31 мая в 1868 г. в пригороде Парижа провели первую гонку на двухколесных велосипедах. На следующий год в заезде хотело принять участие огромное количество человек, поэтому состязание приобрело международный масштаб. Не испугало участников и расстояние от Парижа до Руана – около 130 км.
В России первая велогонка прошла 24 июля 1883 г. на Московском ипподроме. Долгое время это занятие оставалось прерогативой состоятельных людей, так как стоимость велосипеда составляла 300-400 рублей (зарплата рабочего за год).
Прежде, чем начать покорять новую спортивную дорогу, велосипедисты в России вынуждены были вести многочисленные споры с противниками нового аппарата, считавшими, что подобные увлечения унижают человека, так как на первый план они ставят не духовное, а физическое развитие. Постепенно их мнение изменилось, появилась возможность создать специальные спортивные сооружения для велосипедных гонок — треки. В 1895 г. была проведена первая в России шоссейная гонка на 700 км — между Петербургом и Москвой.
В 1896 г. Международная велосипедная ассоциация (ICA) утвердила результат Михаила Дьякова как официальный рекорд планеты. В Москве на велотреке Манежа он прошёл 37 верст и 213,5 сажени (39 км 926,4206 м). Затем он побил рекорды на 1,5 и 5 миль, на 1 версту и на 1 км.
Весной 1910 г. велоспортом увлёкся Онисим Петрович Панкратов и к концу сезона стал лучшим гонщиком на циклодроме. Он же совершил кругосветное путешествие на велосипеде: оно началось в июле 1911 г. в Харбине, куда он и вернулся 10 августа 1913 г., побывав в Англии, Америке, Японии, Корее и Китае. Вскоре стал военным летчиком, посмертно был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
В 1952 г. советские велогонщики впервые отправились на Олимпиаду, где через 8 лет Виктор Капитонов выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе.
К нашему времени сложилось четыре основных направления велоспорта: шоссе, гонки по треку, маунтинбайк (езда по бездорожью на горном или гибридном велосипеде), BMX («велосипедный мотокросс», для него используют велосипеды ВМХ). Каждое из них включает множество различных дисциплин, кроме того список видов велоспорта постоянно расширяется.
Кто хоть однажды испытал чувство свободы, которое дарит езда на велосипеде, знает – эти ощущения запоминаются на всю жизнь.
Приглашаем посетить мероприятие «Зачем изобретать велосипед», телефон для справок: 61-14-66.
Скромное убранство экспозиции музея «Домик Чехова» украшают картины, принадлежавшие чеховской семье в таганрогский период жизни, и дополняют подлинные фотографии. На одной из них – изображение Успенского собора, главного храма дореволюционного Таганрога. Этот довольно редкий по архитектуре однокупольный храм имеет не только интересную историю, но и в определенной степени связан с чеховской семьей.
После того, как при Екатерине II Таганрог был отстроен заново, здесь было две церкви – Архангело-Михайловская, или Ружная, и Свято-Никольская в так называемых морских кварталах. 8 июля 1778 года таганрогские купцы и мещане обратились к Преосвященному Евгению Славенскому с прошением о новой церкви. Для этого обещали «исплатить Николаевскую церковь», которая находилась в крепости Дмитрия Ростовского и «оставалась в праздности» после переведения 2-го батальона. Просители выражали желание построить ее в Таганроге и переименовать в церковь Успения Пресвятой Богородицы. 19 декабря 1790 года в деревянной Успенской церкви было открыто богослужение. Сведения эти для «Историко-статистического описания Екатеринославской епархии» подготовил таганрогский священник Павел Дмитриевский. В январе 1881 года их опубликовали «Екатеринославские епархиальные ведомости».
Сооружение каменного здания собора завершилось в 1829 году. Большой колокол для храма в 1854 году доставили из Москвы и торжественно провезли по Петровской улице, установив затем на звоннице. С 1859 года на колокольне собора располагались башенные часы.
К 1867 году были завершены работы по постройке двух пределов во имя Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, а также трехъярусной колокольни, установлена металлическая ограда. Тогда же храм приобрел новый большой колокол, который здесь же в Таганроге был отлит. Это событие хорошо помнил старший брат А.П. Чехова, Александр.
В XIX веке собор возглавляли незаурядные протоиереи, каждый из которых оставил по себе яркую память: царский духовник отец Алексей Федотов, отец Иоанн Себов, отец Федор Покровский. О каждом из них можно сказать, что это была – эпоха!
В Успенском соборе в 1854 году венчались Павел Чехов и Евгения Морозова. Здесь крестили они своих детей за исключением старшего Александра, который родился и был крещен в слободе Крепкой. Отец будущего писателя был хорошо знаком с соборным духовенством. И даже некоторое время пел здесь на клиросе со своим любительским церковным хором.
В 30-е годы ХХ века собор был безвозвратно утрачен во время активной антирелигиозной кампании. С тех пор можно увидеть лишь его изображения в музейных залах и на страницах фотоальбомов с видами старого Таганрога.
Предварительная запись на экскурсию в музей "Домик Чехова" по телефону: 39-42-76.
«На улицах твоих и на аллеях, гулял мальчишка и мечту свою лелеял! О чём мечтал и думал тот, мальчишка! Антоша Чехонте напишет, позже в книжке!» (С. Талсай)
Привлекательный уголок юга России, город каштанов, акаций и тополей. Родина великого русского писателя А.П. Чехова – Таганрог. Здесь он провёл почти половину своей недолгой жизни. Но сколько чеховских достопримечательностей сохранилось?! Свыше двадцати памятников и памятных мест.
27 мая юные гости из Донбасса (30 детей из Ясиноватой, Горловки и Донецка) совершили путешествие в прошлое – родины А.П. Чехова, связь которого с настоящим нерушима. Ребята смогли прикоснуться к истокам могучего таланта писателя, который до последних дней жизни не переставал думать о родном городе и заботился о нём. «Куда бы я ни поехал – за границу ли, в Крым или на Кавказ – Таганрога я не миную.
*Экскурсию провели сотрудники культурно-образовательного отдела Таганрогского музея-заповедника.
24 мая в нашей стране отмечается праздник - День славянской письменности и культуры. В этот день чествуют святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку, открывших благодаря своему духовному подвигу, новую культурную эру для многих народов. Русский язык и русская культура стали родными для сотен миллионов людей разных национальностей.
Гости, собравшиеся на праздник слова в уютном дворике музея «Лавка Чеховых» 28 мая еще раз обратились к «живым истокам», воздав дань прошлому.
В вечере приняли участие артисты общественной организации «Белорусы Таганрога», поэты и писатели из литературного объединения «Чайка». Свои художественные работы представили Валентина Зеркаль и Татьяна Тихомирова.
Русский язык открывает нам доступ к великой русской культуре с ее непревзойденной литературной классикой, представленной именами: Толстого, Пушкина, Достоевского, Чехова, десятков других писателей мирового уровня.
Родной язык – это сокровище, которое нужно беречь.
В фондах Таганрогского музея-заповедника хранится редкая цветная гравюра работы известного английского мастера Джеймса Годби (1769-1820), выполненная с рисунка П. П. Свиньина (1787-1839) . На ней изображена юная дочь легендарного «вихрь-атамана», с именем которого связано немало славных страниц русской военной истории - Матвея Ивановича Платова (1753-1818). До сих пор среди историков нет единого мнения о том, какая именно из четырех наследниц генерала запечатлена на этом портрете. Большинство склоняется к тому, что это любимая дочь атамана - Мария, которая даже будучи замужем называла себя графиней Платовой.
