27 апреля в Литературном музее А.П.Чехова состоялось открытие XV Международной научной конференции «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге», организованной совместно Таганрогским государственным литературным и историко-архитектурным музеем-заповедником и Таганрогским институтом имени А.П.Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)». Сотрудничество Таганрогского музея-заповедника и Таганрогского института имени А.П.Чехова (преемника ТГПИ) в рамках конференции, посвященной творчеству А.П.Чехова, возрождает традиции, заложенные южнороссийским научным сообществом более 70 лет назад.
С приветственным словом к участникам конференции обратились А.Ю.Голобородько (директор ТИ имени А.П.Чехова), В.А.Агеева (декан факультета истории и филологии ТИ имени А.П.Чехова), Т.М.Субботина (и.о. заведующего кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П.Чехова) и О.А.Яковлева (руководитель Научно-просветительского центра изучения русского языка и литературы имени А.П. Чехова («Чеховский центр»). От имени Таганрогского государственного музея-заповедника участников и гостей конференции приветствовала заведующий отдела «Литературный музей А.П.Чехова» В.В.Кондратьева.
Актуальность темы конференции, которая проходила 27-28 апреля, обусловлена прежде всего популяризацией творчества А.П.Чехова среди молодежи. Целью конференции стало обобщение научного опыта, накопленного молодыми исследователями в области чеховедения. А также цели ориентированы на реализацию национального проекта «Образование», в частности способствование формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
Конференция собрала молодых исследователей из Таганрога, Ростова-на-Дону, Краснодара, Владикавказа, Санкт-Петербурга, Казахстана, Венгрии, Китая. Интернациональный характер состава участников научных чтений еще раз позволяет говорить о востребованности творчества А.П. Чехова в мире и о широком диапазоне культурного диалога.
А.П. Чехов относится к тем писателям, которые чем дальше от своего времени, тем современнее. Он не занимался сиюминутными вопросами, а смотрел в глубь вещей, осмысляя свою культуру, ее тенденции, направленность. Участники конференции пытались осмыслить для себя и донести до других сложное, противоречивое многообразие чеховского мира, вобравшего в себя правдиво и достоверно жизненные аспекты русской культуры.
В рамках конференции состоялась встреча молодых исследователей с Р.Б. Ахметшиным, членом Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН, доцентом кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В ходе этого своеобразного мастер-класса обсуждались вопросы феномена Чехова и значение его творчества для мировой культуры.
Организаторы Чеховских чтений 2023 года уверены, что объединение в формате научной конференции исследовательского опыта двух авторитетных таганрогских школ, изучающих Чехова в историко-биографическом и филологическом аспектах, существенно расширяет перспективы в работе с молодыми исследователями и переводит конференцию, которая проводится пятнадцатый год подряд, на существенно новый уровень.
По итогам XV Международной научной конференции «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге» будет издан сборник материалов.
27 апреля отмечается День российского парламентаризма. Дата выбрана не случайна. В этот день начала работу Государственная Дума – первый в истории России демократический институт. В манифесте от 17 октября 1905 года было записано незыблемое правило: «Никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Дума стала законодательным органом и являлась нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный Совет. Дума первого созыва просуществовала 72 дня (27 апреля 1906 г. – 8 июля 1906г) и была распущена.
Примечательно, что депутатом первой и второй Думы был таганрожец, присяжный поверенный, статский советник М.П.Араканцев, служивший в Окружном суде Таганрога.
В сентябре 1993г. Указом Президента Российской Федерации. Создаются Государственная Дума и Совет Федерации, которые действуют до сих пор.
«Можно и кепки, можно и шляпы, можно и перчатки надеть на лапы. Но нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи» (В. Маяковский).
Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Антон Чехов…Таких разных авторов можно узнать по яркому стилю (не только литературному). Одни предпочитали экстравагантные образы, другие – изысканно скромные. И каждый щепетильно подбирал детали.
Чехов жил небогато, но за развитием модной индустрии следил. Облик писателя всегда был подчёркнуто элегантным: «Если сегодня возьму денег, то куплю себе шикарную шляпу и летнее пальто <…> Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить» (Чехов – Суворину, 4 марта 1893).
К 1890-м годам Антон Чехов стал видным представителем столичной интеллигенции. Произведения молодого литератора охотно печатали, материальное положение стало более устойчивым. Чехов смог позволять себе больше: модные галстуки-пластроны, дорогой парфюм: «… Стараюсь казаться бодрым молодым человеком 28 лет, что мне удаётся очень часто, так как я покупаю дорогие галстуки и душусь Vera-Violetta» (Чехов – Линтварёвой, 1 мая 1897).
А мы продолжаем изучать эту тему. В следующий раз вы узнаете другие любопытные подробности о стиле Антона Чехова.
На фотографиях - предметы из фондов Таганрогского музея-заповедника и открытых источников
В этом году главная тема апреля в музее "Домик Чехова"- пасхальная.
А потому по выходным тематические экскурсии - особые.
Сотрудники музея рассказывали посетителям, как готовились к великому празднику в чеховской семье - постились, ходили на исповедь и к святому причастию, - каким в праздник было традиционное меню с творожной пасхой во главе стола.
