До крещения Руси славяне отмечали день летнего солнцестояния (24 июня). Однако после принятия христианства дата праздника сместилась на 7 июля. Торжество приурочили к рождению Иоанна Крестителя (Купателя), отсюда и появилось необычное название.
Главные персонажи этого дня: Купало – покровитель любви и продолжения рода и Мара – божество, символизирующее зиму и приносящее недуги и голод.
Большинство купальских поверий связано с кладами. Считалось, что в эту ночь зацветает никогда не цветущий папоротник и указывает дорогу к сокровищам. Древние славяне считали, что тот, кто их найдёт, будет самым богатым и счастливым человеком.
Один из героев рассказа А.П. Чехова «Счастье» - старик пытался отыскать драгоценности, спрятанные в недрах кургана. «Есть счастье, а что с него толку, если оно в земле зарыто?» Но дело не увенчалось успехом: десять раз старик пытался отыскать клады с золотом: «И отец мой искал, и брат искал – ни шута не находили, так и умерли без счастья».
Интересно, что с легендами о старинных курганах, о поисках кладов, Саур-Могиле* был знаком Антон Чехов ещё с гимназических лет*.
*Саур-Могила - курган в Горловском районе, Донецкой области. «Далёкая, похожая на облако, с остроконечной верхушкой. Если взобраться на эту Могилу, то с неё видна равнина, такая же ровная и безграничная, как небо…» (А. П. Чехов).
*В экспозиции Литературного музея А.П. Чехова (ТГЛИАМЗ) представлены страницы из рукописного гимназического журнала «Опыт» (1873 г.) с легендой о Саур-могиле (фото 1), а также картины: Д.М. Синоди-Попова «Саур-могила» (фото 2) и О. Бувалко «Вечность» (фото 3).