До крещения Руси славяне отмечали день летнего солнцестояния (24 июня). Однако после принятия христианства дата праздника сместилась на 7 июля. Торжество приурочили к рождению Иоанна Крестителя (Купателя), отсюда и появилось необычное название.
Главные персонажи этого дня: Купало – покровитель любви и продолжения рода и Мара – божество, символизирующее зиму и приносящее недуги и голод.
Большинство купальских поверий связано с кладами. Считалось, что в эту ночь зацветает никогда не цветущий папоротник и указывает дорогу к сокровищам. Древние славяне считали, что тот, кто их найдёт, будет самым богатым и счастливым человеком.
Один из героев рассказа А.П. Чехова «Счастье» - старик пытался отыскать драгоценности, спрятанные в недрах кургана. «Есть счастье, а что с него толку, если оно в земле зарыто?» Но дело не увенчалось успехом: десять раз старик пытался отыскать клады с золотом: «И отец мой искал, и брат искал – ни шута не находили, так и умерли без счастья».
Интересно, что с легендами о старинных курганах, о поисках кладов, Саур-Могиле* был знаком Антон Чехов ещё с гимназических лет*.
*Саур-Могила - курган в Горловском районе, Донецкой области. «Далёкая, похожая на облако, с остроконечной верхушкой. Если взобраться на эту Могилу, то с неё видна равнина, такая же ровная и безграничная, как небо…» (А. П. Чехов).
*В экспозиции Литературного музея А.П. Чехова (ТГЛИАМЗ) представлены страницы из рукописного гимназического журнала «Опыт» (1873 г.) с легендой о Саур-могиле (фото 1), а также картины: Д.М. Синоди-Попова «Саур-могила» (фото 2) и О. Бувалко «Вечность» (фото 3).
В экспозиции музея градостроительства имеется интересный экспонат – ампирное кресло с грифонами, являющееся частью мебельного гарнитура, когда-то принадлежавшего императорской чете – Александру I и Елизавете Алексеевне, поселившейся в Таганроге в сентябре 1825 года.
Как известно, в доме на Греческой улице (современный № 40) император провел последние месяцы жизни. Здесь же он скончался 19 ноября 1825 года. В следующем году по желанию вдовствующей императрицы здание было выкуплено у города и перешло в ведение министерства Императорского двора. Согласно воле Елизаветы здесь был открыт первый в России мемориальный музей, посвященный Александру I.
В описи обстановки императорского дворца, составленной князем П.М. Волконским, кресло с грифонами упоминается как часть гарнитура, находившегося в гостиной Елизаветы Алексеевны.
Сотрудники музея градостроительства знали, что в нижней части сиденья, по периметру деревянной рамы находится выполненная выжиганием надпись, сделанная кем-то из хранителей старого мемориального музея, закрытого в 1927 году: «На семъ Стуле сидел Государь Александръ Первый 1825 года Сентября 25 числа».
А недавно нам попалась заметка в газете «Приазовский край» за 1893 год, приоткрывшая еще одну тайну, которое хранило в себе старинное кресло! Приводим её в сокращении:
«В этом году, во дворце императора Александра I в Таганроге, сделана интересная историческая находка. Одно из полукресел потребовало незначительного ремонта и вот, когда смотритель дворца полковник И.К. Номикосов, отдавая это кресло столяру, случайно опрокинул его вверх дном, он обнаружил сделанную со всех четырех сторон на ребрах рамы сиденья надпись чернилами следующего содержания: “На сем стуле сидел Государь Александр первый – 1825 года сентября 25 числа – в уборной Государыни Елисаветы Алексеевны”, а ниже надписи значится: “Заметку сделал смотритель дворца губернский секретарь Михаил Иванов Луговской, определенный на должность по Высочайшему повелению Государыни Елисаветы Алексеевны в 1825 году”».
После прочтения заметки сотрудники музея градостроительства еще раз внимательно осмотрели кресло, и тут выяснилось, что вторая часть надписи, выполненная чернилами и размещенная на внутренней поверхности рамы, действительно существует, хотя сегодня её уже едва можно разглядеть! Изученные, казалось бы, вдоль и поперек музейные предметы, по-прежнему преподносят сюрпризы неравнодушным исследователям!
Увидеть замечательный экспонат из дворца Александра I вы можете, посетив нашу постоянную экспозицию «Портрет города во времени».
«Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски…»
А.П. Чехов известен как литератор и общественный деятель. А ещё –врач! Чтобы состояться в этой профессии, нужно очень любить людей и хорошо их знать. С этими задачами Чехов справлялся превосходно. Бесплатные приёмы, участие в открытии медицинских пунктов и туберкулёзного санатория «Яузлар», помощь голодающим крестьянам, поездка на Сахалин…Эта деятельность занимала большое место в сердце писателя-доктора.
Труд врача забирал время и силы, давал небольшой доход. Зато литературный материал только выигрывал. Рассказы «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Ионыч», «Палата № 6» сегодня известны каждому школьнику. Но есть и другие.
Сегодня учащиеся мало знают о Чехове-человеке, о его врачебной практике – тем более. Устраняет этот пробел квест «Человек без селезёнки». В увлекательной игровой форме вы узнаете об особенностях работы врача и познакомитесь с тематическими предметами из экспозиции Литературного музея А.П. Чехова.
Ждём Вас в гости на наши мероприятия! (ул. Октябрьская, 9)
Справки и запись по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел)
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Фрэнсис Бэкон)
Неоценимое влияние на становление русской культуры оказало книгопечатание. На Руси оно началось по велению правителя Ивана IV Грозного. Именно этот «грозный царь» повелел построить отдельное здание в Китай-городе, которое позже начали называть Печатным двором. Построено сооружение было на деньги казны.
