Это интересно

16.03.2022

Телевизор XIX века


... в нём были не простые оптические стёкла; в нём были как бы двери в

некий мир, недоступный для нас...

Он был чьим-то великим изобретением,

но чьим, я не знаю...

   Иванов А.П. "Стереоскоп", 1905 г.

 

Небольшая повесть "Стереоскоп", написанная в 1905 г Александром Павловичем Ивановым (1876-1933) была напечатана отдельным изданием в 1909 году с обозначением "Сумеречный рассказ" и высоко оценена современниками. В ней подробно описываются детали "автомата, пробуждающего к зловещей жизни" с помощью фотографии с "застывшими призраками". То есть к первому десятилетию ХХ века стереоскоп был уже предметом из прошлого, несмотря на популярность, массовое производство и активное использование городским населением России.

Стереоскоп - это бинокулярный оптический прибор для индивидуального просмотра "объёмных" изображений. Для того чтобы получить такое изображение, нужны два снимка, снятых с двух разных точек. Эти точки должны быть расположены друг от друга на расстоянии, равном расстоянию между глазами человека. Первое изображение видит левый глаз, второе - правый, и при наложении получается эффект двойной картинки. Поэтому прибор называется бинокулярным. А оптические стёкла делают изображение объёмным.

Первый стереоскоп был изобретён в 1829 году учителем математики мистером Элиотом из Эдинбурга (Великобритания). Десять лет спустя британская компания London Stereoscopic Company провозгласила лозунг "Ни одной гостиной без стереоскопа!" и к 1856 году предложила покупателям каталог своих видовых снимков. К 1860 году рекламный слоган стал реальностью, уже немногие семьи в Европе могли сказать, что в их доме отсутствует стереоскоп. Стереоскопические пластины с видами практически всех уголков земного шара можно было приобрести по доступной цене. Стереография являлась средством массовой коммуникации, которое служило одновременно и источником информации, и развлечением. В настоящее время стереофотография модифицировалась в 3D фотографию и сохранилась в таком виде до наших дней.

В коллекции предметов техники Таганрогского музея-заповедника хранится такой прибор. Он поступил в музей в 1987 г от жителя г. Таганрога. За неимением точной информации, был не точно атрибутирован. При подготовке новой экспозиции музея «Градостроительство и быт г. Таганрога», научные сотрудники, работая с предметами, определили, что это настольный автоматический стереоскоп "Le Taxuphote", который произведен во Франции в начале ХХ века на фирме "JULES RICHARD".

Жюль Ришар (1848-1930) - французский промышленник, бизнесмен и изобретатель, фотограф и производитель устройств для стереоскопической фотосъёмки и научных приборов. В 15 лет работал подмастерьем у часовщика. Затем техником в управлении телеграфных сетей. А с 1871 года возглавил семейный бизнес по производству фотокамер и точных приборов. В течение полувека Жюль Ришар был одним из самых видных французских специалистов в области стереоскопической фотографии.

Стереоскоп "Le Taxiphote" - один из самых красивых среди настольных стереоскопических приборов, выпускаемых в начале ХХ века. В данный момент он является украшением одного из залов музея "Градостроительство и быт г. Таганрога".

Фото стереоскопа.JPG

Фото пластины.JPG

 

Мартиросова С.Ю. хранитель фонда «Дерево» ТГЛИАМЗ

01.03.2022

Иконка на мыльном камне

В 1950 г. в Краеведческий музей города Таганрога поступила двусторонняя каменная иконка, найденная на Азовском побережье в районе Золотой косы.

 Иконка округлой формы, выточена из мыльного камня (сапонита, разновидность стеатита). Обе несущие изображения плоскости обрамлены по краю узким валиком, слегка возвышающимся над рельефом и служившим для укрепления камня в оправе. Вероятнее всего, иконка была нательным образком-оберегом. Изображения святых выполнены в невысоком рельефе. Надписи исполнены графически.

На одной стороне святой изображён в полный рост между двумя колонками букв. Святой Олекса представлен в молитвенно-благоговейной позе. Удлинённый овал лица обрамлён ниспадающими на плечи волосами. Одет святой в широкую и длинную, стянутую в талии исподь, украшенную по подолу орнаментальной каймой. Имя святого – Олекса – соответствует древнерусскому произношению греческого Алексиос (Алексей). Известен лишь один святой по имени Алексий Человек Божий, культ которого был широко распространён в X в. В иконографии образ этого святого встречается редко, и в этом смысле иконка является уникальной.

На другой стороне иконки резчик поместил часть сюжетной композиции, выделив её вторым рельефным валиком, который местами расширяется вглубь медальона и образует подобие схематически переданного пейзажа. Фигура святого Фёдора, изображенного посредине медальона, устремлена вправо, руки воздеты кверху и принимают какой-то предмет. Святой представлен немолодым, с широко раскрытыми большими глазами, прямым длинным носом, небольшой овальной бородой. Выделяются несоразмерно большие кисти рук и несоразмерно маленькие босые ступни. Изображение довольно примитивно и архаично. Свободное пространство справа и слева от фигуры заполнено надписью. Построение фигуры святого Фёдора на иконке очень близко изображениям в иконографии святого Фёдора Стратилата.

