3 ноября, накануне Всероссийской акции «Ночь искусств», музей «Лавка Чеховых» посетили ребята и родители, члены объединения ВОРДИ /Всероссийское общество родителей детей-инвалидов/ и «Преодоление».
Праздничная программа «Дом на Ярмарочном переулке» была посвящена 46-летию музея «Лавка Чеховых». Гости узнали много интересных фактов о доме в котором располагается музей, об истории его создания. И, конечно, о людях, которые стояли у истоков и, почти полвека назад, открыли для посетителей двери дома, где прошли 5 лет жизни великого писателя.
«Лавка Чеховых» - музей, который, продолжая традиции чеховского гостеприимства, всегда радушно встречает гостей.
«Он готов не спать часами, из страны летя в страну, и доставит телеграмму, если нужно, на Луну!»
Кто ещё не слышал о деревне Простоквашино? Конечно, этот населённый пункт был выдуман Эдуардом Успенским. Но немногие знают, что в Нижегородской области на самом деле существует деревня с таким названием, правда её численность крайне мала. И почему главного персонажа называют не совсем по возрасту? Мальчик Фёдор ростом 1 метр и 20 сантиметров и уже дядя!
Сказку, по которой поставлен знаменитый мультфильм, любят от мала до велика. А её главные герои – дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, галчонок Хватайка и почтальон Печкин – заставляют смеяться и переживать не одно поколение детей.
2 ноября, в Литературном музее А.П. Чехова воспитанники из пришкольного лагеря МАОУ СОШ №37 совершили путешествие по вымышленной деревне «ПОЧТОвашино», в которой есть улицы, названные в честь героев знаменитой сказки Э. Успенского. Участники в игровой форме узнали о тонкостях работы российской почты и попробовали себя в роли сельского почтальона. Все старания ребят увенчались успехом – бандероль была доставлена дяде Фёдору ТЧК
Ждём вас на наши мероприятия! До новых встреч!
Предварительная запись на квест «В гостях у ПОЧТОвашино»: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел Таганрогского музея-заповедника)
«Заветных три желания исполнит мудрый Гудвин...»
Все знают, что повесть «Волшебник Изумрудного города» написана по мотивам сказки Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Но изначально А. Волков пожелал овладеть английским языком в личных целях, это и вдохновило его на перевод всего первоисточника. А когда он начал читать книгу своим детям, понял, что перевод необходимо переделать. В итоге, поступил очень вольно и дописал многое от себя.
Так и появились всеми любимые Элли с Тотошкой, Страшила, Дровосек и великолепный Гудвин. С героями повести можно увлекательно провести время, буквально переступив страницы книг. И в этом убедились воспитанники пришкольного лагеря МАОУ СОШ №10, 30 октября, в Литературном музее А.П. Чехова. Ребята оказались в Изумрудной стране, где им пришлось преодолеть нелёгкий путь: испытания на сообразительность, ловкость и силу. А главной победой участников стала помощь в возвращении Элли с Тотошкою домой!
Ждём вас на наши мероприятия! До новых встреч!
Предварительная запись на квест «Легенды Изумрудного города на Азовском море» по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел Таганрогского музея-заповедника)
27 октября, в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике состоялось открытие фотовыставки «Живём здесь и сейчас!»
На выставке представлены работы обучающихся народной фотостудии «МИГ» МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г. Донецка, ДНР, сделанные в 2020, 2022 и 2023 годах на территории г. Донецка Выставка состоит из двух частей, это подчёркивается расположением, оформлением работ.
Первая часть рассказывает о творчестве, детстве, обучении у замечательных наставников – о таланте и ступенях его раскрытия. Об этом рассказывают черно-белые фотографии. Большинство работ созданы в 2020 году, когда донецкие дети еще занимались в школах и любимых творческих кружках.
Вторая часть выставки - это картина военного Донецка, той действительности, которая заслонила собой мирное небо.
В экспозиции можно увидеть более 50 фотографий.
Выставка будет представлена до 24 ноября 2023 года.
26 октября состоялся выездной семинар «Опыт музейного проектирования в государственных музеях Ростовской области» на базе Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.
В ходе семинара поднимались вопросы о реализации и проектирования новых музейных экспозиций; об использовании потенциала общественных проектов «Без срока давности» и «Трибунал» в мероприятиях по защите российских традиционных духовно-нравственных ценностей, а также противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны и героизации нацизма; о музейном проекте «Гимназический сад»; об этапах создания музейной экспозиции; о подготовке отчетности за 2023 год.
Практическая часть программы включила посещение Историко-краеведческого музея (Дворец Алфераки) по вопросам работы музея в условиях отсутствия постоянной экспозиции.
Приняли участие представители 16 областных музеев, а также специалист-эксперт министерства культуры Ростовской области – Елена Ивановна Шевченко, директор Таганрогского музея-заповедника – Елизавета Васильевна Липовенко, заведующий информационно методическим отделом ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения» - Ирина Владимировна Моисеева и сотрудники музея-заповедника.
Октябрь для семьи Чеховых был месяцем двух знаменательных событий. 6 октября праздновали день рождения младшего сына Миши, а 29 октября – день свадьбы родителей (даты даны по старому стилю).
Познакомили 29-летнего приказчика Павла Чехова с 24-летней девицей Евгенией Морозовой их братья, Митрофан Чехов и Яков Морозов, знавшие друг друга еще по службе у ростовского купца Байдалакова. Они же, вероятно, были шаферами на свадьбе.
Подробностей этих событий мы не знаем, но можем предположить, что все традиции были соблюдены. Родственники со стороны жениха убедились, что невеста сравнительно красива, здорова, работяща и смирна нравом. В доме Александры Ивановны Морозовой, маменьки невесты, состоялось сватовство, затем заручение и благословение будущей семейной пары. Судя по сохранившимся письмам, на свадьбу в числе других гостей были приглашены из Моршанска крестная мать невесты и родственники жениха из Калуги.
Молодые обвенчались в таганрогской Успенской соборной церкви 29 октября 1854 года. На свадьбу сына из платовского имения приехали родители жениха, Егор и Евфросинья Чеховы.
В своей записной книжке молодой супруг сделал пометку: «29 октября 1854 г. Совершился брак.» А много позднее, в 1892 году, живя в подмосковном Мелихове, Павел Егорович начал писать дневник и вновь вернулся к давним событиям, которые записывал уже по памяти: «1854. Вступил в брак с девицею Е.Я. Морозовою 29 октября».
Бокалы, из которых пили молодые на свадьбе, в семье бережно хранили все годы. И сегодня они экспонируются в Доме-музее А.П. Чехова в Ялте.
В этом году исполняется 150 лет с тех пор, как величайший в мире драматург (не считая В. Шекспира) А.П. Чехов впервые побывал в театре и узнал, что это такое. Пришел, увидел, полюбил.
Нам неизвестен не только день, но и месяц, в который произошло судьбоносное событие. Ведь первый в жизни Антона спектакль одна и та же труппа показала и в сентябре, и в октябре. В экспозиции Литературного музея А.П. Чехова представлена афиша комической оперы Ж. Оффенбаха «Елена Прекрасная». На ней указана дата - 4 октября 1873 года. Возможно, в этот день и случилось знакомство будущего драматурга с драматическим искусством.
В России в то время были очень популярны мелодрамы, комедии, водевили, оперетты, значительная часть которых пришла из Франции и Германии. Переводили модные новинки все, кому не лень — антрепренеры, режиссеры, актеры. Ведь им постоянно требовались новые пьесы. А в театральных труппах встречались люди, получившие хорошее образование, знавшие языки. Среди них были дворяне и дети богатых купцов, выступавшие под псевдонимами. У некоторых способности к языкам имелись, а вот писательские отсутствовали. Какие-то из переводных пьес оказывались в итоге забытыми однодневками, а другие десятилетиями не сходили со сцен русских городов. К последним относилась «Прекрасная Елена».
Французский композитор Жак Оффенбах написал эту комическую оперу в 1864 году. Она и созданный в 1858 году «Орфей в аду» ознаменовали рождение нового жанра – оперетты.
Авторами либретто стали Людовик Галеви и Анри Мельяк, хорошо знавшие античную мифологию. Они решили отойти от темы Троянской войны (им были хорошо известны скандальные военные авантюры французского императора). Зато основное внимание было уделено античным героям. Классические образы, сделавшись персонажами оперетты превратились в свою полную противоположность. Ахилл стал трусом, жрец Калхас – плутом и лицемером, Орест, мстящий за отца – столичным шалопаем с моноклем в глазу. В спектакле перемешались острая сатира на современное общество и лирические сцены, бульварные песенки и нежнейшие мелодии.
Часть зрителей шокировало это, по их мнению, форменное издевательство над кумирами древности, античными святынями. Но большинство парижан было в восторге.
Журналист Н.К. Михайловский в 1871 году, в журнале «Русское богатство», писал: «Смех Оффенбаха есть отголосок хохота Вольтера, отголосок, достойный большого внимания по своей общедоступности».
В России «Прекрасную Елену» увидели через два года после парижской премьеры. В Санкт-Петербурге, в Михайловском театре, она была показана гастролирующими французскими артистами. Весь Петербург распевал арии из нее. В 1868году комическая опера шла на сцене Александринского театра на русском языке, в переводе В.А. Крылова. Она пользовалась таким успехом, что в первый же сезон было показано 42 представления.
Довольно скоро пьеса разлетелась из столицы по всей Российской империи. Труппы, ставившие оперетту в провинциальных городах, добавляли в реплики персонажей остроты на местные «злобы дня». К большой радости местных жителей.
В некоторых труппах были собственные переводы текста. Тот вариант перевода, который слушал гимназист Чехов, был сделан ростовчанином Григорием Ставровичем Вальяно – дворянином, актером, режиссером-постановщиком, антрепренером. Назывался спектакль немного иначе, «Елена Прекрасная».
9 сентября 1873 года таганрогская газета «Азовский вестник» (№ 72) сообщила о новом театральном представлении. «Г-н Вальяно начал нынешний сезон «Еленою Прекрасною». В роли Елены дебютировала петербургская оперная певица г-жа Кольцова. Голос у нее достаточно сильный, но неприятный и на высоких нотах режет ухо. … Парис (г-жа Полонская) и Калхас (г-н Вальяно) были более чем хороши. Менелай (г-н Степанов) напрасно придал себе такой бодрый вид... ведь Менелай Оффенбаха – старик, хилый, сгорбленный, едва дышащий, словом – он должен представлять разительный контраст своей жене Елене, полной жизни и силы. Театр на «Елене» был полон».
Следующее представление, о котором мы знаем, состоялось 4 октября. Афиша гласила, что «труппою русских артистов под управлением Г.С. Вальяно представлено будет Елена Прекрасная фантастико-комическая опера в 3-х действиях».
Можно представить, как волновался гимназист Антон Чехов, впервые вступив в театральное фойе. Он в форме, как положено в общественных местах, чинно шел рядом с матерью. У него с собой имелось письменное разрешение классного наставника – именно этому ученику, именно на это число и именно на этот спектакль. А вдруг еще раз воспользуется документом? Все было предусмотрено, но мальчик, наверное, нервничал. Ведь вокруг было столько учителей, которые могли отследить любой промах в поведении!
Затем, когда Евгения Яковлевна и Антон заняли свои места в партере, мир вокруг перестал существовать. В антракте публика устремилась в театральный буфет. Но Антону, как учащемуся гимназии, это «воспрещалось».
Когда представление закончилось, мальчик был переполнен впечатлениями. А то, что в оперетте подшучивали над древнегреческими героями, про которых надо было рассказывать на уроках, юному насмешнику Чехову, несомненно, понравилось. Ведь он и сам придумывал пародии на учителей.
9 декабря 1873 года «Азовский вестник» напечатал заметку местного театрала. Автор рассказал о партиях «красных и голубых». «Партии эти возникли среди молодежи. Эта молодежь разделилась на два враждебных лагеря: приверженцев Кольцовой и приверженцев Полонской, из которых первая украсила свои шеи голубыми, а вторя красными галстухами. В последнее представление Елены Прекрасной, как нам сообщили, три ложи были набиты этими юными ценителями искусства и таланта Кольцовой. Неумолкаемое “Bravo” и “Да здравствует Кольцова” слышалось весь вечер из этих лож, а после окончания спектакля эти же крики долго раздавались вслед за экипажем, уезжающей Кольцовой». «На галерее партией Кольцовой руководил 15-летний мальчик, неустанно, до седьмого пота, выкрикивающий “бис” и “браво” по адресу своего кумира и шикающий столь же неистово по адресу Полонской. Этот мальчик – Эйгорн, однокашник Чехова – будущий известный оперный артист А.Я. Чернов» (Камнев В. Театральные воспоминания. Одесса, 1895).
Антон Чехов был поклонником Полонской. Однажды он явился в гимназию в красном галстуке поверх мундира. Это было нарушением гимназических правил о ношении формы (остальные, вероятно, носили галстуки в театре и дома). Педагог стал развязывать, а Чехов, по словам одноклассника, защищал этот атрибут поклонника руками и говорил: «Она же прекрасно поет!»
После знакомства с театром у Антона появилась настоятельная потребность писать. Как известно, в доме на углу Ярмарочного переулка и Монастырской улицы, который П.Е. Чехов арендовал у купца И. Моисеева (ныне музей «Лавка Чеховых») впервые были поставлены сценки его сочинения. Артистами были Антон и его братья, а зрителями – родственники и соседи.
Впоследствии, писатель Антон Павлович Чехов не раз обращался в своем творчестве к теме театра. Не забывал и «Прекрасную Елену». В 1886 году им был создан рассказ «Калхас», переделанный в следующем году в одноактный драматический этюд «Лебединая песня». Главный герой – старый актер, исполняющий в бенефис роль жреца Калхаса. В других рассказах мелькают популярные в то время, легко узнаваемые его современниками строчки из арий и песенок, исполняемых в «Прекрасной Елене».
В фондах таганрогского музея-заповедника, среди прекрасной коллекции афиш, хранятся афиши оперетт Ж. Оффенбаха – «Прекрасная Елена», «Итальянские бандиты», сыгранных в сезон 1873 года. Они напоминают нам об одной из страниц таганрогской юности Чехова и о том, как начинался Чехов-драматург.
Фотография из фондов ТГЛИАМЗ.
25 октября 2023 года состоялась торжественная церемония подписания договора пожертвования, предусматривающего безвозмездную передачу некоммерческой организацией «Благотворительный фонд Ивана Игнатьевича Саввиди» недвижимого имущества, в целях создания музея народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской в государственную собственность Ростовской области.
Соглашение подписали, с одной стороны, от Ростовской области Липовенко Елизавета Васильевна, директор Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, и с другой - Татанова Лидия Валентиновна, Президент фонда «Благотворительный фонд Ивана Игнатьевича Саввиди». Подписание завершилось символично: Л.В.Татанова передала директору ТГЛИАМЗ Е.В.Липовенко ключи от дома Фаины Георгиевны Раневской.
Министерством культуры региона утверждена дорожная карта, согласно которой музей народной артистки СССР Фаины Раневской станет структурным подразделением Таганрогского музея-заповедника. Планируется, что для жителей и гостей региона свои двери новый музей распахнет в 2028 году.
Как отметила в своем выступлении Министр культуры РО Анна Анатольевна Дмитриевна, с торжественного момента подписания договора пожертвования начинается новая интересная страница в жизни Таганрогского музея-заповедника. Этого события очень долго ждали многие поклонники великой актрисы.