Это интересно

20.01.2021

День Рождения писателя И.Д. Василенко

Иван Дмитриевич Василенко (20.01.1995-26.05.1966гг.) - известный советский детский писатель, жил и работал в Таганроге. Им написаны книги: "Волшебная шкатулка", "Артемка в цирке", "Солнечные часы", "План жизни", "Жизнь и приключения заморыша"  и многие другие. За повесть «Звёздочка» Иван Василенко был награждён Сталинской премией 1950 года. По книгам Василенко были сняты художественные фильмы для детей и молодежи. 

василенко.jpg

Иван Дмитриевич Василенко  

И. Д. Василенко родился 8 (20) января 1895 года в селе Макеевка (сейчас город в Донецкой области Украины) в семье волостного писаря, где кроме Ивана было ещё четверо детей.

В 1902 году семья Василенко переехала в Таганрог. Здесь отец получил место заведующего чайной-читальней «Общества трезвости». В этом заведении прошло детство будущего писателя: он часами сидел за буфетной стойкой, подавал посетителям чай, убирал в читальне, мыл посуду и слушал, порой захватывающие, истории посетителей. Одна из них – о музыкальной шкатулке – легла в основу первой повести писателя.

В 1911 году Иван Василенко с отличием окончил четырёхклассное городское училище. Самостоятельно подготовился, в 1912 году сдал экзамены в Таганрогской классической мужской гимназии (где некогда учился А.П. Чехов) и был «удостоен звания учителя начальных училищ». Получил место учителя в школе хутора Ново-Бессергеновский. Сегодня школа, где преподавал И.Д. Василенко, носит имя писателя. 

В 1914 году Иван Дмитриевич поступил в Белгородский учительский институт, но был исключён за организацию марксистского кружка. Дальнейший путь И.Д.Василенко к преподавательской деятельности был закрыт. Он служил счетоводом в Таганрогском земельном банке, работал на Русско-Балтийском заводе. До 1917 года участвовал в революционном движении, в забастовках служащих. С 1920г. состоял в профсоюзе «рабочих металлургического производства». 

В 1922—1934 годах Иван Дмитриевич был одним из первых руководителей отдела народного образования Таганрогского округа. Член РКП(б)с 1920 года. В 1923г. И.Д. Василенко выделили несколько комнат в доме № 88 по ул. Чехова, где писатель прожил 40 лет. Иван Дмитриевич очень дорожил своим местом жительства и говорил всем, что живет он "на самой лучшей улице в мире», потому что на ней родился А.П. Чехов. В этом же доме с ним проживали родители и сестра Екатерина. Вторая сестра, Софья, с семьей занимала две комнаты с отдельным входом. С женой, А.А. Бабичевой, Иван Дмитриевич развелся и сам воспитывал сына Фёдора. 

Писателем И.Д. Василенко стал в 39 лет. В 1934г. тяжелая форма туберкулёза приковала его к постели. «Слег учителем – встал писателем», – скажет он впоследствии. Первая повесть «Волшебная шкатулка» – положила начало циклу повестей об Артемке. Она была напечатана в журнале «Пионер» в 1938 году. Вторая повесть «Мышонок» – в журнале «Костер». В 1939 году выходит книга «Артемка в цирке». В 40-е годы были написаны повести: «Артемка у гимназистов», «Заколдованный спектакль», «Золотые туфельки», «Приказ командира», «Живая вода», «Повесть о зелёном сундучке».

 Осенью 1941г. героически погиб в воздушном бою под Конотопом единственный сын писателя, лётчик-истребитель Фёдор Василенко (1921—1941). Книгу «План жизни» Иван Дмитриевич посвятил сыну, «отдавшему за родину свою юную жизнь». Сам писатель в октябре 1941 года эвакуировался в Нальчик, затем переехал в Тбилиси, где работал в газетах. После освобождения Таганрога, в 1944г. вернулся в наш город. В этом же году И.Д. Василенко был принят в Союз писателей СССР. 

Иван Дмитриевич Василенко был, по словам поэта Л. В. Шемшелевича, человеком чеховского характера, чутким, добрым, скромным до застенчивости. Произведения писателя издавались в СССР более 160 раз, тиражом около 10 миллионов экземпляров, переведены на 27 языков народов СССР, на многие иностранные языки и неоднократно печатались за рубежом. По повестям «Звёздочка», «Артёмка в цирке», «Волшебная шкатулка» сняты фильмы: «Навстречу жизни» (1952) (режиссёр Николай Лебедев), «Приключения Артёмки» (1956) (режиссёр Андрей Апсолон), «Волшебный круг» (1976), «Золотые туфельки» (1981) (режиссёр Валентин Козачков). Умер И.Д. Василенко 26 мая 1966 года в Москве. Похоронен на старом городском кладбище в Таганроге.

24.12.2020

«Мы пойдем другим путем! Ленин и Таганрог»

Двадцать второго апреля 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина (Ульянова). Нет сомнения в том, что Ленин является личностью, внесшей существенный вклад в Мировую историю. В. И. Ленину посвящены тысячи биографических исследований в нашей стране и за рубежом. В одних он предстает воплощением мыслимых и не мыслимых добродетелей, человеком «положившим жизнь ради народа», в других как «злой гений» и авантюрист. Нельзя сомневаться лишь в том, что Ленин представлял собою редкостное явление человека неукротимой энергии, колоссальной работоспособности и феноменальной памяти, одновременно державшим в фокусе сотни процессов и событий. Не оставил без своего внимания Владимир Ильич и Таганрог.

1_1.jpg

Надо отметит, что с нашим городом, а точнее с таганрожцами будущий  вождь мирового пролетариата  пересекался еще на заре своей революционной деятельности, и это стало причиной того, что он впервые попал в поле зрения полиции.   В 1887 году В. Ульянов окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета. В университете Владимир был вовлечен в нелегальный студенческий кружок «Народной воли» во главе с Лазарем Богоразом. О чем свидетельствует документ департамента Донского областного жандармского управления:

«…В конце минувшего (1887-го. – прим. авт.) года в г. Казани образовался кружок крайне вредного направления, к которому принадлежали брат Натана Богораза, исключенный из Таганрогской гимназии, Лазарь Богораз (по крещении Сергей Губкин), брат казненного Александра Ульянова — студент Казанского университета Владимир Ульянов <…> Кружок этот, при посредстве студента С.-Петербургского университета, уроженца г. Таганрога, Василия Зелененко поддерживал сношения с петербургскими кружками противоправительственного направления».

Через три месяца после поступления в университет начинающий революционер был исключён за участие в беспорядках, вызванных новым уставом университета и  введением полицейского надзора за «неблагонадёжными»  студентами. Позже, когда семья Ульяновых переехала на жительство в Самарскую губернию, Владимир экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета и поступил на работу помощником присяжного поверенного А. Н. Хардина.

В 1893 году молодой юрист  переехал в Санкт-Петербург. По рекомендации Хардина он был зачислен к петербургскому адвокату  Михаилу Волькенштейну, который в свое время учился в одном классе с Антоном Павловичем Чеховым и написал об этом воспоминания, однако, к сожалению, не посчитал нужным рассказать потомкам  о своем необычном подчиненном. Досадная оплошность, учитывая, что в феврале 1917-го года архивы Окружного суда Петрограда сгорели и понять, какие именно дела вел  будущий практик социализма невозможно. В 1895 году Владимира Ильича арестовали и обвинили в учреждении «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», что в то время считалось общественно опасным деянием, и Михаил Волькенштейн дал за него свое поручительство, а также  ратовал за освобождение до решения суда. Однако это не помогло.  Руководитель «Союза», как  и другие участники,   более года содержался в тюрьме и в 1897 году был выслан на три года в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. 

