Это интересно

31.05.2023

«Детство – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе»

Детство подошло ко мне вплотную;

я чувствовал его всей кожей,

как только что чувствовал воду Черной речки…

В. Андреев

 

Детство – самый яркий, самый главный, самый важный и памятный этап в жизни каждого человека. Это время, когда «деревья были большими», булки вкуснее, сахар слаще, а жизнь текла медленно и все только еще начиналось. О детстве мы всегда вспоминаем с улыбкой на лице, ведь тогда ещё были молоды наши родители, мы гуляли дни на пролет, бегали на море или на речку, ходили в кино и походы, пили газировку и делили один стакан на всех, влюблялись, спорили, загадывали желания и просто мечтали…

О детстве написано много воспоминаний известных людей, а из литературных произведений в памяти сразу всплывают повести «Детство» Л.Н. Толстого и «пролетарского писателя» М. Горького. С таким же названием в 1930-е годы написал автобиографическую повесть Вадим Леонидович Андреев. И скорее всего об этой книги современному читателю мало что известно. А ведь сама повесть, как и жизнь её автора представляются весьма интересными.

1.jpg

В. Андреев Фото из открытых источников

Вадим, был первым, старшим сыном писателя Леонида Андреева. Он родился 25 декабря 1902 года и в совсем юном возрасте потерял мать. «Я не помню лица моей матери. Она умерла, когда мне не было и четырех лет. …нечеткие, источенные временем картины моего раннего детства лишены ее лица, ее глаз, ее волос. Но ощущение матери незримо присутствует во всех моих первых воспоминаниях» (цит. из повести «Детство»).

Семья Андреевых жила на Карельском перешейке, который при отделении Финляндии в 1918 отпал от России, так что Вадим Леонидович невольно оказался за границей и, никуда не выезжая, стал эмигрантом. После смерти отца в 1919 г., закончив в 1920 г. Гельсингфорсскую гимназию, записался добровольцем в русскую армию, отправлявшуюся вокруг Европы в Крым на помощь генералу Врангелю. Однако, не добравшись до Крыма, после долгих скитаний и поражения белой армии оказался среди эмигрантов в Константинополе. Некоторое время «белый эмигрант» жил в Болгарии, а в апреле 1922 г. переехал в Берлин.

Именно там, в Германии Вадим начинает свой творческий путь, причём начинает его как поэт. Следует заметить, что первые стихи Андреев писал, ещё будучи гимназистом, для русской газеты в Гельсингфорсе, но, оказавшись в Германии, он занялся поэзией всерьез и стал публиковать свои произведения в берлинской газете «Дни». Там как молодой поэт он встречался с Маяковским, Пастернаком, Бердяевым.

Осенью 1923 г. Андреев стал сотрудничать с выходившей в Берлине просоветской газетой «Накануне». Первый авторский сборник вышел в 1924 г. Став эмигрантом без эмиграции, Андреев не чувствовал внутреннего разрыва с Советской Россией, и не только потому, что родился в нашей стране, но и потому, что в ней жил его младший брат Даниил, связывавший его кровной нитью с рано ушедшей матерью Александрой Михайловной Андреевой (урождённой Велигорской), внучатой племянницей Тараса Григорьевича Шевченко. Он подал документы на восстановление себя в советском гражданстве, но ответ задерживался. Ситуация в Германии стремительно ухудшалась и Андреев уезжает в Париж. В 1925 г. Вадим Леонидович в Париже впервые встретился с Мариной Цветаевой. Постепенно их знакомство переросло в дружбу. Он был также хорошо знаком с Буниным, Ремизовым, Набоковым.

Во Франции Андреев женится на Ольге Черновой-Федоровой, приёмной дочери председателя Учредительного собрания России Виктора Чернова, у них рождается двое детей. Сын Александр (1937-2016) – переводчик-синхронист, владел тремя языками, служил в ЮНЕСКО. Считается, что именно он в 1968 г. вывез из СССР рукопись А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Дочь Ольга, в замужестве Андреева-Карлайл - художник, литератор, журналист, переводчик. Была первой, кто открыла Западу молодых поэтов Евтушенко, Вознесенского. В 1960 г. по поручению американских изданий брала интервью у Пастернака, Эренбурга, Шолохова.

Во Франции молодой поэт Вадим Андреев впервые обратился к прозе. С начала стали публиковаться рецензии на других авторов, потом были написаны рассказ и повесть «Детство», которая положила начало циклу автобиографических произведений.

Во время Второй мировой войны В. Андреев жил в деревне в оккупированной Франции, занимался сельским хозяйством, а к концу войны вступил в ряды Сопротивления, участвовал в боях. 15 декабря 1944 г. был арестован фашистами, отправлен в тюрьму Боярдвиль, затем партизаны добились его освобождения, обменяв на немецких военнопленных. С 1945 г. стал член Союза советских патриотов, за что был исключён из парижского Союза русских писателей и журналистов.

После войны в 1948 г. сбылась мечта Вадима Леонидовича, он получил советское гражданство, однако в Советский Союз не переселился, хотя неоднократно бывал там, начиная с 1957 года. С 1960-х произведения Андреева начали появляться в СССР. Журналы «Звезда» и «Нева» опубликовали подборки его стихов, но в основном на родине Андреев стал известен как прозаик. Последние годы жил в США, работал в ООН. Скончался в Женеве, откуда его прах был перенесен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Род Андреевых уникальный, талантливый, неординарный. Читая о жизненном пути его представителей, понимаешь, что именно на таких людях, даже несмотря на то, что многие из них покинули Россию, и держится Земля русская, Род Человеческий.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919), отец Вадима Андреева — русский писатель и драматург, представитель серебряного века русской литературы. Был дружен с М. Горьким, художником И. Репиным, его произведения высоко оценивали Рерих, Блок, Чехов и многие другие.

Даниил Леонидович Андреев (1906-1959), брат Вадима Андреева - русский и советский поэт, писатель, философ, автор мистического сочинения «Роза Мира». Стал жертвой сталинских репрессий, 10 лет прожил в заключении, был реабилитирован. В 1957 г. братья встретились друг с другом после 40 с лишним лет разлуки.

Не менее талантливы были и дети Леонида Андреева от второго брака, сводные братья и сестра Вадима Леонидовича. Савва Леонидович (1909-1970) — художник (ученик И. Репина), артист балета (его педагогом был М. Фокин). Вера Леонидовна (1910—1986) — прозаик, мемуарист, единственная дочь писателя, вернулась в Россию в 1960 г., жила в г. Орле. Она автор книг «Дом на Черной Речке» и «Эхо прошедшего». Ее рассказы и статьи печатались в «Литературной газете» и «Орловской правде». Похоронена Вера Андреева в Переделкино рядом с могилой Б. Пастернака. Валентин Леонидовна (1912—1988) — художник, хореограф, литератор, переводчик. Леонид Андреев назвал своего младшего сына в честь близкого друга — художника Валентина Серова. Он окончил школу декоративных искусств в Париже, писал пейзажи, рисовал портреты деятелей русской культуры в эмиграции (С.М. Лифаря, А.М. Ремизова, Б.К. Зайцева). Валентин Андреев был хранителем вывезенного за рубеж архива отца, который ныне хранится в Русском архиве г. Лидса в Великобритании. Все они любили Россию, почитали Родину своего отца.

Приезд Вадима Леонидовича Андреева в Советский Союз стал большим событием и для него, и для его сына Александра: «Я тогда верил в существование далекой, почти идеальной страны... И вот в июле 1957-го — событие, ради которого меня воспитывали: я впервые еду с родителями в Россию. Мы плыли из Лондона теплоходом «Молотов». Обратно он уже шел под другим именем — «Балтика», так как мы прибыли в ленинградскую гавань как раз в день разоблачения антипартийной группы во главе с этим деятелем. Я сразу, с первых минут, почувствовал: что-то не так, причем фундаментально не так. Поразили царившие там грубость, мещанство, страшный конформизм. Однако я все-таки нашел то, что соответствовало моим детским представлениям о России, моей любви к ней. Ленинград — город моего отца, где он не был 40 лет. Мы ходили по улицам, связанным с его юностью, которые он хорошо помнил. Было чувство откровения, диалога с городом... Большое впечатление произвела встреча с Чуковским — другом моего деда. Отец передал тогда Корнею Ивановичу рукопись своей книги «Детство», которая вышла потом в Москве при его содействии. Вадиму было лет 15, когда они подружились. А для меня Чуковский был мостиком между миром деда и современностью. Я очень его любил» (из интервью А.В. Андреева 1997 г.).

Повесть В. Андреева «Детство» была очень популярна в СССР в 1960-х гг. Она стала настольной книгой многих советских писателей, деятелей культуры, простых граждан.

В фондовой коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника хранятся две книги Вадима Андреева. Одна из них 1963 г. издания принадлежала известному детскому писателю Ивана Дмитриевича Василенко и попала в музей из его личной библиотеки.

2.jpg

Книга В. Андреева «Детство» (личная библиотеки И.Д. Василенко)

Из фондов ТГЛИАМЗ

Вторая из книг 1966 г. издания принадлежала нашей таганроженке, члену союза писателей СССР, поэтессе Наталье Владимировне Образцовой.

3.jpg

Книга В. Андреева «Детство» (личная библиотеки Н.В. Образцовой)

Из фондов ТГЛИАМЗ

Ей эту книгу подарила в 1967 г. подруга (Е.Л. Покровская), с которой они провели некоторое время в Москве. Удивительно, но спустя годы, в 1976 г. Наталья Владимировна бережно вырезала заметку «Памяти Вадима Андреева» из «Литературной газеты» и вложила её в книгу, которую, по всей вероятности, читала не один раз, и которая так запала ей в душу, что, узнав о смерти писателя, она посчитала необходимым вложить заметку в любимую книгу.

 Рекомендую всем любителям русской литературы обратить внимание на повесть Вадима Андреева «Детство». Такие книги нужно и должно читать, особенно сейчас в наше трудное и сложное время. Детство у каждого свое, но воспоминания о нём общие!

Зеленская Т.В., главный хранитель фондов ТГЛИАМЗ

               

P.S. Отзыв о книге из сети Интернет: Книга, которая заинтересует только таких же безумных андреевских фанатов, как я. Но как же она хороша. Ни одна, даже самая хорошая биография, не даст таких эмоций, как живые воспоминания. И чем больше их от разных людей, тем живее портрет того, кого так жадно хочется знать. В этом плане "Детство" - настоящий клад, открывающий Андреева с новой для читателя сторон: Андреев-сын, Андреев-отец. Он уже не просто метущийся гений, полный черноты и сомнений, каким его видит Горький (которого мы тоже встречаем на этих страницах), но и любящий член большой и сложной семьи. Лично для меня эта книга - сокровище. Сокровище, делающее любимого автора живым и прекрасным. Он так живо и горячо описан, что чувствуешь его каждой частичкой души, проникаешься чувством благоговения сына к отцу. Читаешь и думаешь, да, кажется и вправду он бессмертен. Пускай время не сохранило почти ничего из мест, описанных в этих воспоминаниях, они сами увековечили андреевские места. Если отступить от ветки фанатских рассуждений, то книга еще неплохо поднимает вопрос слепого восхищения своими родителями. Если у вас есть такая особенность, приятно узнать, что ты не один».

21.04.2023

«Есть одна планета...» 22 апреля - День Земли

22 апреля - День Земли. Впервые День Земли отметили в 1970-м в США.

Удивительно, но ещё задолго до движения экологов в США, в СССР зародилась традиция проведения весенних субботников, когда все советские граждане от мала до велика выходили на уборку улиц, дворов, школ, парков, детских площадок, заводских территорий. В этот акции не было идеи защиты природы, т.е. экологической составляющей, но была социальная потребность привести города и поселки нашей страны в чистоту, сделать их красивее. Люди сажали деревья, разбивали клумбы, лично создавая облик своих городов.

Советская традиция коммунистических субботников появилась весной 1919 года. На заре советской власти это общественное явление, в общем-то, возникло стихийно – на фоне революционного энтузиазма трудящихся.

Важно, что инициатива проведения такого субботника исходила, что называется, «снизу». Инициатором акции стал бригадир слесарей депо «Москва – Сортировочная» коммунист Иван Бураков. После трудового дня группа рабочих вернулась в цех для того, чтобы отремонтировать паровозы. В том субботнике участвовали всего 15 человек, но за ночь им удалось отремонтировать три паровоза. Уже вскоре примеру его бригады последовали другие железнодорожники – первый массовый субботник на Московско-Казанской железной дороге состоялся буквально через месяц и собрал уже более двухсот рабочих. Именно этому событию В.И. Ленин посвятил свою знаменитую статью «Великий почин».

На IX Съезде РКП(б), который состоялся спустя год после проведения первых субботников, было принято решение: «Превратить международный пролетарский праздник 1 Мая в грандиозный Всероссийский субботник».

1.jpg

Плакат "1-е Мая - всероссийский субботник" 1920 г.

(из фондов ТГЛИАМЗ)

И действительно, субботник прошёл по всей стране: в общей сложности в нём приняло участие около 15 миллионов человек. Демонстрируя личный пример, на Всероссийском субботнике работали первые лица Советского государства: в том числе Владимир Ленин и «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Сюжет «Ленин и бревно» прочно вошел в культуру советского времени.

2.jpg

Виктор Иванов. Владимир Ленин на субботнике в Кремле. 1964

Музей В.И. Ленина, Москва (изображение из открытых источников Интернет)

К 1930-м годам субботники стали обязательными для всех советских граждан. «Праздники освобожденного труда» проходили несколько раз в год. Главными были Всесоюзные ленинские коммунистические субботники, которые проводили в честь дня рождения вождя 22 апреля.

 3.jpg
   4.jpg
Учащиеся школы №12 на субботнике                                              Железнодорожники на субботнике.

по благоустройству города.                                                                 г. Таганрог, 1977 г.

1960-е гг. (из фондов ТГЛИАМЗ)                                                          (из фондов ТГЛИАМЗ)

Такой порядок проведения субботников сохранялся до конца советской эпохи. На заводах рабочие вставали за станки или приводили в порядок территорию предприятий, школьники и студенты убирали во дворах школ и университетских скверах. А потом целыми семьями выходили на участки вокруг своих домов: красили заборы, обустраивали клумбы, ремонтировали детские площадки.

 5.jpg    6.jpg

Работницы завода игрушек "Искра"                               Посадка ковровых цветников у школы им. А.П. Чехова,

во время коммунистического субботника.                                  трест зеленого хозяйства. 1956 г.

1970-е гг. (из фондов ТГЛИАМЗ)                                                      (из фондов ТГЛИАМЗ)

Сегодня же «субботниками» чаще называют традиционные весенние выходы на совместную уборку территории. Но как же замечательно, когда люди все вместе делают общее дело на благо самих себя. Ведь как говорил наш великий земляк А.П. Чехов «Если бы каждый человек на своем клочке земли сделал все, что он может, то как бы прекрасна была земля наша Земля…».

В День Земли по всей планете звучит Колокол мира — символ мирной жизни и солидарности народов. 22 апреля звук колокола призывает людей на планете приложить больше усилий к защите мира и сохранению экологии. В России Колокол мира, который звучит в День Земли, установлен в 2009-м на территории музея Николая Рериха в Новосибирске.

Зеленская Т.В., главный хранитель фондов ТГЛИАМЗ



 

24.03.2023

«Слово не воробей – вылетит не поймаешь» или Куда делась мебель из квартиры Фаины Раневской?

На российском телевизионном канале НТВ еженедельно выходит передача «Однажды». Тележурнал «Однажды» - авторский проект телеведущего, продюсера и актера Сергея Майорова. В своих авторских программах он рассказывает занимательные истории об известных людях или выдающихся событиях прошлого и настоящего. В эфире передачи от 05.03.2023 отдельный сюжет был посвящен легендарной актрисе театра и кино Фаине Георгиевне Раневской, уроженке города Таганрога.

В сюжете про актрису прозвучали такие фразы: «Елена Камбурова призналась, что вынесла из квартиры Фаины Раневской почти всю развалившуюся мебель», «Куда делась мебель из квартиры?», «Остались три главных предмета её жизни: тахта в выбоинах с подушечками, комод и журнальный столик «с Пушкиным». Конечно, суть сюжета не в этом. Но складывается впечатление, что советская актриса, лауреат трёх Сталинских премий, Кавалер ордена Ленина, всеми почитаемый и уважаемый человек жила настолько скромно и аскетично, что после её смерти почти ничего не осталось. На самом деле это, конечно, не так и этот вопрос требует некоторых уточнений.

Все прекрасно знают, что Фанни Гиршевна Фельдман, т.е. Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская, родилась 15(27) августа 1896 года в Таганроге в семье владельца химической фабрики по производству сухих красок, нескольких домов, складов, магазинов, парохода «Святой Николай», старосты синагоги и председателя еврейского благотворительного общества Гирши Фельдмана. Но, увлеченная театром девушка, мечтавшая о большой сцене, в 15 лет с небольшим чемоданчиком уезжает в Москву, чтобы никогда уже не вернуться ни в отчий дом на ул. Николаевской, д. 12 (сейчас это ул. Фрунзе, д. 10), ни в родной город писателя А.П. Чехова, которого так «обожала» её мать Милька Рафаиловна.

После известия о кончине легендарной актрисы 19 июля 1984 года Таганрогский горисполком принимает решение о создании в Таганроге музея Народной артистки СССР Раневской Ф.Г. По этому случаю главного хранителя Таганрогского музея-заповедника Тартанову Светлану Петровну командировали для отбора мебели и предметов быта из квартиры Фаины Георгиевны в Москве. По акту приемки музейных предметов на закупку и постоянное хранение от 12 декабря 1984 года было приобретено у Сухоцкой Нины Станиславовны 103 предмета.

Нина Станиславовна и Фаина Георгиевна, познакомившись на съёмках фильма Михаила Ромма «Пышка» в 1934 году, стали подругами на 50 лет. После кончины, имуществом Раневской распоряжалась Сухоцкая.

Но, несмотря на то, что мечта о создании музея «Дома Ф.Г.Раневской» из-за многих временных обстоятельств никак не может осуществиться, все предметы мебели (а их немного немало 30 единиц хранения), книги, посуда, фотографии, награды и документы, предметы одежды находятся в бережном хранении сотрудников отдела фондов музея-заповедника, а так же демонстрируются в залах экспозиций и открытого хранения, на тематических мероприятиях и обменных межмузейных выставочных проектах.

IMG_8367.JPG IMG_8385.JPG

Кресло мягкое (принадлежало Ф.Г.Раневской)..JPGТЛИАМЗ_ОФ_9495-4.JPG

ТЛИАМЗ_ОФ_9498.JPG

Мартиросова С. Ю., хранитель коллекции «Дерево» ТГЛИАМЗ

Вся его жизнь была посвящена музыке и педагогике
03.02.2023

Вся его жизнь была посвящена музыке и педагогике

2023 год - год педагога и наставника в России

«Все мы знаем, сколь велика роль музыки в нашей жизни, но далеко не все представляют себе, как по-разному сами музыканты относятся к своей профессии. Для одних она – род занятий, ремесло, способ добычи средств к существованию; для других – смысл жизни, главная, хотя и не единственная цель»

                  (Столяр И.З. (1952-2010), музыкант, педагог)

1, Доцент Гировский Е.Ф. с ученицей музыкального училища г.Таганрога, 1960е гг.jpg

Доцент Гировский Е.Ф.с ученицей

г. Таганрог, 1960-е гг.

(фото из фондов ТГЛИАМЗ)

25 января 2023 г. исполнилось 50 лет со дня смерти Евгения Федоровича Гировского – пианиста, композитора, музыковеда и педагога. Это был удивительно работоспособный человек, увлеченный идеей научить детей слушать музыку, понимать музыку, жить с музыкой…

Родился Е.Ф. Гировский в семье школьного учителя в 1891 году в Петербурге. Начал работать с 15-ти лет, давая уроки по общеобразовательным, а затем по музыкальным предметам. В 1918 году окончил Петроградскую консерваторию с дипломом на звание свободного художника по специальности фортепиано.

2.jpg

Копия свидетельства об окончании консерватории. 1918 г. (из фондов ТГЛИАМЗ)

Учителем и музыкальным наставником Евгения Федоровича была Мария Николаевна Баринова (1878-1956), известная в начале ХХ века пианистка, в последствии уважаемый педагог-новатор, разработавшая свой курс методики обучения игре на фортепиано, в котором важная роль отводилась истории и теории фортепианного искусства, анализу исторического стиля и формы музыкального произведения. Баринова, как педагог с высоким авторитетом, развивала творческую инициативу учеников, их природные музыкальные данные.

Во время учебы в консерватории Е.Ф. Гировский серьёзно увлекся сочинениями А.Н. Скрябина, распространению творчества которого способствовала М.Н. Баринова, включая его произведения в концертные программы своих учеников. Евгений Федорович удостоился чести быть лично представленным композитору. Воспоминания о Скрябине-пианисте, написанные Гировским, хранятся в Российской национальной библиотеке. К сожалению, сохранить афиши и программы выступлений любимого композитора Евгению Федоровичу не удалось: помешала война, блокада, переезды…

Официальный педагогический стаж Е.Ф. Гировскогого берет начало с 1917 года: до 1924 года преподавал в различных музыкальных учебных заведениях Петрограда, потом был приглашен в Ростов-на-Дону на должность профессора в музыкальное училище. А с 1935 года начал преподавать в Таганрогском музыкальном училище по совместительству. В 1937 году прошел конкурс на должность профессора консерватории в г. Свердловске (сейчас Екатеринбург). В 1940 году, по предложению Управления по делам искусств при Ленгорисполкоме, вернулся в родной Ленинград для работы в Музыкально-педагогическом институте, в Музыкальном училище им. М. П. Мусоргского и в детской музыкальной школе Василеостровского района. В 1942 году был эвакуирован сначала в Усть-Каменогорск (Казахская ССР), затем в Махач-Калу (Дагестан), где работал преподавателем в музыкальных учебных заведения, руководил драматическим театром, филармонией.

С 1946 по 1957 год Е.Ф. Гировский служил в Алма-Атинской консерватории, совмещая должности заместителя директора по учебной и научной работе и заведующего кафедрой специального фортепиано.

3. Гировский среди уч-ся Музыкального техникума г. Ростова-на-Дону, 10.06.1926 г..jpg

Музыкальный техникум    г. Ростова-на-Дону, 10.06.1926 г.

(фото из фондов ТГЛИАМЗ)     

Где бы не пришлось побывать Евгению Федоровичу, везде с педагогической работой совмещались не только административно-методические обязанности, но и его организаторские способности. Так, например, в Ростове-на-Дону и Таганроге он был заведующим учебной частью, а в эвакуации занимал должность директора, в Ростове-на-Дону организовал кружки по повышению квалификации педагогов, а в Таганроге принимал участие в организации городского Музыкального училища им. Глазунова (1935 г.), в Усть-Каменогорске «увидел огромный рост в экономическом отношении города, что настоятельно потребовало и роста его в культурном отношении» и убедил местных руководителей в необходимости организации Детской музыкальной школы. На базе школы были открыты курсы для взрослых. По воспоминаниям современников, сюда приходили учиться целыми семьями.

В коллекции «Дерево» Таганрогского музея-заповедника хранится альбом для фото, подаренный благодарными студентами своему любимому педагогу.

   4. Альбом для фото, Вьетнам (Китай), нач 1950-х гг.JPG

Альбом для фото  Вьетнам (Китай?). Нач. 1950-х гг.

В 1957 году Евгений Федорович переезжает в г. Сухуми. Этот переезд был необходим из-за состояния здоровья его жены Ольги Ильиничны. Среди его учеников в музыкальном училище Сухуми были абхазцы, грузины, армяне, греки, русские, украинцы. В этот период его педагогическая деятельность имела хорошие результаты: подавляющее большинство занимавшихся в этот время у Евгения Федоровича поступили в консерватории Москвы, Тбилиси, Баку, Киева и Харькова.

5. Гировский среди уч-ся Музыкального училища г. Сухуми, 1960 г.jpg

Музыкальное училище г. Сухуми, 1960 г (фото из фондов ТГЛИАМЗ)

С 1961 года Евгений Федорович окончательно поселился в Таганроге, родном городе своей жены – Ольги Ильиничны (в девичестве – Михайлопуло). Был приглашен на работу в Таганрогский педагогический институт. Он активно поддержал идею, и лично принимал участие в создании музыкально-педагогического факультета. С 1963 года Е.Ф. Гировский вошел в состав преподавателей кафедры нового факультета на более чем 10 лет.

Параллельно с педагогической и административной работой в его жизни присутствовала и концертная деятельность, которую он начал ещё в 1916 года, будучи иллюстратором исторических концертов-лекций профессора М.Н. Бариновой при Петроградской консерватории. С тех пор Евгений Федорович принимал участие в многочисленных сборных концертах, был солистом в симфонических вечерах, участвовал в популярных тогда музыкальных передачах на радио. Как исполнитель, выступал во многих городах Советского Союза.

В его научно-просветительской деятельности присутствовало публичное чтение лекций по истории музыки, истории и теории пианизма (пианизм — искусство игры на фортепиано). В начале Великой Отечественной войны в Ленинграде до эвакуации работал лектором-экскурсоводом на выставке «Борьба советского народа против германского фашизма». Был организатором лекций-концертов по обслуживанию действующей Красной Армии. В период эвакуации им были организованы музыкальные лектории в Алма-Ате и Махач-Кале. Читал лекции о музыке везде: на производствах, в детских домах, приютах. Его лекции рассказывали о Чайковском, Скрябине. В 1964-65 учебном году в Таганрогском музыкальном училище к 150-летию поэта М.Ю. Лермонтова состоялся юбилейный концерт и лекция Е.Ф. Гировского «Лермонтов и музыка». Принимал участие в Ломоносовских чтениях Таганрогского радиотехнического института, а также выступал с докладом «Музыкальные формы в творчестве А. П. Чехова» на городских Чеховских чтениях. И все это уже в весьма преклонном возрасте.

            Евгений Федорович внес большой вклад в теорию обучения музыке, игре на музыкальных инструментах. Им было написано 64 научные работы по различным музыкально-историческим и методическим вопросам. Его опыт, новые разработки, предложения нашли свое отражение не только в современных исследованиях по теории обучения музыке, докладах и диссертациях, но, главное, имели превосходные практические результаты.

Е.Ф. Гировским было создано 34 музыкальных композиции, среди которых наиболее крупные: «Квартет на Дагестанские темы», «Трио для фортепиано, скрипки и виолончели» и «Вокальные и фортепианные циклы». За 12 лет проживания в Таганроге было дано 3 больших концерта по произведениям Евгения Федоровича.

И это только малая часть его содержательной жизни, которая могла бы стать примером для подражания современному молодому человеку.

Евгений Федорович Гировский прожил долгую, активную, наполненную творчеством жизнь. Обладая общительным характером, неугомонной натурой, еще многое мог бы сделать, передать, научить…

В Таганрогском музее-заповеднике бережно хранится целый комплекс предметов из семьи Е.Ф. Гировского, переданных после смерти его женой Ольгой Ильиничной. Среди них фото, документы, дирижерская палочка, радио, письменный стол, стул, предметы одежды и другие личные вещи, характеризующие не только личность композитора, но и время, с которым у многих из нас связны лучшие годы детства, юности, молодости.

6.jpg

Мартиросова С.Ю. хранитель коллекции «Дерево» ТГЛИАМЗ


25.01.2023

К 163-летию А.П. Чехова. «Расположение хороших людей делает честь и повышает нас в собственном мнении!»

(Письмо А.П. Чехова М.Е. Чехову от 31 января 1885 г.

Из собрания Таганрогского музея-заповедника).

Фото 1.jpg

Во многих письмах А.П. Чехова к своим знакомым, коллегам содержатся просьбы прислать ему книги. Личную библиотеку Антон Павлович начал собирать еще в студенческие годы и продолжал ее пополнять до последних дней. Чего в ней только не было! Романы и стихи известных и начинающих авторов, труды по медицине, истории, географии, юриспруденции, садоводству, архитектуре. Собирание доставляло Чехову большую радость.

Также в письмах Антон Павлович часто выражал благодарность авторам за уже полученные книги, и особенно за автографы и дарственные надписи в этих книгах, ведь как отмечал Чехов «с автографом книга, особливо в провинции ценится в 100 раз дороже». Сейчас часть этих книг хранится в коллекции «Чеховский фонд» Таганрогского музея-заповедника.

С началом литературной деятельности А.П. Чехова росли его личные и общественные связи, чему писатель был, безусловно, рад. Письмо Антона Павловича, бережно хранящееся в фондах музея, подтверждает это.

Фото 2.png

1 апреля 1888 г. Чехов писал своему двоюродному брату Георгию Митрофановичу Чехову: «Вообще говоря, моя литературная деятельность дала мне в последнее время немало хороших знакомств. Столько приходится видеть прекрасных людей и семей, что душа радуется». В этом же письме он сообщает: «Я недавно вернулся из Питера. Жил там у Суворина; с ним и с его семьей я в отличнейших отношениях. Семья почтенная и симпатичная…».

Одна из книг музейного собрания личной библиотеки А.П. Чехова принадлежит вышеупомянутому Алексею Сергеевичу Суворину («Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и заметок Незнакомца», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1875 г.) и вызывает особый интерес. Почему?

В данной книге имеется не только автограф и дарственная надпись автора. На книге своего близкого товарища Антон Павлович собственноручно написал маленькую историю о том, как она попала к нему. Так предмет из прошлого становится реальностью. Открыв книгу, мы становимся свидетелями общения двух хороших знакомых, двух литераторов А.П. Чехова и А.С. Суворина, прогуливающихся по улицам Северной столицы, а их образы предстают перед нами со всей своей убедительностью.

«Эта книга имеет свою историю. Как то зимою я и А.С. Суворин шли по Малой Итальянской ул. Мы говорили о прошлом, когда он писал под псевдонимом Незнакомца и считался лучшим фельетонистом… Я спросил его:

- Отчего бы вам не подарить мне эту книгу. У меня ее нет.

Он сказал, что у него тоже нет, но что вот можно спросить у букиниста. Выйдя на Литейную, мы зашли к букинисту. На мое счастье нашелся один экземпляр…»

Фото 3.jpg

Именно с А.С. Сувориным в марте 1891 года А.П. Чехов впервые отправился в путешествие по Европе. Эта поездка осуществилась спустя три месяца после возвращения Антона Павловича с острова Сахалин. «Едем!!! Я согласен, куда угодно и когда угодно», - восклицает Чехов в письме к Суворину от 5 марта 1891 г.

В Венеции они случайно встретились с молодыми супругами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. На память об этой встрече Д.С. Мережковский подарил А.П. Чехову книгу «Символы (Песни и поэмы)» (С.-Петербург, Издание А.С. Суворина, 1892) с дарственной надпись: «Антону Павловичу Чехову на память о Венеции и с искренними пожеланиями всего светлого и хорошего от автора. 23 Февраля 1892. С. Петербург».

Фото 4.jpg

Такие случайные и не случайные встречи в жизни нашего замечательного земляка с его современниками, литераторами, критиками, поэтами, учёными и стали основой формирования бесценного собрания изданий конца XIX – начала ХХ века.

Совпадения ли, но свою первую критическую статью Д. Мережковский посвятил именно творчеству Антона Павловича, а Чехов в своих письмах отзывался о Мережковском очень доброжелательно и с явной симпатией: «Был у меня два раза поэт Мережковский. Очень умный человек» (из письма А.С. Суворину от 5 января 1891 г.).

История взаимоотношений Мережковского и Чехова отражена в статье «Брат человеческий», написанной Дмитрием Сергеевичем в 1910 г. в память об ушедшем писателе: «Я с годами все больше любил его, потому что все больше понимал. Но как бы ни понимал я его мечты - у меня были другие. А люди разных мечтаний всегда расходятся в жизни». Следует заметить, что и сам Антон Павлович ещё в 1903 г. в письме к С.П. Дягилеву подчеркивал разность мировоззрения с Мережковским: «Как картину пишет только один художник и речь говорит только один оратор, так и журнал редактируется только одним человеком… как бы это я ужился под одной крышей с Д.С. Мережковским, который верует определенно, верует учительски в то время, как я давно растерял свою веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего. Я уважаю Д.С. и ценю его, и как человека и как литературного деятеля, но ведь воз-то мы если и повезем, то в разные стороны».

В статье «Асфодели и ромашка», опубликованной в газете «Речь» в 1908 г., Мережковский описывает свой взгляд на характер Чехова: «Я был молод; мне все хотелось поскорее разрешить вопросы о смысле бытия, о Боге, о вечности. И я предлагал их Чехову, как учителю жизни. А он сводил на анекдоты да на шутки… Мне было досадно, почти обидно: я ему о вечности, а он мне о селянке. Раздражало это равнодушие, даже как будто презрение к мировым вопросам; я начинал подозревать Чехова в «отсутствии общих идей».

Однако вернемся опять в Венецию, где впервые встретились наши герои. В очерке «Брат человеческий» Д.С. Мережковский описывал встречу с Чеховым и Сувориным: «О чем мы говорили тогда вечерами - не помню, но говорили и спорили много, и всем, кажется, было весело. Чехов прохаживался по длинной комнате, улыбался, в горячие споры не вступал… Суворин был способен на самые огненные споры». Антон Павлович тоже описал эту встречу в письме брату Ивану от 24 марта (5 апреля) 1891 г.): «Мережковский, которого я встретил здесь, с ума сошел от восторга… Здесь в мире красоты, богатства и свободы не трудно сойти с ума». Удивительно, как по-разному они воспринимали друг друга, но мы-то знаем, что противоположности сходятся. И вот в мемуарах Зинаиды Гиппиус, ещё одной участницы «венецианского бытия», мы находим подтверждение этому: «Вечера наши кончались тем, что Суворин и Чехов шли нас провожать в нашу скромную гостиницу. Я - впереди с Сувориным, за нами Чехов и Мережковский». И им действительно было о чём поговорить и подумать вместе, ведь как писала Зинаида Николаевна: «Чехова мы оба считали самым талантливым из молодых беллетристов».

Фото 5.jpg

В музейном собрании личной библиотеки А.П. Чехова хранится книга З.Н. Гиппиус (Мережковской) «Новые люди. Рассказы» (С.-Петербург, Типография М. Меркушева, 1896) с её дарственной надписью: «Антону Павловичу Чехову на память. Автор. 5 Января, 96. СПБ.». История также сохранила для нас свидетельства взаимоощущений этих двух людей. Литературный критик и редактор «Северного вестника» А.Л. Волынский в своих воспоминаниях об А.П. Чехове в 1925 г. четко дает понять, как относился Чехов к образу Зинаиды Гиппиус: «На Гиппиус Чехов смотрел, как на существо с другой планеты, совершенно ему чуждое». Почему так? Возможно, характеристика молодой поэтессы тем же А.Л.Волынским даст нам ответ на этот вопрос: «Зинаида Николаевна Гиппиус вспоминалась мне в двух основных своих стихиях, образующих эту замечательную личность. Одна стихия - это внешняя оболочка ее индивидуальности… Но, входя во вторую стихию своей личности, З. Н. Гиппиус вступила в мир какого-то фантастического бреда. В иных делах ее нельзя было отличить действительной жизни от игры фантазии». Не даром критик назвал свой очерк, посвященный Зинаиде Николаевне, «Сильфида», сравнив её с мифологическим существом, олицетворяющим воздушную стихию и неординарную красоту. Зинаида Гиппиус действительно славилась своим эпатажным поведением, ей была присуща тяга к театральным эффектам. Поэтесса всегда стремилась выделиться, для нее было важно произведенное впечатление.

А вот Антону Павловичу было чуждо такое наигранное, неординарное поведение. Поэтому столь едко и слегка нравоучительно звучат его слова, упомянутые Д. Мережковским в той же статье «Брат человеческий»: «Надо, чтоб жена была прежде всего женщина, и главным образом - женщина настоящая. Тогда возможен хороший, нормальный брак и семья». Здесь же сам автор уточняет: «К нарождавшемуся тогда декадентству в литературе Чехов относился вообще недружелюбно, недоверчиво, но с любопытством».

А.С. Суворин в своем «Маленьком письме» («Новое время», 1904) писал: «Его душа была так богата прекрасными дарами, что всякий, приближавшийся к нему, испытывал это. Это был как будто самый обыкновенный человек, со всеми слабостями, с самыми обычными требованиями от людей и от жизни… Все в нем было просто и натурально… Он любил свою среду и сторонился от всего того, что было ему так или иначе чуждо».

В мемуарных очерках четы Мережковских содержатся высказывания, что А.П. Чехов, находясь в Венеции, не испытывал должного восторга от увиденных красот, отвлекался на какие-то обыденные вещи. Но в его письме, адресованном любимой тете М.И. Морозовой (22 января 1899 г.) из собрания Таганрогского музея-заповедника, мы находим иной взгляд: «Вы всё сидите на одном месте, а это нехорошо. Жизнь дается только один раз, надо ею пользоваться и кутить вовсю. Добродетелью на этом свете ничего не возьмешь…».

И вот тут хочется подчеркнуть, что личное восприятие человека, расхождение с ним во взглядах, в манере поведения и в отношении к жизни, не противоречили признанию Чеховым литературного, поэтического или исследовательского таланта своих современников, вызывали в нём неподдельный интерес, уважение и стремление пополнить свою личную библиотеку, собранную для потомков, плодами их творчества, обогатившими как духовную культуру в целом, так и нашу музейную коллекцию в частности.

   Жмайлова А.Г., хранитель музейных предметов коллекции «Чеховский фонд»

27.12.2022

«Кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели…» о музейных предметах с музыкальным механизмом

Все приходящее, музыка — вечна!

 

В собрании Таганрогского музея-заповедника есть несколько предметов, которые своим особым устройством призваны дарить приятное расположение духа и ощущение праздника, так как в них встроен музыкальный механизм. Эти предметы имеют разную датировку, да и корпус их выполнен из разных материалов, однако, конструкция механизма у них одинакова. Это валиковые инструменты, позволяющие проигрывать музыкальные произведения.

Вспомним о том, что музыка, - это часть культуры человеческого общества. Но, то, что в древности считали музыкой, для нас, - это просто набор звуков. Со временем, используя другие материалы и технологии, люди накапливают опыт, и музыка, и создаваемые музыкальные инструменты меняются из столетия в столетие. Наши предки не могли в любой момент порадовать себя музыкой. Музыка была исключительно живой, что делало её, чаще всего, недоступной, так как не у всех были придворные музыканты, которые исполняли прихоти господ. Современные технологии позволяют, и записывать, и воспроизводить звук. В начале XXI века музыка стала не только разнообразной, но и обрела уже разные назначения.

Одними из первых механических конструкций, воспроизводящих музыкальные композиции, стали музыкальные шкатулки. Их прототипы появились в эпоху раннего средневековья на арабском востоке и в Византии. В Европе, в начале XVIII в. часовые мастера стали усовершенствовать механизмы настенных или настольных часов так, что они стали воспроизводить популярные музыкальные произведения.

Первые полноценные музыкальные механизмы появляются в 1796 году в Женеве. Антуан Фавр устанавливал такие механизмы в часы или флаконы из-под духов. Но приобрести их могли только знатные и богатые особы. В 1815 году, в Швейцарии открывается первый завод по производству музыкальных шкатулок, размерами от карманных, до очень больших, размером со шкаф. Оказалось, что габариты влияли на звук, – чем больше шкатулка, тем громче и приятнее она звучала. В первых прототипах будущих музыкальных шкатулок использовались колокола, а позднее, - металлические диски или цилиндрические валики.

Конструкция валикового механизма несложна.

1.       Основание всего механизма, на котором закреплены все остальные части.

2.       Заводной ключ для завода механизма.

3.       Гребёнка - плоская металлическая часть, которая содержит множество зубьев различной длины.

4.       Валик (цилиндр). Вращающаяся часть механизма, которая имеет специальные штыри, по сути выполняющие функцию нотного листа. Во время движения, они цепляют зубья гребёнки, благодаря чему и рождается мелодия. От диаметра валика зависит сложность и продолжительность мелодии.

Пружинный механизм. В зависимости от своего размера, позволяет проигрывать музыкальное произведение от одной минуты до нескольких часов.

1.jpg

Механизм классических музыкальных шкатулок бывает ручным, - для того, чтобы звучала мелодия, нужно самостоятельно поворачивать рукоять, иначе мелодия перестанет звучать. Такой способ известен у шарманки.

Заводной механизм позволяет управлять механизмом заводным ключом, и тогда мелодия  звучит, пока не кончится завод у пружины.

В коллекции «Дерево» ТГЛИАМЗ хранится два валиковых, заводных инструмента.  Один из них – оркестрина, другой – музыкальная шкатулка (XIX в., Франция).

2.jpg 

Оркестрина (оркестрион). ТКМ КП-6800 Д-355.

     Кон. XIX в. Металл, дерево.

Предмет поступил в фонды музея в июне 1973 г. и описан в книге поступлений следующим образом: «Устройство из нескольких механических музыкальных инструментов: механический органчик типа шарманки, механический барабан и восемь ударных тарелок. Ударниками служат палочки, которые держат бронзовые статуэтки сидящих китайцев. Механизм заключён в деревянный ящик, фигурный по контуру. Ящик стоит на столе-подставке. Всё фанеровано карельской берёзой».

3.jpg

Музыкальные шкатулки всегда ассоциируются со стариной, с чем-то романтичным и даже волшебным. Это не только изысканный музыкальный инструмент, но и красивый предмет интерьера. Они могут быть любой формы, размера и оформления. Раньше для изготовления одного такого устройства, даже самому опытному ремесленнику, требовалось около полугода, ведь помимо всех необходимых знаний в механике, это требовало музыкального слуха и утончённого вкуса. Каждая такая шкатулка являлась произведением искусства ручной работы и могла служить верой и правдой даже спустя сотню лет.

4.jpg

Музыкальная шкатулка   

         ТЛМ КП-235

         (коллекция «Дерево» ТГЛИАМЗ)  Винтажный предмет XIX-ХХ вв. поступил в фонды музея в 1978 г. Звуки создаются стальными тонкими пластинками, отличающимися длиной и толщиной. Они располагаются в акустическом ящике в определённой последовательности – гармонический звукоряд. Чтобы из шкатулки извлечь звук, нужно вращать валик, на котором, соответственно задуманной мелодии, расположены металлические штифты. Если вращать валик равномерно, штифты будут задевать пластинку строго в нужной последовательности. А если штифты переставить местами, получится другая мелодия.

Ёмкость с валиком прикрыта откидывающейся стеклянной крышкой, предотвращая попадание пыли. На крышке коробки помещена картинка с перечисленными на французском языке мелодиями, которые проигрывались на данном инструменте.

Создание музыкальной конструкции – процесс изящный и кропотливый, как и само создание музыки. Например, штифты валика создавались вручную. Этап ювелирный, и не мог быть механизирован. 

5.jpg

Подставка под бутылку с музыкальным устройством. ТМЧ КП-11154  М-342

Коллекция «Металл» ТГЛИАМЗ.

Дат.: 1950-е гг. 

Материал: сплав цв. металлов.

Передана в музей в 1989 г. в комплексе предметов, принадлежавших известному писателю И.Д. Василенко  и находится   экспозиции.

6.jpg 7.jpg

Подставка под бутылку в виде шкатулки с музыкальным устройством.

ТЛИАМЗ КП-19396  Пл-147

1960-е гг.

Коллекция «Пластмасса» ТГЛИАМЗ.

Материал: пластмасса, сплав цв. металлов.

Предмет поступил в фонды музея в 2007 г.

от известного в Таганроге врача Коханенко Р.Г.

Подставка имеет съёмную крышку, потому и выглядит как шкатулка. Корпус подставки декорирован стилизованными колоннами, между которых изображения сцен из балета «Лебединое озеро»; на крышке – изображение здания Большого театра. Валик «исполняет» несколько мелодий, одна из которых «Танец маленьких лебедей» определяется наиболее отчётливо.

Эти две подставки с музыкальными валиковыми устройствами схожи между собой формой и назначением, хотя и имеют различия. Одна старше другой лет на десять. У другой основа выполнена из пластмассы, дополнена деталями из алюминия, при этом применена техника фотопечати. Можно утверждать, что этот предмет не выходил из обихода долгое время.

Вспоминая о больших по размеру оркестрионах 1870-х годов, имитирующих оркестровое исполнение музыкальных произведений, требующих времени для внимательного прослушивания, можно представить себе компанию близких людей 1960-х годов, сидящих за накрытым для новогоднего торжества столом, милой деталью которого является шкатулка-подставка для бутылки шампанского с музыкальным сопровождением. Прежде чем водрузить бутылку на основание подставки, нужно завести механизм, снять крышку, поставить бутылку на подставку. Музыка же будет играть до тех пор, пока не закончится завод, или, снять бутылку и закрыть подставку крышкой, нажав на маленький подвижный рычаг.

8.jpg 

Коробка из-под пряников с музыкальным механизмом и пейзажными рисунками.

Коллекция «Металл» ТГЛИАМЗ.

ТЛИАМЗ НВ-10366/4

2010-е гг. 

Материал: жесть, краска

Сегодня музыкальные шкатулки со своей мелодией выпускают на любой вкус: это могут быть и хранилища для украшений,  и даже жестяные коробки. Модели присутствуют самых разных стилей – от хайтека до ретро, от лаконичных и простых по дизайну устройств до полных реплик антикварных изделий.

Механизм валикового воспроизведения звуков, изобретённый в XVIII веке,  уменьшаясь в размерах, потеряв имитацию оркестрового исполнения, но сохранил в себе прелесть праздничного настроения и волшебства.

Герасименко М.В., хранитель коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ

 

С этими и многими другими предметами из фондовой коллекции Таганрогского музея-заповедника можно познакомиться поближе на уникальной выставке «Новогоднее путешествие в музейную сокровищницу». Ждём всех желающих 5 января в 11.00 и 14.00.

Выставка работает до 13 января 2023 г. в зале открытого хранения «Декоративно-прикладное искусство» научно-фондового отдела (ул. Октябрьская, 9). Семейные и организованные группы от 5 до 15 человек. Предварительная запись обязательна! Возможна оплата по Пушкинской карте.

Тел. для записи: 61-14-76.


06.12.2022

Памятник петровской эпохи

«Когда государь повинуется закону,

тогда не дерзнет никто противиться оному»

 

Петра I, Император Всероссийский

 

Коллекция изданий петровской эпохи Таганрогского музея-заповедника интересна для исследователей не только книгами, вышедшими при жизни Петра Великого. После смерти императора были напечатаны не менее важные издания, характеризующие этот период истории нашего государства. Особое значение для изучения имеют памятники законодательных актов. Одним из интереснейших экспонатов XVIII в. является сборник «Указы Петра I» (Фото 1).

Фото 1.JPG

Необходимость появления такого сборника назрела ещё при жизни Петра I, и даже предпринимались определённые попытки её реализации. Однако осуществить этот замысел удалось только спустя 14 лет после кончины императора.

Первое издание вышло в 1739 году во время правления императрицы Анны Иоанновны – «Указы Блаженныя и въчнодостойныя памяти государя императора Петра Великого самодержца всероссiйскаго, состоявшiеся съ 1714, по кончину Его Императорскаго Величества, Генваря по 28 число 1725 году. Напечатаны по указу всепресвътлъйшей державнъйшей великой государыни императрицы Анны Iоанновны самодержицы всероссiйской».

Составители расположили указы в хронологическом порядке, а для удобства работников «судебных мест», кому предназначались и куда рассылались эти сборники, в конце книги поместили общий указатель. Книга была очень востребована, и в 1780 году уже при Екатерине II она была переиздана. Второе издание полностью повторяло первое, и было также напечатано «При Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге».

Особым достоинством издания 1780 года является гравированный на меди портрет Петра I, расположенный на фронтисписе (Фото 2). Погрудное изображение в овале заключено в четырёхугольнике. По овалу идёт надпись сквозными буквами: «Пётръ Великiй iмператоръ и самодержецъ всероссiйскiй отецъ отечества. родился маiя 31 чис. 1672. принял влад. в 1682. сконч. Ген.28.1725г.». Овал опирается на пьедестал, на котором находится российский герб и надпись на латыни: «Petrus Magnus\ Totius Russia Imperator\ et autocraior\ Pater Patriai», что означает: «Пётр Великий Всей России император и самодержец. Отец Отечества».

Фото 2.jpg

 Погрудное изображение в овале заключено в четырёхугольнике. По овалу идёт надпись сквозными буквами: «Пётръ Великiй iмператоръ и самодержецъ всероссiйскiй отецъ отечества. родился маiя 31 чис. 1672. принял влад. в 1682. сконч. Ген.28.1725г.». Овал опирается на пьедестал, на котором находится российский герб и надпись на латыни: «Petrus Magnus\ Totius Russia Imperator\ et autocraior\ Pater Patriai», что означает: «Пётр Великий Всей России император и самодержец. Отец Отечества».

