Коллекции

Музей-заповедник,  созданный     в  результате слияния  Литературного  музея  А.П.Чехова   и  Краеведческого  музея Таганрога,  объединил  и  музейные  коллекции  этих  двух   музеев,  разнообразные  и  во  многом  уникальные.
Многие предметы, связанные с историей города и края, являющиеся свидетелями событий не одного столетия, принадлежавшие известным лицам,  несомненно имеют историческую, научную и художественную ценность и составляют значительную часть основного фонда музея, насчитывающего 173229 ед.хр.
Фонды музея классифицированы по видам хранения: археологические  и  естественно-исторические  памятники,  фото и  документы,  предметы из  драгметалла, книги,  предметы  прикладного  и изобразительного искусства,  предметы быта и этнографии, нумизматическая  коллекция  и др. Всего в фондах музея-заповедника 25  коллекций, размещенных в фондохранилищах, площадью 1800 кв.м.

А0018.JPG
Археология

Графика

Дерево

Документы

Драгметалл

Живопись. Иконопись

Керамика. Стекло
Металл
Металл

Нумизматика

Оружие

Редкая книга

Скульптура

Ткани

Чеховский фонд

2.jpg

Фото и письменные носители



Из истории музейного предмета коллекции "Металл"
Генерал Ренненмкампф П.К..jpg

Цикл статей "Коллекция "Востока" в фондах ТГЛИАМЗ"

В экспозиции историко-краеведческого музея (Дворец Н.Д.Алфераки) представлены предметы из коллекции восточного металла - одна из интереснейших коллекции Таганрогского музея-заповедника. Коллекция включает в себя предметы культа, бытовые и декоративные предметы из Китая, Индии и Японии. К сожалению, появление ее в музее связано с трагическими событиями. Основу коллекции составляют предметы из личной коллекции генерала П.К. Ренненкампфа - талантливого русского полководца. Генерал П.К.Ренненкампф (г.Ревель 1854г. - г.Таганрог 1918г.) - командующий Первой армией Северо - Западного фронта, генерал-адъютант и генерал от кавалерии. Он окончил пехотное юнкерское училище, служил в Литовском уланском полку, блестяще окончил Николаевскую Генерального штаба военную академию, четыре года командовал Ахтырским драгунским полком, был назначен начальником штаба войск Забайкальской области, командовал отрядом в 1900 г. в боях на территории Китая в период Боксерского восстания. В русско-японскую войну 1904-1905 г.г. П.К.Ренненкампф командовал 2-й Забайкальской казачьей дивизией, был ранен, но отказался отправится на излечение в европейскую Россию. Японские маршалы Кавамура и Ойама, отзывались о нем с большим почтением, как об очень достойном противнике. В 1906 г. в чине генерал-лейтенанта командовал YII Сибирским армейским корпусом, с 1907 по 1913 год - III армейским корпусом уже на западных рубежах Российской империи. С началом Первой мировой войны П.К.Ренненкампф получил командование 1-й армией Северо-Западного фронта. Неудача при проведении Лодзинской операции и конфликт с командующим фронтом Рузским, привели к его отставки из армии "по домашним обстоятельствами с мундиром и пенсией" и даже после разбирательства, которое выявило ошибки командующего, Ставка не вернула героя Китайской и Японской войн в армию. Генерал просил дать ему любое назначение, "готов был принять даже эскадрон лишь бы не оставаться здесь без всякой пользы, без всякого дела..." После февральской революции он был арестован Временным правительством и помещен в Петропавловскую крепость, в результате Октябрьской революции был освобожден. Последние месяцы жизни П.К.Ренненкампфа пройдут в Таганроге. Его жена родом из Таганрога - Вера Николаевна Леонутова, привезла уже больного генерала в наш город. По некоторым источникам, жил генерал под именем мещанина Ф.Смоковникова, а после установления Советской власти в городе в январе 1918 г., под фамилией греческого подданного Мансудаки. 3 марта 1918 г. был арестован, ему настойчиво предлагали взять под командование части Красной Армии, но П.К.Ренненкампф отказался от предложения. В ночь с 31 марта на 1 апреля он был расстрелян по приговору таганрогского военно-революционного трибунала в районе железнодорожного полотна, между городом и станцией Марцево. В 1920г. семья генерала навсегда покинула г.Таганрог, обосновавшись в Париже. Предметы из коллекции генерала П.К.Ренненкампфа по одной версии были переданы в музей в результате конфискации после смерти генерала, по другой - его женой, не задолго до отъезда за рубеж.

Экспонаты из коллекции "Востока" представлены в одном из залов экспозиции историко-краеведческого музея (Дворец Н.Д.Алфераки) и иллюстрируют буддизм, как одну из мировых религий бытующих на территории нашего края с третий четверти 18 века. В период правления императрицы Екатерины 11 в состав Войска Донского вошли 10 тысяч калмыков, исповедующие древнейшую мировую религию - буддизм.

Цель предлагаемых публикаций - познакомить с предметами из коллекции "Востока" Таганрогского музея - заповедника не только экспонируемых в залах музея, но также находящихся в запасниках музея-заповедника. 

Будда.JPG

"Золотой " Будда.

Особенностью предметов Востока является сложный декор, при том, что все его элементы информативны и логически увязаны друг с другом. При расшифровки используемых в декоре символов, предмет становится "говорящим", позволяет определить его назначение, увидеть как с помощью символов рука древнего мастера доносит до нас легенды и мифы Китая, Индии, Японии.

Знакомство с предметами коллекции "Востока" начнем с самого большого экспоната - это бронзовая в позолоте скульптура Будды (высота - ) представляет Учителя сидящем в позе лотоса на лотосовом троне. И поза, и изображение цветов лотоса на боковых поверхностях трона, в данном случае символизирует просветление. Имя Будды определить не представляется возможным. Это может быть изображения Будды Шакьямуни (Пробужденный, Просветленный) - основателя буддизма, представителя царского рода племени шакьев в Северной Индии. Ее, казалось бы можно определить как образ "Победителя Мары" ("Маравиджая"), что восходит к традициям изобразительного искусства северо-восточной Индии ХIIв., но, к сожалению статуя повреждена. На туловище есть следы от пуль и утрачена кисть левой руки. Нам неизвестно в каком жесте она была сложена. Это может быть и Будда Акшобхья - Непоколебимый, Неизменный, Невозмутимый, Неволнующийся - один из пяти дхьяни - Будд, монах , давший обет практиковать, пока не достигнет просветления Будды. Жест правой руки одинаков у обоих и означает касание земли - призыв земли засвидетельствовать победу Будды над Марой, воплощением Зла. Лицо монголоидное, одет в монашескую одежду с открытым правым плечом, полы одежды орнаментированы. Статуя возможна выполнена в Монголии в 19 веке (долоннорская школа создания металлических образцов). 

ваза.JPG

Вазы ритуальные, парные. Бронза. Литье. ХIХ век. Китай Высота 42 см

Наружная поверхность основания поверхность тулова декорирована рельефным цветочным орнаментом и картушем в обрамлении растительного орнамента ("вьющаяся ветвь") , в центре - сюжетная сцена, изображающая двух идентичных крылатых мифических животных, напоминающих единорога. Это архаическое существо из древнекитайской мифологии Ци-линь, один из четырех живых существ несущих благо (единорог, дракон, черепаха, феникс). Единорог считается главным и 360 существ живущих на суше. У него туловище оленя, хвост быка, копыта лошади. Рог имеет короткий, мягкий (иногда два) - из мяса, по легенде, обитал в Китае за 22 в. до н.э. , служил при дворе императора по судебным делам, имеет шесть разновидностей. Внешний вид Ци-линя менялся. С 5 века нашей эры у него появляются крылья, тело льва , он становится носителем власти и силы, что говорит о влиянии мифологии Ближнего Востока. Ци - линь живет 1000 (по некоторым источникам до 3000 лет) и олицетворяет абсолютное добро, душевное величие, плодовитость и долголетие, питается только палой листвой. Его кротость такова, что он все время оглядывается, что бы не раздавить какой-нибудь козявки. В последствии, в 15 в. до н.э., этот образ был перенят японцами во время развития учения об "инь" и "янь" под именем Кирим ( в современном японском языке - это слово означает "жираф"). Ци (или "ки") - мужское начало, линь - женское. В Японии он передвигается с камня на камень, чтобы не мять даже траву. В Китае и Японии считается посланником, передающим богам просьбы людей об обильном урожае, мире и т.д. Ци-линь также является аналогом нашего аиста, но приносит исключительно мальчиков, если ребенок очень умен, говорят, что он "сын ци-линя".

Ножки вазы фигурные, верхняя часть их выполнена в виде рельефного изображение стилизованных птиц с раскрытыми крыльями, клювом петуха. Это также архаический символ - фэнхуан (аналог птицы феникс, павлина). Гребень птицы символизирует восход солнца и говорит о его солярной природе. В древнекитайской мифологии птица имеет клюв петуха, хвост рыбы, зоб ласточки, шею змеи, спину черепахи, рисунок на тулове, как у дракона - чешуйчатый. Но чаще ее изображение похоже на павлина. Существует поверье, если увидишь фэнхуан - наступит мир. В период средневековья этот символ означал супружескую верность, благоденствие, а также являлся символом невест и императриц. Сосуды с ее изображением появляются с эпохи династии Шан-Инь (1600 по 1027 г.г. до н.э.)

Поверхность горловины вазы декорирована в нижней части растительным ("вьющаяся ветвь")и срединной части цветочным рельефным поясным орнаментом. Ручки - держаки крепятся к горловине, выполнены в форме змее подобных драконов. Дракон в верованиях Китая и Японии считается всемогущим существом - единственное мифотворческое существо в восточных гороскопах. В Китае - символ жизни, света, могущества, обладает космической энергией, повелевает землей, воздухом, водой и огнем.

Разновидностей драконов много. Они отличаются по цвету (желтый например - символ китайской императорской семьи), по внешнему виду и функциям, которые они выполняют. В данном случае, скорее всего, изображен Чиа - дракон, обитающий в горах или болотах - змее подобный, имеет четыре лапы, голова маленькая, безрогая. Изображение дракона и птицы считается отпугивают злых дух. В комплексе изображения на вазах, а также логика их размещения говорят о том, что возможно данный предмет имеет отношение к свадебной церемонии, символизирует семейное благополучие, так как вся символика связана с мужским и женским началом, детьми, супружеской верностью и благополучием. На свадьбах лун и фен соединяются, и тогда рождаются дети. При рождении сына - говорили" у меня родился маленький лун", если рождалась девочка - "красавица фэн".

В растительном орнаменте присутствуют изображения цветка пиона, как символ богатства, весны и любви, и лотоса - символ безупречной чистоты. Цветок лотоса, так же способствует созданию покоя в семье.

Древнекитайские мифы и их последующая трансформация, говорят о взаимодействии нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры.  

карасиси фо.JPG

Курильница "Карасиси Фо"

В коллекции "Востока" особое место занимают курильницы. Эти сосуды используются человеком с древнейших времен при проведении очистительного обряда, который и сегодня присутствует во всех мировых религиях. Н а территории нашего края они встречаются уже в захоронениях эпохи энеолита и бронзового века ( 3-2 тысячелетия до нашей эры). В музейной коллекции "Востока" курильницы поражают разнообразием форм, техникой изготовления и обилием декора. В экспозиции историко-краеведческого музея представлены несколько необычных по форме курильниц. Для непосвященного посетителя - это декоративные статуэтки. Две из них изображают мифических животных, напоминающих одновременно и льва, и собаку с угрожающе оскаленной пастью.

Курильницы парные, выполнены из тонированной бронзы высотой 25 см , длинной 23см. Китай ХIX в. Предмет состоит из двух частей: тулово и съемная голова. Голова и тулово полые, резервуар служил для помещения благовоний. От долгого пользования, внутренняя поверхность курильниц покрыта слоем окаменелого пепла. Голова крепится к туловищу животного с помощью штыря. При поджигании благовоний, дым выходил из оскаленной пасти зверя.

В Китае лев не является настоящим обитателем и потому не фигурируют в раннем китайском искусстве. Его стилизованное изображение появилось с распространением в Китае буддизма.

В китайской мифологии это животное известно под именем Карасиси Фо (китайский лев), Шиши, Ши Цзы; в корейской - Комаину (корейская собака). Их еще называют небесными львами Будды. По китайской легенде - лев является девятым сыном Дракона, олицетворяющем надежного стража. Скульптуры с изображением Шиши принято ставить перед храмами, как стража от злых духов. Из Китая этот образ пришел в Японию и получил повсеместное распространение в конце 16 века в период Момояма (борьба за объединения страны, распространение синтоизма в буддизме). Изваяния устанавливали перед синтоистскими и буддистскими храмами, иногда и перед гробницами. Образ собаки-льва получил широкое распространение в дальневосточной культуре.

Изображение Шиши встречается, как с закрытой, так и открытой пастью. Открытая пасть символизирует отпугивание злых духов, закрытая - удерживание добрых.

Но здесь заключено еще одно значение: первая буква санскрита - символ открытого рта, последняя - закрытого, комбинация их означает рождение и смерть. Часто Шиши изображают с шаром Тама в лапах - символ мудрости, в нем заключена энергия для великих свершений. Китайский лев так же способствует приобретению богатства и знатности, является покровителем детей и беременных женщин, по этому его изображение наносят на живот женщины, ожидающей потомства.

Об особом почитании культа Ши Цзы в Китае говорит построенный в 12 веке мост Лугоуцяо ("Луна над Лугоу на рассвете" или "Мост над соловьиной пропастью") над рекой Юндинхэ в Пекине, который украшают 485 его скульптурных изображений. Это самый известный мост в Азии. Впервые его описал европейский путешественник и купец Марко Поло в 1276 году. 

статуэтка Обезьяна.JPG

Статуэтка обезьяны

2016 год по восточному календарю - год огненной обезьяны. В коллекции "Востока" таганрогского музея - заповедника есть замечательная китайская статуэтка обезьяны 19 века. Надеемся. что она принесет нам удачу.

Статуэтка высотой 15 см выполнена из бронзы, Китай. Тело обезьяны покрыто орнаментом в виде завитков, фон - перегородчатая эмаль горчичного цвета, шею украшает воротник в виде стилизованных листьев синего цвета, завязанный на бант, выполненный рельефом, набедренная повязка синего и бордового цветов. Фигурки разодетых обезьян, считается, приносят счастья богатым людям (для бедных они должны быть одеты в лохмотья) . На левой ладони - хурма (возможно персик) с изображением китайского иероглифа, символизирующего долголетие.

Основание статуэтки выполнено из дерева, фигурное, ступенчатое на трех ножках .

В Древнем Китае обезьяна - это позитивный символ, хотя считается сосудом темных бессознательных сил, ее энергия могла так же нести и добро, по этому в Китае верят, что почитание обезьяны способствует долгой жизни, здоровью, успеху. Она также является покровителем детей, лошадей и дорог.

Образ волшебной божественной обезьяны в Китай попал из Индии (есть она и в Тибете от куда буддизм пришел в Китай, там она перерождается в далай-ламу), где существовал культ Ханума-на, обезьяньего божества. По китайской легенде, обезьяна вылупилась из каменного яйца на вершине горы из цветов и плодов под воздействием энергии солнечных и лунных лучей, найдя учителя, Сюан Цзана, обезьяна постигла суть мироздания и познала тайны превращения. Приобретенная мудрость не помешала ей хитростью достичь бессмертия. Проникнув в преисподнею под именем Сунь У - Куна, вычеркнула себя из списков сородичей, из книг "Сроки жизни". Такая наглость возмутила судей преисподней и они попросили Нефритового владыку усмирить Сунь У-Куна. Владыка назначил его Великим мудрецом, равным небу и хранителем сада с персиками бессмертия. Но возвеличенный Сунь У-Кун нагло съел все персики, а затем и все яства на пиру царицы Сиванму, и запил все это приготовленным для даосского божества Лао Цзюна эликсиром бессмертия. Остановить нахальную обезьяну смог только сам Будда. Он заточил его на 500 лет под горой, после чего пленник одумался, стал монахом и совершил подвиги во славу Будды, уничтожив оборотней. По приговору Будды его должен был освободить праведник, отправившейся путешествовать за священными книгами. Сунь У-Кун был освобожден Сюан Цзаном, стал его защитником (отсюда обезьяна покровитель путников и дорог, лошадей - в Японии есть храм расписанный изображениями обезьян), за что по окончанию путешествия заслужил полное прощение и был включен в число Будд под именем Победоносного Будды.