1_2.jpg

А. Н. Хандрин, В. И. Ульянов, М. Ф. Волькенштейн.

После окончания ссылки, Ульянов выехал в Швейцарию, а затем в Мюнхен, где занялся работой по организации выпуска революционной газеты «Искра», которая должна была подготовить идейное и организационное сплочение недавно созданной Российской социал-демократической рабочей партии.   В среднем, тираж газеты составлял 8 тыс. экземпляров, а некоторых номеров — до 10 тыс. Распространению газеты способствовало создание на территории Российской империи сети подпольных революционных организаций, так называемых «искровских групп». Первый революционный кружок в Таганроге был создан уже в 1902 году на металлургическом заводе. Известно о четырех адресах, по которым газета «Искра», на начальном этапе своего существования, нелегально высылалась из заграницы в наш город:

1. Касперовка. Базар. Коробову К.;

2. Общество сельских хозяев. Опытное поле;

3. Азово-Донской коммерческий банк. Вейцману Д. В.

4. Кожевенный завод. Фейту Э. 

1_3.jpg

Кроме того, Таганрогские социал-демократы сами активно участвовали в создании газеты. В сентябре 1903 года Ленин знакомится с письмом неизвестного в редакцию «Искры» о судебном процессе по делу ростовской демонстрации 2 марта 1903 года, пишет пометку: «Таганрог. 16. IX  через Полетаева (Н. Э. Баумана – прим. авт.) и Бонча».  Имеется в виду суд над участниками демонстрации в Ростове-на-Дону, проходивший с 19 по 23 августа 1903 г. в Таганроге. Царское правительство, опасаясь широкого размаха революционного движения, охватившего после Ростова весь юг России, решило устроить показательный процесс. Участники демонстрации были преданы военному суду по статье, грозившей смертной казнью.

В период Первой русской революции 1905-1907 гг. большую популярность среди рабочих города имели листовки и брошюры со статьями Владимира Ленина. В архивах сохранились документы об изъятии их полицией в Таганроге при обысках и арестах. Интересным моментом является тот факт, что в  сентябре 1905 года Владимир Ильич лично редактировал корреспонденцию из нашего города о работе местной организации РСДРП и сделал на ней пометку «Набрать». Статья  была опубликована в №16. Газеты «Пролетарий». 

1_4.jpg

Из эмиграции Владимир Ленин  вернулся в разгар Русской революции 1917 г., начала которой он совершенно не ожидал. Известно публичное заявление Ленина, сделанное в январе 1917 года в Швейцарии, о том, что он не рассчитывает дожить до грядущей революции, но её увидит молодёжь. Тем не менее в октябре того же года в Петрограде большевикам удалось, свергнув Временное правительство и захватить власть в свои руки.

1_5.jpg

В Таганроге также готовились к вооруженному восстанию. Для решительного выступления отрядам Красной гвардии  не хватало оружия, поэтому решено было послать делегацию в  Петроград к товарищу  В. И. Ленину. От русско-Балтийского завода избрали слесаря  А. Н. Волошина, от металлургического завода – Поликарпа Иванцова.  Встреча с  Лениным, в ноябре 1917 года, произвела неизгладимое впечатление на   таганрогских большевиков, впоследствии была запечатлена в воспоминаниях и окутана флером революционной романтики. Делегаты рассказали Ленину о положении в Донской области, о готовящемся вооруженном восстании в Таганроге и просили отпустить оружие. Из воспоминаний Волошина:

«...Подняв телефонную трубку, Владимир Ильич сказал: «Николай Ильич! У меня тут товарищи из Таганрога, им архинеобходимо выделить винтовки и патроны. Что? Возможно? - он положил трубку, обратился к нам. – Ну вот, зайдите к Николаю Ильичу Подвойскому, он что-нибудь придумает!».

По указанию Ленина администрация Тульского оружейного завода выдала 1200 винтовок и 200 тыс. патронов, которые уже во второй половине декабря 1917 года были в Таганроге.

1_6.jpg 

Отряд Красной гвардии Таганрога, 1918 г.

В Годы Гражданской войны в России  наш город неоднократно  упоминался в телеграммах  Владимира Ильича, адресованных руководителям Южного фронта. Вооруженное восстание, к которому так тщательно готовились таганрогские большевики, при поддержке Южной революционной армии, привело к установлению в городе в январе 1918 года Советской власти. Но продержалась она недолго и сменилась полугодовой немецкой оккупацией. С  сентября 1918 года в Таганроге располагались части Добровольческой армии, а затем Вооруженных сил Юга России.

В апреле  1919 года Ленин пишет две  телеграммы о сосредоточении максимума сил для наступления на Таганрог и Ростов, а затем, уже в более категоричной и не требующей отсрочки форме, шлет еще одну:

«Получил шифровку, а равно ваш проект раздела Южфронта и Укрфронта. За первое благодарю, за второе ругаю как за игру в самостийность. Перебросить украинские войска для взятия Таганрога обязательно тотчас и во что бы то ни стало. Телеграфируйте». 

В этой телеграмме  речь идет именно о Таганроге, как о стратегически важном  пункте в плане по освобождению Юга России от белогвардейцев. В подтверждение значимости Таганрога для Вооруженных сил Юга России, сюда в  июле 1919 года была перенесена ставка главнокомандующего Вооруженными силами Юга России А. И. Деникина. Тем не менее, сил для развития успеха у белых постоянно не хватало, поскольку основные губернии и промышленные города центральной России находились в руках красных. Ставка просуществовала всего полгода. В январе 1920 в Таганрог вошли части 1-ой Конной армии, и в городе была установлена Советская власть.

1_7.jpg

Члены Реввоенсовета Первой конной армии К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, Е.А. Щаденко

В фондах Таганрогского музея-заповедника хранятся воспоминания участницы Гражданской войны, сестры милосердия 2-го Таганрогского партизанского отряда Л. Д. Шкуро - Раисы Валентиновны Кручининой. В октябре 1918 года она была откомандирована вместе с бойцами А. Грицаем и В. Долинде в Москву на слет фронтовиков (возможно, имеется в виду  Объединенное заседании ВЦИК, Моссовета, фабзавкомов и профсоюзов, проходившее в Москве 23 октября 1918 года - прим. авт.).

«…Когда товарищ Ленин вышел на сцену, - пишет Раиса Валентиновна,- то мы заметили, что он одет бедно, а ботинки на нем были все в заплатках. Тогда Володя Долинде обратился к Грицаю: «У меня есть офицерские хорошие ботинки, совсем новые. Давайте их подарим Ленину от фронтовиков». Мы послали в Президиум записку, чтобы принять от нас подарок на имя В. И. Ленина. Мы думали, что В. И. Ленин напишет ответ, и мы тихо передадим ему ботинки. А он встал с запиской, опустил левую руку в карман, а правую выдвинул вперед и громко сказал: «Товарищи, здесь группа моряков из 2-го Таганрогского отряда хотят преподнести мне ботинки. Как вы думаете, стоит мне их взять? Зал закричал: «Обязательно возьмите!». Тогда Шура Грицай поручил мне вручить ботинки. Я взяла ботинки и побежала к сцене. Сначала я хотела просто отдать подарок, а товарищ Ленин остановил меня, подал мне руку, поздоровался и спросил где сейчас отряд…».

