Это интересно

29.07.2020

Чеховский Таганрог глазами художников

В фондах Таганрогского музея-заповедника хранится значительная коллекция живописных и графических работ, посвящённых нашему городу. В год 160-летия со дня рождения А.П. Чехова музей «Лавка Чеховых» подготовил выставочный проект «Чеховский Таганрог глазами художников». Предлагаем вашему вниманию работы Н.А. Плужникова.

Но прежде несколько слов о самом художнике.

Николай Андреевич Плужников не был профессиональным художником, но рисовал всю жизнь. Будучи студентом Ростовского политехнического института, Николай два года занимался в Донской областной студии живописи профессора Чиненова. По окончании учёбы он работал инженером на заводе, продолжая рисовать в свободное время. В 1954 году инженер-конструктор Плужников переехал в Таганрог и круто изменил вектор своей жизни. Николай Андреевич поступил на работу в мастерские художественного фонда РСФСР. Позже он много лет возглавлял бюро эстетики металлургического завода, а с 1975 года руководил творческим объединением «Художник» при дворце культуры металлургов. Работы Плужникова экспонировались на персональных, городских, областных выставках, были приобретены Таганрогским музеем - заповедником, музеями Старочеркасска и Суздали, хранятся в частных коллекциях.

Виды старого Таганрога Николай Андреевич писал с открыток. Но, как истинный художник, он привнёс в картины своё видение города, своё настроение. Надеемся, что вы его почувствуете.

С этими и другими работами Н.А. Плужникова вы можете познакомиться на выставке «Чеховский Таганрог глазами художников» в музее «Лавка Чеховых».

Н.А. Плужников Греческая церковь

Греческ церковь1.jpg

Греческ церковь2.jpg

Греческая церковь была освящена в марте 1782 г. Другие её названия: церковь Святых царей Константина и Елены; Константино - Еленинская. Для ведения служб был приглашен протоиерей Никита Агурос. Отстроенная церковь получилась на диво хороша и отличалась не только внешним строгим видом, но и внутренним убранством.

По воспоминаниям историка Павла Филевского «она была украшена колоннами: иконостас, хоры и всюду по церкви. Эти колонны были пропорциональны, всевозможных размеров, белые с золотыми капителями. Были две большие иконы - святого Христофора чистейшего византийского письма и Георгия Победоносца в громадных рамах в стиле рококо великолепной работы. А так же колокол небольшой, но приятный по звуку. Этим колоколом наслаждалась царица Елизавета Алексеевна, сидя у открытого окна в чудесные осенние дни». При отъезде из Таганрога императрица Елизавета Алексеевна пожертвовала церкви деньги и церковную утварь. В 1830 году вместо деревянной была построена каменная церковь. При церкви была певческая школа. Службы велись на русском и греческом языках. В период Крымской войны 1855 года с территории церкви был отражен десант английской эскадры.

При церкви содержалась за счет пожертвований богатых греков церковно-приходская школа, открытая в 1861 году. Учились в ней дети матросов, драгилей, ремесленников и других небогатых родителей. Преподавание велось на греческом языке. В 1866 -1868 в ней учился А.П. Чехов.

Константино - Еленинская церковь принадлежала не греческому правительству, а русскому и с разрешения Екатеринославской епархии могла иметь священника-грека, совершая богослужение на греческом языке. Советская власть считала же ее иностранной, оставив ее неприкосновенной. Сняв колокола в других храмах, здесь их не тронули.

16 июня 1938 года церковь все-таки закрыли, и через три месяца, 16 сентября, началась ее разборка. В 1956 году на месте Греческой церкви строили многоэтажный дом. (ул. Греческая, 54).

Н.А. Плужников Дворец Александра I 

Дворец Александра1_1.jpg

Дворец Александра1_2.jpg

Александр I впервые посетил Таганрог в 1818 году. Остановился в особняке градоначальника Папкова, располагавшемся на Греческой улице. Через семь лет, в сентябре 1825 года, император прибыл в Таганрог с супругой Елизаветой Алексеевной и пожелал остановиться в том же доме. К приезду императорской четы дом отремонтировали. Из казны на это было выделено 25 тыс. руб. Из Петербурга прислали придворного архитектора. Он привел в порядок не только дом, но и сад вокруг него, была сделана беседка. Внутри дома обустроили покои для императрицы — 8 комнат, для императора — 2 комнаты, а посредине парадный зал (он служил одновременно столовой и приемной). На половине Елизаветы Алексеевны расположили Домовую церковь.

Поздней осенью государь по приглашению Новороссийского генерал-губернатора Воронцова отправился в Крым. Вернулся оттуда уже нездоровым. 19 ноября 1825 года Александр I скончался. Пушкин позже напишет: «Всю жизнь провел в дороге, а умер в Таганроге».

Императрица выкупила здание в котором провёл последние дни её венценосный супруг и организовала там мемориальный музей Алекcандра I, повелев называть его: «Его Императорского Величества дворец Александра I». Это был первый мемориальный музей в России. При нем утвердили должность смотрителя дворца и поставили охрану.

В 1837 году этот дворец-музей посетил молодой Александр II со своим наставником поэтом Василием Жуковским, а в 1870 его сын Александр III проездом в Крым заехал в Таганрог. Спустя два года музей снова посещает Александр II, но уже вместе с семьей. Этот дом связан с именами поэта Пушкина, генерала Раевского, художника Айвазовского и других известных людей. Бывал в нём в детские годы и писатель Чехов. Он и его старшие братья пели в Домовой Крестовоздвиженской церкви дворца в любительском церковном хоре, которым руководил их отец.

В 1930 году музей был закрыт, а некоторые его экспонаты были перемещены в краеведческий музей. Сейчас в здании по адресу Греческая, 40 находится детский санаторий «Берёзка».


Н.А. Плужников Успенский собор

Успенский собор1.jpg
Успенский собор2.jpg

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён 19 декабря 1790 года. Небольшая деревянная церковь, прозванная "Купеческой", просуществовала до 1828 года, но уже в 1808 году по инициативе градоначальника Б. Б. Кампенгаузена быстрорастущий город ходатайствовал о постройке большого каменного собора взамен деревянной церкви.

При градоначальнике начался активный сбор средств для его возведения. В 1814 году приступили к строительству нового соборного храма по плану петербургского академика, архитектора А. И. Мельникова. 3 ноября 1829 года протоиерей Друзякин освятил новый храм, имевший тогда лишь один главный Успенский престол.

В 1863 году был утверждён план пристройки к собору приделов в честь Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы и трёхъярусной колокольни, который был выполнен к 1867 году. Затем была устроена ограда, позолочены главы и отлит большой колокол.

Златоглавый Успенский собор считался одним из красивейших храмов юга России. С ним связаны имена многих известных таганрожцев. В этом храме в 1854 году венчались родители Антона Павловича Чехова. 27 января 1860 года здесь был крещён будущий писатель. Мальчиком он и его старшие братья пели в церковном хоре, регентом которого много лет был их отец Павел Егорович. В свои приезды в Таганрог А.П. Чехов обязательно посещал Успенский собор.

Разрушение храма произошло в 1930-х годах: постановлением горсовета в 1931 году запретили колокольный звон, в 1934 году сняли колокола, в 1936 году сняли металлическую кровлю, а в 1938 году окончательно разрушили храм.

Успенский собор находился на месте нынешней Октябрьской площади, между улицами Петровской и Александровской, переулками Добролюбовским и Украинским.

22.06.2020

«ДОЖИТЬ БЫ ПОЛМИГА…»

1945-2020. 75 лет отделяют нас от Великой Победы. Если спросить себя: «Что такое подвиг?», память предложит много общих слов. Пожалуй, наиболее точное определение – сверхусилие. Но и оно кажется пустым, если не наполнено судьбами реальных людей.

 

…Живёт он поныне в названиях улиц,
Судов, кораблей, им не видно конца,
Живёт он в Анапе, Крыму, Таганроге,
Где имя героя хранят — Голубца…

                                    Г. Вершинин

Таганрожцам знакомо имя Иван Карпович Голубец, но суть подвига этого человека многим известна очень приблизительно. Наша удача, что есть возможность подробно изучить архивные материалы об Иване Голубце, собранные фондом «Фото-письменные источники» (ФПИ) Таганрогского музея-заповедника. Некоторые из них мы представим в этой статье.

И.К. Голубец – старший матрос-пограничник Черноморского флота, Герой Советского Союза.

Голубец 1.jpg

Родился 8 мая 1916 г. в Таганроге. С 1925 по 1931 гг. учился в школе № 2, а затем поступил на металлургический завод. С 1937 г. нёс службу в пограничных войсках Черноморского флота. С первых дней войны числился рулевым сторожевого катера СК-0183. Летом 1941 г. среди защитников Одессы получил ранение.

