Завтра, 27 марта отмечается прекрасный праздник – Всемирный день театра.
По этому случаю хотим подарить вам отрывок из газеты «Полицейский листок Таганрогского Градоначальства» от 26 ноября 1866 г. с красочным описанием открытия нашего любимого Таганрогского драматического театра им. А.П.Чехова.
Напомним, что здание было построено на средства акционерного общества в головокружительно короткие сроки: 2 апреля 1866 г. был заложен первый камень в основание нового здания, а спустя восемь месяцев, 25 ноября 1866 г., состоялось торжественное открытие театра.
Уже на следующий день в местной газете появилась заметка с подробным описанием события:
«Вчера в нашем городе происходило необычайное торжество, сколько нам кажется, небывалое. Общество праздновало открытие нового каменного театра, созданного им же самим, его средствами и единодушием.
Город наш украсился прекрасным зданием, а общество приобрело храм искусства, в котором с большим комфортом и удобством можно услаждать все наши духовные способности. Смело можем ручаться, что шея многих из зрителей не потерпит никакой боли от заглядывания на сцену, как бывало в старом театре, потому что все места, даже и боковые распланированы с таким искусством, что сцена видна с каждого пункта. Удобство и акустика были на первом плане у строителей театра. Внутренность театра проста и мила <…>. Зала театра освещена прекрасною люстрой, а при ложах бельэтажа бра дополняют его освещение. Кресла весьма удобны, – тесноты в рядах не замечается.
Кроме лож бельэтажа и бенура есть ещё ложи 3-го яруса. В этом же третьем ярусе устроены дешевые места – галлерея. Новые занавес и две декорации – можно назвать очень удовлетворительными. Фойе, зала, всё корридоры достаточно просторны, буфет тоже. Осмотрев во всех подробностях театр, невольно скажешь: честь и слава строителям и всем, кто внёс лепту материальную, нравственную или умственную в это прекрасное дело. Но.... довольно. Читатель, не знакомый ещё с новым театром, пусть сам проверит наше слабое описание <…>
Но обратимся к самому торжеству. В 7 1/2 часов вечера общество собралось в новом театре. Все ложи и места были полны, несмотря на дорогие цены. <…> Мы заметили повсюду приличные торжеству наряды... Подняли занавес: вся публика встала с своих мест и артисты итальянской труппы пропели гимн «Боже Царя храни». Продолжительные клики ура, общее bis сопровождали прекрасно пропетый артистами гимн. Гимн был повторен. Снова раздалось громкое ура... артисты снова запели гимн и нескончаемое ура заключило его... <…>
Представление состояло из попурри, составленного из опер Лучия, Мария де Роган и Севильский Цирульник. Во втором антракте раздались рукоплескания; публика вызвала директоров театра. В ложе г. Градоначальника показались главные деятели по построению театра: г. Ландер, г. Варваци, г. Ласкараки и архитектор г. Петров... рукоплесканиям, казалось, не было конца. За тем, когда представившиеся публике помянутые лица удалились, публика вызвала архитектора г. Петрова, затем г. Ландера, энергического деятеля как в построении театра, так и во многих других общественных предприятиях. В заключение вызван был декоратор и певец Магацари, подаривший новый театр двумя упомянутыми выше декорациями. Все эти вызовы сопровождались выражением самого неподдельного чувства удовольствия, рисовавшегося на лицах зрителей, и чувства благодарности к виновникам торжества.
Представление шло довольно хорошо <…> Публика под влиянием вероятно общего прекрасного впечатления щедро награждала артистов рукоплесканиями.
Торжество закончилось тем, что строители, директоры театра и акционеры с своими семействами, по окончании спектакля собрались у г. Градоначальника, где и докончили этот памятный для Таганрога день – день торжества общественного единодушия, день торжества неутомимого труда и искусства... Театр наш рос не по часам, а по минутам. Нам не приходилось никогда быть свидетелем таких быстрых построек и вместе с тем так хорошо исполненных».
Д.С. Лихачев писал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, …, из просто населения – народом, нацией».
В это непростое время культура продолжает быть скрепой народа, храня традиции и закладывая основы нашего будущего.
Желаем Вам творческого вдохновения, полета мыслей и фантазий, успешной реализации новых проектов. Пусть будут здоровы и счастливы Ваши близкие, а в Ваших семьях царит гармония и любовь!
22 марта, в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике, в двусветном зале дворца Н.Д. Алфераки была представлена историко-музыкальная программа «Крым и Таганрог. Неразделимость судеб», посвященная 10-летней годовщине воссоединения полуострова с Россией.
Процесс общего исторического развития Северо-Восточного Приазовья и Крымского полуострова не прерывается уже почти 3 тысячелетия. Крым и Таганрог связаны одновременной греческой колонизацией своих территорий в античные времена, многовековыми торговыми взаимоотношениями, героическими страницами войн – Крымской и Великой Отечественной, выдающимися деятелями культуры.
В современных условиях размывания традиционных ценностей и информационной неразберихи чрезвычайно важным является формирование чётких исторических представлений учащихся, сохранение памяти о героических страницах истории нашего края, отражающих его место и роль в становлении и развитии Российского государства.
О неразделимости судеб Крыма и Таганрога в их истории всем присутствующим – студентам Таганрогского механического колледжа и посетителям музея – рассказала ведущая, старший научный сотрудник Алла Цымбал. Гости оценили тематическую выставку экспонатов из коллекции Таганрогского музея-заповедника, в частности, редкие книги, медаль и наперсный крест для духовенства в память Крымской войны (1853–1856 гг.).
Музыкальными иллюстрациями стали произведения отечественных и зарубежных композиторов в исполнении муниципального камерного оркестра под управлением Александра Гуревича и выступление хора русской народной песни Таганрогского музыкального колледжа (рук. – Наталья Аникина).
В завершение встречи заведующая Историко-краеведческим музеем Галина Крупницкая призвала всех присутствующих помнить прошлое и быть достойными наследниками своих предшественников.
21 марта 2024 в Литературном музее А.П.Чехова состоялась культурно-просветительская программа «Душа у нас со стороны матери», приуроченная к Году семьи в Российской Федерации.
Авторы мероприятия рассказали о Евгении Яковлевне Чеховой, матери великой русского писателя, которая всем сердцем любила родных и близких, заботилась о своих детях и заложила в них основы нравственности и доброты. Рассказывая о семье Чеховых, сотрудники музея уделили особое внимание сохранению традиционных семейных ценностей: любви, верности, уважению, взаимопониманию и поддержке.
В мероприятии приняли участие учащиеся школ № 5, 35, 36 и 38 города Таганрога и их родители. Музыкальные произведения прозвучали в исполнении Кристины Новак, Анны Абрамовой, Николая Чистофора.
За окном – долгожданная весна. Оживление, пробуждение, возрождение, вдохновение… Такие прекрасные слова, и всё – о ней!
Расцвет природы тесно связан с душевной организацией человека: если своё состояние не удаётся выразить в обычной речи, мы начинаем говорить стихами.
Праздник поэзии возник ещё в 1930-е годы: американский штат Огайо выбрал для этого 15 октября — День рождения древнеримского поэта Вергилия. А в Москве, Париже, Брюсселе и других столицах мира первый День поэзии состоялся 21 марта 1999 года. По мнению ЮНЕСКО, главной целью торжества стало «придание нового импульса и нового признания национальным, региональным и международным поэтическим движениям».
Московская программа Всемирного Дня поэзии переросла в цикл тематических мероприятий, куратором стал Государственный литературный музей. Не остались в стороне и другие города России: например, в Магнитогорске в 2002 году прошёл Всемирный форум поэзии, а в Санкт-Петербурге в 2014 году был организован марафон, посвящённый юбилею Михаила Лермонтова.
Сегодня празднование Всемирного Дня поэзии – добрая традиция. Начинающие и опытные авторы организуют творческие встречи, фестивали, конкурсы. Не остаются в стороне и учреждения культуры: так, сотрудники культурно-образовательного отдела Таганрогского музея-заповедника проводят интерактивные программы, посвящённые классикам русской литературы. На наших мероприятиях вы сможете узнать о судьбах и творчестве Сергея Есенина и Марины Цветаевой, Владимира Маяковского и Роберта Рождественского, советских поэтов-фронтовиков.
Записаться можно по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел).
Чтобы привлечь зрителей в балаганы-главные развлекательные площадки масленичных гуляний, артисты перед каждым представлением выходили на на РАУС - балкон. На раусе играл оркестр, здесь исполнялись отрывки из пантомим и фрагменты номеров, гремели звонки, возвещавшие о начале представления. Главными на раусе был ПАЯЦ или ДЕД, заводившие разговор с толпой, усердно расхвалившие программу, сыпавшими шутками и прибаутками. Дед и паяц близки друг к другу, но это не один и тот же персонаж. Паяц - это тот же Пьеро из арлекинады, только вышедший на раус. Здесь он стал веселым малым. Обычно паяц вел диалог с хозяином балагана, учившим его, как надо зазывать публику, и перепутывал все его приказания. Например, хозяин кричал: "Сейчас у нас будет плясанье, ломанье и лошади ученые". Паяц ему вторил: "Сейчас у нас будут Таланья, Маланья и ложки ученые".
Дед-зазывала - это прямой потомок скомороха, опытный балагур. Одет был дед в русский костюм: серый кафтан или полушубок, лапти или валенки, шапка. Балаганный дед приставал к гуляющим, задевал молодежь. Но главное - он исполнял рифмованные монологи, нередко содержавшие сатиру и юмор. Диалоги и монологи Паяца и Деда на раусе оказали большое влияние на искусство цирковых клоунов и эстрадный разговорный жанр.
На гуляньях показывали свое искусство и МЕДВЕЖАТНИКИ, то есть дрессировщики медведей. В медвежьей потехе была соединена дрессировка со словесным комментарием, иногда сатирическим. "А ну-ка, Мишенька, - начинал вожак, - поклонись честным господам да покажи-ка свою науку, - чему тебя в школе пономарь учил, каким разумом наградил?" - Медведь вставал. "А как красные девицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются?" - Медведь садился, одной лапой тер морду, а другой вертел перед собой... В заключение вожак играл на волынке, сопроваждающий его мальчик брал "козу" (палка с головой козы) и пускался с медведем в пляс.
На гуляньях всегда было много фокусников акробатов, эквилибристов, жонглеров и дрессировщиков зверей музыкантов и танцоров. На гуляньях начали свой творческий путь Анатолий и Владимир Дуровы, братья Никитины, Виталий Лазаренко и многие другие цирковые и эстрадные артистыВ целях сохранения и увековечения памяти о проявленном героизме советских солдат и мужестве российских воинов, защищавших рубежи Родины, а также военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах, для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за подвиги воинов-героев, для сохранения военно-исторического наследия России, Организаторы конкурса проводят Всероссийский ежегодный литературный конкурс "Герои Великой Победы" на лучший литературный рассказ, очерк, стихотворение, рисунок, фотографию и текст песни эпического, исторического и военно-патриотического содержания.
Информация о конкурсе на:
gvp2017@mail.ru эл-почта конкурса
ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА:
Союз Писателей России Министерство обороны Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Российская государственная библиотека Издательский дом «Не секретно»
Данная информация закреплена на нашем сайте в разделе Конкурсы
В соответствии с письмом начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области Агаркова О.П. и рекомендаций воздержаться от организации мероприятий с 10 по 20 марта, литературно-музыкальная программа «Улыбка Пушкина» ПЕРЕНОСИТСЯ на 4 апреля 2024 г.
Приносим свои извинения!