 Случилась ли эта забавная история  на самом деле или является еще одним революционным эпосом – сказать трудно. Приобщиться к личности Ленина в  советское время стремился почти каждый. Достаточно вспомнить знаменитый эпизод «Ленин на субботнике». Количество людей, оставивших воспоминания о совместной с Владимиром Ильичом переноске брёвен, исчисляется чуть ли не тысячами. Но, с другой стороны, учитывая неприхотливость в быту вождя мирового пролетариата, а также крайнюю скромность и непритязательность в одежде – вполне может быть реальной.

С началом 1920 года  Гражданская  война, по крайней мере, в ее военном аспекте, для Таганрога была закончена. В освобожденных районах предпринимались решительные меры по восстановлению народного хозяйства. И в этой хозяйственной работе не последняя роль была отведена Таганрогу, как одному из крупнейших портов на Юге России через который можно было осуществлять торговлю с западными странами. О чем свидетельствует ряд документов лично подписанных В. И. Лениным.  Из письма, адресованного зам. председателя Высшего совета народного хозяйства И. Т. Смилге:

 «…Надо принимать особые меры, чтобы и Пятаков, и весь его аппарат направили свои силы на подъем местного земледелия и на товарообмен с крестьянами, а равно с заграницей через Таганрог. Предсовнарокма В. Ульянов (Ленин)».

В 1922 году на I Всесоюзном съезде Советов были приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В их основу легли идеи Ленина о создании союза равноправных республик и будущей мировой революции. Новое государство было объявлено «верным оплотом против мирового капитализма и решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран». Тысячи приветственных телеграмм со всех уголков СССР  ежегодно направлялись в адрес Владимира Ильича в день  главного государственного праздник – Седьмого ноября. Не оставался в стороне и Таганрог:

 «Дорогой Владимир Ильич, в день 6 летней годовщины Октябрьской Революции широкий Пленум Таггорсовета шлёт тебе свой сердечный пролетарский привет и желает тебе наискорейшего и наилучшего выздоровления, дабы опять стать у руля управления не только СССР, но и руководством назревающей всемирной социальной революции».

Из текста телеграммы видно, что к 1923 году Владимир Ильич был уже глубоко больным человеком. В газетах ежедневно публиковались бюллетени о его здоровье, сам же новоиспеченный глава государства  жил в подмосковном имении Горки и прямого отношения к управлению  страной не имел. В январе 1924 года в состоянии здоровья Ленина внезапно наступило резкое ухудшение. Двадцать первого  января 1924 года в 18 часов 50 минут, на 54 году жизни, он скончался.

В Таганроге о смерти Владимира Ильича узнали на следующий день. Из воспоминаний таганрожца И. А. Кулика:

«…В это день я находился в кинотеатре «Великий немой», когда на сцену взошел представитель городской партийной организации и сообщил присутствующим о смерти В. И. Ленина…начался невообразимый крик, шум, слышались громкие рыдания, крики отчаяния, десятки, десятки людей крича, бились в припадках между стульями…».

В городе был объявлен траур, по улицам ходили похоронные процессии организованного пролетариата. Рабочие и селяне на докладах о кончине Ильича торжественно заявляли о своей готовности поддержать, всеми силами, дело, начатое Лениным. Апофеозом траурных мероприятий стало, организованное слушателями Высшей кавалерийской школы 1-ой Конной армии, пролетарское отпевание бюста Ленина в Успенском соборе на центральной площади города. Обряд совершил красный командир Семен Наливайченко, надевший вместо креста вырезанную из фанеры звезду. Бойцы хором спели «Интернационал». После этого бюст Ленина был торжественно захоронен прямо на площади, невдалеке от стен Успенского собора». Сейчас подобные действия кажутся дичью и небывальщиной, но, учитывая контекст того  времени, вполне логичны и объяснимы. Достаточно вспомнить статью А. М. Горького «Владимир Ильич Ленин», опубликованную в 1920 г. в журнале «Коммунистический Интернационал». В этой статье Горький сравнивал Ленина с Петром Великим, называл его «легендарной личностью», «человеком, стоящим в центре и выше всего», считал, «что в эпоху преобладания религиозных настроений Ленина сочли бы святым».

1_8.jpg

Таганрог, 1924 г.

Еще при жизни Владимира Ильича вокруг его имени возник обширный культ, расцветший махровым цветом после смерти вождя.  Бывшая столица Петроград был переименован в Ленинград, родной горд Владимира Ильича – Симбирск - стал Ульяновском. Именем Ленина назывались города, посёлки и улицы, высшие правительственные награды и премии, в каждом более или менее крупном населенном пункте  стоял  ему памятник. Было выпущено  множество мемуарной литературы, стихов, поэм, рассказов, повестей и романов, фильмов. Цитатами Ленина доказывались утверждения в публицистике и научных работах.

 В этом вопросе Таганрог оказался в числе первых. Улица Петровская была переименована в улицу  Ленина еще при его жизни, в 1923 году.  Решение о возведении в Таганроге памятника первому руководителю СССР было принято Таганрогским окружным Исполкомом  23 января 1924 года. Для его изготовления среди жителей города была открыта подписка на сбор средств. Монумент был изготовлен ленинградским скульптором В.В. Козловым и установлен  на месте памятника Петру I у входа в городской парк. Для этого было решено снять с постамента бронзовую фигуру императора и отвезти ее в Чеховский музей. Памятник В. И. Ленину был торжественно открыт 22 января 1925 года и стал первым памятником вождю мирового пролетариата в Ростовской области. Владимир Ильич был изображен в костюме во весь рост, стоящим с поднятой рукой на пьедестале несоизмеримо большим по сравнению с самой скульптурой, что выглядело несколько комично. В 1935 году для памятника  все-таки был изготовлен новый, меньший по размеру пьедестал. В это же период на городской привокзальной площади была установлена скульптурная композиция за авторством Д. Якерсона, изображающая Ленина в окружении солдат и рабочих. В качестве постамента был сооружен фрагмент знаменитого броневика.  Оба памятника Владимиру Ильичу были разрушены немцами в период оккупации Таганрога 1941-43 гг. После войны памятник у городского парка был восстановлен, позже заменен на новый, трехметровый бетонный монумент, который в 1970 году демонтировали.

1_9.jpg

Кроме того, небольшие памятники и бюсты В.И. Ленину в разное время устанавливались около кожевенного завода, у машиностроительного техникума, на территории завода «Прибой» и Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева. До наших дней сохранилась великолепная мозаика с изображением Ленина на ул. Большой Бульварной у здания Дома культуры.

В 1970 году в СССР отмечали столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Праздновали, как и полагается, с размахом, да и готовиться к знаменательному событию начали заранее. Были изготовлены юбилейные медали, почетные грамоты, а во всевозможных организациях и учреждениях Таганрога «широко развернулось всенародное социалистическое соревнование»: все стремились достойно отметить столетие вождя революции. На Октябрьской площади состоялась закладка  нового монумента вождю  работы  скульптора, президента академии художеств СССР Н. В. Томского. Памятник был открыт 6 ноября 1970 года. В честь юбилея 19 тыс. таганрожцев были награждены медалью «за доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Завод Красный котельщик был награжден орденом Ленина, новыми именами пополнились ряды Героев Социалистического труда.

1_10.jpg

1. Приглашение принять участие в торжественных сеансах, посвящённых ленинскому юбилею, 100-летию со дня рождения, кинотеатры г. Таганрога.

2.Почетная грамота за активную работу по выполнению соц. обязательств в честь 100-летия со дня рождения Ленина.

3. Медаль юбилейная «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»


Вековой юбилей Владимира Ильича  стал последим, столь грандиозно отпразднованным в нашей стране и в Таганроге в частности. В перестроечные 80-е начался позитивный процесс преодоления культового понимания Ленина, в 90-е усилился  крен в сторону стремления перечеркнуть весь послеоктябрьский период развития страны и опять начать все с чистого листа. От лозунга «Нам Ленин сегодня особенно нужен» перешли к лозунгам, его дискредитирующим. В настоящее время, нет единомыслия в оценках. И мы имеем гораздо большее представление о подлинной личности  Владимира Ильича, о его делах и поступках. А вот как к ним относиться? Каждый решает сам.

Ст. н. сотрудник отдела «Историко-краеведческий музей»

Н. А. Сопова.





«Таганрог — город портиков и колонн»
11.12.2020

«Таганрог — город портиков и колонн»

таган правда.pngТаганрогская правда on-line
 

Таганрог — город портиков и колонн


Таганрог владеет архитектурным богатством. Замечают ли его горожане? Фрагменты из неизданной монографии архитектора Якова Рубанчика «Таганрог — город ампира» в ходе встречи, состоявшейся в библиотеке имени А.П. Чехова, представила горожанам кандидат искусствоведения, заведующая музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога» Марианна Григорян.

Проводя параллели между архитектурными обмерами зданий (а также фотографиями, сделанными Яковом Осиповичем в 1929 году) и сохранившимися в наше время особняками, Марианна Евгеньевна знакомила слушателей и с их прообразами — проектами, рекомендованными в первой трети ХIХ века.

«Глаза не видят»

На страницах «Таганрогской правды» мы уже рассказывали о Якове Рубанчике («Фиолетовые чернила из блокадного Ленинграда»). Жители Санкт-Петербурга считают его своим, но он не просто любил наш город, свою малую родину. Яков Осипович проделал знаковую, монументальную работу для сохранения исторического облика Таганрога, пронес идею создания книги о нем через всю жизнь. В 1941-м в планах его научной работы значится строка: «…окончательно составлен рабочий план книги «Монография. Таганрог — город ампира». 1944-й: подготовлен план доклада в Ленинградском Союзе архитекторов (по этой же теме). В том же году он готовит новый рабочий план книги, увы, так и не увидевшей свет.

Марианна Евгеньевна озвучила некоторые выборки из статей Якова Осиповича, одна из которых называлась «Глаза, которые не видят» (1929 год):

«Архитектурный облик Таганрога сумел донести до нашего времени аромат старины. Всякого приезжающего поражает обилие сверкающих на солнце фронтонов, колонн, аттиков, аркад и простых беленьких домиков с пышными карнизами и дивными орнаментами на гладких фасадах… Иностранные архитекторы, вдохновившись архитектурой тогдашнего Петербурга, построили город, город ампира. Привлеченные к работам культурные и талантливые мастера сумели искусно примениться к местным условиям и, уступая столичным масштабам, положить в основу своих творений строгую форму классической закономерности».

Яков Осипович отмечает, что Таганрог прошлых двух столетий являет собой блестящий архитектурный ансамбль с ярко выраженным социальным лицом, и в нем до сих пор сохранились в нетронутом виде отдельные усадьбы, целые кварталы, площади с удивительно гармоничными линиями и безукоризненными пропорциями отдельных зданий.

«Таких зданий в Таганроге свыше ста. Разного назначения — особняки, торговые ряды, амбары, памятники, церкви, архитектура малых форм и здания общественного назначения. Но Таганрог не видит… Несмотря на то, что Таганрог живет в ней, в этой архитектуре прошлого, родится в ней и умирает, он не осознает этих ценностей».

«Живая водица»

Яков Осипович хотел популяризировать зодчество старого Таганрога, воспитать вкус, издав книгу с большим количеством фотографий, архитектурных обмеров и зарисовок (архитектурный обмер — точный трудоемкий способ фиксации параметров существующего сооружения, чтобы сохранить его физический облик, на основе которого производят реставрацию, реконструкцию и даже воссоздание утраченных памятников зодчества — прим. автора). Он считал такое издание «живой водицей, от которой таганрожцы прозреют», указывая, что по архитектуре — величайшему фактору материальной и духовной культуры можно читать историю человечества.

«Будущему поколению нечего будет сказать о нас при виде голых кирпичных стен с квадратными проемами для окон, в коих, может, и есть водопровод и канализация, дань веку и технике, но отнюдь не архитектуре! Взять даже дома, которые сделаны теми же средствами, что и старинные. Пропорции в них таковы, что становится горько за тех архитекторов, которые делали эти здания. В такой архитектуре нет лица. В ней нет самого главного — эмоционального воздействия на зрителя».

Летом 1929 года, когда Яков Осипович собирал материалы для книги, он уже являлся весьма востребованным архитектором, работавшим в русле модного в те годы конструктивизма. Но образцы зодчества из родного города сильно повлияли на его видение.

« …В 29 году ампир города Таганрога открыл мне глаза на многое, — пишет Яков Рубанчик. — Обмеряя и фотографируя архитектуру этого городка, я одной рукой на виду у всех таскал по рейсшине километровые горизонтали окон своих конструктивистских опусов, а другой келейно и любовно выполнял обмеры, прорисовывал детали, радуясь ясности и последовательности этих небольших домов, в которые были заложены членораздельные архитектурные мысли».

Новая жизнь архива

Материалы для книги уцелели в годы ленинградской блокады. После смерти Якова Осиповича этот архив хранила его сестра, а потом племянница архитектора Елена Свердлова, выполнив опись и классификацию, в 1964 году в полном объеме передала его в Центральный дом архитектора в Москве. Позже материалы волею судьбы рассредоточились по самым разным фондам и музеям Советского Союза.

Марианна Григорян на протяжении нескольких лет изучала, систематизировала, снова собирала этот архив воедино. Часть опубликована в ее книге «Таганрог – история архитектуры и градостроительства конца XVII – начала ХХ века», что-то можно увидеть в стенах музея «Градостроительство и быт г. Таганрога», который также благодаря данной работе представил серию увлекательных фильмов  «Из прошлого таганрогских особняков» на интернет-площадке YouTube.

  • С нами щедро поделился Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Материалы, что доступны теперь и по сети Интернет, — результат большой работы. Обнаружив архитектурный обмер в архиве, нужно было привязать его к адресу, поднять имена бывших владельцев зданий, описать, атрибутировать, классифицировать, — отмечает Марианна Евгеньевна.
По свидетельству самого Якова Рубанчика, сохранившемуся в автобиографических заметках, он выполнил 60 обмеров фасадов и 180 фотографических снимков.
  • Обнаружить удалось далеко не всё, часть архива была утрачена. Известна история коробки со стеклянными негативами фотосъемки Таганрога, которые несколько лет пролежали безымянными в подвале одного из музейных фондов, — сетует Марианна Григорян.

«Запрещается пестрить дома краской!»

Вернемся к зданиям Таганрога. Любое строительство на улицах городов в первой трети ХIХ века регламентировалось изданиями «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи».

Авторами более 200 проектов в пяти подобных альбомах выступали такие известные архитекторы, как Андреян Захаров, Луиджи Руска, Вильям Гесте и Василий Стасов. Графические листы из книг демонстрировали варианты строений на любой вкус и кошелек — от скромных домиков на три окна до двух- и трехэтажных особняков с изящными архитектурными решениями, которые подчинялись строгим законам классицизма. Существовали четкие указания, касающиеся и цветовой гаммы зданий. Контролем занималось министерство полиции, рассылая по городам специальные дощечки с выкрасами для демонстрации верных цветов: «…запрещается пестрить дома краской!» Построенный не по правилам дом могли снести без разговоров, каким бы богатым ни был его незадачливый владелец. Внимание обращали и на высоту помещений. Василий Стасов писал: «Вредно для здоровья людей жить в жилищах меньшей высоты, чем четыре аршина внутри (2,9 метра — прим. автора)».

И вот особняки с мезонинами, колонны, портики, ордерная архитектура знакомы таганрожцам с детства. Даже плоские фасады в эпоху ампира имели намеченные детали стиля, непременно нечетное количество окон и ось симметрии… Замечаем ли мы эти прекрасные здания под кривыми пристройками, кляксами рекламы и вывесок? Может, если очистить слои краски на исторических фасадах, выглянет потрясающая лепка, выполненная руками уже ушедших гениальных зодчих, которые знали толк в красоте?

Исследователи оставляют нам надежду на то, что утраченная было книга вместе с историей жизни ее удивительного автора однажды вернется к нам новой монографией, «живой водицей», за которой будут просматриваться увлеченность, азарт открытий, любовь к истории и искреннее восхищение нашим талантливым соотечественником.

Марина ДАРЕНСКАЯ

08.12.2020

Открытие выставки «То был век богатырей!»

9 декабря, в День героев Отечества, в Литературной гостиной Южно-Российского научно-культурного центра А.П. Чехова состоится открытие новой, посвященной героям Отечественной войны 1812 года, выставки «То был век богатырей!», завершающей цикл музейных мероприятий Года Памяти и Славы.

ТГЛИАМЗ баннер.jpg

В 2020 году исполняется 195 лет с того дня, как в Таганроге со смертью императора Александра I закончилась одна из блистательных эпох русской истории. «Время славы и восторгов», овеянное триумфами русской армии и небывалым возвышением России после победы над наполеоновской Францией. В эту эпоху сформировался романтический образ русского воина, обладающего необыкновенной воинской доблестью, превыше всего ставящего долг перед Отечеством, честь и дружбу.

Об этих удивительных людях написано множество книг, снято большое количество фильмов. Но самыми главными свидетелями их славы остаются предметы из музейных собраний – молчаливые свидетели эпохи: портреты, гравюры, медали, книги. С некоторыми из них, хранящимися в фондах Таганрогского музея-заповедника, можно познакомиться на выставке «То был век богатырей!», организованной Историко-краеведческим музеем (Дворец Алфераки) и Южно-Российским научно-культурным центром А.П. Чехова.

На основе материалов выставки и исторических фактов научными сотрудниками разработан уникальный современный культурно-просветительский мультимедийный продукт – музейный квест «Призрак в музее», призванный раздвинуть границы выставочного пространства, предоставить посетителям дополнительную информацию по тематике выставки, усилить эмоциональное воздействие произведений искусства и экспонатов музея на посетителей.
07.12.2020

День рождения летчицы Будановой

7 декабря 1916 года родилась советская лётчица-истребитель Екатерина Васильевна Буданова.
Екатерина Буданова родом из Смоленской области, из небогатой крестьянской семьи. Когда Кате было 6 лет, умер отец. После окончания школы-семилетки девушка перебралась в Москву, к брату. Работала на авиазаводе. После работы училась в аэроклубе. Впоследствии сама стала инструктором и готовила новых лётчиков. Принимала участие в составе пилотажной группы на авиапразднике в Тушине. Была вожатой в 63-й московской школе. В 1939 году вступила в партию.

1.jpg

В тяжёлом для ВВС Красной Армии 1941 году опытный инструктор Екатерина Буданова идёт добровольцем в женскую авиагруппу, формируемую знаменитой лётчицей Мариной Расковой. 
Под Саратовом осваивает истребитель Як-1. Затем в качестве пилота ПВО прикрывает от вражеских разведчиков и бомбардировщиков стратегически важные тыловые объекты на Волге, но рвётся на фронт, где под Сталинградом ведут тяжелейшие бои с превосходящим противником советские истребительные части. Примерно в это же время Екатерина Буданова получила известие, что в оккупации погибли её мать и младшая сестра.
В середине сентября 1942 года женское звено старшего лейтенанта Р.В. Беляевой (младшие лейтенанты Е.В. Буданова и М.М. Кузнецова, сержант Л.В. Литвяк), прибывает под Сталинград, в обычный строевой, «мужской» 437-ой истребительный авиаполк, в самое пекло воздушной войны. Постепенно, в кровопролитных боях, девушки приобретают боевой опыт. Первую победу Екатерина Буданова одержала 6 октября 1942 года, сбив бомбардировщик Ju-88. В следующем месяце она сбила ещё два самолёта в группе и один лично, выручает своего ведущего Владимира Лавриненкова, сопровождая вплоть до посадки его машину, повреждённую в воздушном бою.

30.jpg

В начале зимы женское звено распадается. Раиса Беляева и Мария Кузнецова возвращаются в свой женский полк, а Катя Буданова и её подруга Лиля Литвяк остаются под Сталинградом (вскоре их переведут в 73-й гвардейский истребительный авиаполк), прикрывают рвущиеся вперёд по Донской земле наши наземные части. В бою с крупной группой вражеских самолётов в паре с командиром полка майором Барановым младший лейтенант Буданова сбивает истребитель FW-190. 23 февраля 1943 года Екатерина Буданова награждена орденом Красной Звезды.
В начале весны 1943 года бои на Южном фронте затихают. Буданова и Литвяк едут в Москву, в краткосрочный отпуск. Они уже знамениты на всю страну. О них писала «Комсомольская правда», их фото публиковал журнал «Огонёк».

2.jpg

В мае снова начинаются кровопролитные бои в воздухе. А 17 июля с рубежей на реке Миус в наступление переходят два советских фронта. Во второй половине дня 19 июля Екатерина Буданова вылетела на Донбасс в составе группы «яков» для прикрытия штурмовиков Ил-2. При отходе группы самолёт Будановой был атакован тремя «мессершмиттами». Один из них советский «як» подбил, но и сам был изрешечён. Только у земли раненой Кате Будановой удалось вывести машину из отвесного пикирования. Истребитель жёстко приземлился на пахоте. Умирающую советскую лётчицу достали из кабины жители села Новокрасновка. Её похоронили рядом с местом гибели. 22 июля 1943 года Екатерина Буданова награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно). На её счету было 6 самолётов противника, сбитых лично, и 5 – в группе.
9 мая 1988 года останки летчицы торжественно перезахоронили в селе Бобриково Антрацитовского района Ворошиловградской (Луганской) области.
За мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Указом Президента РФ № 1553 от 1 октября 1993 года Екатерине Васильевне Будановой присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). В Кунцевском районе Москвы именем Екатерины Будановой названа улица, на которой героиня жила в предвоенные годы. На фасаде здания бывшей московской средней школы № 63 (Багратионовский проезд, 10) установлена мемориальная доска.
«Рождество» для взрослых и детей
28.11.2020

«Рождество» для взрослых и детей

Литературный музей А.П. Чехова приглашает 5,6 января в 15-00 на

необыкновенную    прогулку по музею «Рождество для взрослых и детей».

Знаете ли вы:

- как готовились к Рождеству в XIX веке;

- как встречали праздник и проводили Рождественские каникулы взрослые и дети;

- какие блюда готовили и, как поздравляли родных и друзей?

Хотите ли увидеть:

- уникальные, предметы быта   XIX века, старинные книги,

послушать русские песни и романсы в живом исполнении?

Приходите к нам!

Вас так же порадуют новогодние фотозоны с элементами исторической реконструкции.

В таком Таганроге вы еще не бывали!

Телефон для справок: 61-14-66

Адрес: г. Таганрог, ул. Октябрьская, 9

28.11.2020

«Новогодняя перезагрузка»

Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!

Встретим его вместе!

Детвора! Мамы, папы, бабушки и дедушки!

Дед Мороз и Снегурочка приглашают вас отправиться в новогоднее путешествие по Литературному музею А.П. Чехова.

Вас ждут игры, конкурсы, сказочные превращения, новогодние фотозоны, онлайн-поздравления и отличное настроение!.

26,27 декабря в 15:00

Телефон для справок: 61-14-66

Адрес: г. Таганрог, ул. Октябрьская, 9

27.11.2020

Новый год в музее!

Дорогие таганрогжцы и гости города! Приглашаем вас в праздничные дни принять участие в наших мероприятиях с 02.01.2021 г. по 10.01. 2021 г.
18.11.2020

«Борис, до конца борись!»(памяти донского писателя Бориса Изюмского)

Наш рассказ – о писателе-фронтовике Борисе Изюмском, 105-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Борис Васильевич – автор повестей и романов «Алые погоны», «Ханский ярлык», «Нина Грибоедова», «Плевенские редуты», «Призвание», «Небо остается» и многих других.
Наталия ЕРМОЛЕНКО, научный сотрудник Литературного музея А.П. Чехова.Фото из музейных архивов.

Несколько лет назад, в Ростове-на-Дону, я познакомилась с сыном писателя, кандидатом исторических наук Александром Борисовичем Изюмским. Из личных бесед с ним, узнала много интересных фактов, как о жизни самого писателя, так и города Таганрога, в котором прошло его детство.Настроен Александр Борисович был дружески и, согласился передать личные вещи своего отца в музей.

Фонд писателя Изюмского формировался постепенно, в течение трех лет. В начале были переданы многочисленные фотографии, затем печатная машинка, книги личной библиотеки, предметы быта 1-й пол. XX века, ордена и боевые награды писателя.

Очень ценно то, что Александр Борисович передает в музей не только    личные вещи своего отца, но и удивительные истории о них. Благодаря этому, мы имеем возможность добавить новые штрихи к портрету Бориса Васильевича Изюмского.

Родители, детство, Таганрог...

Семья Изюмских 1920-е гг.jpg

Семья Изюмских. Таганрог. 1920 год.

 Фото семьи  Изюмских, сделанное в одном из фотоателье Таганрога в 1920 году, – уникально. Мы  видим   родителей  писателя -  Василия Ивановича Изюмского (стоит слева) и Анну Борисовну Парнох (сидит справа). Будущему писателю здесь 5 лет. Мать будущего писателя закончила  таганрогскую женскую  гимназию предположительно  в конце 1880-х годах   с золотой медалью: «…фамилия ее была занесена на мраморную доску… Щедро одаренная природой, она пела, рисовала, математику знала так же хорошо, как и грамматику», - пишет в своих мемуарах Изюмский. 

Будущие супруги познакомились в редакции царицынской газеты, где он  работал корректором, а она писала театральные рецензии, печатала стихи, очерки.

6 марта 1915 года  в Царицыне (ныне Волгоград) родился их единственный сын Борис.

Вскоре чета Изюмских перебралась в Таганрог, где прошли детские и юношеские годы писателя.

Когда Борису было 6 лет, отец оставил семью  и на плечи маленького мальчика легли   все заботы по хозяйству. Он  растапливал печь углем, готовил  обед для себя и больной матери, ходил   на базар, где его знали все торговки и уступали в цене, потому что жалели.

Жила семья на скудные заработки матери от репетирования.Одевался он в то время плохо: брюки, перешитые из дядиных, огромная заячья шапка, наползающая на глаза.

«Духовным оркестром дирижировал Молла»

Совсем иначе писатель выглядел в зрелые годы. Донской писатель и литературный критик Елена Джичоева в книге об Изюмском «Два лика времени» пишет: «Знавшие Бориса Изюмского в зрелые годы, известным писателем, привыкли к тому, что он всегда элегантен, подтянут, аристократичен даже».

В 1965 году, когда Изюмскому было 50 лет, а страна праздновала 20-летие со дня освобождения от немецко-фашистких захватчиков, он решил вести дневниковые записи, иронизируя: «Возможно, когда-нибудь, докачусь и до мемуаров…». Александр убедил отца в необходимости их написания.

Сегодня эти воспоминания под названием «Мои вечера» малоизвестны широкому кругу читателей. Но для исследователей той эпохи они представляют большой интерес. В них подробно описывается Таганрог довоенной поры, преподаватели школ, увлечения таганрогской молодежи.                

Вот интересные фрагменты из воспоминаний:

В городском саду вечерами дирижировал духовым оркестром изящный, с длинными волосами итальянец Молла, собирая многочисленных любителей музыки. Это было время, когда таганрогские мальчишки упоённо увлекались звёздами футбола и кино. Вратарь Лёня Лужинский, вратарь Фисенко, левый крайний Петько были нашими богами. Чтобы купить билет на матч, мы, переехав «по хорде» Азовское море, резали камыши с бархатными коричневыми набалдашниками и продавали их по копейке штука. Не проходило вечера, чтобы мы не ходили в кинотеатр «Луч» или «Бондаренко».

Мы бредили Дугласом Фербенксом из «Знака Зорро», трюками восхитительного Гарри Пиля, прыгавшего с моста на крышу проходившего внизу вагона, хладнокровным ковбоем Вильямом Хартом,  подражали комикам Гарольду Ллойду в очках-колёсах, невозмутимому Бестеру Китону и, конечно же, Чарли Чаплину».

 Особенного внимания заслуживает такой эпизод:

«Когда мне было года четыре, отец взял меня на базар. Вот ходим мы между повозок с вяленой рыбой. Один пожилой возчик спрашивает меня:

   — Тебя как зовут?

   — Борис…

   Возчик достает рыбину, протягивает мне:

   — Борис, до конца борись. 

 Любопытно, что эта сцена возникла перед глазами в самую трудную минуту под Сталинградом. А позже — когда писал повесть «Ханский ярлык»…

Характер юного Бориса формировался в Таганроге. От отца он унаследовал силу, выносливость, от матери  - чуткость, умение заботиться о других.  

Педагог, офицер, автор книг...

Анна Борисовна делала для сына все, что могла: учила читать, писать, рисовать,  поэтому с шести лет он был принят сразу во второй класс. 

Кстати, Изюмский выпускник  школы № 2 им. А.П. Чехова,  бывшей мужской классической гимназии.

Когда началась ВОВ, Борис Васильевич добровольцем ушёл на фронт. Служил в кавалерии, артиллерии, командовал стрелковой ротой. В 1943 году в боях за Мелитополь был ранен.

 Сын писателя передал в наш музей Орден Красной Звезды, которым  Борис Васильевич был награжден 12 июня 1944 года. В наградном листе к Ордену   описан его подвиг:

 «Участвуя в боях против немецких оккупантов, старший лейтенант Изюмский  в боях за город Мелитополь первым ворвался со своей ротой в город и завязал с врагом уличные бои, где был тяжело ранен. Принимая участие за освобождение населенного пункта ст. Абганерово, ст. лейтенант Изюмский,  когда вывело весь орудийный расчет, сам лично, пренебрегая смертью…стал у орудия и прямой наводкой уничтожил вражеский танк. После чего был вторично ранен и контужен». 

После излечения, Изюмский был демобилизован и в 1944 году направлен в Новочеркасское суворовское училище преподавателем истории, логики и психологии, где проработал до 1951 года.

С однополчаниным Тимофеем Виноградовым.jpg

Борис Изюмский (справа) и его однополчанин Тимофей Виноградов.

Сама жизнь доверила бывшему офицеру, израненному комбату Изюмскому, воспитание суворовцев.  Многие его ученики  были  детьми  офицеров, оставшихся без родителей в годы ВОВ. Борис Васильевич стал для ребят  не просто воспитателем, но  и наставником, другом. Вскоре судьба его вознаградила и в жизни преподавателя появился Иван Дмитриевич Василенко. 

Иван Дмитриевич Василенко, известный писатель, таганрожец. Несколько раз он приезжал в   училище,  знакомился с воспитателями и воспитанниками, беседовал с ними. Его задача состояла в том, чтобы написать книгу очерков о судьбах суворовцев. Василенко пользовался не только собственными наблюдениями, письмами родителей ребят, но и дневниками, которые вел в то время воспитатель этого училища старший лейтенант Борис Изюмский.

Именно Василенко подсказал молодому офицеру идею для написания повести «Алые погоны»: «Вам, кто варится в этом котле, надо написать большую повесть, я же ограничусь книжечкой очерков».

Очерк Василенко «Суворовцы», был издан в Ростове в 1945 году. А Борис Васильевич последовал совету Ивана Дмитриевича и принялся писать о суворовцах, его повесть «Алые погоны» вышла в 1948 году и была очень популярна в середине  ХХ века.

Начинающий автор часто бывал в Таганроге – городе своего детства. В гостях у маститого писателя Василенко на улице Чехова, 88.  Иван Дмитриевич  читал вслух,  вспоминал тех, с кем сводила его судьба. Борис жадно прислушивался к размышлениям Василенко «…о литературном языке, о сюжете, о том, какая иногда чепуха может стать толчком к созданию художественного произведения». 

Александр Борисович так же передал музею первый сборник рассказов писателя «Раннее утро», вышедший в 1946 году и многочисленные книги его личной библиотеки.

На полях книг: Л.М. Щетинина А.Н. Стрижева, Н.А. Бестужева, М. Пришвина, М.. Шолохова, и др. многочисленные  авторские заметки.  

Очевидно, Изюмский вел записи  в книгах, которые читал, по такому же принципу, как и в рабочих экземплярах.

Дело в том, что по выходу в свет своих книг, Борис Васильевич находил в них немало того, что надо исправить, переработать. Особенно много таких пометок в его первом сборнике.   Иногда в этих экземплярах вычеркнуты целые абзацы, а вместо них мелким каллиграфическим почерком написаны новые варианты   - короче и точнее. 

В дневниковых записях писателя есть такие строки:

«В 1965 году   после долгого перерыва в стране  вновь стали торжественно отмечать День Победы… великий, трагический и гордый день».

«С Днем Победы произошло нечто похожее на раскопки драгоценных сокровищ. Они были занесены временем, как пылью, но вот пришли люди и старательно откопали, отчистили от безразличия бесценные клады. И фронтовики стали открыто носить свои награды… И день 9 мая - ни с чем не сравнимый день – засиял гордо и величественно. И выяснилось, что у скромнейшей регистраторши Марии Ивановны две медали «За отвагу», что мой сосед командовал партизанским отрядом, а все вместе взятое - величайшая возможность возвышения народного духа.»

В первые годы  после войны проведение масштабных парадов   было не уместно. Тогда еще все напоминало о войне.  Офицеры и солдаты Красной армии оставались настоящими, живыми героями книг, рассказов, очерков, авторами которых становились сами участники Великой Отечественной. Одним из таких писателей  стал Борис Васильевич Изюмский.

«Борис, до конца борись!» -  этот призыв из таганрогского детства следовал за ним всюду. Возможно, поэтому он и учил будущих офицеров и нас, читателей его книг, «никогда не сдавать занятых вершин»!

Наталия Ермоленко - научный сотрудник Литературного музея А.П. Чехова.


12.11.2020

«Дорого ты стоишь мне, Ариадна!» К 140-летию рассказа А.П. Чехова «Папаша».

«Голос Ариадны, её шаги, шляпка вызывали во мне радость, страстную жажду жизни…». Это строчка из рассказа Чехова «Ариадна». Возможно, именно такие чувства он испытывал, будучи подростком, при виде героини этой статьи.

В августе 1868 гола Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Незадолго до этого, на должность инспектора гимназии был назначен учитель математики и физики Григорий Филиппович Черец. Мальчик вряд ли запомнил этого человека. В апреле 1869 года статский советник Г.Ф. Черец скончался.

Инспектор оставил после себя вдову и двух дочерей. Ещё при жизни отца девочки начали учиться в женской гимназии. Старшая, Софья, впоследствии получила при выпуске серебряную медаль. Ариадна или, по-домашнему, Рура внимания к наукам не проявляла. Отец заявил, что из Руры он сделает дитя природы и больше ничему её не учил. Гимназию она так и не окончила. Знакомые находили, что из Ариадны вышла очень интересная по-своему девушка.

Ариадна постоянно находилась в центре внимания таганрогской молодёжи. Возможно, она стала первой девушкой, которой всерьёз увлёкся Антон. Друг Чехова А.Д. Дросси вспоминал: «Главной притягательной силой, влекшей нас в сад, была красавица-гимназистка Черец, по имени Ариадна или просто Рурочка, как мы все её называли. Окружённая всегда толпой поклонников-гимназистов, Рурочка была неизменной спутницей безмятежной юности нашей. К числу тайных воздыхателей Рурочки принадлежал и Антон. Он очень редко пропускал прогулки в её обществе." Эти совместные прогулки Чехов описал в 1888 году в рассказе «Огни».

Семья покойного инспектора Череца продолжала общаться с его коллегами. Круг таганрогских учителей и учительниц, в который входили и их родственники, был довольно узок. Все друг друга прекрасно знали и нередко находили женихов и невест в своей среде.

Вдова инспектора вышла замуж за молодого учителя словесности А.Д. Мальцева, который был лет на тринадцать старше Ариадны. Окружающие перешёптывались: «Женила на себе».

Софье, барышне умной и образованной, нравился преподаватель латыни В.Ф. Помян,в часы досуга переводивший итальянскую поэзию.

Ариадна не нарушила семейную традицию.

