Это интересно

22.06.2020

«ДОЖИТЬ БЫ ПОЛМИГА…»

1945-2020. 75 лет отделяют нас от Великой Победы. Если спросить себя: «Что такое подвиг?», память предложит много общих слов. Пожалуй, наиболее точное определение – сверхусилие. Но и оно кажется пустым, если не наполнено судьбами реальных людей.

 

…Живёт он поныне в названиях улиц,
Судов, кораблей, им не видно конца,
Живёт он в Анапе, Крыму, Таганроге,
Где имя героя хранят — Голубца…

                                    Г. Вершинин

Таганрожцам знакомо имя Иван Карпович Голубец, но суть подвига этого человека многим известна очень приблизительно. Наша удача, что есть возможность подробно изучить архивные материалы об Иване Голубце, собранные фондом «Фото-письменные источники» (ФПИ) Таганрогского музея-заповедника. Некоторые из них мы представим в этой статье.

И.К. Голубец – старший матрос-пограничник Черноморского флота, Герой Советского Союза.

Голубец 1.jpg

Родился 8 мая 1916 г. в Таганроге. С 1925 по 1931 гг. учился в школе № 2, а затем поступил на металлургический завод. С 1937 г. нёс службу в пограничных войсках Черноморского флота. С первых дней войны числился рулевым сторожевого катера СК-0183. Летом 1941 г. среди защитников Одессы получил ранение.

25 марта 1942 г. в Стрелецкой бухте осаждённого Севастополя во время немецкого обстрела под угрозой взрыва оказались военные корабли. Присутствующие на корабле члены команды почти ликвидировали огонь, когда рядом взорвался ещё один снаряд.

На борту находился запас мощных глубинных бомб по 160 кг, при взрыве которых могло быть уничтожено всё, что находилось в бухте. Пытаясь потушить пожар, вместе с Иваном Голубцом погибли члены экипажа катера СКА-0121: старшина Виктор Тимофеев и краснофлотец Василий Жуков. 

Указом Президиума Верховного Совета от 14 июля 1942 г. старший матрос Иван Карпович Голубец посмертно получил звание  Героя Советского Союза. В 1948 г. именем героя была названа одна из таганрогских улиц (также улицы имени И. Голубца есть в Севастополе, Симферополе, Анапе и селе Лепляво  Каневского района Черкасской области Украины).

А 9 сентября 1989 г. в сквере возле бывшей школы № 2 (сейчас – «Литературный музей А.П. Чехова») был установлен бюст-памятник И.К. Голубцу. Автор памятника – член союза художников СССР, скульптор Н.А. Селиванов.

В Таганрогском музее-заповеднике (ТГЛИАМЗ) есть личный фонд Ивана Голубца, содержащий более ста единиц хранения: наградные листы, вырезки из газет, почтовые конверты… Все эти материалы по-своему интересны, но особенно тёплое чувство вызывают письма и фотографии.

Например, в письме от 18 июля 1941 г. Иван Карпович рассказывает отцу и матери – Карпу Ильичу и Марье Игнатьевне – что уже несколько месяцев проходит службу в Балаклаве. Голубец отмечает своё отличное самочувствие, благодарит родителей и желает им здоровья. Конечно, пишет о любви к Родине.

Приведём самые проникновенные отрывки:

«Привет моим Родным от Вашего сына И.К. Голубец.

Добрый день дорогие родители первых строках своего письма поблагодарить вас за вашу тёплую отзывчивость<…> и ваши пожелания своему сыну конечно, ваш наказ я выполняю с большим желанием как весь советский союз – пример этому собаке<…>»

Голубец 2.jpg

Удивительное ощущение: тетрадный листок, потемневший от времени. Текст, написанный обычным карандашом, не всегда понятным почерком и с ошибками. А за внешним несовершенством – мужество, стойкость и широта души советского Человека. Советского солдата.

Как не потерять имя в веках? Письма, статьи, памятники… Всё это – о нём, всё это – для нас. Для потомков пишут картины и стихи, снимают фильмы и ставят спектакли.

В 1978 г., к 60-летию Ленинского комсомола, был написан сценарий спектакля «Расскажите мне про Ивана». (Автор текста – Татьяна Николаевна Морозова, сотрудник планетария; режиссёр-постановщик – В. Хруленко; художник-оформитель – заслуженный работник культуры РСФСР Н. Ливада).

Голубец 3.jpg

18 ноября того же года в газете «Таганрогская правда» вышла статья театроведа Л. Пахомовой о спектакле и людях, готовивших его постановку. Пахомова рассказала, что в основу сценария легли воспоминания людей, близко знавших Ивана Карповича. Ими оказались актёры народного театра, занимавшиеся с Голубцом в драматическом кружке клуба имени Ленина: К. И. Спичкина, М.А. Чаусова, В.Т. Новикова, И.И. Чернов. А документальными сведениями поделилась Нина Пантелеевна Близнюкова – заведующая музеем металлургического завода, на котором работал Иван Голубец до начала Великой Отечественной войны.

Задача перед артистами стояла очень ответственная: на премьерный показ пришли друзья погибшего матроса. Тем не менее, впечатление рецензента оказалось положительным:

«… Спектакль удаётся только тогда, когда оказывает непосредственное воздействие на зрителя. В постановке В. Хруленко ‘‘Расскажи мне про Ивана’’ такой эффект достигается…»

О героизме не принято вспоминать часто. Возможно, это даже правильно. Тем не менее, 22 июня и 9 мая – даты общего притяжения. Горе и счастье переплетаются в судьбах стран, как в судьбе  отдельного человека. И собирают историю народов в единое целое.

Жизнь и смерть краснофлотца И.К. Голубца – яркое тому подтверждение.


Младший научный сотрудник культурно-образовательного отдела

Таганрогского музея-заповедника 

Мария Сеченова

22.06.2020

Фотография выпуска 1941 года

В 2019 году другом нашего музея, Людмилой Григорьевной Слюсаревской, учителем русского языка МАОУ СОШ № 10, была передана в фонды фотография выпуска 1941 года Таганрогской школы № 10. В этом классе училась супруга её дяди Гордиенко Вадима Тимофеевича – Арзамасцева Ираида Ивановна (на фото – вторая справа в третьем ряду).

 21 июня 1941 года по всей стране проходили выпускные вечера. Юные мальчишки и девчонки, получив аттестаты зрелости, встречали рассвет новой жизни. Они мечтали, любили, надеялись, но все планы перечеркнула война. Их прекрасные лица смотрят на нас с выпускных фотографий, сделанных ещё в той, мирной жизни.

А счастье рядом с ними шло,
И были яркими закаты.
Весь мир, наполненный теплом,
Казался ласковым когда-то.

И платья белые надев,
Девчонки ждали выпускного.
А во дворах звучал напев,
И о войне в нем нет ни слова.

И вот он, сорок первый год...
Перечеркнул мечты и планы.
Война идёт, война идёт,
Вступает в каждый дом незваной.

Ираида Ивановна Арзамасцева родилась 13 ноября 1923 года в Харьковской области. Накануне войны с отличием окончила таганрогскую среднюю школу № 10. В 1943 г. поступила в 1-й Московский медицинский институт, но вскоре перевелась в Ростовский мединститут, который окончила в 1948 году. Работала врачом-отоларингологом в поликлиниках и больницах нашего города.

Замечательно, когда фонды музея пополняются такими предметами, которые сквозь время доносят до нас лица людей, наших земляков. Возможно, среди выпускников 1941 года Краснознаменного 10 «Б» класса школы № 10 кто-то из таганрожцев узнает своих родных, близких или знакомых.

Мы будем рады с Вашей помощью рассказать о судьбах этих людей!

06.12.2019

Из истории музейного предмета коллекции «Фарфор»

Фарфоровый зоопарк в коллекции керамики Таганрогского музея – заповедника небольшой, но значимый раздел – анималистическая скульптура из фарфора, фаянса, глины.
Анималистика (от латинского animal – «животное») – это жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.

Статуэтки животных и птиц поступали в коллекцию музея в течение многих лет, главным образом от наших земляков – таганрожцев. Особенно большое количество их было передано таганроженкой И.И. Абрамович, многие предметы пришли в музей как наследие таганрогской художницы В.В. Руссо.

Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства. Ставя на полку скульптуру изящной лисички, гордого коня, веселого щенка, мы, конечно, не задумываемся над тем, что они ведут свою историю от эпохи неолита, когда около 30 тысяч лет назад люди начали изображать животных на скалах и стенах пещер. Изображения животных, в том числе и скульптурные, мы встречаем в искусстве Древнего мира – Ассирии, Египта, Греции, Китая… В древности подобные изображения носили ритуальный, религиозный характер.

Задачей современного художника – анималиста может быть как точность изображения животного, его облика и повадок, так и создание определенного художественного образа. Художник может наделить своего «героя» эмоциями, настроением, а порой и присущими людям чертами, поступками, переживаниями (как в иллюстрациях к басням и сказкам)

В коллекции музея анималистическая мелкая пластика представлена в большом разнообразии. Это и западноевропейская, и русская, и советская скульптура.

05.12.2019

История музейного предмета из коллекции «Драгметаллы»

Фонд «Драгметаллы» представляет группу предметов из серебра, пришедших в музей в 60-70-е годы ХХ века. Сочетание благородного металла, художественных особенностей, историко-краеведческой информации в текстах гравировок определили антикварный и историко-бытовой интерес к этим предметам.
Это спортивные призы 30-40-х годов ХХ века, и непосредственно таковым является спортивный кубок 1946-1950 годов, предметы утилитарного назначения: кружка, кофейник, стакан. Предметы также могли служить достойным подарком .
Они пересекали границы государств, проходили через руки разных людей, и только последняя их роль: роль призов за победу в спортивных состязаниях, объединила их через несколько десятилетий в музейную тематическую коллекцию. Ижевск, Саратов, Ростов-на-Дону, Таганрог: такова география событий, а время – «сороковые роковые», послевоенное строительство.

Вазы ритуальные, парные. Бронза. Литье. XIX век. Китай Высота 42 см

Гребень птицы символизирует восход солнца и говорит о его солярной природе. В древнекитайской мифологии птица имеет клюв петуха, хвост рыбы, зоб ласточки, шею змеи, спину черепахи, рисунок на туловище, как у дракона - чешуйчатый. Но чаще ее изображение похоже на павлина ...