Вт - Вс: 10:00 - 18:00 Пн - выходной
В мире искусства кисть художника – не просто инструмент для нанесения краски на холст. Это продолжение его сердца, проводник его мыслей и чувств. Кисть отражает многогранность человеческой души, показывая её во всем великолепии, противоречивости и неповторимости. От робких намёков до смелых откровений, от нежных акварелей до экспрессивных мазков масла – каждый штрих рассказывает свою глубинную историю.
В фондах Таганрогского музея-заповедника хранятся два, казалось бы, совершенно не похожих друг на друга портрета, которые раскрывают перед нами личность советского художника-живописца, жившего в Таганроге, Эдуарда Антоновича Эдельмана (1904-1981): автопортрет мастера и работа его ученицы В.Е. Васищевой.
Чья же кисть точнее отражает правду о художнике: та, что наполнена самоанализом и беспощадной честностью, или та, что вдохновлена восхищением и стремлением к идеалу? Этот вопрос невольно возникает при взгляде на портреты Эдуарда Антоновича Эдельмана. Какую историю они готовы рассказать? В чем заключается неуловимая магия сходства, позволяющая безошибочно узнать мастера, и где пролегают границы между видением себя и отражением в глазах другого?
Автопортрет Эдельмана – это погружение в самоанализ. Здесь нет позы, нет попытки понравиться или произвести впечатление. Вместо этого – глубокое погружение во внутренний мир. Художник предстаёт перед нами в зрелом возрасте с усталым, но проницательным взглядом. Цветовая гамма сдержана, преобладают землистые оттенки, что создаёт ощущение спокойствия и сосредоточенности. Мы видим человека, увлечённого своим делом: фрагмент холста, едва намеченный слева, говорит о творческом процессе. Лицо написано с вниманием к деталям, подчёркнуты морщины, складки – свидетельства прожитых лет и жизненного опыта. В этом автопортрете Эдуард Антонович предстаёт перед нами таким, каким он был наедине с собой, без прикрас, без масок, обнажая перед нами свою суть в моменте глубокой внутренней работы.
Автопортрет художника Эдельмана, фанера, масло, 36 х 33 см, 1960 г. ТКМ КП-8775, Ж-444
Портрет кисти ученицы, напротив, – гимн учителю, сотканный из света и восхищения. В отличие от сурового автопортрета, здесь Эдуард Антонович предстаёт перед нами в ореоле обаяния и мудрости. Лицо озарено мягким светом, словно окутано теплом, а взгляд полон доброты и понимания. Ученица, словно стараясь запечатлеть не только внешнее сходство, но и душевные качества своего наставника, подчёркивает его лучшие черты, смягчает углы. В этом полотне нет места для сомнений и рефлексии – только искренняя любовь и благодарность, выраженные через цвет, форму и свет.
Портрет Э.А. Эдельмана, Васищева В.Е., картон, масло, 41 х 56,5 см, 1982 г. ТЛМ КП-1885, Ж-110
Итак – два портрета, два взгляда, один человек. Эти работы напоминают нам о том, как важна субъективность восприятия, как по-разному можно увидеть одного и того же человека, и как важно ценить каждый взгляд, каждый голос, каждую интерпретацию. Автопортрет Эдельмана – исследование себя, стремление к честности и самоанализу. Портрет, написанный ученицей, – выражение признательности и восхищения, попытка запечатлеть не только внешность, но и внутренние качества. Два разных подхода, две разные задачи, но одна цель – раскрыть перед нами личность художника, показать его во всей полноте и многогранности.
Так чья же кисть точнее отражает правду о художнике? Как вы уже догадались, невозможно дать однозначный ответ, так как обе работы по-своему правдивы.
Екатерина Клименко, хранитель фондовой коллекции «Живопись»
#ТГЛИАМЗ #фонды #музейнаяколлекция #живопись #Эдельман #Васищева #этоинтересно #ДонскиеМузеи #Таганрог #новости #таганрогновости
К разделу «Это интересно»