Автором этого редкого гравированного портрета Петра Великого является Филипп Егорович Маттарнови (1714-1742 гг.) – известный гравёр на меди, сын архитектора петровской эпохи Георга Иоганна Маттарнови. После смерти отца Филипп воспитывался в семье скульптора Конрада Оснера, учился рисованию y архитектора Иоганна Якоба Шумахера при Академии наук, а с 1728 года он начал обучаться и гравированию. Учителем его был знаменитый немецкий художник-гравёр Христиан-Альберт Вортман. Уже в 23 года Филипп Маттарнови получил звание подмастерья при Гравировальной палате Академии наук, которая была крупнейшим центром гравирования в середине XVIII века. Вместе с другими гравёрами он выполнял заказы Академии наук для различных изданий: портреты, иллюстрации, таблицы.

Одним из таких заказов и был гравированный портрет императора Петра Великого по оригиналу Луи Каравакка, гофмалера (придворного художника) во времена правления Анны Иоановны и Елизаветы Петровны. Француз по происхождению, он почти всю свою жизнь прожил в России, по заказу Двора писал картины, расписывал плафоны, руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге. Он создал известные портреты членов императорской семьи. По отзывам современников и, в частности, по характеристике первого историка русского искусства Якоба Штелина его портреты отличались большим сходством с оригиналами. Одними из первых его произведений в России были портреты императора Петра I, художник писал их с натуры в 1716 и в 1723 гг.

Фото 3.JPG

Но, к сожалению, по свидетельству исследователей, бесспорно оригинальных портретов Петра Великого, написанных Луи Каравакком не сохранилось. До нас дошли лишь копии и гравюры его работ. Эти гравюры сегодня являются большой редкостью, и наличие такого уникального экспоната в собрании Таганрогского музея-заповедника ещё раз подчёркивает богатство и разнообразие его фондовых коллекций.0 0

Покатилова Е.Г., хранитель фондовой коллекции «Редкая книга»


14.11.2022

Ошибочка вышла или Почти детективная история

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины - все умирают.

А. Швейк

В ноябре 2022 г. исполнилось ровно 45 лет как начала свою работу экспозиция одного из мемориальных музеев Таганрогского музея-заповедника – «Лавка Чеховых». Казалось, за эти годы сотрудники музея и любители истории нашего города изучили всё, что связано с периодом пребывания семьи великого писателя в этом доме. Но История скрытна, недоверчива, открывается не всем и не сразу. И от этого она становится интереснее и привлекательнее.

Лавка Чеховых.jpg

Все печатные и электронные источники дают нам информацию о том, что Мемориальный музей «Лавка Чеховых» расположен в доме постройки 40-х годов XIX века на улице Александровская, 100, который принадлежал таганрогскому купцу И. Моисееву. С 1869 по 1874 годы он был арендован семьей Чеховых. Но в 2021 г., благодаря кропотливой работе искусствоведа, историка архитектуры Таганрога, заведующей музея «Градостроительство и быт г. Таганрога» М.Е. Григорян, стало известно, что изначально дом был построен другим купцом – Федором Петровичем Иордановым, а затем продан купцу Моисееву.

Сами собой складываются строчки в духе известного поэтического шедевра английской литературы в переводе С.Я. Маршака:

«Вот дом, который построил купец Иорданов,

Который продал купцу Моисееву,

Который сдал в аренду купцу Чехову,

В котором теперь расположен музей…»

Иорданов Федор Петрович (ок. 1807 – 1872), грек, купец 3-й гильдии, проживал в Таганроге с 1820-х гг., торговал в городе бакалейным товаром и держал две макаронные фабрики; член комиссии по устройству Таганрогского порта, с 1865 года член акционерного общества по строительству здания городского театра; владел в Таганроге домами на Петровской ул., № 8 (ныне - 46), № 24 во 2-м квартале и № 73 в 140-м квартале, и на Греческой ул.,  № 34 (ныне - 46).

От него пошло начало рода таганрогских Иордановых, которые внесли неоспоримый вклад в развитие нашего города и навсегда остались в его истории.

Самый яркий представитель династии Иорданов Павел Федорович, 1858 г. рождения, сын Федора Петровича и Ольги Павловны Иордановых. В 1877 году окончил таганрогскую гимназию, в 1882 году медицинский факультет Харьковского университета; таганрогский санитарный врач, директор Николаевского детского приюта (1880–1900-е гг.), гласный Таганрогской городской Думы, член Таганрогской городской Управы (1890–1900-е гг.), таганрогский Городской голова (1905–1909 гг.), затем в 1910-е гг. тайный советник, сенатор, министр, член Государственного Совета по торговле и промышленности, член партии «Союз 17 октября» («октябристы)».

При таком богатом послужном списке, роль и значение П.Ф. Иорданова для Таганрога более чем весомы: в 1880-х гг. член водопроводной комиссии, член попечительного совета Таганрогской Мариинской женской гимназии; в 1890-х гг. член комиссии по заведованию городским садом, почетный мировой судья Таганрогского судебно-мирового округа, член распорядительного комитета Таганрогского общества призрения неимущих, вице-президент общества таганрогских врачей, председатель городского попечительства детских приютов, член городского распорядительного комитета по квартирному довольствию войск и другим расходам; заведующий городской библиотекой, заведующий первым участком при проведении первой Всероссийской переписи населения (1897 г.), попечитель Алексеевского детского приюта, инициатор и активный участник открытия Таганрогского общества потребителей, установки памятника Петру I, открытия городской аптеки и городского музея, строительства здания городской библиотеки. И конечно же, одноклассник А.П. Чехова.

Переписка и этих двух достойных сынов нашего города по вопросам благоустройства и развития Таганрога и другие материалы бережно хранятся в фондах музея-заповедника. Есть в наших фондах и предметы, хранящие память об этой уникальной семье.

  ТМЧ_ОФ_18710(2).JPG   ТМЧ_ОФ_18710 БУФЕТ.JPG

Фамилия семьи Иордановых звучит в залах музея во время экскурсии. Сотрудники обращают внимание посетителей на красавец-буфет из наследия семьи П.Ф. Иорданова в экспозиции столовой «Лавки Чеховых». Констатация этого факта стала безусловной истиной с лёгкой руки научного сотрудника музея, написавшей эту информацию в Паспорте музейного предмета от 17 июня 1984 года. А так ли это?

Музеи – кладовые нашей памяти о прошлом. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат является носителем информации, отражающий историко-культурный процесс. В 1970-е годы, работая над созданием нового музея «Лавка Чеховых», сотрудники активно общались с жителями города по вопросам дарения и приобретения предметов, характеризующих быт и обстановку в домах нашего города во II-й половине XIX столетия. По Акту № 135 от 8 июля 1975 года у Данилиной Е.И., проживающей по адресу ул. III Интернационала, 64 (ныне ул. Греческая), музей приобрел 2 предмета: буфет резной старинный и кресло Пантелея Федоровича Иорданова. Далее в тексте легенды Акта поступления указано: «…предметы быта II-й половины XIX века принадлежат уроженке Таганрога Елизавете Ивановне Данилиной. Наибольшую ценность представляет собой кресло из дома Иордановых. Принадлежало оно пятому сыну Федора Петровича Иорданова – Пантелею Федоровичу Иорданову.

П.Ф. Иорданов (1862-1907) окончил Харьковский университет, юридический факультет. Был адвокат. Работал присяжным поверенным в Министерстве Юстиции. Умер в Пятигорске. Его жена – Мария Михайловна Даниель (1868 - 12.12.1942). Вещи перешли в собственность её сестре Е.И. Добарской. Одно из кресел Добарская подарила Е.И. Данилиной, у которой оно хранилось до настоящего времени».

ТМЧ_ОФ_18711 КРЕСЛО.JPG

Что написано пером – не вырубить топором! Теперь всё встало на свои места: буфет – предмет мебели II-й половины XIX века, а кресло, которое хранится в фондах музея – из личных вещей Пантелея Федоровича Иорданова. Кстати, похоронен П.Ф. Иорданов на Старом кладбище на семейном участке Иордановых.

Захоронение на Старом кладбище.jpg

Захоронение на Старом кладбище

Р.S. Дом, в котором проживала Е.И Данилина, принадлежал Николаю Афанасьевичу Перестиани (1838 - 1899), выходцу из купеческой семьи, мировому судье, члену аристократического общества Таганрога и т.д. Может буфет принадлежал семье Перестиани? Но это уже другая история…

Мартиросова С.Ю. хранитель фонда «Дерево» ТГЛИАМЗ


27.10.2022

Икона «Святой мученик Иоанн Воин»

«Нет больше той любви,

как если кто положит душу свою

за други своя»

Евангелие от Иоанна

         Одним из самых важных дел в жизни человека была и остается защита Отечества. И сегодня это для нашего народа стало актуальным как никогда. Прошедшая в России частичная мобилизация на защиту интересов нашей страны увеличила число россиян, исполняющих свой гражданский долг в вооруженных силах РФ. Наши воины стойко сражаются с поднявшей голову идеологией фашизма. В этой борьбе им помогает общая поддержка, и конечно наша Вера!

            Для того чтобы укрепить боевой дух воинов, оградить страну от врагов внешних и внутренних, получить небесное покровительство и заступничество, верующие обращаются к Богу с разными молитвами. В православии существуют святые, почитаемые как покровители воинов. Имя святого мученика Иоанна Воина также стоит в этом священном ряду.

            На Руси имя святого мученика Иоанна Воина известно с давних пор. Он почитается как защитник обиженных, страждущих и покровитель воинов. По молитвам святого также обличаются воры и находятся украденные и утерянные вещи. Во времена крепостного права многие люди веровали в то, что если обратиться к Святому через молебен, то он сможет помочь отыскать вора вместе со всем награбленным или задержать беглого холопа. Утверждают, что этого Святца на Руси в истину боялись все воры, и, если на кого-то упало подозрение в краже, то от страха пред Святым воры порой сами признавались в содеянном.

Иоанн Воин служил римскому императору Юлиану Отступнику. Было это в середине IV века. По приказу правителя, он вместе с другими воинами преследовал христиан. Правда, когда дело доходило до расправы, Иоанн верующих оставлял живыми, открывал тюрьмы, отпускал людей на свободу. Иоанн сочувствовал не только христианам, но и бедным римлянам. Он помогал нищим, больным и старикам, старался утешить скорбящих. Вскоре о настоящей деятельности Иоанна стало известно самому императору. Какое-то время Иоанн находился в тюрьме, ожидая казни. Император так и не успел казнить святого. После гибели Юлиана Отступника в битве с персами, Святого освободили из-под стражи. Мученик прожил долгую и счастливую жизнь. Он стал христианином, продолжал помогать бедным. Умер в глубокой старости. Был погребен в Константинополе, в месте, называемом Пандекта, где хоронили странников.

Во многих местах нашего Отечества строились храмы во имя мученика Иоанна Воина. В XVII веке в Москве также был храм его имени. Этот храм, расположенный на низком берегу реки Москвы, заливало водой во время половодья. В 1709 году по приказу Петра I началось строительство нового храма во имя мученика Иоанна Воина. Новый храм, построенный на возвышенном месте, был освящен в 1713 году. Он находился на Большой Якиманке и в то время был третьим высотным строением в Москве (после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни). Ныне церковь святого мученика Иоанна Воина — один из прекраснейших храмов Москвы, в нем находится чтимая икона Святого мученика (см. Фото 1).

Фото 1. Храм Иоанна Воина.jpg

Фото 1. Храм Иоанна воина в Москве на Якиманке.

В Фондах Таганрогского музея-заповедника хранятся две иконы с образом Святого мученика Иоанна Воина. Одна пришла к нам из семьи известного таганрожца, историка-краеведа, преподавателя Таганрогской Мариинской гимназии П.П. Филевского (Фото 2). Известно, что родился «первый историк Таганрога» в городе Бахмуте (Артемовске), за освобождение которого прямо сейчас идут ожесточенные бои. Вторая поступила в фонды в начале 90-х гг. прошлого века (Фото 3).

Фото 2.JPG

Фото 2. Икона "Св. муч. Иоанн Воин".

Дерево, масло    Размер: 30х20

Фото 3.JPG

Фото 3. Икона "Святой муч. Иоанн Воин".

Дерево, масло    Размер: 23,5х17,5

Обе небольшие по размеру иконы написаны в традициях восточнохристианской иконографии и датируются началом ХХ столетия. Подобно другим воинам-мученикам, Иоанн Воин изображается на них в патрицианских одеждах или в доспехах (латах). Воин предстает перед нами мужчиной средних лет с короткими (волнистыми) русыми волосами, с высоким лбом и небольшой бородой, иногда слегка раздваивающейся на конце. В левой руке он держит копье, как и подобает воину Христову. Правая десница прижата к груди.

            Отличительной чертой иконографии Иоанна Воина является наличие в верхней части композиции образа Спасителя (на одной из наших икон лик присутствует – Фото 2). Также мы видим изображение шлема и шита за спиной Святого. Такой вид иконографии Иоанна Воина был характерен для иконописцев XVII-XVIII вв. В это же время была заложена традиция изображения образа Иоанна Воина в сочетании с образами других святых. Подобные произведения, среди которых много икон небольшого размера, предназначались чаще всего для домашней молитвы.

Начиная с XIX в. образ святого мученика почитали не только как защитника от воров, но и как покровителя воинов и ходатая за умерших, так образ святого входил в состав убранства московской часовни-памятника героям Плевны, сооруженной в 1887 г.

Мужчине, который идёт служить, можно дать иконку с изображением святого мученика Иоанна Воина — защитника всех военных. Молитва будет оберегать воина, защитит от бед и врагов, даст надежду и веру в победу.

Зеленская Т.В. главный хранитель фондов ТГЛИАМЗ

17.10.2022

Молоко не убежит!

Удивительно, как быстро предметы, недавно бывшие в постоянном употреблении, становятся редкостью! Уходят поколения людей, а вместе с ними исчезает и знание о предметах, сопровождавших их жизнь. В фондах Таганрогского Музея-заповедника подобных предметов немало. Один из таких «таинственных» экспонатов находится в коллекции керамики.

Это «сторож для молока», или «молокосторож». Он представляет собой керамический диск диаметром 8 сантиметров. С одной стороны его имеется спиральный желобок, у края сквозное отверстие. Назначение приспособления – предохранять молоко от «убегания» при кипячении. Этот простой, но полезный предмет очень любили советские хозяйки, которым часто приходилось стоять у плиты, следя за тем, чтобы молоко не убежало.

При нагревании, как всем известно, молоко образует пузырьки. Пузырьки не могут пробить образующуюся на поверхности пленку, поэтому они накапливаются в молоке, «надувая» его воздухом. К моменту закипания пузырьков становится так много, что они поднимают молоко, и… готовьтесь отмывать плиту! Как же борется с такой ситуацией «сторож»?

Приспособление кладут рабочей поверхностью на дно кастрюли, сверху наливают молоко. Выделяющиеся при нагревании пузырьки собираются в спиральном желобке в большой воздушный пузырь, который выходит через отверстие. Он достаточно большой, чтобы прорваться вверх наружу, пробив пленку на поверхности молока. Молоко бурлит только в центре кастрюли. Кроме этого, предмет еще и «сигнализирует» о том, что молоко закипело: пузырьки приподнимают его, и он стучит о дно кастрюли, сообщая, что молоко пора снимать с плиты.

«Молокосторож» был изобретен советским инженером И.Ф.Иванковицером в 1923 году. В 1929 году на него был получен патент. Есть версия того, почему инженер взялся за изобретение этого полезного приспособления. Якобы, жена его любила готовить, но была рассеянной хозяйкой, и у нее часто убегало молоко. Мужу это надоело, и он начал искать способ, как помочь жене. В результате долгих поисков решения он пришел к «молочному сторожу». И этот полезный предмет поселился на тысячах кухонь, облегчая труд хозяек.

Чаще всего в обыденной жизни встречались «сторожа» металлические, штампованные. Их производили на Коломенском теплостроительном заводе. Кстати основной продукцией завода были мощнейшие агрегаты для подводных лодок и тягачей-тепловозов.

«Молочный сторож» из фондовой коллекции ТГЛИАМЗ можно встретить гораздо реже Этот экземпляр был изготовлен на заводе «Пролетарий», о чем говорит рельефная надпись на верхней части изделия. Там же, заботясь о том, чтобы приспособление использовалось правильно, изготовители нанесли надпись: «Ставить спиралью вниз». Производили «сторожа» и из прессованного стекла.

В наше время мало кто покупает разливное молоко, и такой общеупотребительный когда-то предмет вышел из употребления. Но и сейчас на кухнях у некоторых хозяек сохранились «молочные сторожа», керамические, или металлические. И, как ни невероятно это звучит, в процессе подготовки этого материала один из друзей музея принес нам в подарок металлический «молокосторож»!

2..JPG

3..JPG

Романенко М.А. хранитель коллекции «Керамика»


Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.