В Японии почитаются изображения трех обезьян - ничего не вижу, ни чего не слышу, ни чего не говорю, что значит : не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле ( идея отречения от зла). В легенде об этих обезьянах говорится, что боги послали на землю трех обезьян -лазутчиков, чтобы они доносили о грехах человеческих - изображение трех обезьян талисман от доносчиков и клеветы. А также три обезьяны - спутники бога Ваджраякши, защищающего людей от духов, болезней и злых демонов.   

Курильница "Всадник"

В коллекции "Востока" Таганрогского музея-заповедника в течение многих лет три предмета в документах значились как декоративные статуэтки всадников. Детали статуэток были скреплены проволокой, как думалось для того, чтобы не растерялись подвижные части. При работе с предмета выяснилось, что фигурки всадников съемные, в спинках животных имеются отверстие, туловища их полые, внутренние поверхности имеют следы горения и пепла. Предметы предназначались для восжегания благовоний, то есть это курильницы в виде статуэток.

Одна из трех курильниц представлена в экспозиции историко-краеведческого музея.

Высота - 29,5 см, длина - 21 см. бронза тонированная, Китай XIX в.

Мифическое животное - это Ци -линь, известный по предыдущей публикации. Существует гипотеза, что образ Ци -линя развился на основе представлений об олене. В древних текстах, как утверждает один из японских ученых, он упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак. В Китае, в первые, о нем пишет Конфуций (551-479 г.г. до н.э.). Каменные же его изваяния появляются во 2 - 3 в.в. до н.э. Видеть Ци - линя удостаиваются лишь избранные. Так по легенде, рождению Конфуция предшествовало появление китайского единорога в храме перед его матерью. Ци - линь уронил из пасти ей в руки не большой кусок нефрита и опустился перед ней на колени. Девушка не знала, что ей предпринять. Наконец она вытащила из своей прически белую ленту и повязала ее на рог Ци - линя, после чего он удалился. На куске нефрита были вырезаны иероглифы, которые сообщили ей, что родится "сын горного хрусталя", который станет "царем без трона". Ци - линь явился и самому Конфуцию с лентой его матери - это был знак, что он выполнил свое предназначение.

Но кто же этот всадник на спине Ци - линя? В различных преданиях указывается, что Ци-линь является верховым животным "бессмертных" и мудрецов входящих в свиту Си - ван - му ("владычица 3апада "), женское божество, обладательница снадобья бессмертия.

На некоторых рисунках можно увидеть верхом на Ци - лине "бессмертного" по имени Цзян - Тайгун, в руке он должен держать жезл исполнения желаний. Многие из персонажей китайских мифов и легенд имеют реальных прототипов. Цзян Тайгун при жизни был советником и полководцем правителя Вэнь -вана и помог ему разгромить войско правителя Инь. За это небо его наделило бессмертием и назначило повелевать демонами и бесами. Под демонами и духами подразумевались неукротимые силы дикой природы. 


Из истории музейного предмета коллекции "Драгметалл"

Часы карманные мужские, наградные, Швейцария для России, конец ХIХ-начало ХХ вв.

К сожалению, не всегда музейный исследователь может раскрыть историю предмета до конца. Источник поступления часов в музей в период 1984-1988гг., остался неизвестным. Предположительно, они принадлежали известному советскому теннисисту.

Сильнейшие теннисисты столицы 20-30-х гг.Е.Ованесов -второй справа sportkadr.ru.jpg  Часы наградные 1933г..jpg  Часы Борель сын и К 1894-1927гг.jpg

ОВАНЕСОВ Евгений Степанович (1893 - 1944) , теннисист; один из сильнейших в СССР в конце 1920-х гг. Заслуженный мастер спорта СССР (1936) С конца 1920-х гг. - в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии). Финалист чемпионатов СССР и РСФСР (1927, 1928) Чемпион Москвы (1929) Входил в десятку сильнейших теннисистов СССР (1927-31); Участник Всемирной рабочей спартакиады в Берлине (1927): Игра О. отличалась упорством, изобретательностью и чрезмерной эмоциональностью: после удачных ударов он нередко бросал вверх ракетку и пританцовывал на площадке. Зрители и соперники называли эту импровизацию "танцем Шамиля». Энциклопедия «Российский теннис» Автор-составитель Б. Фоменко Москва 1999г.

«Анализируя результаты пяти всеармейских спартакиад и многих всеармейских первенств, К. Е. Ворошилов обратил внимание спортивных работников ЦДКА и Главной инспекции по физической подготовке и спорту РККА на то, что среди участников соревнований очень мало командиров, а старшие и высшие начальники, от которых, в сущности, во многом зависит организация массового спорта, вообще редкость» –Д.И.Гулевич, З.П.Фирсов, В.М.Гаврилин «С эмблемой ЦСКА», Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1973.

Механизм P. Moser.jpg   Корпус часов серебро.jpg

Так возникла идея Спартакиады высшего и старшего начсостава РККА , которая состоялась 12–18 октября 1933 года в Москве. Многие известные спортсмены были активными инструкторами, оказывая помощь в физической подготовке РККА. 


Из истории музейного предмета коллекции "Чеховский фонд"

Уникальный подарок А.П. Чехова из "кладовых" Таганрогского музея-заповедника (СКАЧАТЬ)
Титул на сайт.jpg Антон Павлович прислал в Таганрогскую библиотеку более десятка книг со своими произведениями. Среди них сборник рассказов «Хмурые люди», «Остров Сахалин», «Дуэль» и другие.
Многие из них уникальны, и, хотя бытует мнение, что всё имеет свою цену, некоторые музейные предметы просто бесценны. К ним, без сомнения, относится книга небольшого формата, непрезентабельного, на первый взгляд, вида под названием «Каштанка». На титульном листе книги дарственная надпись А.П. Чехова: «В Таганрогскую Городскую Библиотеку от автора. А. Чехов. 95 15/III». Книга «Каштанка» с таким автографом, без преувеличения, единственная во всём мире.


Из истории музейного предмета коллекции "Фарфор"

Фарфоровый зоопарк

В коллекции керамики Таганрогского музея – заповедника небольшой, но значимый раздел – анималистическая скульптура из фарфора, фаянса, глины.

1 фарфор.jpg  2 фарфор.jpg   3 фарфор.jpg

Анималистика (от латинского animal – «животное») – это жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.

Статуэтки животных и птиц поступали в коллекцию музея в течение многих лет, главным образом от наших земляков – таганрожцев. Особенно большое количество их было передано таганроженкой И.И. Абрамович, многие предметы пришли в музей как наследие таганрогской художницы В.В. Руссо.

Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства. Ставя на полку скульптуру изящной лисички, гордого коня, веселого щенка, мы, конечно, не задумываемся над тем, что они ведут свою историю от эпохи неолита, когда около 30 тысяч лет назад люди начали изображать животных на скалах и стенах пещер. Изображения животных, в том числе и скульптурные, мы встречаем в искусстве Древнего мира – Ассирии, Египта, Греции, Китая… В древности подобные изображения носили ритуальный, религиозный характер.

Задачей современного художника – анималиста может быть как точность изображения животного, его облика и повадок, так и создание определенного художественного образа. Художник может наделить своего «героя» эмоциями, настроением, а порой и присущими людям чертами, поступками, переживаниями (как в иллюстрациях к басням и сказкам)

В коллекции музея анималистическая мелкая пластика представлена в большом разнообразии. Это и западноевропейская, и русская, и советская скульптура.

4 фарфор.jpg   5 форфор.jpg    6 фарфор.jpg   7 фарфор.jpg

Некоторые из наиболее интересных предметов мы представляем здесь.

Высокой художественностью, прекрасной техникой исполнения отличается скульптура «Тигр» выполненная мастерами завода Розенталь (Германия) в первой трети XX века.

Одним из лучших образцов русской фарфоровой пластики XIX является скульптура «Вакх с леопардом» по модели главного модельмейстера Императорского фарфорового завода А. Шписа (1866 г.). Привлекают внимание изделия заводов М.С. Кузнецова конца XIX – начала ХХ веков. Пример точной передачи облика и повадок животного – скульптура «Индийский слон», карандашница «Белый медведь» (по модели датского скульптора К. Кюна). В конце XIX – начале ХХ веков кузнецовские заводы в большом количестве выпускали бытовую керамику – шкатулки, масленки, сахарницы в виде овощей, фруктов, корзинок с грибами, а также животных. в виде головы кота с мышкой в зубах. 

Среди скульптуры советской эпохи выделяются изделия Ломоносовского (в пошлом и настоящем Императорского) фарфорового завода. Начиная с 1930-х годов, здесь работали выдающиеся скульпторы – анималисты И.С. Ефимов, Б.Я Воробьев, П.П. Веселов, И.И. Ризнич и другие. Выразительные «портреты» животных и птиц, выпускавшиеся по их моделям, широко тиражировались, были и остаются популярным украшением интерьера.

Здесь представлены такие известные скульптуры 50-70-х годов ХХ столетия, как «Златогривый конь» (модель И.С. Ефимова), «Колли», «Дог» (И.И. Ризнич), «Терьер», «Лисичка» (Б.Я. Воробьев), серия миниатюрных птиц работы П.П. Веселова.

Чернильница «Лиса и журавль», созданная в кооперативной артели «Прогресс», по модели скульптора Смирнова – иллюстрация к русской сказке.

Очень выразительна статуэтка «Такса». Выполненная в условной манере, она тем не менее великолепно передает пластику животного, его эмоции.

Представленные здесь скульптуры животных различны по времени и манере исполнения, технике, уровню мастерства исполнения. Но все их объединяет любовь к животным, стремление передать их красоту и своеобразие. Думается, каждый из их создателей мог бы подписаться под словами, сказанными ведущим скульптором ЛФЗ Борисом Яковлевичем Веселовым: «Свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее».

Материал подготовила хранитель Романенко М.А.

8 фарфор.jpg  9 фарфор.jpg  10 фарфор.jpg 



Из истории музейного предмета коллекции "Чеховский фонд"

Книга. А.П. Чехов. «Остров Сахалин. (Из путевых записок)». Издание редакции журнала «Русская мысль», Москва 1895.

DSC04803.JPG       DSC04814.JPG       DSC04823.JPG

В 2015 году исполнилось 120 лет, как А.П. Чехов прислал в Таганрогскую библиотеку книгу «Остров Сахалин», и 120 лет, как эта книга вышла в свет.

«Остров Сахалин» был написан А.П. Чеховым в 1891-1893 годах в жанре «путевых записок» после путешествия писателя на остров Сахалин. В основу произведения легли как личные путевые впечатления Чехова, так и собранные им обширные статистические данные.

По мнению исследователей на жанр данного произведения оказали влияние «Записки из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского и «Сибирь и каторга» С.В. Максимова, неоднократно упоминаемые автором в тексте.

А.П. Чехов вернулся с Сахалина в Москву 8 декабря 1890 года и в начале 1891 года приступил к работе над книгой. Сначала он собирался напечатать всю книгу целиком и отказывался от публикации отдельных частей в сборниках или журналах, но в 1892 году согласился опубликовать главу ХХII (Беглые на Сахалине) в сборнике «Помощь голодающим». Главы I - ХIХ впервые напечатаны в журнале «Русская мысль» в 1893 году.

В 1895 году книга вышла отдельным изданием с добавлением глав ХХ – ХХII, с небольшими исправлениями первых девятнадцати, под названием «Остров Сахалин. (Из путевых записок)». «Остров Сахалин» был сразу назван талантливой и серьёзной книгой, это рассказ очевидца не только о каторжных работах, кандалах, карцерах, побегах и виселицах, это, что главное, взгляд думающего человека на каторгу в целом. В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника – проблема личности каторжника, простого несчастного человека.

В Чеховском фонде хранятся две книги «Остров Сахалин».

Одна книга в твёрдом картонном переплёте, покрытом мраморной бумагой. Другая книга в твёрдом картонном переплёте, покрытом коленкором ч ёрного цвета. Первоначально книги были в мягких обложках. Обе переплетены в Таганроге. Первая - в городской библиотеке, вторая - в переплётной мастерской «Сиротского дома», что подтверждает оттиск печати этого заведения.

В книге 520 страниц.

На титульном листе одной книги дарственная надпись А.П. Чехова: «В Таганрогскую Городскую Библиотеку от автора. А. Чехов. 95 20/VII».

Другая книга была подарена А.П. Чеховым тёте М.И. Морозовой (урожд. Лободе), о чём свидетельствует надпись на титульном листе: «Милой тёте Марфе Ивановне Морозовой от любящего и уважающего автора сей книги. А. Чехов. 95 26/Х».

Материал подготовила хранитель отдела фондов А. Щербина. 


Из истории музейного предмета коллекции "Керамика. Стекло"
Вазочка Плод граната нач. ХХ в.jpg

Эпоха модерна, отраженная в стекле.

Стиль МОДЕРН (от французского moderne – «современный») – художественное направление в искусстве, распространенное в конце XIX – начале ХХ веков. Модерн явился противоположностью эклектике 2-й половины XIX века, заключавшейся в повторении и смешении художественных стилей прошлого. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых, использование растительных мотивов в декоре. Эпоха модерна – это период расцвета декоративно – прикладного искусства. Лучшие художники создают великолепные образцы книжной графики, предметов интерьера, керамики, стекла.

В наше время предметы эпохи модерна – украшение музейных коллекций.

В собрании Таганрогского музея – заповедника хранится ряд произведений декоративно – прикладного искусства в стиле модерн работы русских и европейских мастеров. Эти предметы поступали в музей из разных источников. Самые ранние были переданы из Государственного музейного фонда, другие в разное время передавались в музей таганрожцами.



Графинчик. Польша, нач. ХХ в..jpg

Особенно полно стиль модерн выразил себя в искусстве стекла, которое оказалось наиболее восприимчивым к его эстетическим и стилистическим требованиям. Коллекция изделий из стекла эпохи модерна в нашем музее невелика, но очень интересна. В ней содержатся как уникальные произведения декоративно – прикладного искусства, так и вещи бытового назначения, носящие неповторимые черты стиля. К первым относятся, прежде всего, вазы «Герань» и «Папоротник», созданные во Франции, в мастерской знаменитого мастера Эмиля Галле. Эти вазы сделаны из многослойного стекла, на котором при помощи резьбы и травления нанесен декор. Поражает своей красотой и искусством создателей ваза «Русский лес», пример так называемого «русского Галле» работы мастеров завода Мальцева в Гусь – Хрустальном. Вазы «Розан» и «Плод граната», также сделанные в России, демонстрируют разную технику декора.

Великолепный образец западноевропейского стекла – зеленая ваза с металлическими накладками в виде гирлянд роз. Два графина – розовый, похожий по форме на ограненный камень, и фиолетово – прозрачный, а также резной графинчик в оправе изысканной формы – изделия польских мастеров начала ХХ века. Для них характерно использование так называемого «варшавского серебра» - сплава, имитирующего драгоценный металл.

Стопа «Петушок» - образец использования русскими художниками модерна народных мотивов декора.

Примером того, как в эпоху модерна предметы обихода становятся произведениями искусства, образцами стиля служат пепельница изумрудного цвета с накладным металлическим узором и керосиновые лампы, настольная и подвесная.

«Все эти безделушки, все эти модные предметы роскоши – вовсе не чепуха, не выдумка корыстных фабрикантов и торговцев, а полноправный, прекрасный, разнообразный маленький, или, вернее, большой мир вещей, имеющих одну единственную цель – служить любви, обострять чувства, оживлять мертвую окружающую среду…» (Герман Гессе, немецкий писатель). 




Из истории музейного предмета коллекции "Чеховский фонд"
1.jpg

Книги из личной библиотеки А.П. Чехова.   
В.А. Жуковский. Сочинения в двух томах. Под редакцией А.Д. Алфёрова.   
тт.1-2. Москва. Изд. Т-ва И.Д. Сытина. 1902.   
Книги в твёрдом картонном переплёте, покрытом ледерином коричневого цвета. На верхней крышке переплёта рельефное изображение автора - В.А. Жуковского – в овале. В нижнем правом углу и на корешке фамилия автора оттиснута золотом. Кроме того на корешке золотистый тиснёный орнамент. Обрез книг мраморный с серыми прожилками. Передний и задний форзац из муаровой бумаги.   
В томе 1 - 624 страницы, в томе 2 – 620 страниц.   
Это иллюстрированное издание с приложением портрета автора и других лиц. Среди них портреты российских императоров: Александра I, Александра II; известных литераторов и историков: Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, Н.В. Гоголя, В.А. Соллогуба. В издании много собственных рисунков Жуковского и его современников; снимок с картины В.М. Васнецова.   
Оригинальные иллюстрации исполнены академиком Клавдием Васильевичем Лебедевым (1852-1916), русским художником исторического бытового жанра. Он был штатным художником издательства И.Д. Сытина.   
Редактор и автор биографического очерка о В.А. Жуковском Александр Данилович Алфёров (1862-1919), русский педагог, деятель народного образования, литературовед.   
Двухтомник был издана к 50-летию со дня смерти В.А. Жуковского.   
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852), русский поэт, переводчик, основоположник русского романтизма.   
Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), книгоиздатель и книготорговец, подарил данный двухтомник А.П. Чехову предположительно в 1902. Дарственная надпись гласит: Обожаемому Антону Павловичу Чехову. Преданный издатель.   
А.П. Чехов и И.Д. Сытин познакомились в 1893 году. А.П. Чехов писал о нём: «Это интересный человек. Большой издатель, вышедший из народа». Писатель и издатель поддерживали отношения, неоднократно встречались, в частности, 3 января 1897 года Сытин был у Чехова в Мелихове. В 1894 году Сытин издал книгу Чехова «Повести и рассказы». Оставил воспоминания о Чехове.   
Двухтомник В.А. Жуковского А.П. Чехов передал в дар Таганрогской городской библиотеке.

3.jpg2.jpg 4.jpg

Подготовила хранитель отдела фондов 
Александра Щербина. 



История музейного предмета из коллекции "Драгметаллы"

Кубок Россия Москва 80-е .jpg                       

Фонд «Драгметаллы» представляет группу предметов из серебра, пришедших в музей в 60-70-е годы ХХ века. Сочетание благородного металла, художественных особенностей, историко-краеведческой информации в текстах гравировок определили антикварный и историко-бытовой интерес к этим предметам.
Это спортивные призы 30-40-х годов ХХ века, и непосредственно таковым является спортивный кубок 1946-1950 годов, предметы утилитарного назначения: кружка, кофейник, стакан. Предметы также могли служить достойным подарком .
Они пересекали границы государств, проходили через руки разных людей, и только последняя их роль: роль призов за победу в спортивных состязаниях, объединила их через несколько десятилетий в музейную тематическую коллекцию. Ижевск, Саратов, Ростов-на-Дону, Таганрог: такова география событий, а время – «сороковые роковые», послевоенное строительство.

            

2 Кружка пивная Западная Европа 70-е гг. ХIХ в. Серебро 84 Высота 240мм Вес 874,3г.jpg  3 Ваза в форме ладьи Эстония 20-40е гг. ХХв. Серебро 875 Высота 196мм Вес 418,2г.jpg 4 Кофейник Германия конец ХIХ-начало ХХвв. Фирма Кох и Бергфельд Серебро 800 Высота 190мм Вес 492,2 .jpg 5 Стакан винный Россия Москва начало ХХв. Американцев П.Д.владелец мастерской с 1908г. Серебро 84 Высота 90мм Вес 89,9г.jpg 6 Кубок спортивный Латвийская ССР Рига 1946-1950гг. Рижская ювелирная фабрика Серебро 875 Высота 340мм Вес 5098,2г.jpg


История музейного предмета из коллекции "Нумизматика"

ТМЗ_ОФ_11465(11).jpgТМЗ_ОФ_11465(12).jpg
Медаль памятная, настольная "В память 50-летия Советской власти. 1917-1967г.г." Медальер В.М.Акимушкина. Ленинградский монетный двор. Серебро, 73,67 гр. Диаметр 50 мм. Клейма на гурте: "925" и монетного двора "ЛМД". В оригинальном футляре. Медаль вручалась участникам торжественного собрания, посвященного 50-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, проводившегося в Кремлевском Дворце съездов. Медаль редкая. Точный тираж неизвестен, предположительно не более 3 тысяч штук.
3.jpg
Медаль принадлежала участнику торжественного собрания Льву Владимировичу Шульгину, известному советскому композитору и деятелю культуры. Л.В. Шульгин (1890 г.-1968), родился в г.Таганроге, поступил в Петербургскую консерваторию. Один из виднейших организаторов музыкальной жизни страны после революции. Работал в отделе Наркомпроса, 12 лет заведовал агитационно-просветительским отделом музсектора Госиздата, редактор журнала "Музыка и революция." Им написаны ряд пьес на народную тематику и песни: "Слава Родине" сл. М.Исаковского, "Поднимем заздравные чаши" сл. И.Неходы, "Я - испанский горняк" и др.

С начала 90 годов 20 века в течение многих лет сотрудники Таганрогского историко-краеведческого музея вели переписку с дочерью Л.В.Шульгина, Татьяной Львовной - известным советским скульптором, проживавшей в Москве. Она и передала в дар музею-заповеднику все сохранившиеся материалы о своем отце, среди которых и памятная медаль, а также нотную запись песни "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца"), музыка к которой долгие годы считалась народной, но как оказалось, автор ее - наш земляк Л.В.Шульгин. В Таганрогском музее-заповеднике есть фонд Л.В.Шульгина, материалы о его жизни и деятельности экспонируются в историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).

Материал подготовила старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Татьяна Артюшкина, телефон 38-34-96.


История музейного предмета из коллекции "Редкая книга"

Пушкин.jpegIMG_1040.JPG

Прижизненное издание книги А.Пушкина «Руслан и Людмила». СПб. Тип. Н.Греча. 1820г.

Первое издание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», выпущенное в 1820 году при жизни великого поэта, является гордостью пушкинской коллекции, хранящейся в фонде «Редкая книга» Таганрогского музея – заповедника. 

Книга в твёрдом переплёте из твёрдого картона, оклеенного коричневой мраморной бумагой, корешок и уголки из коричневой кожи, отпечатана на белой тряпичной бумаге. Объём 142 страницы. На внутренней стороне переплёта имеется экслибрис антикварного магазина №35 МоГиза, с указанием цены - 100 руб. На титульном листе - следы подчищенных надписей. Можно предположить, что таким образом уничтожены старые владельческие знаки, указывающие на прежних владельцев книги.