Все, что видели отроки Чеховы в эти святые дни, спустя годы, отразилось в произведениях Чехова, воспоминаниях его братьев.
В пасхальную седмицу посетители познакомились с еще одной стороной жизни мальчиков Чеховых: их участии в праздничных богослужениях в составе любительского церковного хора отца.
Яркие воспоминания об этом оставил старший брат писателя. Гости музея с большим интересом прослушали отрывки из малоизвестного широкому кругу читателей очерка Ал.П.Чехова "Пасхальная заутреня во дворце императора Александра I в Таганроге".
Драконы – один из излюбленных символов в декоративно-прикладном искусстве Китая и Японии. В странах Азии он издавна считается божественным покровителем самого императора. И хотя этот мифический персонаж обладает весьма устрашающей внешностью, он представляет собой доброту, абсолютную гармонию, мудрость и величие. Обязанность дракона – обеспечить своему владельцу финансовый успех, удачу в бизнесе и построении карьеры, защитить от врагов.
Существовало четыре типа драконов: небесный оберегал обители богов, божественный – посылал ветер и дождь, дракон земли определял направление и глубину рек и ручьёв, а еще был дракон, охранявший сокровища. Их размер тоже различался от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец – этакий «Дракончик-с-пальчик».
Любопытный факт: восточный декор, как правило, не несёт агрессии, поэтому на японских и китайских вазах драконы не дерутся, а играют!
На фотографии – японская латунная декоративная ваза конца XIX века. Она выполнена в технике мерцающей эмали, придуманной в Китае. В эмалевую массу добавлялась золотая и серебряная фольга, которая давала такой необычный эффект, похожий на бурый авантюрин. Во второй половине XVII века технику усовершенствовали японские мастера. Они экспериментировали с окислами и расплавкой стекла и добились необыкновенного таинственного мерцания.
Увидеть эту вазу и многие другие интересные экспонаты, «рассказывающие» об истории Китая, Японии, Индии, можно на выставке «Путешествие в Азию» в Историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).
Таганрогский музей-заповедник представила м.н.с. Т.П. Кондратьева с сообщением «К вопросу об актуальности изучения и использования научного наследия Северо-Кавказского филиала института «Спецпроектреставрация» в работе современного музея».
«А помнишь?..» Этот вопрос с годами мелькает всё чаще, становясь всё трогательнее и всё грустнее» (Ю. Поляков).
18 апреля 2023 г. культурно-образовательный отдел ТГЛИАМЗ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках грантового проекта «ВАМ ПИСЬМО!» провёл для школьников из Ростовской области 2 экскурсии – по Таганрогу и музею «Лавка Чеховых».
Цель любого путешествия – новые впечатления и погружение в прошлое. Это необходимо для крепкой связи поколений. Таганрог прошёл через множество потрясений, был полностью разрушен, но каждый раз «оживал» на новом историческом витке.
Первая база для военно-морского флота, «греческое царство», город негоциантов и благотворителей, «культурная жемчужина Ростовской области» – всё это о Таганроге. Пожалуй самый известный житель нашего города – Антон Чехов. Но как не вспомнить Ивана Василенко и Валентина Парнаха, Михаила Танича и Фаину Раневскую, Серафиму Блонскую и Софию Парнок… Эти люди (и многие другие) создали известный нам Таганрог.
Сегодня город Петра – не военно-морская база и не цветущее купеческое царство. В прошлом активное промышленное развитие. ХХI век раскрывает наш город как достойное место для развития IT-сферы и, конечно же, туризма.
Приезжайте в Таганрог! Это интересно!
Адрес: ул. Октябрьская, 9
Предварительная запись по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел)
19 апреля в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике прошел антифашистский форум в рамках Всероссийской акции «День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами в годы Великой Отечественной войны» и открытие фотовыставки «Донбасс. Дорога домой», подготовленной совместно с ГБУК «Донецкий республиканский краеведческий музей» при участии общественных организаций «СКИФ» и ЦМЛ «Движение вверх».
Выставка рассказывает о жизни людей в разрушенных городах и поселках: Мариуполе, Волнавахе, Степановке, Авдеевке и других, а также о героях, которые их защищают. Экспозиция насчитывает более 40 фотографий В. Лемянского, Ю.Бухарева (Донецк), С. Копылова (Таганрог), сделанных в период с 2014 года по июль 2022 года.
В ходе программы был осуществлен просмотр отрывка из документального фильма «Без срока давности. Адский колодец», в котором раскрывается тема геноцида мирного населения Ростовской области в годы Великой Отечественной войны.
Интерактивная часть выставки была представлена мастер-классом по плетению маскировочной сети волонтерами ЦМЛ «Движение вверх», а также общественной организации «СКИФ», которая продемонстрировала обмундирование бойцов-участников СВО, виды оружия, трофейную форму укрнациста.
В заключение программы прозвучала песня в видео-формате «И все-таки мы победили» в исполнении Сергея Маховикова.
Мероприятие посетило 100 человек: студенты Таганрогского института имени А.П. Чехова и Таганрогского механического колледжа.
С выставкой можно ознакомиться в Южно-Российском научно-культурном центре А.П. Чехова.
ул. Октябрьская, 9
тел. 61-14-66.