К 134-й годовщине со дня рождения нашего земляка, выдающегося советского авиаконструктора Владимира Петлякова предлагаем вашему вниманию очерк Михаила Лысаченко и Валерия Макеева «Владимир Петляков – конструктор крылатых машин», любезно предоставленный ими (вместе с фотографиями) в распоряжение Таганрогского музея-заповедника.
Владимир Петляков – конструктор крылатых машин
Авиаконструктор Владимир Петляков, находившийся по ложному обвинению в заключении 2 года и 9 месяцев, был освобождён 27 июля 1940 года. Последние два года он и многие его коллеги содержались в ОКБ-29 НКВД, получившем неофициальное название «Туполевская шарага».
Итак, до начала Великой Отечественной войны оставалось меньше года. Эти 11 предвоенных месяцев в профессиональной деятельности Владимира Михайловича были необычайно напряжёнными, интенсивными.
Создание Пе-2: гонка со временем
В этот последний предвоенный год главному конструктору Петлякову была поручена доработка самолёта Пе-2 и его скорейшее внедрение в крупносерийное производство. Скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2 петляковская бригада разработала, ещё находясь за тюремными решётками ОКБ НКВД. Разработала не в короткий срок, а в кратчайший.
В октябре 1940 года Петляков назначается главным конструктором завода №39 на Центральном аэродроме в Москве, в феврале 1941-го – главным конструктором завода №22 в Филях. Над всеми ответственными довлели жесточайшие сроки и категорическое требование безусловного выполнения плана выпуска боевых самолётов. За результаты отвечали головой.
Это была гонка со временем. Ведь Европа уже представляла собой огромный театр военных действий. Нацистская Германия захватывала одну страну за другой. На границах Советского Союза с каждым месяцем становилось все тревожней.
14 марта 1941 года
В этот предгрозовой, предвоенный период у Владимира Петлякова был один день, о котором нужно рассказать особо.
Москва, раннее утро 14 марта 1941-го. В одной из квартир на Чкаловской улице, дом 25 (сегодня это Земляной вал у Курского вокзала) включено радио – передают последние известия.
Вот что вспоминает племянница В.М. Петлякова Раиса Александровна Киреева. Тогда ей было 11 лет, а в будущем она станет известным историком, доктором наук.
Надо сказать, что семья Киреевых многие годы жила под одной гостеприимной крышей с семьёй Петляковых. Владимир Михайлович, прекрасный семьянин, широкой души человек, всегда собирал вокруг себя родных, всем помогал. И вот что его племянница рассказывает:
«Мой папа, Александр Васильевич, был любителем радио, оно никогда у нас не выключалось. И вот 14 марта диктор зачитал правительственное сообщение о присуждении премии. Дело в том, что к 60-летию Сталина учредили ежегодную Сталинскую премию за выдающиеся достижения в области науки, техники и искусства. Это была очень престижная премия, и её на тот момент ещё никому не вручали.
И вдруг мой папа слышит, как объявляют о присуждении Сталинской премии первой степени Петлякову Владимиру Михайловичу, «главному конструктору авиазавода за разработку новой конструкции самолёта».
Мы с мамой и папой тут же ринулись к дяди Володе, он ещё спал, накануне пришёл очень поздно с работы. Моя мама, которая приходилась Владимиру Михайловичу родной сестрой, кричит ему: «Володя, Володя! Просыпайся, ты – лауреат!». Он спросонок: «Кто, кто я?». Никто же не знал про эту премию, да и слово «лауреат» ещё не употреблялось так широко. Мы говорим: «Только что по радио сообщили!».
Нужно напомнить, что Владимир Михайлович лишь недавно, восемь месяцев назад, вышел на свободу – и тут такое событие!
Дядя Володя, конечно, был взволнован. Захотел закурить, а папирос не оказалось. И он мне говорит: «Рая, сбегай в гастроном, купи папиросы». Я стремглав бросилась по лестнице вниз. Лифт в то время работал только на подъем, а жили мы на четвёртом этаже. Побежала в гастроном, располагавшийся на первом этаже нашего дома, купила пачку его любимого «Казбека», и бегом вернулась в квартиру. Даже лифтом не воспользовалась. Прибегаю, даю дяде Володе эту пачку. И он мне говорит: «Ну, ты быстрее самолёта!». Это мне показалось высшей похвалой! То был один из счастливых моментов в моей жизни».
Снимок лауреата
Дочь Петлякова Галина Владимировна вспоминала: «Вскоре к нам на Чкаловскую пришёл фотограф, чтобы сделать для журнала снимки сталинского лауреата в домашней обстановке.
Корреспондент долго выбирал интерьер, фон для кадра. Наконец, попросил отца встать у рояля. Так и сфотографировал его. Потом, когда папа увидел свою фотографию в журнале, как его рука картинно лежит на рояле, а сам он был похож на артиста, оперного певца, он шутливо сказал: «Ну, сейчас запою!».
Галина Владимировна до конца своих дней много делала для сохранения памяти об отце. Например, оказала большую помощь писателю Давиду Гаю в написании книги «Профиль крыла», посвящённой Петлякову. В 1981 году она приняла участие в презентации этой документальной повести в Московском Доме учёных на Пречистенке.
Важно сказать, что и для сына Владимира Михайловича – Михаила – отец был примером во всем. Михаил Владимирович тоже связал свою жизнь с авиацией, испытывал гражданские самолёты, удостоился Почётного звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Авиация – отрасль высоких технологий
Можно подсчитать, что в самом первом составе лауреатов Сталинской премии первой степени, присуждённой «за выдающиеся изобретения», около трети имён связано с авиационной промышленностью. Помимо В.М. Петлякова, это авиаконструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, Н.Н. Поликарпов, конструкторы авиамоторов А.А. Микулин, В.Я. Климов, конструктор стрелкового авиавооружения М.Е. Березин и другие.
Специалисты отрасли самолётостроения были и среди лауреатов второй и третьей степеней. Внимание Военно-Воздушному флоту в предвоенные годы было огромным, первостепенным.
Родные вспоминают, что, когда Владимир Михайлович вернулся из Кремля с рабочего совещания у Сталина, то они спросили о вожде: какой он? Ответ был кратким: «он задавал очень профессиональные вопросы». Награждение Сталинской премией означало безусловный, неоспоримый авторитет специалиста.
Итак, премия первой степени в денежном выражении – это 100 тысяч рублей при средней зарплате тех лет около 300 рублей. Известно, что Петляков не положил эту огромную сумму себе в карман. Он распределил её между своими сотрудниками, в том числе чертёжниками, которые не получили поощрения за создание пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Отдав деньги, Владимир Михайлович попросил своих коллег держать это в секрете, даже его семья не знала. О бескорыстном поступке своего руководителя сослуживцы рассказали жене Петлякова Марии Владимировне уже после его гибели.
В тревожном небе
Родные Владимира Михайловича многие десятилетия бережно хранят диплом лауреата первой степени. На этом уникальном историческом документе стоит подпись председателя Совнаркома СССР В.М. Молотова. А уже со следующего 1942 года дипломы подписывал И.В. Сталин, ставший к тому времени председателем Совета народных комиссаров.
Кстати, вскоре, уже через год, в мае 1942-го, Молотов полетит на петляковском Пе-8 в Великобританию и далее через Атлантический океан в США с промежуточными посадками в Исландии и Канаде. Маршрут пролегал через несколько фронтов, над оккупированными фашистами территориями. Это была секретная и рискованная дипломатическая миссия по вопросу открытия союзниками Второго фронта.
Командир экипажа четырёхмоторного стратегического бомбардировщика эстонец Эндель Карлович Пусэп был удостоен за этот успешный и (без всякого преувеличения) героический перелёт звания Героя Советского Союза. После войны он написал об этом в книге своих воспоминаний «Тревожное небо».
Особенности вручения Сталинской премии
Но вернёмся к премии. Почётный знак лауреата в виде медали в дополнение к диплому самым первым награждённым не вручался. В 1941 году такого знака ещё не существовало. Сталинские лауреаты стали получать его вместе с дипломом только с 1943 года. Вот почему на единственном фотопортрете В.М. Петлякова, где он изображён со всеми своими тремя орденами (снимок сделан в Казани 22 декабря 1941 года за три недели до гибели главного конструктора) мы не видим этого знака особого отличия.
Ещё одна особенность вручения самой первой премии. Если все последующие награждения были за работы предыдущего года (допустим, в 1944-м вручали за достижения в 1943-м), то в 1941 году награждали за работы сразу шести-семи предыдущих лет. Поэтому лауреатов, объявленных 14 марта 1941 года, было гораздо больше, чем при награждениях в последующие годы.
Но почему же в 1941 году премией имени Сталина наградили отличившихся за период с 1933-1934 по 1940 годы? Прямых документальных данных на этот счёт, судя по всему, нет. Но можно предположить…
Дело в том, что с 1925 года существовала ежегодная премия имени В.И. Ленина (как высшая форма поощрения граждан государством), и последний раз она вручалась за 1934 год. Но затем по непонятной причине награждения прекратились.
Говорят, что Сталин в 1936 году не вернул переданный ему на утверждение список очередных ленинских лауреатов за 1935 год. Напомнить ему об этом никто не решился. На следующий год ситуация с очередным списком повторилась. В результате, вручение премии им. В.И. Ленина было прекращено.
И только в 1941 году состоялось награждение лауреатов, но уже премией имени Сталина за заслуги последних шести-семи лет. Возможно, таким образом, СНК СССР компенсировал период, прошедший после последнего вручения премии им. В.И. Ленина.
Геройские экипажи петляковских самолётов
В этой связи нужно сказать ещё об одном факте. В 1934 году, когда вручение Ленинской премии фактически было приостановлено, союзный ЦИК установил звание Героя Советского Союза как высшую степень отличия, связанного с проявлением геройского подвига. Первые три награждения званием Героя Советского Союза – а это были лётчики – также косвенно связаны с именем В.М. Петлякова как авиаконструктора.
Первыми звания Героев 20 апреля 1934 года удостоились семь лётчиков, принимавших участие в спасении пассажиров и экипажа парохода «Челюскин» со льдины в Чукотском море. Звезду Героя Советского Союза под номером 1 получил Анатолий Ляпидевский, летавший на двухмоторном АНТ-4. В сложнейших метеорологических условиях он первым обнаружил лагерь челюскинцев.
Петляков руководил работами по созданию самолёта АНТ-4 в КБ Туполева. Это первый отечественный тяжёлый самолёт. В военном исполнении – ТБ-1, расшифровывается как тяжёлый бомбардировщик. Это первый в мире двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан, запущенный в серию.
Второе награждение званием Героя Советского Союза состоялось в сентябре того же 1934 года – его удостоился командир экипажа самолета АНТ-25 РД («Рекорд дальности») летчик-испытатель Михаил Громов. Его экипаж установил мировой рекорд дальности беспосадочного перелёта по замкнутой кривой на расстояние свыше 12 тыс. км (рекорд не был официально оформлен, так как Советский Союз ещё не входил в Международную авиационную федерацию). Громов стал восьмым Героем Советского Союза.
Для самолёта-рекордсмена АНТ-25 РД Петляков разработал (впервые в мировой авиации) крылья-бензобаки большого удлинения (крылья в 2,5 раза длиннее фюзеляжа). Уникальная конструкция крыла позволила увеличить долю горючего до 52% от взлётного веса машины, что чрезвычайно, критически важно при сверхдальних перелётах. Народный комиссар тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе назначил Петлякова техническим руководителем по подготовке АНТ-25 «РД» к рекордной миссии.
Именно на этом самолёте впервые в мире был осуществлён трансполярный перелёт. В 1937 году его совершил экипаж Валерия Чкалова на АНТ-25 РД «Сталинский маршрут»: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Но Золотую Звезду Героя Чкалов получил не за этот подвиг.
Третье присвоение звания Героя Советского Союза датируется июлем 1936 года. Кавалерами Золотой Звезды под номерами 9, 10 и 11 стали лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков. Чкаловский экипаж на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан на Дальний Восток, преодолев за 56 часов 9374 километра. Конечным пунктом рекордного маршрута стал остров Удд в Охотском море, переименованный в том же году в остров Чкалова.
Таким образом, В.М. Петляков имеет отношение ко всем трём первым постановлениям ЦИК Союза ССР о присвоении звания Героя Советского Союза. Самолёты, которые он создавал, составили славу советской авиации.
Россия окрылённая
Но вернёмся к Сталинской премии первой степени, вручённой В.М. Петлякову в 1941 году. Как уже было сказано, при награждении учитывались достижения последних шести-семи лет. О некоторых самолётах этого периода, в создании которых принял участие Владимир Михайлович, мы уже упомянули.
Назовём и другие машины, но прежде отметим, что большая часть его авиаконструкторской деятельности прошла в ЦАГИ – с 1921 по 1936 годы. ЦАГИ – Центральный Аэрогидродинамический институт, основанный отцом российской авиации Н.Е. Жуковским.
Работал Петляков под началом Андрея Николаевича Туполева – патриарха советского самолётостроения. И был правой рукой Туполева – как в вопросах конструкторской деятельности, так и в вопросах внедрения новых машин в серийное производство, что было очень значимо ввиду необходимости массового выпуска самолётов для нужд обороны страны. Петляков отвечал за проектирование всех крыльев туполевского КБ и за создание тяжёлых самолётов.
Одна из газет в 1970-х годах опубликовала статью о В.М. Петлякове под названием «Конструктор, который окрылил Россию». Окрылил! Сказано образно и одновременно точно – ведь это то, чем Владимир Михайлович профессионально занимался, создавая крылья лучших самолётов своего времени.
Конструктор-новатор
Да, это была стремительная эпоха зарождения и подъёма советской авиации: яркий период в развитии техники и инженерной науки, определивший судьбу всей страны, сравнимый разве что с началом космической эры 1950-1960-х годов. И на этом блистательном историческом фоне имя Петлякова стояло в ряду первых.
Владимир Михайлович хорошо знал, что происходит в мировой авиации. Был в командировках в США, во Франции, в 1937 году посетил знаменитый авиасалон Ля Бурже. И всегда находился на острие передовых разработок. Он был творцом выдающихся самолётов, лучших в мировом авиастроении.
Конечно, мы вспоминаем ТБ-3 – первый тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик стратегического назначения; в 1930-х годах он был основной ударной силой Военно-воздушных сил РККА. За этот самолёт в 1933 году Петляков удостоился ордена Ленина (№662).
Это гигант АНТ-20 «Максим Горький», созданный в 1934 году в КБ главного конструктора А.Н. Туполева – Петляков был ведущим конструктором. «Максим Горький» – самый крупный воздушный корабль своего времени: восемь моторов суммарной мощностью 7200 л. с., размах крыла 63 метра.
«Летающая крепость» Пе-8
Выдающимся по своим характеристикам являлся высотный скоростной бомбардировщик ТБ-7 дальнего действия, который Владимир Михайлович создавал уже будучи главным конструктором авиазавода. Первый полет состоялся в 1936 году.
После ареста Петлякова в октябре 1937 года дальнейшей доводкой самолёта и запуском в серийное производство занимался его ученик и заместитель Иосиф Фомич Незваль.
Этот самолёт стратегического назначения бомбил фашистский Берлин ещё в августе 1941 года, когда немецкие захватчики рвались к Москве. Самолёт новаторской конструкции мог взбираться на такую высоту, где был недоступен ни истребителям противника, ни зенитной артиллерии. Его называли «летающая крепость».
В 1942 году после гибели Петлякова постановлением Государственного комитета обороны (ГКО - высший государственный орган управления в период Великой Отечественной войны) ТБ-7 переименуют в честь его создателя в Пе-8.
Этот самолёт фактически ознаменовал собой переход от тихоходной авиации – к скоростной, от гофрированной обшивки – к гладкой. Точнее, не переход, а скачок: в те молодые для страны годы всё делалось в ускоренном темпе, энтузиазм и решимость были необычайными.
«Небесный танк» конструкции Петлякова
Конечно, имя Петлякова неразрывно связано с легендарным пикирующим бомбардировщиком Пе-2, прозванным «небесным танком». Главный конструктор В.М. Петляков создавал его вместе со своей бригадой, находясь в неволе, за тюремной решёткой конструкторской шараги системы НКВД (под кураторством Л.П. Берии). Создал в кратчайший срок, обеспечив крылатой машине превосходные лётно-тактические характеристики.
Серийное производство Пе-2 началось в конце 1940 года. По скорости и манёвренности бомбардировщик не уступал вражеским истребителям. И мог вылетать на боевое задание без истребительного сопровождения даже днём.
На авиазаводах Москвы и Казани
В формулировке постановления СНК Союза ССР о награждении В.М. Петлякова Сталинской премией обозначена его должность «главный конструктор авиационного завода». В этой должности Владимир Михайлович трудился на авиационных производствах в Москве и Казани, то есть, уже возглавляя самостоятельное КБ, вне системы ЦАГИ.
В 1936 году он назначается главным конструктором московского завода №156 Народного комиссариата тяжёлой промышленности. В октябре 1940 года В.М. Петляков становится главным конструктором столичного завода №39, в феврале 1941-го – главным конструктором авиазавода №22, где его и застала война.
Своей последней государственной награды – второго ордена Ленина – Петляков удостоился в сентябре 1941 года. А в октябре он успешно руководит эвакуацией завода №22 в Казань на территорию завода №124, где к тому времени уже действовала линия сборки другого петляковского бомбардировщика – ТБ-7.
Эти два предприятия объединяются, Владимир Михайлович становится главным конструктором авиационного завода, производившего столь необходимые фронту Пе-2. Сводка о выпуске самолётов ежедневно ложилась на стол Сталину.
Создатель самого массового бомбардировщика
В Казани Петляков проработает до своей трагической гибели менее четырёх месяцев. Но за это короткое время успеет поставить на поток выпуск фронтовых пикирующих бомбардировщиков – во многом благодаря применению конвейерной сборки по методу Генри Форда. С этим американским изобретателем и предпринимателем Владимир Михайлович встречался в 1929 году в Детройте, где знакомился с передовым автомобильным производством.
Самолёт Пе-2 Петляков изначально создавал как технологичную, ремонтопригодную машину, удобную в сборке, с возможностью быстрой замены не только отдельных деталей, но и целых узлов. Большая часть самолётов Пе-2 была выпущена именно в Казани – 11427 из общего числа 12322 (то есть, 9 из 10). Пе-2 стал самым массовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны.
В этой статье мы говорим о премиях, орденах и званиях. Это всё весьма значимо и достойно отдельного рассказа. Но, думается, лучшей наградой для себя конструктор крылатых машин Петляков считал нашу общую победу в войне с фашизмом. Победа, до которой он не дожил, но для которой сделал так много.
Справка
Владимир Михайлович Петляков родился 15 (27) июня 1891 года в селе Самбек (в семи километрах от Таганрога). Окончил Таганрогское среднее техническое училище, работал в железнодорожном депо Таганрога. Трагически погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года.
Многие годы семья Петляковых бережно хранит и собирает материалы, связанные с жизнью и деятельностью выдающего советского авиаконструктора. Самолёты его конструкции внесли большой вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Одним из результатов этой исследовательской работы стали большая выставка и торжественное мероприятие в Центральном музее Вооружённых Сил Российской Федерации в 2016 году, посвящённое 125-летию со дня рождения В.М. Петлякова. Впоследствии эта памятная выставка экспонировалась (частями) в МВТУ им. Н.Э. Баумана, в Центральном музее ВВС в Монино, на авиасалоне МАКС, а также в других городах – в Таганроге и в Казани. В том числе, в Таганрогском музее-заповеднике, а затем в МФЦ Таганрога была развёрнута выставка «Создатель крылатых машин».
Работа по увековечению памяти Владимира Петлякова продолжается.
#ТГЛИАМЗ #ВладимирПетляков #этоинтересно #ДонскиеМузеи #Таганрог #ИсторияТаганрога #новости #таганрогновости #память #япомню #ягоржусь #ВеликаяОтечественнаяВойна #ГОД_ЗАЩИТНИКА_ОТЕЧЕСТВА_2025 #Победа80
К разделу «Это интересно»