В июле 1875 года преподавателем древних языков в таганрогскую гимназию назначили Владимира Дмитриевича Старова. 24-летний выпускник Новороссийского университета прибыл на своё первое место службы и сразу произвёл благоприятное впечатление. Таганрогский историк П.П. Филевский, бывший гимназист, писал: «Недурён собой, хорошо одевавшийся, он сделался образцом для подражания воспитанников старших классов. Его успехи в дамском обществе ещё более сделали его интересным среди молодёжи. Учащиеся относились к нему хорошо и обыкновенно говорили: «Он в ученике не видит врага». Среди учеников Старова был и Антон Чехов.

Жизнерадостный и общительный учитель был представлен Ариадне Черец. Она согласилась стать его женой. А затем, по словам Филевского: «Началась семейная драма. Молодая женщина любила бывать на балах в клубе, в театре. Для бала и театра нужны были наряды, их доставать учитель не мог, хотя и старался, впадая в долги. Поклонники Ариадны Григорьевны, богатые греки, стали делать ей подарки, она их принимала, а это повергало несчастного Старова в отчаяние». Он стал давать дорогие частные уроки, иногда пропуская занятия в гимназии, лишь бы принести деньги своей Ариадне. Несчастливую семейную жизнь педагога обсуждала все – и коллеги, и ученики.

Ариадна всё больше от него отдалялась. Её не устраивали положение всего лишь жены при муже и тесный мир провинциального города, где она вынуждена была, при отсутствии детей, скучать дома в одиночестве. Только изредка она могла блистать среди одних и тех же надоевших лиц. Ариадна была амбициозна и мечтала о большем. Она увлеклась начинающим актёром Н.Н. Соловцовым, гастролировавшим в Таганроге. А тот убедил молодую женщину, что она создана для сцены.

Антон Чехов видел игру Николая Соловцова, а затем познакомился с ним за кулисами. (Впоследствии он сочинит в расчёте на этого артиста роль помещика Смирнова в водевиле «Медведь»). Влюблённость гимназиста в Ариадну, видимо, давно поблёкла и испарилась после её замужества. Соученик Чехова Александр Вишневский описал в своих мемуарах такую сценку: «Явился к нам Антон и весело сообщил «Сейчас артист Соловцов увёз жену нашего учителя Старова.»

Ариадна покинула супруга в 1878 году и больше в Таганрог никогда не возвращалась. Но Чехов её не забыл. Образы похожих на неё женщин не раз возникали в творчестве писателя.

В пору сотрудничества в многочисленных юмористических журналах Чехову постоянно требовались новые сюжеты. Он черпал их отовсюду, в том числе и из гимназического прошлого.

29 июня 1880 года в журнале «Стрекоза» был опубликован рассказ «Папаша». Отец второгодника-переростка приходит домой к учителю с просьбой. Если сын не получит хорошие отметки, то он в пятнадцать лет может остаться в третий раз в третьем классе. Папаша слышит, как учитель говорит своей жене: «Дорого ты стоишь мне, Ариадна! Прихоти твои не имеют пределов!».

Чехов даже в ранних произведениях никогда не «фотографировал» реальные события. Педагога в рассказе зовут не Владимир Дмитриевич, а Иван Фёдорович. И преподаёт он не латынь, а арифметику. Имя, отчество и предмет преподавания автор взял у другого своего наставника – И.Ф. Крамсакова и совместил с судьбой Старова. Что касается семейных отношений персонажа, те таганрожцы, которые читали «Стрекозу», конечно, обо всём догадались. А для москвичей и жителей других городов это была просто типичная история.

Ариадна в это время кочевала по городам с собственной опереточной труппой. Значительную сумму денег на организацию труппы дал богатый меценат граф Кочубей, который ничего для неё не жалел. Взяв псевдоним Дагмарова, она стала первой в России женщиной-антрепренёром. Театральные рецензенты обращали внимание на её эффектную внешность и роскошные туалеты. Известный критик и публицист Влас Дорошевич вспоминал, как впервые увидел её: «Я слыхал, что это очень красивая актриса, но не представлял себе, что до такой степени».

А Владимир Дмитриевич от горя стал пить. Добрый директор гимназии Э.Р. Рейтлингер закрывал глаза на прегрешение подчинённого, потому что сочувствовал ему.

Весной 1887 А.П. Чехов приехал в Таганрог и навестил своего учителя, оставшись у него на ночевать. Им было о чём поговорить и что вспомнить. 15 октября, в Москве, Антон Павлович делает на своей книге «В сумерках» (СПб., 1887) дарственную надпись: «Владимиру Дмитриевичу Старову за Саллюстия, Овидия, Тита Ливия, Цицерона, Вергилия и Горация и за ночлег от бывшего ученика и автора А. Чехов». Книга была отправлена в Таганрог.

20 мая 1888 года в журнале «Северный вестник» появился уже упомянутый рассказ «Огни». В нём было всё, что освежили в памяти поездка в родные места и беседа с учителем: южный тёплый город, море, степь, гимназия, городской сад и прелестная девушка, гуляющая по его аллеям. И упоминание о том, что «одна барыня уехала от мужа с актёром».

А Старова в этом же году перевели в другую гимназию, которая находилась в большой станице Усть-Медведицкой. Там же в 1892 году он умер в больнице.

Ариадна вовсе не собиралась разрушать его жизнь. Вероятно, просто не предвидела таких последствий. Если она и любила когда-нибудь Владимира Дмитриевича, то это чувство задавили семейные будни. А именно – постоянная нехватка денег, упрёки супруга в расточительстве и зависть к богатым гречанкам, чьи платья всё равно были дороже. Может, принимая в своё время предложение симпатичного учителя, на которого засматривались местные красавицы, она просто сделала неплохую партию? И когда на одной чаше весов было блестящее будущее, а на другой – переживания мужа, она долго не раздумывала.

Ариадна Григорьевна стала прототипом главной героини рассказа Чехова «Ариадна», напечатанного в 1895 году в журнале «Русская мысль». Антон Павлович дал своему персонажу не только имя, но и отчество, и некоторые черты характера таганрогской знакомой.

Чеховская Ариадна так же капризна. Она требует от брата (как её прототип от мужа) немедленного исполнения своих прихотей. Например, захотелось ей дорогую лошадь, а средств на покупку нет. Пусть брат прикажет снять с части крыш в имении железо и продаст!

По словам героя, влюблённого в эту красивую провинциальную барышню: «В ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна, и она воображала себя в будущем не иначе как очень богатою и знаменитою, ей чудились балы, ливреи, роскошная гостиная, свой salon, и целый рой графов, князей, знаменитых художников и артистов, и всё это поклоняется ей, и восхищается её красотой и туалетами…».

Рассказ вызвал в Таганроге живой интерес. Земляки узнали в героине Ариадну Черец. Ведь в городе долго помнили и осуждали её побег.

А друзья по сцене знали госпожу Дагмарову как отзывчивого человека. Она помогала старым актёрам, иногда отдавая последнее.

Скончалась Ариадна Григорьевна в 1915 году. Она пережила и мужа, и Николая Соловцова, и юного поклонника Антона. Попадались ли ей на глаза «Папаша» или «Ариадна»? Вспоминала ли, слыша имя известного писателя, робкий взгляд гимназиста? Кто знает…

 

                         Старший научный сотрудник отдела «Литературный музей А.П. Чехова» Алферьева А.Г.


Это интересно 1 - 10 из 19
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец