Более 70 лет картина Василия Поленова считалась утраченной в период Второй мировой войны. Написанный в 1881 году «Пруд с вётлами» в августе 1943 был изъят из таганрогского музея и вывезен на территорию Германии вместе с другими культурными ценностями.
В 1959 году она попала на рынок произведений искусства, а спустя почти 30 лет была куплена Художественным музеем города Киля. Работа по ее возвращению началась в 2016 году в рамках проекта "Российско-германский музейный диалог".
27 сентября 2017 года в немецком Киле состоялась торжественная церемония передачи Художественным музеем Киля представителям Таганрогского музея -заповедника
картины Василия Поленова «Пруд с ветлами» (1881).
На презентацию в Таганрог прибыли зампред правительства РФ Аркадий Дворкович и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Директор музея-заповедника Елизавета Липовенко рассказала гостям об истории создания, дальнейших путешествиях и возвращении известной картины в таганрогский музей.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев поблагодарил всех, кто имел отношение к работе по возврат в таганрогский музей уникального произведения изобразительного искусства. «Совершенно удивительно, за три дня до освобождения Ростовской области, картина, покинула наш музей, и в год 75-летия освобождения вернулась домой», — отметил Василий Голубев. — Это счастливый конец печальной истории.
Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, принявший участие в презентации экспозиции, отметил, что случаи возвращения утраченных в годы войны культурных ценностей сегодня единичны. «Этот процесс является справедливым, когда культурные ценности возвращаются на свои законные исторические места. Такие случаи единичны, но они происходят. И спасибо всем, кто занимается этим процессом ежедневно», - сказал Дворкович.
Таганрожцы могут познакомиться с возвращенным шедевром на выставке, размещённой в Южно - Российском научно - культурном центре А.П.Чехова (ул.Октябрьская,9).
Цель этой уникальной экспозиции, которая будет доступна для посещения уже в ближайшее время, раскрыть историю жизни предмета в пространстве, рассказать о судьбе картины, не менее интересной, чем человеческие судьбы.
Репортажи средств массовой информации