Сегодня в Санкт- Петербурге на Форуме объединенных культур проходит панельная дискуссия «Музеи». Модератор форума генеральный директор Государственного Эрмитажа, Президент Союза музеев России - Пиотровский Михаил Борисович.
В дискуссии приняли участие: заместитель министра культуры Кореи, представители культуры Сирии, Египта, России. Обсуждали вопросы установления «культурных мостов».
15 ноября 2023 г. в большом зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга в преддверии IX Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла стратегическая сессия Всероссийского проекта «Музейные маршруты России», посвященная вопросам взаимодействия и консолидации музейных объединений и организаций.
В рамках программы состоялась торжественная церемония подписания соглашений о сотрудничестве между Таганрогским государственным литературным и историко-архитектурным музеем-заповедником (ТГЛИАМЗ) – директор Липовенко Елизавета Васильевна и ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля» – директор Бак Дмитрий Петрович, а также между ТГЛИАМЗ и Симферопольским художественным музеем – директор Титоренко Александр Алексеевич.
Карта географическая: "Новая карта Азовского моря".
Зойтер, Маттеус.
Священная Римская империя. Аугсбург. 1740-е гг.
Бумага, гравюра.
В 1960-70-е гг. в фонды Таганрогского краеведческого музея из-за рубежа поступил ряд артефактов XVIII-XIX вв. Это был дар уроженца Таганрога Николая Катенева, эмигрировавшего в годы Гражданской войны за рубеж. Среди присланных предметов была карта Азовского моря, выгравированная в первой половине XVIII в.
На карте представлено изображение Азовского моря с отметками глубин, части северо-западного побережья Черного моря и северо-восточной оконечности Крыма. В правом нижнем углу располагается фигурный картуш, украшенный фигурами стилизованных жителей России, с надписью на латыни: "Nova Mappa Geographica Maris Assoviensis vel de Zabache et Paludis Mæotidis, accuratè æri incifa et in lucë edita per Matthæum Seutter, S.C.M. Geogr." (Новая географическая карта моря Азовского или моря Забак и Меотийского болота, изготовлена...Маттеусом Зойтером, географом Его Императорского величества). Под картушем две масштабные линейки и надписи: "Milliaria Germanica Com. 15 in uno Gradu." (в одном градусе 15 общих немецких миль); "Milliaria Gallica Com. 20 in uno Cradu." (в одном градусе 20 общих французских миль). Внизу надпись: "Cum Gratia et Privil. S.R.I. Vicariatus, in partibus Rheni, Sveviæ, et Juris Franconici" (С имперской привилегий Имперский викарий в землях Рейна, Швабии и Франконского права).
«Имперская привилегия» означала защиту авторских прав со стороны правителя Священной Римской империи.«Имперский викарий» - предусмотренный имперским законодательством регент, заместитель императора в Священной Римской империи в период междуцарствия, когда по причине смерти правителя происходили выборы нового императора. Всего в империи было два викария: один в землях Саксонии, другой в землях Рейна.
На карте отмечены гавань и фортификационные сооружения, возведенные по приказу Петра I в Северо-Восточном Приазовье: Троицкая крепость и порт на мысу Таган-Рог, Павловская крепость на Петрушиной косе, Миусская крепость на западной оконечности Миусского полуострова, Петровская крепость рядом с Азовом.
Очертания побережья и топонимы схожи с картой Азовского моря из "Атласа р. Дон" К. Крюйса. Отметки глубин даны по ходу следования русских кораблей из Азова в Керчь во время Керченского похода 1699 г. Вероятно, при создании "Новой карты" была взята за основу карта из "Атласа" К. Крюйса.
Информация о петровских фортификационных объектах, указанных на карте, на момент издания была уже устаревшей. В частности, к 1711 г. Павловская крепость на Петрушиной косе была уничтожена по приказу Петра I. Гарнизон данного укрепления был выведен в новую крепость в устье Миуса, которая впоследствии стала называться "Павловской".
Георг Маттеус Зойтер (1678-1756) - владелец одного из крупнейших картографических издательств Западной Европы, которое находилось в Аугсбурге. До открытия своего предприятия несколько лет проработал в издательстве другого известного картографа Иоганна Баптиста Гоманна. С 1731/32 г. являлся придворным географом императора Священной Римской империи. В 1741 г. Г.М. Зойтер получил "имперскую привилегию". Значит карта была изготовлена не раньше 40-х гг. XVIII в.
_____________________________________
*Название "Море Забак (Забаш)" бытовало в Западной Европе в эпоху Позднего Средневековья. Вероятно, Забак (Забаш) произошло от слово "чабак", которым на Дону называли рыбу породы "лещ": Иосафат Барбаро и Контарини о России. Л.: Издательство "Наука". 1971. С. 165.
