В литературе и истории мы не встретим описания идеального учителя - требования к представителям этой профессии меняются, как и время, очень быстро. Каждое новое поколение учеников, студентов отличается от предыдущих, но кое-что их всё же объединяет - они дети! Талантливые педагоги никогда об этом не забывают и воспитывают замечательных людей, преобразуя любопытство в любознательность, направляя огромный поток энергии в русло познания и опыта.
Из известных нам педагогов таким был Е. С. Каменский инспектор Александровской мужской классической гимназии. Егор Семёнович вёл уроки физики и математики, также читал публичные лекции, которые гимназисты охотно посещали.
Кроме знакомых нам предметов, в те времена изучали мёртвые языки: древнегреческий и латинский. Один из преподавателей этих языков, по мнению многих исследователей, стал прототипом героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре», Беликова.
Узнать, насколько схожи образы учителя гимназии и героя известного произведения, Вы сможете, посетив тематическую экскурсию в форме квеста «Тайна завещания человека в футляре».
Ждём Вас в Литературном музее А.П. Чехова (по адресу: ул. Октябрьская 9).
Справки по телефону: 61-14-66
«В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет…»
Сергей Есенин появился на свет 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Небогатая крестьянская семья, отсутствие связей в далёкой столице и необъятном мире литературы. Какое будущее ожидало мальчика? Пойти по стопам родителей.
Вопреки обстоятельствам уже в раннем возрасте Сергей проявил настойчивость в выборе собственной судьбы. Связь с народом он никогда не скрывал, даже бравировал ею, а порой и приукрасить мог: «У меня отец – крестьянин, ну а я – крестьянский сын!» – одна из наиболее известных строк поэта.
Из «крестьянского» направления со временем вышли другие темы: философская, религиозная, революционная, любовная. Таланта в равной степени хватило на каждую.
5 октября в Литературном музее А.П. Чехова состоялась литературно-музыкальная композиция «Обещая встречу впереди» о судьбе великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Очень быстро из подающего надежды самородка Есенин превратился в человека, утратившего смысл жизни. Но даже в самые тяжёлые времена его вдохновляли образы дома, семьи, природы.
Можно по-разному относиться к Есенину-человеку, по-разному толковать его смерть, но очевидно одно: в ХХI в. Сергей Есенин – символ России. В память о русском гении пишут книги, снимают фильмы и ставят спектакли, открывают памятники и музеи, называют улицы и учебные заведения. «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком» – отметил М. Горький. Это ли не показатель народной любви?
Записаться на мероприятие можно по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел).
Сегодня в канун празднования Всемирного дня животных мы хотели бы поразмышлять над вопросом - Хорошо ли животным в цирках?
Скажем прямо, в современном Российском цирке животным хорошо, однако так было не всегда. К примеру, век назад ситуация была сложной, а два века назад просто ужасающей. Сейчас в нашей стране действует Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», прямо запрещающий жестокое обращение. Однозначно, животным в цирке гораздо теплее, сытнее и безопаснее чем в дикой природе. В естественной среде животных подстерегают такие опасности, как: стать добычей коварного и прожорливого хищника; не пережить очередную засуху или пожар; не отыскать достаточное количество воды и пищи; быть убитым браконьерами;
Поэтому средняя продолжительность жизни цирковых животных в два, а то и в три раза больше, чем у их диких сородичей. В каждом государственном цирке страны работает ветеринарный врач, который ежедневно наблюдает за состоянием животного. Ежедневно в цирке звери получают, важные для здоровья, физические нагрузки (репетиции и выступления), а также корм в соответствии с нормативами разработанными учеными-зоологами и неограниченный доступ к воде. Вольеры в которых содержатся животные соответствуют государственным стандартам.
Более того, существует, по крайней мере, 32 вида красивых животных, почти полностью уничтоженных человеком и сохранившихся только в зоопарках и цирках!
В том числе тигры, гепарды, снежные барсы и другие большие кошки, а также некоторые виды слонов, медведей и обезьян.
Несмотря на эти очевидные факты, многие люди попадают под влияние оголтелой и лживой пропаганды, которую ведут так называемые зоозащитники за счёт грантов, предоставляемых преимущественно зарубежными фондами, вся деятельность которых направлена на уничтожение традиционной культуры нашей страны.
Приглашаем вас друзья на нашу выставку «Мир Цирка» в музее А.А. Дурова, где вы сможете узнать всю правду о жизни животных в цирке.
«Ни на минуту в своём душевном горении
он не перестаёт думать о России…»
Иван Сергеевич Шмелев родился в Москве в глубоко верующей семье потомственных купцов. В атмосфере любви отца, строгости и заботе со стороны матери рос будущий писатель. Особое влияние на становление его личности оказал мастеровой Михаил Горкин, его воспитатель, именно с ним маленький Ваня говорил о Боге, высшей справедливости и милосердии. Первым, кто заметил литературный талант Шмелева, был учитель словесности Шестой московской гимназии Фёдор Цветаев, дядя поэта Марины Цветаевой. В отличие от других преподавателей на занятиях он давал ученикам творческую свободу: они могли сами выбирать тему и жанр письменных работ. Так, за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятерку с тремя плюсами. Ученик пробовал писать и фантастику: его рассказ о путешествии учителей на воздушном шаре на Луну передавали в школе из рук в руки.