Мария Матвеевна (1790-1866) изображена в русском сарафане, в кокошнике, с опущенным к долу взглядом и рукой, лежащей на груди. Ниже подпись на английском языке – «Miss Platoff» и интересная аннотация: «Daughter of the Hetman Platoff. The lady with 50.000 crons to her fortune offered as a renard for bringing in Bonaparter dead or alive» - «Дочь Атамана Платова; Леди с 50.000 крон состояния, предлагаемая за привод Бонапарта живым или мертвым».
Гравюра была напечатана в 1814 году в Лондоне, в тот момент, когда вся Европа с триумфом встречала русских воинов-освободителей от Наполеона. Мировая слава казаков достигла своего апогея! Англия была очарована генералом Платовым, когда он прибыл туда вместе с императором Александром I. Его портреты писали известные лондонские художники, а гравированные изображения и карикатуры выходили в свет огромными тиражами.
Молва донесла до слуха европейцев слова генерала, произнесенные им при отступлении от Москвы в 1812 году. При виде зарева над столицей, он воскликнул: «Если кто, хотя бы простой казак, доставит мне Бонапартишку — живого или мертвого — за того выдам дочь свою». Англичанам пришлись по душе искрение слова, произнесенные Платовым в тот трагический вечер. Поэтому изображения miss Platoff с яркими комментариями к ним появились в Лондоне почти одновременно с изображениями самого атамана. Среди них и гравюра, представленная Вашему вниманию.
Почему из дочерей Матвея Платова столь широкую популярность приобрела именно Мария? До сих пор остается загадкой. Возможно потому, что была любимицей отца или отличалась особой красотой. Нельзя полагаться и на точное портретное сходство рисунка П. Свиньина с которого были выполнены гравюры. Скорее всего, это собирательный образ русской красавицы, завороживший и покоривший сердца европейских обывателей XIX века.
Дорогие друзья! Увидеть эту гравюру и множество других экспонатов из фондов Таганрогского музея-заповедника можно на выставке «М.И. Платов и Таганрог», посвященной 270-летию со дня рождения легендарного русского генерала.
Подробнее: https://www.tgliamz.ru/calendar/index.php#event3094
26 мая, в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, в Литературном музее А.П. Чехова был организован научно-практический семинар, посвященный отражению наследия Древней Руси в русском языке и литературе. Участниками семинара стали зав. отделом «Литературный музей А.П. Чехова» В.В. Кондратьева, и.о. зав. кафедрой русского языка и литературы Т.М. Субботина, руководитель Чеховского центра О.А. Яковлева, доцент кафедры русского языка и литературы А.В. Ваганов, студенты 3 и 4 курса факультета истории и филологии.
Семинар был открыт выступлением доцента кафедры русского языка и литературы А.В. Ваганова на тему «Наследие славянской языческой мифологии в русской поэзии XIX – XX веков». Участники семинара узнали, что образы восточнославянского язычества стали проникать в русскую литературу достаточно давно, чему способствовали эстетические идеи эпохи романтизма (вспомним успех опубликованной в 1813 г. баллады В. А. Жуковского «Светлана», где мистические устремления европейской литературы сопрягаются со славянскими этническими мотивами).
Несомненно, публикации различных памятников древнерусской письменности (в частности, обнаруженного в конце XVIII в. «Слова о полку Игореве») в XIX веке провоцировал интерес к древнеславянской культуре. Например, у А. С. Пушкина в «Песни о вещем Олеге» (1822 г.) важную роль играет образ языческого волхва «покорного Перуну одному». М. Ю. Лермонтов в поэме «Последний сын вольности» (1831 г.), обращаясь ко времени призвания Рюрика, также упоминает славянских богов. Причём боги эти выступают в качестве символа свободы, славянской вольницы.
Прослушанное выступление перешло в увлекательное обсуждение того, как отражены мотивы и образы славянского язычества в современной литературе, а именно в славянском фэнтези, в жанре которого работают М.В. Семёнова, Ю. А. Никитин, Е. А. Дворецкая, Ник Перумов, А. О. Белянин и многие другие.
Беседы о русской словесности в формате «Литературной гостиной» будут продолжены. Участники встречи уже наметили темы будущих встреч.