 Сюжет и композиция найденной иконки широко распространены в византийской иконописи и пластике XI-XII вв. Первые образцы византийских иконок из стеатита являлись копиями рельефов из слоновой кости. При дешевизне и доступности материала стеатитовые иконки, тем не менее, были дорогими индивидуальными изделиями, которые заказывали состоятельные люди. На стеатитовых иконках, предметах личного поклонения, преобладали образы святых помощников, врачевателей, охранителей от демонических козней, мора и стихийных бедствий, военных и дорожных опасностей. Их заключали в оправу и носили на груди воины и купцы, отправлявшиеся в дальний путь. Нередко на таких иконках-медальонах изображали патрональных святых, соименных заказчику или членам его семьи.

Изделия византийских художников-камнерезов в большом количестве доставлялись на Русь и служили образцами для местных мастеров. Анализ изображений и надписей иконки, хранящейся в собрании Таганрогского музея, позволяет говорить о её местном, приазовском происхождении.

 По мнению исследователей, иконка является важным свидетельством наличия в XI - начале XII веков в Приазовье, в пределах Тмутараканского княжества, русского ремесленного населения, работавшего на местный рынок. В то же время иконка представляет собой своеобразный памятник древнерусской эпиграфики.

 иконка1.JPG

иконка2.JPG

Хранитель музейных предметов

коллекции «Археологические памятники» Олих О.Г.

15.02.2022

«Советские спортсмены – в помощь Красной армии». Наградные часы « Е.С. Ованесову…1933 г. »

«Советские спортсмены – в помощь Красной армии».

Наградные часы « Е.С. Ованесову…1933 г. »

В коллекции предметов из драгоценных металлов Таганрогского музея-заповедника выделяется собрание мужских карманных часов конца ХIХ - первых десятилетий ХХ вв., когда в связи с удешевлением производства, часы стали массовым товаром и сформировалась их наградная функция.

Наградные часы Е.С. Ованесова являются продукцией швейцарских фирм и привлекают к себе внимание, несмотря на погрешности в сохранности. Корпус серебряный, «Борель сын и Кͦ » 1894-1927 гг. , механизм фабрики Поля Мозера 1880-1890-х гг. Известно, что в послереволюционное время корпуса экспроприированных часов из драгоценных металлов чаще всего переплавляли на металл. Но в данном случае, для использования часов в качестве награды, механизм вновь обрел корпус из благородного металла, но уже другой фирмы.

К сожалению, не всегда музейный исследователь может раскрыть историю предмета до конца. Источник поступления в коллекцию остался неизвестным, но предмет приобрел мемориальный статус благодаря тексту, выполненному гравировкой на верхней крышке: «Е.С. Ованесову за ударную работу на Спартакиаде Высшего и Старшего Начсостава Р.К.К.А. 1933 г.». Предположительно, часы принадлежали известному советскому спортсмену. Ованесов Евгений Степанович (1893 - 1944) входившему в десятку сильнейших теннисистов СССР рубежа 1920-1930-х гг.

Игра советского чемпиона Е.С. Ованесова отличалась упорством, изобретательностью и чрезмерной эмоциональностью. Известно, что после удачных ударов он нередко бросал вверх ракетку и пританцовывал на площадке. Зрители и соперники называли эту импровизацию спортсмена «танцем Шамиля».

В конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. спорт занял прочное место в жизни Рабоче-Крестьянской Красной армии. К.Е. Ворошилов, нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета СССР, тесно связывал укрепление боевой мощи армии с повышением ее физической подготовки. Он обратил внимание спортивных работников Центрального Дома Красной армии и Главной инспекции по физической подготовке и спорту РККА на то, что среди участников соревнований очень мало командиров. Так возникла идея Спартакиады высшего и старшего начсостава РККА и женского начсостава, которая состоялась 12–18 октября 1933 года в Москве, а многие известные спортсмены, в том числе Е.С. Ованесов, стали активными инструкторами и были отмечены наградами.

В настоящее время часы представлены в экспозиции «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты».

Хранитель музейных предметов коллекции «Драгметаллы» Разуваева С.Н.


Borel Fils & Cie – Борель сын и К 1894-1927гг.jpg

Borel Fils & Cie – Борель сын и К 1894-1927гг

«Е.С. Ованесову за ударную работу на Спартакиаде Высшего и Старшего Начсостава Р.К.К.А. 1933г.».jpg

«Е.С. Ованесову за ударную работу на Спартакиаде Высшего и Старшего Начсостава Р.К.К.А. 1933г.»


Это интересно 21 - 23 из 23
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец