя былинного эпоса вполне раскрыты. С представленной малой пластикой: «Садко с гуслями» и «Садко поймавшего чудо-рыбу» (ещё один из вариантов названия). перекликаются и другие работы Т.А. Гавриловой датируемые 1960-ми гг., вдохновлённые русской былиной. В 1975 году мастер создала традиционную для Бронницкого завода скульптуру «Садко» с росписью голубой солью и кобальтом. Она одна из авторов знаменитой «синей посуды».
Фарфоровые и фаянсовые изделия с изображением Садко изготавливались практически на всех крупных отечественных предприятиях советского периода. Статуэтки, посвященные былинному герою, создавали в СССР скульпторы Б.Быструшкин, В. Щербина, В. Никулин, В. Ширина, Н. Малышева и многие другие.
С этими и другими предметами малой пластики из собрания Таганрогского музея-заповедника все желающие могут ознакомиться в зале открытого хранения «Декоративно-прикладное искусство» (ул. Октябрьская,9).
Корж А.А., хранитель фондовой коллекции «Керамика»
«…оправдал свое существование холодильный шкаф. Мама и Спиро извлекли из его недр невероятное количество провизии: нашпигованные чесноком бараньи ноги, омары и приготовленные мамой особые слойки с острым тушеным мясом и прочими вкусностями.»
Д. Даррелл «Филе из палтуса»
Как же приятно в летний зной открыть холодильник и достать что-нибудь холодненькое, освежающее! В наше время наличием холодильника никого не удивишь. Он есть в каждом жилом помещении. И, кажется, что этот бытовой предмет существовал всегда. Но …
Для хранения скоропортящихся продуктов людям издавна служил ледник – специальное помещение, которое в конце зимы – начале весны заполняли льдом. Холод в нём держался все теплое время года. Если ледник был вырыт прямо в доме (погреб в подполье), в нем было удобно держать не только продуктовые запасы, но и готовые кушанья и напитки, подаваемые к столу охлажденными.
Но даже при наличии погреба-ледника в доме, сооружали ещё и вместительный отдельно стоящий ледник. Ледник в виде сруба был и на подворье зажиточного крестьянина, и во дворе городского частного дома, и в боярской усадьбе.
«По левой стороне двора, прямо напротив ворот, тянулся ряд служб; тут были конюшни, денники, сараи, ледник, погреб и несколько амбаров» (Н.С. Лесков роман «Некуда», 1864 г.).
Сруб-ледник. Фото из открытых источников
А вот в Китае для хранения продуктов использовали небольшую емкость размером с вазу. Туда клали лед, снег и еду. Такой мини-холодильник можно было подавать прямо к столу, что было очень удобно. Об этой выдумке китайцев написал в своей «Книге чудес света» итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254-1324), после путешествия в Китай в начале XIV века.
И только в 1803-м году миру был представлен первый холодильник, подобный тем, что мы знаем сейчас. Создал его британец Томас Мур, который занимался поставками сливочного масла. Масло за время долгой доставки портилось. Тогда Мур сконструировал стальной ящик с несколькими отделениями. Конструкция была сложная. Ящик приходилось заворачивать в кроличьи шкуры и класть в бадью со льдом. Лед клали и во внутрь емкости.
Начиная с XVIII-XIX вв. холодильники-ледники заняли достойное место в кухонных помещениях развитых европейских стран и домах состоятельных жителей больших российских городов.
Вот как описан холодильник–ледник в рассказе Джеральда Даррелла (1925-1995, английского натуралиста и писателя) «Филе из палтуса».
«Холодильный шкаф, о котором шла речь, был предметом маминой гордости и радости. В те дни ни один загородный особняк не мог похвастаться электричеством (…) Полагая, что жить без холодильника негигиенично, мама не слишком уверенно изобразила на бумаге конструкцию холодильного шкафа вроде тех, какие девочкой видела у себя дома в Индии. Вручив этот чертеж Спиро, она спросила, не возьмется ли он изготовить нечто подобное (…) Прошло две недели, и вот однажды утром на дорожке перед домом показалась запряженная четверкой лошадей широкая повозка, на которой восседали шестеро мужчин. За спиной у них громоздился холодильный шкаф длиной сто восемьдесят, шириной сто двадцать и высотой сто двадцать сантиметров. Сколоченный из дюймовых досок, он был обшит цинком, с опилками между обшивками и досками. Понадобился не один час, чтобы втащить его в кладовую (…) Время от времени Спиро привозил из города на своей машине мокрые глыбы льда, которыми мы начиняли шкаф, и это позволяло нам подолгу хранить масло, яйца и молоко.»
Простому по конструкции предмету, который «работал» без сложных механизмов и электричества, необходим был лед. Спрос рождает предложение! Бизнес по заготовке, хранению, транспортировке и продаже льда для квартирных холодильников-ледников в XIX веке приносил хороший доход.
Кухня. «Белая дача» А.П. Чехова. Ледник. Любительские фото
В экспозиции «Дома-музея А.П.Чехова в Ялте», известном, как «Белая дача», представлены посетителям два холодильника-ледника (однодверный и двухдверный), ровесники дачи (1898-1899 гг.). В книжках с пометками сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, есть записи о покупке льда с горы Ай-Петри, который раз в неделю привозили татары: «Лед таял, охлаждая продукты внизу. Воду сливали».
В фондах нашего музея тоже хранятся два двухкамерных аналогичных чеховским холодильника-ледника. Они были приобретены музеем у таганрожцев в 1976 и 1979 г.
Холодильник-ледник из фондов ТГЛИАМЗ
К сожалению, ни на наших холодильниках, ни на ялтинских нет никаких опознавательных знаков о месте производства, дате и о фирмах-производителях. Вероятно, они были изготовлены по заказу мастерами кустарным способом (как описано в юмористическом рассказе Д. Даррелла), которые часто копировали предметы известных европейских фирм.
Но есть холодильники-ледники, на которых сохранились шильдики (или шильды – информационные таблички, которые применялись для этикетирования товаров фирменного изготовления).
Фото из открытых источников
На фото магазина Д. Цвернера на Невском, 48 в С-Петербурге, на втором этаже среди большого количества товара в третьем окне слева хорошо просматривается однодверный холодильник-ледник.
В Москве приобрести холодильник-ледник в конце XIX века и до революции 1917 года можно было в «Торговом доме «Мюр и Мерилиз» на Петровке (здание ЦУМа). Эта торговая фирма, созданная шотландцами в 1857 году, имела большой ассортимент товаров, кроме продуктов питания. Фирма продавала товары оптом, в розницу и с доставкой во все города России. (Аналог современного интернет-магазина!)
Чехов был постоянным покупателем магазина «Мюр и Мерилиз, муж его двоюродной сестры служил там приказчиком. Антон Павлович Чехов писал из Ялты: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров. (…) Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку».
Заказывал ли Антон Павлович у «Мерилиз» холодильник-ледник для собственных бытовых нужд нам не известно. Но любые свидетельства о жизни нашего великого земляка для нас поистине бесценны, а тем более вещи и предметы, которыми пользовался знаменитый писатель.
Холодильник - это поистине царь бытовой техники, генератор льда, кладовая вкусностей, предмет интерьера и источник хорошего настроения!
Мартиросова С.Ю. хранитель фондовой коллекции «Дерево»