25 марта 1942 г. в Стрелецкой бухте осаждённого Севастополя во время немецкого обстрела под угрозой взрыва оказались военные корабли. Присутствующие на корабле члены команды почти ликвидировали огонь, когда рядом взорвался ещё один снаряд.

На борту находился запас мощных глубинных бомб по 160 кг, при взрыве которых могло быть уничтожено всё, что находилось в бухте. Пытаясь потушить пожар, вместе с Иваном Голубцом погибли члены экипажа катера СКА-0121: старшина Виктор Тимофеев и краснофлотец Василий Жуков. 

Указом Президиума Верховного Совета от 14 июля 1942 г. старший матрос Иван Карпович Голубец посмертно получил звание  Героя Советского Союза. В 1948 г. именем героя была названа одна из таганрогских улиц (также улицы имени И. Голубца есть в Севастополе, Симферополе, Анапе и селе Лепляво  Каневского района Черкасской области Украины).

А 9 сентября 1989 г. в сквере возле бывшей школы № 2 (сейчас – «Литературный музей А.П. Чехова») был установлен бюст-памятник И.К. Голубцу. Автор памятника – член союза художников СССР, скульптор Н.А. Селиванов.

В Таганрогском музее-заповеднике (ТГЛИАМЗ) есть личный фонд Ивана Голубца, содержащий более ста единиц хранения: наградные листы, вырезки из газет, почтовые конверты… Все эти материалы по-своему интересны, но особенно тёплое чувство вызывают письма и фотографии.

Например, в письме от 18 июля 1941 г. Иван Карпович рассказывает отцу и матери – Карпу Ильичу и Марье Игнатьевне – что уже несколько месяцев проходит службу в Балаклаве. Голубец отмечает своё отличное самочувствие, благодарит родителей и желает им здоровья. Конечно, пишет о любви к Родине.

Приведём самые проникновенные отрывки:

«Привет моим Родным от Вашего сына И.К. Голубец.

Добрый день дорогие родители первых строках своего письма поблагодарить вас за вашу тёплую отзывчивость<…> и ваши пожелания своему сыну конечно, ваш наказ я выполняю с большим желанием как весь советский союз – пример этому собаке<…>»

Голубец 2.jpg

Удивительное ощущение: тетрадный листок, потемневший от времени. Текст, написанный обычным карандашом, не всегда понятным почерком и с ошибками. А за внешним несовершенством – мужество, стойкость и широта души советского Человека. Советского солдата.

Как не потерять имя в веках? Письма, статьи, памятники… Всё это – о нём, всё это – для нас. Для потомков пишут картины и стихи, снимают фильмы и ставят спектакли.

В 1978 г., к 60-летию Ленинского комсомола, был написан сценарий спектакля «Расскажите мне про Ивана». (Автор текста – Татьяна Николаевна Морозова, сотрудник планетария; режиссёр-постановщик – В. Хруленко; художник-оформитель – заслуженный работник культуры РСФСР Н. Ливада).

Голубец 3.jpg

18 ноября того же года в газете «Таганрогская правда» вышла статья театроведа Л. Пахомовой о спектакле и людях, готовивших его постановку. Пахомова рассказала, что в основу сценария легли воспоминания людей, близко знавших Ивана Карповича. Ими оказались актёры народного театра, занимавшиеся с Голубцом в драматическом кружке клуба имени Ленина: К. И. Спичкина, М.А. Чаусова, В.Т. Новикова, И.И. Чернов. А документальными сведениями поделилась Нина Пантелеевна Близнюкова – заведующая музеем металлургического завода, на котором работал Иван Голубец до начала Великой Отечественной войны.

Задача перед артистами стояла очень ответственная: на премьерный показ пришли друзья погибшего матроса. Тем не менее, впечатление рецензента оказалось положительным:

«… Спектакль удаётся только тогда, когда оказывает непосредственное воздействие на зрителя. В постановке В. Хруленко ‘‘Расскажи мне про Ивана’’ такой эффект достигается…»

О героизме не принято вспоминать часто. Возможно, это даже правильно. Тем не менее, 22 июня и 9 мая – даты общего притяжения. Горе и счастье переплетаются в судьбах стран, как в судьбе  отдельного человека. И собирают историю народов в единое целое.

Жизнь и смерть краснофлотца И.К. Голубца – яркое тому подтверждение.


Младший научный сотрудник культурно-образовательного отдела

Таганрогского музея-заповедника 

Мария Сеченова

22.06.2020

Фотография выпуска 1941 года

В 2019 году другом нашего музея, Людмилой Григорьевной Слюсаревской, учителем русского языка МАОУ СОШ № 10, была передана в фонды фотография выпуска 1941 года Таганрогской школы № 10. В этом классе училась супруга её дяди Гордиенко Вадима Тимофеевича – Арзамасцева Ираида Ивановна (на фото – вторая справа в третьем ряду).