Позже, став уже начинающим литератором, Иван Шмелёв создал ряд очерков «На скалах Валаама», где описал иноков тружениками и говорил об их силе духа, но не скрывал того, что не видит смысла в отречении от мира. Рукопись Шмелев принёс в журнал «Русское обозрение», где она и была опубликована.
С 1901 года, будучи служащим Владимирской казенной палаты, он вернулся к литературе и начал писать детские рассказы: «К солнцу», «Служители правды», «Мэри». Во Владимире же Иван Шмелев много общался с простыми людьми, которые столкнулись с несправедливостью – так входит в его творчество важная для русской литературы тема «маленького человека» («Вахмистр», «Гражданин Уклейкин»).
Известность к Ивану Шмелеву пришла еще до революции, но его главные работы — «Солнце мертвых» и «Лето Господне» — вышли уже в эмиграции. Писатель покинул родину в 1922 году после трагедии – расстрела сына-офицера белой гвардии. Иван Шмелев часто вспоминал о России. В письме к своему другу, критику Владимиру Зеелеру, от 10 февраля 1930 года он писал: «Воздуху мне нет, я чужой здесь, в этой страшной шумом Европе. Она меня еще больше дырявит, отбивает от моего. Хоть в пустыню беги — на Афон — ищи Бога, мира, покоя души». С 1933 года Шмелев работал над автобиографической книгой «Лето господне. Праздники — Радости — Скорби» с очерками о дореволюционной Москве и купеческой жизни. Зинаида Гиппиус в марте 1935 года писала Шмелеву: «Непередаваемым благоуханием России исполнена эта книга. Ее могла создать только такая душа, как ваша, такая глубокая и проникновенная Любовь, как Ваша. Мало знать, помнить, понимать, со всем этим надо еще любить».
Последние годы жизни писатель работал над романом «Пути небесные» о послушнице Страстного монастыря Дарье Королёвой и инженере-атеисте Викторе Вейденгаммере, который в старости отказался от своих убеждений и ушёл затворником в Оптину пустынь. Это произведение Шмелёв закончить не успел.
В последние дни сентября Таганрогские музеи активно посещали группы школьников из Ростовской области. Любознательные и внимательные четвероклассники и пятиклассники побывали в музее «Домик Чехова" на тематической экскурсии "Здесь пестрая толпа различных наций".
Ребята узнали, какая интенсивная международная торговля в середине XIX века велась Россией через таганрогский порт.
Попадая в наш город, многие иностранцы оседали здесь: женились на русских девушках, приобретали и строили дома, некоторые принимали российское подданство.
В городе имели недвижимость и производили торговлю греки и итальянцы, немцы и французы, англичане и бельгийцы, подданные других стран Европы.
Немало иностранцев было и в кругу общения чеховской семьи. Преобладали греки. Достаточно сказать, что крёстными родителями Антона были греки Спиридон Титов и Елизавета Софьянопуло, соседями (в разное время)-Камбуровы, Агали, Малоксиано. А среди педагогов и одноклассников мальчиков Чеховых были также французы, поляки, немцы, чехи.
Вся эта "пестрая толпа различных наций", как сказал о Таганроге поэт А.М.Жемчужников, мирно и плодотворно жила и сотрудничала в нашем солнечном приморском городе.
Давайте в этот день поговорим о стиле, который оказал наибольшее влияние на сложение архитектурного облика нашего города – о классицизме.
Таганрог начала XIX века… Небольшой провинциальный город, не имеющий ни генерального плана, ни примечательной архитектуры. Свое преображение он начал при градоначальнике Б.Б. Кампенгаузене, по ходатайству которого был учрежден Строительный комитет. В составе комитета работали талантливые архитекторы и градостроители. Выполненный ими первый генеральный план Таганрога 1808 года с его регулярностью и принципом ансамблевой застройки задал направление дальнейшему развитию города на многие десятилетия вперед.
Уже к середине XIX века город превратился в целостный архитектурный ансамбль, имеющий единую стилевую характеристику. В числе построенных к этому времени зданий были культовые сооружения – высотные акценты на городских площадях и в рядовой застройке улиц, монументальные торговые ряды, купеческие жилые дома с встроенными лавками-магазинами, роскошные дворянские особняки с колонными портиками и строгими фронтонами, отсылающими к образам и формам античного зодчества как идеальному эстетическому эталону.
Постройки, выполненные в стиле классицизм, отличались простотой, уравновешенностью и поистине «классической» выверенностью пропорций. Для них характерны такие черты, как симметрия, нечетное количество окон на фасаде, ясно читаемая центральная ось, колонные портики, карнизы с сухариками, мезонины.
Благородные старинные особняки в историческом центре Таганрога, украшенные скромным и лаконичным декором, по-прежнему являют собой практически не тронутую временем архитектуру провинциального классицизма. Немало их сохранилось на улицах Шмидта и Чехова, Петровской и Греческой, на старейшей в городе Александровской (Красной) площади.
Это всем известные Александровские торговые ряды, дворянские особняки Волкова-Реми (ул. Шмидта, 12), Кирсанова (ул. Чехова, 129), Грекова (ул. Чехова, 121), Алфераки (Александровская, 63), Волкова (ул. Петровская, 103), дом семьи Констант (ул. Шмидта, 12), купеческий жилой дом Н.П. Чуле (ул. Чехова, 106).
До наших дней дошли и имена архитекторов, проектировавших эти объекты: Дюпон де Ларю, Амброджо Молла, Петр Македонский, Франческо Фраполли, Иван Кампиони.