*Название "Меотийское болото" бытовало в эпоху античности.
9 ноября в «Археологическом музее-заповедники «Танаис» начала свою работу научная конференция «Танаис и археология Нижнего Подонья», посвященная 200-летию открытия местонахождения Танаиса и 170-летию начала его археологического изучения. Стартом научного форума стала торжественная церемония открытия памятной доски.
С приветственным словом от лица Министра культуры Ростовской области А.А. Дмитриевой к коллективу музея-заповедника и всем присутствующим обратилась Е.И Шевченко., специалист-эксперт отдела управления музеями, библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями. Поздравили сотрудников музея-заповедника с юбилейными датами заместитель главы администрации Мясниковского района Л.Г. Чубарова, исполнительный директор РОО культурно-просветительского общества Донских и Приазовских греков «Танаис» М.П. Леонова.
Свои доклады в первый день работы конференции представили директор ГБУК РО «Археологический музей-заповедник «Танаис» В.И. Перевозчиков, кандидат исторических наук И.В. Толочко (ГБУК РО «Археологический музей-заповедник «Танаис»), кандидат исторических наук А.Л. Бойко (ГБУК РО «Новочеркасский музей истории Донского казачества», старший научны сотрудник Н.И. Суворова (ГБУК РО «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник», кандидат исторических наук Е.В. Вдовченков (ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»), археолог В.К. Гугуев (НАУК РО «Донское наследие») и другие.
В работе конференции прияли участие главный хранитель фондов Таганрогского музея-заповедника Т.В. Зеленская и хранитель фондовой коллекции «Археологические памятники» О.Г. Олих.
Коллектив Таганрогского музея-заповедника выражает свои искренние поздравления коллегам из музея-заповедника «Танаис» с юбилейными датами.
9 ноября (28 октября) 1818 — 3 сентября (22 августа) 1883
Иван Сергеевич Тургенев в Таганроге никогда не бывал. По крайней мере, данных об этом в нашем распоряжении нет. Но в душах и сердцах интеллигентных таганрожцев он занимал весьма почетное место. О Тургеневе нельзя было не знать.
Написанное им обсуждалось в обществе, на домашних вечерах и в дружеских компаниях гимназистов. В газетах публиковались критические статьи, а в книжных магазинах продавались фотографии писателя. Так, 30 июня 1862 г. в газете «Полицейский Листок Таганрогского градоначальства» поместил объявление владелец книжного магазина К.Д. Данилов.Он сообщил о поступлении в продажу фотографических карточек известных русских писателей — Чернышевского, Добролюбова, Гончарова, Островского, Некрасова, Тургенева и др. Стоили карточки дорого, 80 копеек серебром, но многие старались заполучить изображения кумиров. Все названные авторы входили в обойму обязательного чтения передовой молодежи.
Учащиеся гимназий, обоего пола, считали тех, кто не интересовался Тургеневым или Добролюбовым — неразвитыми, не доросшими до понимания серьезной литературы. В школьную программу произведения Тургенева не разрешалось вводить. И это еще больше подогревало желание прочесть. В городской общественной библиотеке книги писателя и журналы с его публикациями имелись. Антон Чехов, как следует из сохранившихся библиотечных записей, Тургенева читал. Как читали «модного» писателя и те, кто его совсем не понимал.
В ранних рассказах Чехова показаны самые разнообразные читатели. Одна из таких юморесок — «Каникулярные работы институтки Наденьки N.» В сочинении «Как я провела лето?» (вечная тема школьных работ!) Наденька хвастается: «Я прочла много книг и между прочим... Дюму, Тургенева и Ломоносова». Насчет Тургенева чеховская героиня не врет. В ее наивном и неуклюжем сочинении вдруг инородным телом возникает кусок с дивным описанием молодого леса. Чехонте, якобы представивший эту работу к публикации, поясняет в скобках: «Похищено из «Затишья» Тургенева». Видимо, Антон Чехов знал случаи, когда знакомые барышни поступали так же.
Новоиспеченная супруга Леля из рассказа «Дачница» (1884) мечтала, «что выйдя из стен института, она неминуемо столкнется с
тургеневскими и иными героями, борцами за правду и прогресс, о которых вперегонку трактуют все романы». А ее муж красив, богат, молод, но … «Он никогда ничего не читает — ни книг, ни газет. Тургенева смешивает с Достоевским».
Изнывающий от скуки герой рассказа «Безнадежный» (1885) берет роман Тургенева «Дворянское гнездо»: «Читал... Помню... Забыл, в чем тут дело, стало быть, еще раз можно почитать... Тургенев отлично пишет». Вскоре он уже храпел: его тоскующая душа нашла успокоение в великом писателе».
Обсуждают произведения писателя двое: «- Великолепные у него есть места! - Еще бы, Тургенев ведь! Мы с Вами так не напишем» музыкантов («Контрабас и флейта» (1885)).
Ивана Сергеевича не стало 22 августа 1883 года. 28 августа «Таганрогский Вестник» (№ 74, 1883) поместил некролог. «Иван Сергеевич Тургенев родился 28 сентября 1818 года... с половины 50-хгг. и до половины 60-х им были написаны лучшие его произведения: «Рудин» (1855) и «Дворянское гнездо» (1858). Благодаря этим своим произведениям, а также еще и всем памятным «Запискам охотника», Тургенев приобрел такую популярность как ни один почти из русских писателей...
Как наши читатели уже знают из недавних газетных сообщений, Тургенев почти до последней минуты продолжал писать, так что можно сказать, что он умер с пером в руках...»
В следующем номере газеты сообщалось: «1 сентября, в 12 часов дня в местном Успенском соборе будет отслужена торжественная панихида по умершем во Франции знаменитом Русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе.»
Отнюдь не каждому известному писателю в Таганроге оказывалась такая честь.
А в Москве молодой писатель А.П. Чехов отозвался на печальное событие рассказом «В ландо». Он ярко показал, как значительная часть русского общества на самом деле относится к И.С. Тургеневу.
Некий барон Дронкель сопровождает барышень-сестер, которые катаются в ландо по Невскому. Он замечает: «Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневу, а я по вашей милости не поехал. Неловко, знаете ли. Комедия, а все-таки следовало бы поехать, показать свое сочувствие идеям».
Он интересуется у спутниц: «Скажите мне откровенно, приложа руку к серлцу, нравится вам Тургенев?»
«- О да... понятно! Тургенев ведь». Это «ведь», вероятно, означает недоумение — как может не нравиться то, что общество постановило считать гениальным.
Дронкель не согласен: «Пишет, как и все русские писаки... Пишет гладко, слог местами даже боек, юмор есть, но... ничего особенного».
Девушки пытаются защитить Тургенева: «Он очень хороший писатель! ... А природу как он описывал!» И даже приводят весомые аргументы: « А Вы читали его «Обломова»? Там он против крепостного права».
Барон отвечает: «Не люблю я читать описания природы. Тянет, тянет... Я всегда пропускаю эти прелести». Ему кажется смешной «вся эта галиматья, поднятая из-за Тургенева». И тут не выдерживает юная провинциалка — кузина столичных барышень: «Попросите его, чтоб он замолчал! Ради Бога!» Она, вероятно, единственная из присутствующих в ландо, искренне сопереживала героям любимого писателя и близко к сердцу приняла весть о его кончине.. Что же она слышит от сестер? «Неприлично, Марфуша! У Вас слезы!»
28-летний А.П. Чехов писал старшему коллеге-литератору Д.В. Григоровичу: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики, плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева...» (12 января 1888).
А 24 февраля 1893 года Чехов, в письме к издателю А.С. Суворину, восхищается: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так, что я ослабел и было такое чувство, что я заразился от него.А конец Базарова? А старички?...Это черт знает как сделано. Просто гениально».
Антон Павлович оказался прав. Тургенева действительно не забыли. В экспозиции Литературного музея А.П. Чехова представлена фотография Тургенева, подлинник которой хранится в фондах музея-заповедника. Такие снимки на паспарту покупали когда-то в книжных магазинах гимназисты. И сегодня писателя узнают не только взрослые, но и школьники, прочитавшие замечательный «Бежин луг
Выставка «Донбасс. Дорога домой» работает в Информационно-выставочном центре музея «Самбекские высоты». Выставка состоит из 38 снимков, сделанных в период с 2014 года по июль 2022 года на территории Донецкой и Луганской республик. Часть фотографий выполнена сотрудниками Донецкого республиканского краеведческого музея Юрием Бухаревым и Владиславом Лемянским. Кадры рассказывают о жизни людей в разрушенных городах и поселках – Мариуполь, Волноваха, Степановка, Авдеевка и других, а также о героях, которые их защищают.
Гости выставки смогут увидеть трудные будни военного Донбасса в лицах и картинках, изображенных на фотоснимках.
В двусветном зале состоялся историко-музыкальный «Вечер английской музыки».
Гости услышали произведения выдающихся мастеров английской классической музыки – Генри Пёрселла, Эдварда Элгара, Бенджамина Бриттена, Карла Дженкинса. Их сочинения – неотъемлемая часть британского и международного концертного репертуара, а творчество – гордость английской музыкальной культуры.
Классику английской музыки исполнил Таганрогский муниципальный камерный оркестр под управлением Александра Гуревича.
Благодарная публика наградила артистов бурными овациями.