 21 июня 1941 года по всей стране проходили выпускные вечера. Юные мальчишки и девчонки, получив аттестаты зрелости, встречали рассвет новой жизни. Они мечтали, любили, надеялись, но все планы перечеркнула война. Их прекрасные лица смотрят на нас с выпускных фотографий, сделанных ещё в той, мирной жизни.

А счастье рядом с ними шло,
И были яркими закаты.
Весь мир, наполненный теплом,
Казался ласковым когда-то.

И платья белые надев,
Девчонки ждали выпускного.
А во дворах звучал напев,
И о войне в нем нет ни слова.

И вот он, сорок первый год...
Перечеркнул мечты и планы.
Война идёт, война идёт,
Вступает в каждый дом незваной.

Ираида Ивановна Арзамасцева родилась 13 ноября 1923 года в Харьковской области. Накануне войны с отличием окончила таганрогскую среднюю школу № 10. В 1943 г. поступила в 1-й Московский медицинский институт, но вскоре перевелась в Ростовский мединститут, который окончила в 1948 году. Работала врачом-отоларингологом в поликлиниках и больницах нашего города.

Замечательно, когда фонды музея пополняются такими предметами, которые сквозь время доносят до нас лица людей, наших земляков. Возможно, среди выпускников 1941 года Краснознаменного 10 «Б» класса школы № 10 кто-то из таганрожцев узнает своих родных, близких или знакомых.

Мы будем рады с Вашей помощью рассказать о судьбах этих людей!

06.12.2019

Из истории музейного предмета коллекции «Фарфор»

Фарфоровый зоопарк в коллекции керамики Таганрогского музея – заповедника небольшой, но значимый раздел – анималистическая скульптура из фарфора, фаянса, глины.
Анималистика (от латинского animal – «животное») – это жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.

Статуэтки животных и птиц поступали в коллекцию музея в течение многих лет, главным образом от наших земляков – таганрожцев. Особенно большое количество их было передано таганроженкой И.И. Абрамович, многие предметы пришли в музей как наследие таганрогской художницы В.В. Руссо.

Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства. Ставя на полку скульптуру изящной лисички, гордого коня, веселого щенка, мы, конечно, не задумываемся над тем, что они ведут свою историю от эпохи неолита, когда около 30 тысяч лет назад люди начали изображать животных на скалах и стенах пещер. Изображения животных, в том числе и скульптурные, мы встречаем в искусстве Древнего мира – Ассирии, Египта, Греции, Китая… В древности подобные изображения носили ритуальный, религиозный характер.

Задачей современного художника – анималиста может быть как точность изображения животного, его облика и повадок, так и создание определенного художественного образа. Художник может наделить своего «героя» эмоциями, настроением, а порой и присущими людям чертами, поступками, переживаниями (как в иллюстрациях к басням и сказкам)

В коллекции музея анималистическая мелкая пластика представлена в большом разнообразии. Это и западноевропейская, и русская, и советская скульптура.

05.12.2019

История музейного предмета из коллекции «Драгметаллы»

Фонд «Драгметаллы» представляет группу предметов из серебра, пришедших в музей в 60-70-е годы ХХ века. Сочетание благородного металла, художественных особенностей, историко-краеведческой информации в текстах гравировок определили антикварный и историко-бытовой интерес к этим предметам.
Это спортивные призы 30-40-х годов ХХ века, и непосредственно таковым является спортивный кубок 1946-1950 годов, предметы утилитарного назначения: кружка, кофейник, стакан. Предметы также могли служить достойным подарком .
Они пересекали границы государств, проходили через руки разных людей, и только последняя их роль: роль призов за победу в спортивных состязаниях, объединила их через несколько десятилетий в музейную тематическую коллекцию. Ижевск, Саратов, Ростов-на-Дону, Таганрог: такова география событий, а время – «сороковые роковые», послевоенное строительство.

Вазы ритуальные, парные. Бронза. Литье. XIX век. Китай Высота 42 см

Гребень птицы символизирует восход солнца и говорит о его солярной природе. В древнекитайской мифологии птица имеет клюв петуха, хвост рыбы, зоб ласточки, шею змеи, спину черепахи, рисунок на туловище, как у дракона - чешуйчатый. Но чаще ее изображение похоже на павлина ...