IMG_1042.JPG

Это первая книга великого поэта, увидевшая свет. В период подготовки издания Пушкин был отправлен на службу в Екатеринославскую губернию. Оттуда он писал поэту Н.И.Гнедичу, который в отсутствие автора вёл наблюдение за изданием: "Платье сшитое по заказу Вашему на Руслана и Людмилу прекрасно, и вот уже четыре дни как печатные стихи ... детски утешают меня".

Пушкин получил экземпляр книги 24 марта 1821 года, а вышла она летом 1820 года. Печатной обложки у первого издания знаменитой поэмы не было. Книга продавалась в цветной обёртке и стоила 10 рублей (Довольно солидная сумма по тем временам. Средняя зарплата чиновника таганрогского градоначальства в этот период составляла 25 руб.) Твердый переплёт делали владельцы по своему усмотрению и возможностям.

По свидетельству Пушкина, поэма «Руслан и Людмила» была написана им ещё в Лицее. Однако все сохранившиеся черновики написаны не ранее 1818 года. Поэма была закончена в Петербурге 26 марта 1820 года. Эпилог писался на Кавказе в июле 1820 года, а знаменитое вступление («У Лукоморья дуб зелёный») в Михайловском в 1824 - 1825 г.г.

m_29045.jpg

Отрывки поэмы печатались в журналах "Невский зритель" и "Сын Отечества" в 1820 году. Когда вышло отдельное издание, поэт уже был выслан на юг. Поэма вызвала споры и многочисленные рецензии в журналах. Её успех, несмотря на неоднозначное отношение в обществе, был несомненен. Это подтверждает тот факт, что в 1822 году тираж был допечатан для продажи.

На аукционе антикварных изданий, прошедшем в Петербурге в начале 2013 года, стартовая цена лота, на котором была выставлена первая книга великого поэта, составила 100 тыс. евро. И хотя это значимая сумма, даже в валюте, для нашего музея эта книга бесценна.

Уникальное издание пушкинской поэмы попало в коллекцию музея, вероятно, благодаря выпускнику Таганрогской гимназии, известному литературоведу, члену - корреспонденту Академии Наук СССР Сергею Дмитриевичу Балухатому. В 1937 году по его инициативе в Таганроге была проведена Пушкинская выставка, посвящённая 100-летию гибели поэта, После завершения её работы значительная часть экспонировавшихся предметов была передана в только, что созданный Литературный Музей А.П.Чехова.


Материал подготовила старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Алла Цымбал, телефон 38-34-96.



История музейного предмета из коллекции "Ткани"

Рушник. Берегиня.jpgРушник. Девичье очарование.jpgРушник. Древо жизни.jpg

Вышивка Северо-Восточного Приазовья из коллекции рушников

Вышивка – издревле была на Руси одним из самых любимых и распространенных видов народного творчества. Каждая женщина должна была владеть этим умением. Искусству вышивания девочек начинали обучать с раннего детства. Вышивали одежду и предметы быта (постельные принадлежности, скатерти, занавески).

Особняком в этом ряду стоят рушники. Они имели не столько утилитарное значение, сколько являлись незаменимым атрибутом многих обрядов: свадебного, родильного, поминального, служа своеобразными оберегами, то есть сопровождали человека с рождения и до смерти. Вышивка на рушниках имела много символов и скрытого смысла, восходящего к древним славянским традициям, связанным с культом плодородия и культом предков.

Рушник. Мураевенская вышивка.jpgРушник. Пахарь.jpgРушник. Пляска (2).jpg

Именно рушники и составляют основу нашей коллекции «Вышивка Северо-Восточного Приазовья».

Коллекция рушников в фонде «Ткани» одна из самых многочисленных - свыше 150 единиц хранения. Начало ее комплектования было положено в 20-е годы прошлого века. Большинство предметов собрано во время историко–бытовых экспедиций по окрестным селам. Хронологические рамки коллекции – первая половина XIX века – 70-е годы XX века.

Техника вышивания, сюжеты и мотивы вышивки весьма разнообразны. Это обусловлено историей нашего края.   

В начале 70-х годов ХVIII века, после заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнарджийского мирного договора, Россия превратилась в Черноморскую державу и развернула энергичное заселение и активное освоение обширных пространств плодородных приазовских степей. В результате миграционной политики Екатерины II стал складываться определенный этнический образ города и его окрестностей: это донские казаки, украинские семьи, расселение которых было оформлено указом от 24 мая 1779 года, албанцы, греки, армяне, выходцы из средней полосы России. Компактное проживание народов с разными культурными традициями способствовало взаимопроникновению обрядов и обычаев и повлияло на развитие народного декоративно-прикладного искусства, в том числе и на вышивку. Мастерицы – вышивальщицы учились друг у друга, заимствовали техники, стили.

Рушники в нашей коллекции украшены вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевами, выполненными в разных техниках, тесьмой.

Большинство рушников вышиты крестом. Крест всегда рассматривался нашими предками, как оберег, защищающий от злых сил. Для вышивания использовались в основном нитки красного и черного цвета. Ряд рушников вышит гладью. Присутствует также строчевая вышивка, шитье белым по белому. Кружево выполнено в разных техниках. Это и игольное кружево очень тонкой работы, и кружево, связанное крючком, и машинное кружево. Орнаменты вышивки тоже весьма разнообразны: растительные, геометрические, геометризованные, орнаменты с изображением животных.

Особый интерес представляют сюжетные рушники, такие как «Пляска» и «Пахарь».


Материал подготовили хранители отдела фондов Таганрогского музея-заповедника С.П.Тартанова и И.Б.Сидорова, телефон 61-14-76.