Новому делу печатному требовались люди упорные в труде. И такие люди нашлись. В 1564 году ведомство возглавил диакон Московского Кремля Иван Федоров, которому царь велел «изыскать мастерство печатных дел». В Москве 1 марта 1564 года была напечатана первая книга - «Апостол». Стоила она намного дешевле, чем рукописная. «Апостол» была украшена рисунками, буквицами. Тираж по тем временам был внушительным – около 2000 экземпляров. До наших дней сохранилось около 60 книг. И это уникальное издание хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Иван Фёдоров создал не только книгу «Апостол», но и напечатал первую в России «Азбуку», по которой потом учили читать и писать русских ребятишек.
Просвещению молодого поколения способствовали и малые издания. В фонде «Редкая книга» ТГЛИАМЗ хранится коллекция из 12 книг серии «Библиотека-крошка» в специальном деревянном шкафчике 1882-1899 годов московского издания. Книжечки в разноцветных издательских коленкоровых переплетах. Интересно, что обрезы этих книг оформлены в технике мраморная крошка (рисунок похож на структуру мрамора).
На фотографиях представлены предметы из фондов ТГЛИАМЗ.
* Бумажная книга остается надежным источником информации. Узнать интересные факты об истории книгопечатания в России можно на музейной игровой программе «Путешествие в Книгоград», а увидеть удивительную библиотеку «Крошку» - в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога» на выставке «Волшебный мир детства эпохи модерна».
В эти дни в музее «Градостроительство и быт» проходит удивительная выставка «Волшебный мир детства эпохи модерна», где в числе широко известных антикварных фарфоровых кукол можно увидеть необычных персонажей «с войлочным сердцем». Для того, чтобы понять, кто же они такие, обратимся к истории их появления.
В Италии в 1920-е гг. на смену традиционным куклам с хрупкими фарфоровыми головками пришли мягкие и выразительные войлочные куклы. Их производство началось в Турине на фабрике под названием «Ленчи» («Lenci»). Основоположницей производства стала итальянка Елена Скавини.
Идея создания кукол появилась у Елены в молодом возрасте, а поводом к этому послужило печальное событие в её жизни – потеря единственного малыша. Чувствуя потребность в каком-нибудь занятии, женщина часто вспоминала куклы из своего детства - радующие глаз и согревающие сердце. Решение попробовать себя в роли создателя подобных кукол принесло Елене колоссальный успех. А поддержка её супруга Энрико Скавини помогла увлечению перерасти в успешное фабричное производство.
Изготовленные на фабрике Lenci войлочные куклы уже не были хрупкими, как их фарфоровые предшественницы; они имели выразительные черты лица, гибкое тело, яркую одежду и в то же время были недорогими.
Куклы Елены Скавини идеально вписались в желание людей насытить красками свою жизнь в послевоенное время. Многие матери обращались к Елене, предлагая своих дочерей в качестве модели для создания новой серии кукол.
Войлочные красавицы приобрели небывалую популярность во многих странах мира. Фирма Lenci стала одним из ведущих производителей кукол в Италии и просуществовала до 2002 года.
Увидеть забавных персонажей с войлочным сердцем и узнать другие интересные подробности о них можно в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога» на выставке «Волшебный мир детства эпохи модерна». Выставка действует до 3 сентября!Многие друзья и современники Чеховых вспоминали, что семья была очень гостеприимной, к тому же Евгения Яковлевна славилась тем, что знала, как угодить даже изысканным гурманам. В этом ей не уступала и ее дочь, Мария Павловна Чехова.
Кулинарные книги Марии Павловны сохранились, поэтому и у нас есть возможность насладиться теми же блюдами, что любили Чеховы.
Первым попробуем очень интересную альтернативу известному многим фаршированному перцу – фаршированные томаты.
Фаршированные томаты:
20 томатов, 3 булки, омлет из 3 яиц, лук, петрушка , 1\4 литра молока, 100 грамм масла, растительная соль, соя.
Срезать корки с булок, нарезать эти последние небольшими кусками, намочить в молоке; потом потушить лук и петрушку в 20 граммах масла и затем выложить их в намоченные в молоке булки, положив туда яйца; хорошенько все размешать, прибавив мелко нарезанный омлет и пряности; срезать с томатов верхушки, вынуть из них внутренности и наполнить их приготовленным фаршем; наложив верхушки, положить томаты один подле другого в глубокую сковороду, в которой заранее растопить 80 грамм масла и поставить в духовую печь на 1\2 часа.
Особенно летом такое яркое и аппетитное блюдо очень актуально.
В Ростовской области завершилась реализация масштабного проекта «Таганрог – IT-столица России». Проект создан на средства гранта Президента Российской Федерации.
Автором и исполнителем стала Ассоциация разработчиков цифровых решений «БРЭЙНХОРН».
В рамках проекта проведено 48 экскурсий. В них приняли участие более 1200 донских школьников 8-11 классов из районов и сельских поселений. Проект помог им повысить заинтересованность в получении качественного образования, расширить культурный кругозор, получить возможности для дальнейшего развития.
В числе самых востребованных стала экскурсия, подготовленная сотрудниками Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника «Мессенджеры XIX века».
Фоторепортаж: Сергей Плишенко, Андрей Лызь
Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!
Р. Рождественский
22 июня, в День памяти и скорби, сотрудники Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника приняли участие во Всероссийской акции «Минута молчания». Она прошла на всех объектах музея-заповедника и у памятника таганрогским подпольщикам «Клятва юности». О событиях июня 1941 года присутствующим рассказала историк, ст. н. сотрудник Валентина Ивановна Ратник. В память о трагических событиях у монумента были возложены цветы.